Для связи в whatsapp +905441085890

Нетрадиционные формы работы в коррекции речевых нарушений — Пересказ и его характеристики

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения являются дидактические игры, они помогают в работе логопедов по обучению чтению и формированию представлений о лексико-грамматических средствах речи, а также навыков словообразования у детей с ДПП. В зависимости от лексических тем используются наборы игр, которые обладают большой вариативностью и многофункциональностью. Дидактическая игра занимает важное место на занятиях не только для логопедов, но и для учителей и родителей. Дидактические игры подбираются в соответствии с процессами и уровнями языковых нарушений у дошкольников с ИР.

В соответствии с лексическими темами используются игровые наборы, которые обладают большой вариативностью и многофункциональностью.

Игры помогают специалистам детских образовательных учреждений коррекционного типа, а также родителям дошкольников для самостоятельных занятий с детьми.

Известно, что даже элементы логопедической работы в той или иной степени могут оказывать негативное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, навыки и умения.

Логопедия — это образовательный процесс, в котором реализуются задачи коррекционного общения и воспитания.

Эти задачи решаются с помощью игры как формы логопедической работы.

Коррекция речевых нарушений проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игры, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, двигательной активности, сенсорной сферы, обогащения словарного запаса, овладения языковыми образцами, формирования личности ребенка.

Важным моментом в подготовке такого ребенка к школе является выбор методов обучения.

Наиболее эффективным методом является использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм педагогического воздействия взрослого на ребенка и одновременно — основного вида деятельности старшего дошкольника.

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них — обучение, преследуемое взрослым, а другая — игра, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Современная ситуация в системе воспитания и обучения дошкольников показывает, что количество детей, имеющих проблемы с речевым развитием, постоянно растет. Значительную часть из них составляют дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Хотя у них хороший слух и интеллект, они обычно не готовы к усвоению школьной программы, поскольку у них недостаточно сформированы все аспекты языка — лексический, грамматический и фонетический. Эти дети составляют основную группу по неуспеваемости, особенно по связной речи. Основная причина — недостатки в развитии фонетического и семантического аспектов языка.

Пересказ — это осмысленное, творческое изложение литературного текста в устной форме. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление, память и воображение ребенка. Для овладения пересказом необходим ряд навыков, которым дети специально обучаются: аудирование, понимание основного содержания, запоминание порядка изложения, оборотов речи авторского текста, осмысленная и связная передача текста. Очевидно, что качество пересказа детей зависит от эффективности других видов работы по развитию языка.

Нетрадиционные формы работы в коррекции речевых нарушений - Пересказ и его характеристики

Пересказ и его характеристики

Пересказ — это осмысленное, творческое изложение литературного текста в устной форме. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление, память и воображение ребенка. Для овладения пересказом необходим ряд навыков, которым дети специально обучаются: аудирование, понимание основного содержания, запоминание порядка изложения, оборотов речи авторского текста, осмысленная и связная передача текста. Очевидно, что качество пересказа детей зависит от эффективности других видов работы по развитию языка.

Пересказ — это форма работы с детьми, средство развития языка на примере. Она заключается в освоении ребенком содержания читаемого текста — как художественного, так и научного, в овладении его логикой, структурой, средствами языковой лексики, синтаксиса, образными средствами.

Роль пересказа высоко ценилась в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). Проблема обучения пересказу дошкольников раскрывается в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Р.И. Габовой, А.М. Бородич и др. Все авторы подчеркивают важность пересказа для духовного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития языка.

Пересказ художественных произведений оказывает положительное влияние на связность детского языка. Дети следуют образцу литературного языка, подражают ему. Тексты содержат живописные описания, которые вызывают у детей интерес, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Подлинные художественные произведения развивают эстетическое восприятие и чувства ребенка. Эмоциональное, выразительное исполнение произведения учителем чрезвычайно важно. Пересказы способствуют развитию языковой выразительности детей.

На уроках пересказа дети участвуют в подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и фразы, учатся говорить на живом родном языке. Высокая художественность предлагаемых для пересказа произведений, целостность композиционной формы и языка учат ребенка строить рассказ четко и последовательно, не увлекаясь деталями и не упуская главного, то есть развивают речевые навыки.

Традиционные виды пересказа:

  1. подробно или близко к тексту;
  2. краткий или лаконичный;
  3. избирательный;
  4. с текстуальными изменениями;
  5. с творческими дополнениями.
    Выборочный пересказ — это форма устного пересказа как метод развития языка. Пересказ — это пересказ определенной темы (микротемы) пересказываемого текста. Выбор может быть сделан из разных частей текста, например, пересказ чего-либо, связанного с характеристикой персонажа в рассказе; что-либо характерное для образов природы в тексте. Выборочный пересказ может относиться к иллюстрации, к вопросу или заданию учителя или к просьбе самого ученика.

Краткий пересказ — это вид пересказа, при котором основное содержание пересказываемого текста передается только в общих чертах, без деталей и подробностей. Степень сжатия требует умения выбрать в оригинальном тексте только существенное, основное содержание, обобщить его, найти обобщающие лингвистические средства и построить новый, отдельный, сжатый текст.
Обширный пересказ — это такой устный пересказ прочитанного художественного, публицистического или научного текста, при котором не ставится задача сокращения, отбора, творческой перестройки; задача обширного пересказа — не только передать содержание образца, но и, по возможности, сохранить структуру, логику текста, синтаксис, лексику образца.
Творческий пересказ — это вид устного пересказа, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте.[37]

Нетрадиционные способы пересказа

«Расскажи себе»

Проговаривание шепотом небольшого (3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает историю, глядя в свое зеркало).
Устранение психологического дискомфорта при пересказе самому себе способствует развитию языка на всех четырех уровнях. Ребенок должен распределить свое внимание в двух направлениях: наблюдать за реакцией слушателя и выполнять структуру предложения во внутренней речи. Ничто не мешает ребенку полноценно мыслить в зоне актуального развития языка.

Пересказ в диалоговых парах

Дети обращаются друг к другу и по очереди пересказывают текст, который они читали дома.

Круговой пересказ

Дети садятся в два круга и начинают разговаривать друг с другом в диалоговых парах. Затем дети внутреннего круга двигаются в том же направлении, и образовавшиеся пары снова обмениваются своими пересказами. Каждый отдельный ребенок поделится своим текстом друг с другом и услышит новые тексты от всех, с кем он взаимодействовал. Круг общения расширился, но ребенок по-прежнему каждый раз работал в паре. Он чувствовал себя увереннее каждый раз, когда рассказывал что-то новому слушателю, даже если условия общения менялись.

Пересказ группе детей

Дети работают в однородных группах в соответствии с образовательным уровнем рассказывания. Каждый ребенок рассказывает свой стих. Затем каждый пересказывает историю для группы. Очень важно, чтобы наиболее продвинутый ребенок, начав пересказ, дал время застенчивому ребенку адаптироваться.

Требования к пересказу для детей:

  1. осмысленность, т.е. полное понимание текста, имеет центральное значение для обучения.
  2. полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику повествования.
  3. последовательность и связность пересказа.
  4. использование лексики и фраз из авторского текста и успешная замена синонимов некоторых слов.
  5. беглость пересказа, отсутствие длинных ненужных пауз.
  6. выразительность, фонетическая правильность речи, культура поведения при пересказе.

Начиная со средней группы, в детском саду проводятся фронтальные занятия по пересказу литературных и художественных произведений. Эти занятия играют важную роль в системе работы по формированию связанного языка у детей дошкольного возраста. Когда ребенок не только слышит рассказы и сказки, но и пересказывает их на своем языке, влияние литературных произведений на личность ребенка и развитие языка усиливается.
Очень важно, чтобы дети глубоко понимали и эмоционально воспринимали художественный материал. То есть, когда они пересказывают выразительно, последовательно, без пропусков и искажений, они проявляют творческую активность.

Существуют определенные требования к тексту для пересказа. Выбираются тексты, доступные для детей младшего возраста и близкие по содержанию к их опыту, чтобы пересказ ребенка отражал его личное отношение к событию.
Необходимо, чтобы в произведениях дети были знакомы с персонажами с сильными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны.
Работы должны иметь выбранную тему, четкую композицию с хорошо выраженным сюжетом.

Языковые продукты для пересказа должны характеризоваться доступной для детей лексикой, короткими, четкими предложениями и отсутствием сложных грамматических форм. Ряд других обязательных требований к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений; желательно также использование неосложненных форм прямой речи, что способствует формированию выразительной речи детей.[2]
Подбор литературных и художественных произведений — важнейший вопрос методики преподавания. Для пересказа можно рекомендовать следующие произведения — русские народные сказки «Репка», «Лиса и краб», «Козлята и волк», сказки «Гуси», «Бишка» Ушинского, «Котенок», «Весна пришла, вода потекла…» Л.Толстой, «Каникулы», «Курочка» Я.Тайц, , «Вот дежурный» Н.Калинина.

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим нарушением языкового развития


Игра дает ребенку широкое поле для воображения и творчества. Игровые упражнения должны проводиться в спокойной и дружественной атмосфере. Количество заданий, предлагаемых ребенку, должно основываться на его индивидуальных способностях и рекомендациях логопеда.

В любом случае, не стоит заставлять работать и обвинять детей в том, что они не умеют что-то делать.

Важно не только научить ребенка чему-то, но и придать ему уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение.

Логопедическое воздействие осуществляется с помощью различных методов.

Метод обучения в педагогике рассматривается как вид совместной деятельности педагога и детей, направленный на приобретение знаний, умений, навыков, формирование у детей умственных способностей, поведения и личностных качеств.

Существуют различные классификации методов обучения: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода зависит от характера речевого нарушения, содержания, целей и задач коррекционно-логопедического воздействия, этапа работы, возрастных, индивидуальных и психологических особенностей ребенка.

На каждом этапе логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов.

Наиболее эффективным методом является использование дидактических (педагогических) игр как одной из форм педагогического воздействия взрослого на ребенка и одновременно — основного вида деятельности старшего дошкольника.

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них педагогическая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок.

Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали восприятие программного материала. Поэтому логопедические задания, направленные на развитие языка, лучше использовать в игровой форме.

Поэтому задания, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза, обучение чтению, развитие речи, преподаются в игровой форме.

Набор дидактических игр, основанных на следующих принципах:

  • Дидактическая игра должна быть основана на программном материале;
  • Дидактическая игра должна помочь вовлечь в процесс коррекции, прежде всего, более консервативные анализаторы (зрительный и тактический);
  • назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игры должны быть ясными и понятными для детей;
  • Вспомогательные средства, используемые логопедами в играх, должны быть внешне привлекательными;
  • Условия игры и количество используемых вспомогательных средств должны обеспечивать вовлечение всех детей в процесс коррекции.

Систематизированные дидактические игры и игровые приемы для развития языка и обучения чтению, а также для предупреждения возможных ошибок, которые могут возникнуть в процессе школьного обучения: Дисграфия (нарушение письма), дислексия (нарушение чтения).

Для стимулирования детей и развития их визуального и образного мышления следует использовать специальные доски. Игровые задания для детей разработаны таким образом, чтобы стимулировать развитие речи, уделяя при этом внимание целостному развитию ребенка. В процессе игры ребенок развивает свой язык, логическое мышление, внимание, память, воображение, а также приобретает графические навыки, не осознавая этого.

Это достигается путем вовлечения ребенка в определенный тип игровых и речевых ситуаций, в которых он (ребенок) является активным участником, способным рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы.

Обучение чтению — это довольно монотонное и однообразное занятие, связанное с механическим запоминанием графического образа букв алфавита. Эта знаковая система для ребенка не имеет зрительных ассоциаций, а также с трудоемким обучением навыкам слияния букв в слова и слов в чтение. Вопрос осмысленного чтения особенно важен. Часто из-за механического чтения, при этом ничего не понимая из прочитанного. Это часто делает процесс обучения чтению не только трудным для учащегося, но и сложным для понимания, а значит, неинтересным для него. Поэтому система обучения чтению — это игра, с помощью которой можно сделать этот процесс не только эффективным и легким, но и интересным для ребенка.

Пальчиковые игры для развития речи

У детей с различными нарушениями речи в большей или меньшей степени наблюдается дефицит общей моторики, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, поскольку движения пальцев тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим система их образования и воспитания предусматривает воспитательные и коррекционные меры в этом направлении.

Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают индивидуальные методики развития моторики у детей с задержкой речевого развития и у детей с речевой патологией.

Ученые, изучающие деятельность мозга и психики ребенка, отмечают большое стимулирующее значение функции рук.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Таким образом, на основе экспериментов и исследований на большом количестве детей была установлена следующая закономерность: Если движения пальцев соответствуют возрасту, то развитие речи находится в пределах нормы. При задержке развития движений пальцев рук задерживается и развитие речи, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы.

Формирование речевых зон происходит под воздействием кинестетических импульсов от рук или пальцев, и этот факт используется в работе с детьми, имеющими задержку речевого развития, особенно там, где есть задержка в развитии моторной стороны речи. Рекомендуется способствовать развитию речи, тренируя движения пальцев.

Тренировка пальцев начинается в возрасте 6-7 месяцев: Это включает в себя массаж руки и каждого пальца, каждой фаланги. Разминание и поглаживание выполняется ежедневно в течение 2-3 минут. Упражнения подбираются в соответствии с возрастными особенностями.

Например, дети могут катать пальцами деревянные шарики разного диаметра. В движении участвуют все пальцы. Для этого используются шарики для разминания, бусины. Стройте кубики, собирайте пирамиды, перемещайте кнопки, штыри, спички.

Затем более сложные задачи: Застегивание пуговиц, завязывание узлов, развязывание, шнуровка (дидактические игры «шнуровка маминого сарафана», «шнуровка картинок с действиями»). Очень хорошую тренировку движений пальцев дают народные игры, потешки.

Для тренировки пальцев можно использовать упражнения без словесного сопровождения. Учитель/языковой терапевт объясняет ребенку, как выполнить определенное задание, а ребенок демонстрирует его самостоятельно:

  • «Пальцы здороваются», «Человек» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу;
  • «Слон», «корни деревьев».

Выполняя различные упражнения с пальцами, ребенок добивается хорошего развития мелкой моторики рук, что влияет на развитие речи (поскольку в речевых центрах происходит индуктивное возбуждение), а также готовит ребенка к рисованию и письму.

Руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это еще больше облегчает приобретение навыков письма.

Когда ребенок осваивает свободные фигуры (пальцами), изображая предметы, животных, птиц. Эти упражнения можно усложнять: разыгрывать небольшие сценки, пересказывать короткие истории, сопровождать их построением фигурок из кистей и пальцев.

Например, следующая история.

«Кот Барсик увидел на дереве гнездо. В гнезде были птенцы (изображение кошки, дерева, гнезда с птенцами) и так далее».

Логопед, учитель и родители проявляют фантазию и придумывают истории, сказки. Для этого ребенок выполняет задания с легкостью, без затруднений, чтобы эти веселые занятия приносили ему радость.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Выготский Лев Семенович, советский психолог
  2. Невербальные проявления эмоций. Язык телодвижений — Роль невербальных средств в процессе общения
  3. Эббингауз Герман, немецкий психолог-экспериментатор
  4. Мышление, помогающее росту личности и характерные черты помогающего поведения (по Роджерсу)
  5. Внешняя валидность и виды обобщений за пределами исследовательской ситуации — Валидность и использование ментальных моделей экспериментов
  6. Особенности переживания одиночества людьми с разным уровнем жизнестойкости
  7. Социальная ситуация развития в психологии по Выготскому
  8. Дистанционное психологическое консультирование и диагностика
  9. Защитная организация личности в норме и патологии
  10. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, немецкий педагог