Для связи в whatsapp +905441085890

Несостоятельность попыток рационального опровержения иррационального — Обусловленность истины практикой

Материалистическое рассмотрение истории развития человеческого сообщества и его трудовой деятельности приводит нас к выводу, что процесс удовлетворения потребностей человека обусловливает возникновение различного рода и уровня противоречий, а необходимость их разрешения предопределяет процесс познания, приобретение человеком знаний о природе, содержании видов деятельности, самом человеке, человеческих сообществах, их настоящем и будущем.

Человек был вынужден постигать законы мира не ради простого любопытства, хотя оно является важнейшим мотивом познания, а для практического преобразования природы, для наиболее гармоничной организации своей жизни и всего сообщества людей в целом.

С развитием социальной практики, появлением языка, изобретением письменности поиск знаний развивался, усложнялся и превратился в процесс, который на определенном этапе развития общества стал относительно самостоятельным, не связанным напрямую с потребностями выживания человека, обеспечения его безопасности.

В практической деятельности человек был нацелен на использование различных видов, форм и уровней знаний, благодаря которым человек и человечество достигли удивительных успехов. В определенном смысле знания радикально изменили условия и образ жизни человека. Она действительно оказалась силой, и очень мощной, в человеческой деятельности. Практически каждый шаг в жизни вращается вокруг знаний. В любой ситуации, хочет ли он овладеть силами природы или пытается установить наиболее разумные, совершенные отношения в обществе, он должен сначала познать скрытые законы природы и природу общественных явлений, а затем, в соответствии с этими законами, принимать решения и действовать.

Но что такое знание, особенно научное, и благодаря каким особенностям оно способно оказывать столь сильное влияние на жизнь людей? Чтобы ответить на этот не простой вопрос, рассмотрим, каково содержание понятий «знание» и «познание».
Как свидетельствует история развития человека и общества, знание по своему происхождению, способу существования и функционирования является социальным явлением. Другими словами: Знание — это продукт познавательной деятельности человека как социального существа, а также социальной практики.

Познание применительно к человеку — это процесс активного, целенаправленного отображения объективного мира и собственной природы в человеческом мозге.

Другими словами, это процесс накопления знаний, увеличения количества информации, необходимой для жизни человека. Человеческое познание включает в себя три структурных, относительно независимых компонента процесса: 1) живое созерцание; 2) абстрактное мышление; 3) практика.

Человек — субъект познания, а все, на что направлены его органы чувств и мышление — объекты познания, которыми для человека могут быть фрагменты неживой и живой природы, общественные образования, сам человек и его мышление. Человек получает информацию о своих объектах с помощью органов чувств. Путем сенсорного отражения, с помощью психических процессов, которые могут развиваться, он распознает индивидуальные характеристики и свойства изучаемых объектов. Это осуществляется в ощущениях, восприятиях, идеях, и все фиксируется в памяти.

Восприятие — это простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма, возникающий при непосредственном действии материальных раздражителей на органы чувств человека.

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений объективного мира в целом, которые в данный момент непосредственно воздействуют на анализатор человека.

Репрезентация — это психический процесс зрительного и обобщенного воссоздания образов тех предметов и явлений или их отдельных свойств, которые ранее воздействовали на органы чувств человека.

Несостоятельность попыток рационального опровержения иррационального - Обусловленность истины практикой

Обусловленность истины практикой

Чувственное отражение, чувственный уровень познания является основой для последующего развития знаний человека, позволяет ему формировать свой интеллект и в дальнейшем, на основе личного опыта и общественной практики, познавать законы мира, сущность предметов. Для этого человек использует абстрактное мышление, то есть рациональный уровень познания.

Абстрактное или рациональное мышление отражает мир и его процессы более глубоко и полно, чем чувственное. Люди всегда рассуждают и пытаются извлечь новые знания из тех, которые у них уже есть. Знания, полученные таким образом, называются инференциальными знаниями. Процесс формирования дедуктивного знания, естественно, подчиняется определенным законам, как и все явления в мире.

Если поднять уровень обобщений от индивида до сообществ, то можно считать, что истинным предметом познания является все человечество, все составляющие его народы. Каждый народ формирует определенное направление культуры, в рамках которого формируются ценности, нормы и социальная психология. Из века в век накапливается информация о природных явлениях, особенностях растений, поведении животных, формах сосуществования людей, морали, которая их связывает, и так далее. Постепенно формируются сообщества людей, профессионально занимающихся познанием, наукой как системой знаний и как системой деятельности по «производству» и развитию этих знаний.

Объект в его отношении к субъекту уже не просто реальность сама по себе, вне своего отношения к субъекту и его сознанию, но такая реальность,

которая находится в активном отношении к нему и стала фактом сознания. Это в полной мере относится и к человеческому обществу.

Что касается объекта познания для юристов, то он представляет собой сложное образование, включающее в себя следующее:

  • общие закономерности возникновения, становления, функционирования и развития права как социального явления государства, нормативные акты, издаваемые государственной властью;
  • связи и взаимодействия элементов права, закона, подзаконных актов, а также отношений, возникающих между гражданами страны в процессе их совместной деятельности;
  • условия и факторы, обуславливающие возникновение и развитие определенных элементов права, законов и нормативных актов;
  • элементы права, закона, которые являются относительно устойчивыми образованиями и обладают присущей им способностью взаимодействовать с моралью, обычаями, традициями, религиозными канонами и другими социальными нормами;
  • механизм формирования субъективного права, формирование законов и уставов, процесс их дифференциации и интеграции;
    Взаимосвязь и взаимозависимость права, личности, социально-исторического организма, государства в истории и развитии.

Объектом познания для юристов являются общие закономерности возникновения, формирования, развития и функционирования нормативных актов, само право как целостное и в то же время сложное социальное образование, причины и источники развития права, возникновение законов.

Как мы видим, для юристов объект познания действительно является сложным социальным образованием, рукотворным конструктом. Следовательно, сам процесс познания таких объектов будет начинаться не с неразвитого анализа, а с неразвитого синтеза, а это требует самостоятельного изучения содержания и структуры правового познания, методов и средств этого познания, критериев истинности получаемых знаний, места и роли права, закона в жизни человека и общества.

В познании и самопознании ярко проявляется деятельностная природа человека. Познание позволяет не только правильно распознать насущные объективные потребности человечества в его отношениях с природой, но и преобразовать сознание потребностей в ценностные мотивы, сформулировать цели, то есть соединить объективные знания с необходимым уровнем самосознания человека и человечества.

Процесс познания

Практика и познавательная деятельность находятся в противоречивом единстве. Во-первых, она является источником, основой познания, его движущей силой, обеспечивает познание необходимым фактическим материалом, который подлежит осмыслению и теоретической обработке. Практика «питает» познание, но не дает ему оторваться от реальной жизни. Это способ применения знаний, и в этом смысле он выступает как цель познания, поскольку знания имеют реальный смысл только тогда, когда они воплощены в жизни. Таким образом, практика также является ареной для применения «силы знания», поскольку конечной целью знания является не знание как таковое, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Наконец, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания. Только знание, реализованное на практике, может претендовать на надежность, на истину.

Говоря о содержании знаний, можно сказать, что это, в первом приближении, субъективные образы действительности в сознании человека, а также осмысленные навыки, умения преобразовывать эти образы, оперировать ими в соответствии с решаемыми задачами. Знание определяет проявление активности человека, границы допустимого, а также характер его деятельности.

Первым компонентом знания, его естественной основой для человека были и остаются сигналы, которые он фиксирует с помощью органов чувств. С появлением языка эти сигналы принимают различные формы: Информация, данные и т.д. Затем информация об изучаемом предмете фиксируется, кодифицируется, проверяется, закрепляется в различных видах знаков, распространяется, утверждается

в сознании других людей, социальные нормы, прогнозы, программы и планы деятельности отдельного человека и различных сообществ.

Знание может существовать в разных формах, в разном качественном наполнении, выполнять разные функции, иметь неодинаковую судьбу своего бытия и времени существования. Но они всегда останутся результатом активного отношения человека к природе, к себе подобным и к самому себе, результатом деятельности общественного существа и общественной жизни человека.

В процессе познания, посредством которого человек приобретает знания, следует отметить, что помимо рационального познания, которое мы рассмотрели, существует также иррациональное познание. Например, М. Хайдеггер считал, что иррациональное познание можно отличить от рационального, «автономного» вида познания, поскольку иррационализм не является самосознающей рациональностью. Следует отметить, что иррационализм проповедует два тезиса. Во-первых, она отрицает или ограничивает возможности разума познавать мир, а во-вторых, отрицает или уменьшает степень разумности порядков мира.

Выявление истинного знания

Представители иррационализма подтверждают свои взгляды примерами из деятельности исследователей, которые показывают, что во многих случаях формальной логики недостаточно для решения научных проблем. Важную роль в этом процессе играет интуиция, которая дает новый импульс познанию в поиске искомого.

Конечно, следует признать, что интуиция — удивительное явление для отдельного исследователя, ее безусловная способность формулировать знания об изучаемом объекте прямо и сразу, минуя процесс рационального обоснования и доказательства. Интуитивное познание, если обратиться к примерам, имеет следующие характеристики: а) неожиданность, внезапность решения проблемы; б) незнание путей и средств ее решения; в) непосредственное постижение истины на сущностном уровне объектов.

Об интуиции можно сказать, что интуитивное познание позволяет получить истинное знание не напрямую, в результате проведения большого количества экспериментов или построения системы логических выводов, а, как правило, бессознательно, в виде «готового» утверждения или тезиса. Происходит нечто похожее на прозрение, внезапно появляется ответ на вопрос.

Во-вторых, трудно исключить возможность того, что пораженные интуицией исследователи долго и упорно искали подходы к раскрытию сути и природы рассматриваемой проблемы, то есть подобное прозрение не пришло «ниоткуда». Внезапному появлению ответа на вопрос обычно предшествуют долгие размышления над проблемой, проведение экспериментов над ней или в смежных областях. Так или иначе, накапливается информация, которая до определенного момента не складывается в готовый ответ, схему, «картинку». Решение созревает незаметно и приходит неожиданно, иногда во сне, когда сознание «освобождается» определенным образом, как это было, например, у Д.И. Менделеева.

В-третьих, интуиция делится на несколько типов, зависящих, прежде всего, от особенностей деятельности субъекта. Особенности форм материальной практической деятельности и умственного производства определяют особенности интуиции в разных профессиях: Юрист, агроном, врач, воин, инженер, ученый, художник.

В-четвертых, интуиция выступает как творческий специфический процесс, предполагающий взаимодействие чувственных образов и абстрактных понятий, содержание которых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или просто логической операции с уже существующими понятиями. Творчество — это всегда единство логически осознанного, рационального и бессознательного, иррационального.

В-пятых, эстетический фактор также участвует в процессе интуитивного решения проблем. Другими словами, в интуиции конкретного исследователя всегда есть место для развития его чувства красоты и совершенства.

Помимо интуиции, в гносеологии, отрасли философии, занимающейся познанием, большое внимание уделяется такому методу исследования человеческого мира, как понимание, которое также характеризуется иррациональной составляющей в раскрытии природы исследуемого объекта, более произвольным характером обобщений, особенно когда речь идет о такой сфере человеческого бытия, как религия. В этой сфере бытия трудно сделать опыт, раскрыть что-то рационально. Здесь можно лишь постичь смысл веры и каноны, которые человек намерен соблюдать.

Ряд иррациональных аспектов знания присутствует в рамках искусства, эзотерических учений, повседневной жизни.

В то же время, во всех формах познания существует схожая структура познавательного процесса, определяемая интересами человека. Таким образом, в рамках юридической деятельности необходимо основывать практические действия на логике чувственного и рационального этапов познавательной деятельности, опираясь на практику. Для этого необходимо обратить пристальное внимание на требования научного знания и руководствоваться наиболее выверенными критериями идентификации истинного знания.

Рациональное и иррациональное знание

Рациональность (лат. — разум), придающая решающее значение мышлению (разуму и пониманию), разнообразна в своих формах, одной из которых является научная рациональность. Последняя, в отличие от других форм рациональности, характеризуется «концептуальным творчеством», работой с идеализированными объектами, ориентацией на когнитивную (лат. — знание, познание) сторону восприятия мира, а не на эмоции, страсти, личные мнения и так далее. В современной философии науки научная рациональность часто понимается как совокупность норм, идеалов и методов, характеризующих научное исследование в целом. Разработаны различные модели научной рациональности — индуктивистская, дедуктивистская, эволюционная, реалистическая и т.д. Таким образом, до возникновения науки познавательная деятельность человека формировалась как специфическая форма психического совладания с реальностью. Но если в других формах умственной деятельности познавательный элемент имел второстепенное значение, то в науке он становится самым важным, определяя все остальные стороны (социальную, культурную, нравственную и т.д.).

Особенностью современного научного знания является повышенный интерес к основаниям и предпосылкам познания.

Сегодня иррациональное знание понимается как интуитивное, постигаемое воображением, чувством, как бессознательные грани самого разумного. В науке иррациональное предстает как нерациональные, логически обусловленные формы знания.

Иррациональное очень часто принимает форму неявных, скрытых компонентов знания, выраженных либо в личных неявных знаниях, либо в различных формах бессознательного, которые оказывают существенное влияние на познавательную и исследовательскую деятельность ученого.

В научных текстах действуют разнообразные неявные основания и предпосылки, включая философские, общенаучные, этические и эстетические.

Неявные формы в научном знании включают традиции, повседневные привычки, здравый смысл, предрассудки и предубеждения.

Существование неявного знания, неявного знания означает, что человек знает больше, чем может сказать.

В настоящее время растет интерес к проблеме иррационального, того, что недоступно разуму и недоступно для понимания известными рациональными средствами, но в то же время растет убеждение, что наличие иррациональных пластов в человеческом сознании порождает ту глубину, из которой возникают все новые смыслы, идеи, творения. Взаимопроникновение рационального и иррационального является одной из фундаментальных основ познавательного процесса.

Понятие рациональности включает в себя рациональность, целесообразность, систематичность, согласованность и упорядоченность, переносимость и логичность суждений, действий, поведения. Существует аргументированная рациональность (жесткое следование нормам, правилам) и рациональность (критическое сомнение во всех правилах). Одной из особенностей современного научного и философского знания является значительный рост саморефлексии науки. Наука пытается понять диалектику рационального и иррационального в научном познании и деятельности. В результате выявляются практически не установленные ранее компоненты знаний, в основном на логическом и интуитивном плане. Иррациональное лишается своей негативной оценки, понимается как интуитивное, охваченное воображением, чувством, нереализованными гранями самого разума. Иррациональное присутствует как необходимый творческий компонент когнитивной деятельности.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Временные рамки античной философии
  2. Арабо-исламская философия в средние века
  3. А. Введенский и его философия
  4. Роджер Бэкон, английский философ и естествоиспытатель
  5. Направления социальной философии
  6. Понятие политического в философии Фомы Аквинского
  7. Философия религии А. Бергсона
  8. Художественная мысль А. Рублева — Детство и отрочество Рублева
  9. Общество как система
  10. Философия просвещения