Для связи в whatsapp +905441085890

Неопозитивизм — современная философия — Отрицание развития

Неопозитивизм, или логический позитивизм (логический эмпиризм) — одно из важнейших философских течений первой половины XX века, сочетающее в себе основные принципы позитивистской философии с широким использованием технического аппарата современной (математической, символической) логики.

Формирование неопсивизма. Основные идеи неопсивизма были сформулированы в середине 20-х годов прошлого века философами, принадлежащими к так называемому «Венскому кругу». Они были основаны, прежде всего, на идеях Л. Витгенштейна (1889-1951), изложенных в его «Логико-философском трактате».

Согласно Витгенштейну, мир устроен подобно языку современной классической логики, развитой в конце девятнадцатого — начале двадцатого веков. Мир — это совокупность фактов, а не вещей. Индивидуальные атомные факты могут сочетаться, образуя более сложные молекулярные факты. Атомные факты независимы друг от друга. Каждый факт может происходить или не происходить, а все остальное остается неизменным. Атомные факты не имеют отношения друг к другу, поэтому не только нет никакой закономерности в мире, нет даже причинно-следственной связи. Вера в такую связь — это предрассудок. Наука представляет собой сочетание предложений, представляющих факты и их различные комбинации. Всё, что претендует на выход из одномерного мира фактов, что касается корреляций, не говоря уже о любых сущностях, должно быть исключено из науки как бессмысленное. Чтобы избавить науку от бессмысленных утверждений (о связи фактов, сущностей, законов, причин и т.д.), необходим логический анализ языка науки. Именно это должно быть главной задачей философов.

Атомные факты Витгенштейна были заменены неопсивистами с сенсорными переживаниями субъекта и комбинациями этих сенсорных переживаний. Мир оказался калейдоскопом чувственных впечатлений.

Поскольку все знание имеет значение только для чувственных впечатлений, принцип проверяемости становится центральным в неопсивизме: любое по-настоящему научное и содержательное предложение должно быть сведено к предложениям, выражающим то, что дается в чувственном восприятии. Если предложение не может быть сведено к утверждениям о том, что воспринимается чувственно, то это предложение находится вне науки. Более того, по мнению неопозитивистов, такая оговорка просто бессмысленна.

Предложения, выражающие сенсорный опыт субъекта, неопозитивисты называют протокольными. Истина таких предложений, выражающих конкретный опыт, должна быть неоспоримой для субъекта. Система протокольного обеспечения образует прочную основу науки. Гарантией истинности всех научных знаний является сводимость всех других научных предложений к протокольным.

Неопсивисты не смогли решить задачу описания принципов приведения какого-либо научного предложения к протокольному. Оставалось неясным, как вообще можно свести любое предложение к предложению чувственного опыта.

Неопозитивизм - современная философия

Отрицание развития

Неопозитивизм отрицает любое развитие в мире. Развитие предполагает связь и взаимодействие фактов. Но мир — это совокупность чувственного опыта или не связанных между собой фактов. Поэтому в нем не может быть никакого развития. Все изменения, происходящие в мире, сводятся к рекомбинации фактов или ощущений. Никакая комбинация не ведет к другой; они следуют друг за другом только во времени.

Нет никакого развития в познании самого мира. Рост знаний о мире — это лишь добавление все новых и новых фактов. Существующие знания никогда не претерпевают революции. Неопозитивизм в своем лечении развития знаний доводит до предела кумулативизм, характерный для стиля нового времени. Его развитие напоминает процесс строительства здания, когда к уже сделанному постепенно добавляются новые кирпичи (факты), но то, что было сделано, никогда не перестраивается. Понятие научной революции, ведущей к радикальному разрушению когда-то созданной теории, совершенно чуждо неопозитивизму. Оценки в познании. Одной из основных ошибок неопозитивистов является сведение всех использований языка к описаниям. Это отрицает возможность использования в процессе познания и в изложении его результатов оценок и их особого случая — норм, т.е. высказываний со связкой не «есть», а «должно быть». Отказ от оценки приводит к тому, что неопозитивисты вряд ли имеют дело с общественными и гуманитарными науками, которые невозможны без оценки. Эти науки считаются еще незрелыми, не достигнув уровня естественных наук, и особенно идеала любой науки — физики.

Неопсивисты занялись тезисом «свободы от ценностей», который был установлен уже в начале 20 века. Ценностные суждения, в частности, Р. Карнап, это не более чем команды, которые принимают грамматическую форму, которая вводит нас в заблуждение. Они не являются ни правдой, ни ложью. Они ничего не утверждают, и их нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Как таковые, ценностные суждения не имеют ничего общего с научным знанием.

Однако жесткий отказ от ценностей в научных знаниях и особенно в социальных науках является крайним положением. Она не вписывается в реальную практику науки и особенно в практику социальных и гуманитарных наук, которые всегда опираются на определенные ценности и пытаются каким-то образом их обосновать.

Интересно, что в то время как неопозитивисты настаивали на исключении ценностей не только из естественных, но даже из социальных и гуманитарных наук, сами представители естественных наук, не колеблясь, признали важную роль ценностей даже в физическом знании. Так, физик М. Планк счел поразительным, что понятие ценности вообще не используется в методологии науки: «Ценность физической идеи может быть полностью использована только в том случае, если учитывается ее ценность». Физик В. Гейзенберг сказал, что он не видит, что в той части современного мира, где, кажется, происходят сильнейшие движения, а именно в естественных науках, движение отходит от идей и ценностей. Напротив, такая интерпретация идей и ценностей практикуется с большей интенсивностью, только в несколько более глубоком слое.

Отрицание традиционной философии

Витгенштейн утверждал, что пришел к окончательному решению вопроса о возможности философии, согласно которому ее существование должно прекратиться раз и навсегда. Ключ к этому решению лежит в языке. Философия возникла в результате путаницы значений лингвистических выражений, а сама эта путаница является результатом объединения слов из разрозненных категорий. Например, вопрос «В чем смысл жизни» вообще не имеет смысла, потому что слова «смысл» и «жизнь» относятся к разным категориям. То, что называется философией, является лишь результатом ошибок в использовании языка. Когда путаница языка в философии распутывается, ошибки исчезают сами собой. Остатки философии — это только «языковая терапия».

Идея замены философии анализом языка является одним из основных предпосылок неопсивизма. Она отвергает традиционную философию, потому что всегда пытается сказать что-то о том, что лежит за пределами чувств, пытается вырваться из узкого круга субъективного опыта. Либо мира нет, кроме сенсорного опыта, либо о нем ничего нельзя сказать. В любом случае, философия становится излишней. Единственное, в чем она может быть хотя бы в какой-то мере полезна — это в анализе научных предложений и разработке способов приведения их к предложениям протокола. Отсюда философия отождествляется с логическим анализом языка.

Еще в 1950-е годы неопсивистская идея о сведении научного знания к протокольным предложениям показала свою несостоятельность. Изучение реальной истории научного знания показало искусственность неопсивистской модели развития научного знания.

Проблемы и трудности в развитии неопсивистской философии оказались непреодолимыми. К началу 60-х годов прошлого века эта философия потеряла всех своих приверженцев. От неопозитивизма осталось только стремление к ясности, точности, обоснованности философских позиций и отказ от неясных рассуждений без убедительных причин.

Неопозитивизм и прагматизм

Неопозитивизм — это влиятельное движение, оставившее заметный след в интеллектуальной культуре нашего времени. Ее сторонники продолжают давнюю традицию позитивизма, начатую Огюстом Графом (1798-1857), провозгласившим ориентацию философии на научное познание и рациональное действие. В развитии человечества граф выделил три этапа, характеризующихся ориентацией сначала на религию, затем на метафизику и, наконец, на науку. Позитивная философия, по мнению Конта, призвана облегчить переход общества к стадии научной рациональной деятельности, и поэтому он стремится к тому, чтобы социальные науки были столь же точны, как и естественные науки. Классический эмпиризм, ориентированный на опыт, также может рассматриваться как идеологический источник нео-позитивизма. Однако наиболее эффективным фактором ее возникновения стал интерес к языку, определивший перенос онтологических тем философии на уровень логики и семантики, исследующей проблемы смысла.

Прагматизм, лидерами которого считаются американские философы Чарльз Пирс (1839-1914) и Джон Дьюи (1859-1952), часто приравнивают к позитивизму. Это делает их философию более чувствительной к социальному контексту науки, поскольку наука и язык являются не только формами знаний, но и социальными институтами. Следовательно, смысл научных предложений определяется не исследователями, работающими изолированно в своих лабораториях, занимающихся только фактами, а на форуме ученых и общественности, где экономические, технические, социальные и практические жизненные интересы людей определяют приемлемость того или иного понятия. Несмотря на обвинения в философской эклектике и релятивизме, внимание к этим интересам является одной из заслуг прагматической философии. Другое дело, что они также не должны быть абсолютизированы, поскольку в них может содержаться значительное количество иллюзий, заблуждений, стереотипов и устаревших традиций. Поэтому цель должна заключаться в интеграции прагматической позиции в более широкий философский контекст, в котором взаимодействуют как классические, так и современные методы.

В классической философии язык обсуждался как инструмент мысли, как обозначение внешних объектов, или как описание психических явлений, то есть как нечто полезное для мира и знания. В XX веке он трансформируется из периферийного в центральный фактор понимания мира, который постигается в той мере, в какой язык позволяет это делать. Осознание того, что разделение тех или иных сущностей, их классификация, сравнение, обобщение и т.д. обусловлены логико-грамматическими и семантическими (смысловыми) структурами, привело к своеобразной революции в философии, иногда называемой лингвистической. Она заключается в радикальном изменении способа философствования. В то время как при онтологической парадигме было сочтено неоспоримым и самоочевидным ссылаться на мир и его структуру в обоснованных философских предложениях, новая языковая парадигма, возникшая при активном участии приверженцев неопозитивизма, направляет внимание на созидательную смыслообразующую роль языка. Это в некоторой степени похоже на эпистемологическую парадигму, которая также ставит решение вопроса в зависимость от возможности его познания. Разница в том, что сознание и рациональность заменяются языком и его логико-синтаксическими и семантическими структурами.

Аналитическая философия

Суждение имеет смысл, если оно эмпирически (логически) истинно или ложно. Суждение является эмпирически значимым, если его истина (ложь) доказана на основе некоторых неоспоримых атомных фактов. Суждение логически значимо, если оно является аналитически верным или ложным.

Научная теория, т.е. совокупность суждений, эмпирически значима, если есть факты, которые подтверждают или опровергают ее прогнозы. Проверенное предсказание подтверждает теорию; сфальсифицированное опровергает ее. «Акт проверки Всегда одно и то же: это определенный факт, подтвержденный наблюдением и непосредственным опытом. Так определяется истина (или ложь) любого высказывания — в повседневной жизни или в науке. И нет других способов проверить и подтвердить истины»

Атомный факт науки — это то, что «непосредственно воспринимается». «Прежде всего, я ни при каких обстоятельствах не откажусь от своих собственных предложений для наблюдения….». В любом случае, какую бы картину мира я ни нарисовал, я всегда буду проверять его правдивость на собственном опыте. Я никогда не позволю никому забрать у меня эту точку опоры: Мои собственные предложенные замечания всегда будут высшим критерием. И я воскликну: «Что я вижу, так это то, что я вижу!» (там же)

Из фактов следует, что «остальные предложения науки выстраиваются в процессе, называемом «индукцией», который состоит ни в чем ином, как в том, что предложения записи [описывающей атомные факты] стимулируют или вызывают формирование тестовых обобщений (гипотез), из которых логически вытекают эти первые предложения, а также бесконечное число других» (там же).

Постпозитивизм — последний этап развития позитивизма (1960-80-е годы). Она характеризуется тотальной критикой основных идей логического позитивизма. Были предложены новые подходы к развитию науки и научному прогрессу. Ведущими представителями постпозитивизма были Карл Поппер (1902-1994) и Томас Кун (1922-1996). Постпозитивисты подчеркивали важность изучения истории науки, а не ее логики, что в немалой степени способствовало многочисленным исследованиям социальных и культурных аспектов развития науки. В то же время следует отметить наличие явного иррационализма в высказываниях ведущих пост-позитивистов.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Экзегетический метод Филона Александрийского
  2. Единство материального и духовного производства
  3. Роль сциентизма в культуре XX века
  4. Философия русского просвещения
  5. Идея цикличности истории в европейской социальной сфере философии
  6. Свобода и ответственность личности
  7. Субстанциональный подход как философская методология структурного анализа общества
  8. Значение философии в жизни человека
  9. Философия Августина и смысл жизни человека
  10. Понятие, структура и особенности научного познания