Для связи в whatsapp +905441085890

Неоплатонизм и христианство — Влияние античной философии на христианскую философию

Неоплатонизм — это название появилось только в наше время. Так называется одна из интерпретаций учения Платона, ставшая общепринятой в III- VI веках нашей эры. Для этой интерпретации характерно «унифицированное» восприятие наследия Платона как целостного учения и сочетание рафинированного рационализма с различными видами мистического мировоззрения. Такая интерпретация наследия Платона проникнет и в христианскую литературу и окажет некоторое влияние на христианское богословие, а также повлияет на восприятие наследия Платона в последующей европейской культуре.

Плотин (204 — 268) считается основателем «неоплатонической» интерпретации платонизма. Именно он создал так называемую римскую школу неоплатонизма, которая достигла своего апогея при императоре Галиасе (253 -268 гг. н.э.), интеллектуальным учителем которого был Плотин. После смерти Плотина его учение систематизировал Порфирий (232 — 305) — плодовитый писатель, активный критик христианства (но очень почитаемый в Средние века как логик и дидактик) и редактор трудов Плотина.

Параллельно с Порфирием в Антиохии возникла так называемая сирийская школа неоплатонизма. Она была основана Ямплихом Халкидским (260- 325), создавшим версию неоплатонизма, которая в некоторых отношениях существенно отличалась от версии Плотина. Именно в этой школе окончательно сформировался «схоластический» тип комментариев к диалогам Платона и оформилась философская концепция теургии.

В середине четвертого века сирийскую школу неоплатонизма сменила пергамская школа, самым выдающимся и авторитетным представителем которой был Эдезий Каппадокийский (290 — 355). Сохранившееся обширное наследие его представителя, римского императора Юлиана Отступника (331-363), при правлении которого неоплатонизм стал теоретической основой для попытки возрождения язычества и религиозных реформ в империи, содержит все основные черты пергамского кружка. Реформы были прерваны смертью Юлиана на поле боя, после чего неоплатонизм был вынужден адаптироваться к условиям существования в рамках христианской империи и растущей христианизации римской образованной элиты. Следует отметить, что широко распространенная среди философов поздней античности практика не раскрывать на время учения своего учителя (Плотин, например, поклялся не излагать философию Аммония Саккоса в письменном виде) постепенно приобрела характер «обязательной эзотерики», поскольку к IV веку н.э. неоплатонизм уже включал обязательную теургическую литургию, радикально отличавшуюся от христианства (и потому попавшую под официальный запрет).

Новый подъем неоплатонической доктрины происходит в Афинах в пятом веке нашей эры. В это время в Академии преподавал целый ряд знаменитых мыслителей, среди которых наиболее выдающимися были Прокл Диадох (412-485) и Дамас Диадох (ок. 460 — после 535); они оставили после себя важнейшие философско-богословские труды и оказали значительное влияние на средневековую мысль.

Неоплатонизм и христианство - Влияние античной философии на христианскую философию

Влияние античной философии на христианскую философию

В неоплатонизме платоновская оппозиция между телесным, чувственным миром и сверхчувственным миром доведена до крайности. В его основе лежит доктрина сверхразумного и сверхзначимого первоначала. Следуя Платону, неоплатоники считали, что изначальное первоначало — это Единое равно Благо. Она не постижима для разума, но понятна только в состоянии сверхразумного экстаза. О нем нельзя сказать, что оно есть, можно только утверждать, что оно не есть, т.е. к нему применимы только отрицательные определения.

Единое равно Благо, как говорит Плотин, «не знает ничего недостающего, независим, ни в чем не нуждается». Единый неподвластен времени, ни к чему не стремится, пребывает в состоянии вечного покоя. Оно знает себя, но без всякого процесса познания, поскольку для него не существует перехода от незнания к знанию.

Плотин сравнивает Того, кто соответствует Благу, с солнцем. И как от солнца исходит свет, так от Единого Равновеликого Блага исходит эманация (эманация, излучение), которая порождает бытие, равное уму, и содержит идеи (концепции). Таким образом, с одной стороны, Дух множественен, содержа в себе множественность всех идей, а с другой стороны, он един. Разум существует вне времени. Она осознает себя и тем самым, мысля свое содержание — идеи — создает их. Этот процесс начинается с самых общих идей (бытие, движение и покой, тождество и различие); все остальные идеи вытекают из них.

Распространение эманации за пределы ума приводит к возникновению мира-души. Оно порождает время и существует в самом времени. Мир-душа является связующим звеном между сверхчувственным и разумным мирами, хотя сам он нематериален. Душа является источником движения для всех физических объектов. Она делится на составляющие, т.е. есть душа небес, душа звезд и планет, душа земли, душа животных, растений, людей и т.д.

Погасший свет, исходящий от Единого, ставший тьмой и мраком, — это материя, образующая чувственный, телесный космос. Он вечен во временном существовании (т.е. существует всегда, когда есть время).

У Иамплиха и Прокла эта схема значительно сложнее, например, у Прокла промежуточное положение между единством и духом занимают числа.
Более того, неоплатонизм, как и ряд других учений античной философии, оказал большое влияние на христианство и средневековую христианскую философию, как на Востоке (Афанасий Александрийский, Псевдо-Дионисий, великие капподокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др.), так и на Западе (Аврелий Августин, Боэций, Евгениус и др.). Он также оказал влияние на средневековых мусульманских философов-мистиков, особенно суфиев, и на еврейских философов той же эпохи.

Новая волна интереса к неоплатонизму возникла в эпоху Возрождения (Плифон, Фичино, Бруно и другие). В наше время можно отметить влияние неоплатонизма на Беркли, в XIX веке — на романтиков, таких как Шеллинг и Гегель, а в XX веке — на Бергсона. Многие идеи неоплатонизма оказали влияние на русских философов: В. Соловьев, Флоренский, Франк, Булгаков, Лосев.

Вся философия Ареопагита

В конце пятого и начале шестого веков четыре богословских трактата были широко распространены в Восточной Римской империи, которая позже стала Византийской империей: О Божественных именах, О сакраментальном богословии, О небесной иерархии и О церковной иерархии. Константинопольский собор в 532 году признал их автором Дионисия Ареопагита, епископа Афин в первом веке нашей эры, который был обращен в христианство апостолом Павлом, о чем говорится в «Деяниях апостолов». Но в эпоху Возрождения авторство Дионисия Ареопагита было поставлено под сомнение, так как было обнаружено, что эти трактаты связаны с работами неоплатоника Прокла, жившего в V веке н.э. Это привело к выводу, что работы, приписываемые Дионисию, не могли быть написаны ранее V века. Это привело к проблеме авторства «Арсопагитики» (общее название произведений Дионисия), а ее автора окрестили «Псевдо-Дионисием Ареопагитом».

Наиболее серьезная гипотеза относительно автора «Арсопагитик» заключается в том, что она приписывается Петру Ивесрийскому (II век), эпитет которого указывает на его грузинское происхождение (Ивесрия — название Грузии). Он был грузинским царевичем, которого взяли в заложники при византийском дворе и дали там образование. Его наставником был Иоанн Лаз, знакомый Прокла, величайшего философа поздней античности. Затем Петр принял монашество в Сирии и стал там епископом. Впервые эта гипотеза была предложена в 1941 году советским грузинским философом и историком философии Ш.И. Нуцубидзе. Затем в 1952 году бельгийский ученый Э.Хонигманн опубликовал исследование, в котором также пришел к выводу, что «Ареопагитики» были написаны Петром Ивером.

То, что уже было сказано об источниках «Ареопагитик», показывает, что их автор во многом использовал взгляды неоплатоников для построения и философского формулирования христианского мировоззрения. В связи с этим я. Мейендорф отмечает, что Псевдо-Дионисий объяснял Писание в терминах, которые были доступны и знакомы его современникам.

Таким образом, вся философия Ареопагитов, как онтологически, так и эпистемологически, основана на неоплатоническом принципе трансцендентности (скрытости) Бога как основы бытия и знания. Бог, Верховное Существо, как и Единый у неоплатоников, характеризуется как превосходящий все сущее: «Он — причина всего сущего, хотя в то же время он не является частью сущего вообще, поскольку он превосходит все сущее и находится над всем сущим». Но Божество также является «всем, что существует»; Оно одновременно находится во вселенной, вокруг вселенной, над вселенной; Оно — солнце, звезда, огонь, вода и т.д. И в связи с этим говорится, опять же в очень неоплатоническом ключе, что никакая множественность не существует без некоторого участия в Единстве.

Он есть «как все, что есть, и как ничто из всего, что есть». Он есть «как Все существующее и как Ничто из Всего существующего». Поскольку Бог запределен по отношению к бытию и превосходит его, поскольку Он — сверх бытие, те имена и определения, которые мы применяем к реальности, не могут быть применены к Нему. Более того, его можно описать, только противопоставив его реальности и отрицая, что ему присуще что-либо из мира вещей. Именно поэтому в Ареопагитиках говорится, что Бог не является ничем телесным, ибо у него нет ни формы, ни качества, ни количества; он не является ни душой, ни духом; он не покоится и не движется; наконец, он даже не обладает бытием (в обычном смысле). Подведем итоги: Если Он «ничто из того, что существует», если Он сверхсущественен, то Ему приличествует безымянность.

Негативная теология

Если Бог предстает как «все во всем», «просто и бесконечно объединяя в себе все, что существует до его воплощения в бытие», то уместно назвать его всем существующим. Следовательно, к безымянному Богу применимо гораздо больше имен; он также «многоименный». Вот некоторые из списка его имен: Существование, жизнь, свет, истина, мудрость, разум, слово, солнце, звезда, огонь, вода, ветер. Среди этих многочисленных имен Бога Дионисий выделяет имя «Единый» как самое значительное из Его имен: «Он называется Единым, потому что Он один есть сеть всего и, не выходя за пределы Единого, является причиной всего». Далее, онтологическое значение этого имени раскрывается следующим образом: «Нет ничего в сущности, что не имело бы отношения к One….. Единый — причина всего сущего. Если исключить Единое, то не будет ни целого, ни части, ни чего-либо другого из Сущности».

Хотя создатель «Ареопагитик» признает именование Бога далеко не верным, как потому, что Его имя «превыше всякого имени», так и потому, что под Его именами мы подразумеваем не Его самого, а энергии, нисходящие от Него к нам, тем не менее, именование Бога означает, что он соединяет отрицательное богословие с положительным, иначе утвердительным, о котором он сам пишет так: «Богословы прославляют Его либо как безымянного, либо как достойного имени».

Однако в «Ареопагитиках» не все так однозначно в отношении связи между апофатическим и катафатическим богословием. Нам кажется, что преобладает уклон в сторону негативного богословия. Мы имеем в виду так называемые «обобщающие наименования» Бога, смысл которых Дионисий объясняет так: «Из обобщающих наименований Бога первыми к Божеству относятся те, которые выражают отрицание через превосходство, такие как Сверхблагой, Святое Существо, Сверхсущество, Выживание, Сверхмудрость и тому подобное. Какое отрицание или отрицание чего выражают обобщающие имена? Обобщающие имена, то есть имена (или атрибуты) Бога в превосходной степени, выступают как отрицание Его собственных имен в «положительной степени», превращаясь в свою противоположность и тем самым показывая превосходство Бога над всем сущим. Примером этого является знаменитое определение божественности Иисуса: «Это совершенство в несовершенстве — как начало совершенства, и несовершенство в совершенстве — как предшествующее и превосходящее всякое совершенство; это образ в уродстве — как начало образа, и уродство в образе — как превосходящее всякий образ». Среди общих имен есть такие, которые обозначают причинность, например, существование и мудрость. Эти имена говорят о Боге как о трансцендентном происхождении (причине) вещей, превосходящем их, что видно из следующего аргумента Дионисия: «Имя Бога «Существующий» означает, что его эманации, трансцендентные всем вещам, расширяются….. За все… Имя Бога «Жизнь» показывает, что его эманации, запретные для всего живого, распространяются на все живое….. Имя Бога «Мудрость» означает, что его эманации, запретные для всех духовных, разумных и чувственно-воспринимающих существ, распространяются и на них».

Таким образом, рассмотрение обобщающих имен возвращает нас к негативной теологии, поскольку превосходство Бога и его атрибутов (энергий или начал) над вещами, равное их трансцендентности (запредельности), понимается как отрицание (противоположность) этого мира. В использовании Арсопагитом отрицания в определении Бога, Ш. И. видит. Нузубидзе не только построение негативной теологии, но и создание негативной диалектики, которая, по его мнению, служила основой для негативной теологии.

Влияние древних философских учений

«Ареопагитики» — это собрание текстов, появившихся на рубеже пятого и шестого веков, подписанных именем мученика Дионисия Ареопагита, умершего в 96 году. Характер текста и отсутствие сведений о нем в более ранние периоды указывают на предположительную дату его составления. Дополнительным аргументом в пользу позднего происхождения этого текста является его несомненная связь с неоплатоническими сочинениями. В нем особенно заметно влияние наследия Прокла. Апофатическая диалектика «Платонической теологии» явно повлияла на ареопагитские трактаты «О божественных именах» и «О мистической теологии». Постулируя непостижимость бытия Бога, автор или авторы «Арсопагитик» говорят о «божественной тьме» как атрибуте нашего познавательного отношения к Богу. Мистически окрашенные тексты напоминают неоплатоническую интерпретацию познания Бога как единства интеллектуальных, аскетических и литургических практик, которые приводят нас к способности погрузиться в небытие божественной тьмы.
Непостижимость Бога заменяется его мистическим открытием в виде абсолютного света, а апофатическая диалектика заменяется катафатической. Следует отметить, что эта линия рассуждений автора или авторов «Ареопагитик» также имеет аналог в концепции Прокла о высших эманациях Единого.

«Ареопагитики» оказали огромное влияние не только на восточно-христианскую (византийскую) философию, но и на западную. С девятого века они входят в число богословских текстов, авторитетных для латинской традиции.

Влияние античной философской мысли на средневековую схоластическую теологию и философию является предметом отдельного многотомного исследования. Здесь следует лишь отметить, что возрождение теоретического дискурса в Западной Европе, произошедшее в XI-XII веках, и возникновение высокой схоластики сопровождалось «переоткрытием» античной философской литературы, которое произошло благодаря влиянию арабской, еврейской и византийской культуры на Западную Европу. Трудно оценить роль Аристотеля, с одной стороны, и неоплатонических и псевдоплатонических текстов, с другой, в интеллектуальном перевороте, который произошел в Западной Европе в XIII веке и выразился не только в подъеме томизма (теологической доктрины Фомы Аквинского, утверждавшей, что божественное можно постичь с помощью разума), но и в обращении к изучению природы. Аналогичным образом, логика Аристотеля и труды Порфирия послужили источником средневековой полемики о природе универсалий, предпосылки которой мы видим в трудах Северина Боэция (480-524).

В Византии античная мысль продолжала оказывать важное влияние, особенно педагогическое, на богословие, философию и культуру. Его влияние ощущается в трудах Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Михаила Пселла и в мистической поэзии Симеона Нового Богослова. Почитание различных «теософских» сочинений поздней античности (например, халдейских оракулов) приводит к попытке найти в этих текстах христианские черты. Иногда увлечение древней философией приводит к еретическим толкованиям природы Божества.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Специфика средневековой схоластики
  2. Пантеизм и деизм в метафизике нового времени
  3. Гносеология
  4. Философия позитивизма
  5. Общество как форма социального воспроизводства
  6. Бертран Рассел, английский философ, логик
  7. Объективная истина и наука
  8. Управление и развитие
  9. В.И. Вернадский. Человек и ноосфера — Концепции эволюции биосферы. Отличие теории Вернадского от других теорий
  10. Культурный нигилизм философов-модернистов