Для связи в whatsapp +905441085890

Невербальные проявления эмоций. Язык телодвижений — Роль невербальных средств в процессе общения

Люди часто не могут найти слов для выражения своих чувств или предпочитают не говорить о них. Любое общение, которое происходит без слов, называется невербальным общением. Чувства, как и информация, могут передаваться одним или несколькими невербальными способами. Это та часть общения, которую мы не осознаем, но которая занимает центральное место в любом общении.

Невербальная коммуникация может либо дополнять и усиливать вербальную коммуникацию, либо противоречить ей и ослаблять ее. Хотя невербальное общение часто является бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и им можно успешно управлять для достижения желаемого эффекта. Это самая старая и самая основная форма общения. Наши предки общались друг с другом с помощью наклонов тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания и взгляда. Даже сегодня мы часто понимаем друг друга без слов.

Невербальная коммуникация не так сильно структурирована, как вербальная. Не существует универсального словаря и правил формирования жестов, мимики и интонации, с помощью которых мы могли бы четко передать свои чувства. Такая передача зависит от многих факторов и часто бывает неоднозначной.

Иллюзия важности слов связана с тем, что слова легче анализировать и констатировать, а восприятие невербальной информации слишком субъективно. Наше сознание предпочитает работать с точными категориями. И наша культура такова, что нас учат уделять больше внимания содержанию.

Традиционно все невербальное общение можно разделить на две большие части: то, что мы передаем телом, и то, что мы передаем голосом. Язык тела включает в себя: Жесты руками, покачивание ногами, поза, улыбка, хмурый взгляд, частое дыхание, покраснение кожи. Голос включает в себя все, что вы можете передать с его помощью: Крики, шепот, различные междометия (о-о-о, э-э-э), тарабарщина, повышенный тон и т.д.

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Невербальное общение» определяется тем, что она направлена на освежение знаний о невербальном взаимодействии между людьми. А для профессионала в области PR это вдвойне важно, поскольку мы должны уметь управлять своим невербальным языком для достижения желаемого результата. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, мы должны создать образ компетентного, уверенного в себе профессионала. В противном случае никто не поверит нашему мнению.

Проблемы невербального общения привлекают особое внимание ученых, ведь изучение поведения людей помогает лучше понять других, разобраться в себе и, основываясь на полученных данных, создать свой образ наиболее обаятельным.

Наиболее влиятельной работой в изучении проблем языка тела начала XX века стала работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», опубликованная в 1872 году. Многие идеи и наблюдения Дарвина сегодня признаны исследователями во всем мире. С тех пор ученые обнаружили и записали более 1 000 невербальных знаков и сигналов.

Альберт Мейерабиан установил, что информация передается на 7% вербальными средствами (только словами), на 38% — слуховыми средствами (включая тон голоса, интонацию звука) и на 55% — невербальными средствами. Профессор Бирдвиссл провел аналогичное исследование относительно доли невербальных средств в межличностном общении. Он обнаружил, что средний человек говорит словами всего 10-11 минут в день, а каждое предложение длится в среднем не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что на вербальную коммуникацию приходится менее 35% разговора, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

В прошлом веке невербальное общение привлекало внимание в основном ученых из области социальной и общей психологии (В.А. Лабунская, К.В. Судаков и др.). Позднее психолингвисты и лингвисты (Г.В. Колшанский, И.Н. Горелов, С.В. Воронин и др.) обратились к изучению проблем невербальной коммуникации. Были изучены различные средства невербальной коммуникации и разработаны их возможные классификации. В начале этого века сформировалась новая научная дисциплина — «невербальная семиотика», которая занимается систематическим изучением невербального поведения человека.

Невербальные проявления эмоций. Язык телодвижений - Роль невербальных средств в процессе общения

Роль невербальных средств в процессе общения

В зависимости от типа общения различают вербальное (словесное) и невербальное (несловесное) общение. В своем эссе я рассмотрю невербальное общение.

«Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике», — писал Цицерон. Язык жестов, мимики, телодвижений называется языком вербального общения.

Организационная форма невербальных средств общения, которая воспринимается человеком и преобразуется в индивидуальную, конкретную и чувственную форму действия, называется невербальным поведением.

Невербальные средства можно свести к кинетическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностное общение), временным особенностям взаимодействия.

Невербальные средства выполняют информативную и регулятивную функции в процессе общения.

Многие ученые утверждают, что вербальный канал используется для передачи информации, а невербальный — для «обсуждения» межличностных отношений.

Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что некоторые ученые утверждают, что хорошо тренированный человек может по голосу определить, какое движение делает его собеседник в момент произнесения того или иного предложения.

Таким образом, чтобы понять смысл предложения, недостаточно проникнуть в смысл слов, а необходимо понять чувства говорящего, проанализировать его невербальное поведение.

Исследования психологов показывают, что эмоции не только зависят от ситуации общения, но и сами оказывают существенное влияние на его разворачивание, на проявление эмоционального образа каждого из участников.

Особенность языка тела в том, что его выражение обусловлено импульсами нашего подсознания. Невозможность искажения таких импульсов позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному способу общения.

«Царство чувств — эмоциональная сфера, — пишет П.В. Симонов, — не поддается прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, регулируются мозговыми центрами и выражаются в разнообразных двигательных действиях — жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменении голоса и речи.»

Что говорят и регулируют невербальные средства коммуникации?

Во-первых, можно сказать, что невербальные компоненты общения являются частью ориентирующей основы общения для коммуникатора (говорящего). Другими словами, характер коммуникации с самого начала частично определяется пространственными и некоторыми другими визуальными «подсказками», и в этом контексте совершенно неважно, какое место займут невербальные компоненты в самом процессе коммуникации.

2 Однако невербальные компоненты коммуникации можно рассматривать и с точки зрения получателя как часть ориентировочной основы для его коммуникативных действий. С этой точки зрения, невербальные «ключи» могут быть общими для коммуникатора и реципиента или значимыми только для последнего; именно часть таких «ключей», с точки зрения коммуникатора, входит в исполнительную фазу его коммуникативной деятельности. Здесь возникает основная проблема для современных исследований невербальной коммуникации — проблема соотношения невербального поведения и невербальной коммуникации как таковой, то есть непреднамеренных и интернализованных компонентов коммуникативной деятельности коммуникатора.

  1. невербальные компоненты коммуникации могут также функционировать как часть исполнительной фазы общения, не зависящая от процесса коммуникации в целом и лишь дополняющая его, уточняя или изменяя понимание получателя сообщения.
  2. наконец, они могут быть совершенно незначительными для получателя, являясь своего рода издержками фактического коммуникативного поведения.

Мимика

Основным индикатором эмоций является мимика лица (глаза, брови, губы).

Под мимикой мы понимаем движения лицевых мышц и движения головы. Это условные знаки (кивки головой), которые указывают на движения — поворот головы в определенном направлении. С помощью мимики учитель передает эмоции, подчеркивает мысль (хмурится, улыбается), которая вызывает данную разрядку в классе, подчеркивает ритм звука, наклоном головы выражает неуверенность, колебание, поиск нового слова. Предшественниками невербальной коммуникации являются Чарли Чаплин и другие актеры немого кино.

Глаза помогают коммуникатору установить визуальный контакт. Взгляд на говорящего не только означает заинтересованность, но и помогает нам сосредоточиться на том, что он/она говорит. Во время разговора говорящий и слушающий либо смотрят друг на друга, либо отворачиваются друг от друга, поскольку считают, что постоянный взгляд мешает собеседнику сосредоточиться. Говорящий и слушающий не смотрят друг на друга более 10 секунд. При обсуждении неприятных вопросов мы не смотрим на собеседника из вежливости и понимания его эмоционального состояния. Назойливый и навязчивый взгляд воспринимается нами как вторжение в личные дела. Более того, такой взгляд воспринимается как признак враждебности и производит на нас неблагоприятное впечатление.

Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий либо смотрит в глаза слушателю, либо отводит взгляд, он не закончил говорить. В конце своей речи оратор обычно смотрит прямо в глаза собеседнику, как бы говоря: «Я все сказал, теперь ваша очередь».

По выражению лица, движениям, вегетативным проявлениям («покраснел», «побледнел», «покрылся потом»), по выражению глаз, размеру зрачка, мы судим о чувствах человека. Эмоции наиболее выражены на лице и в различных позах (выражение радости, возбуждения, страха, ужаса).

Американский психолог Р. Вудвортс разделил выражения лица на шесть типов:

1) Любовь, счастье, радость, веселье;

2) Удивление;

3) Страх, страдание;

4) Гнев, решительность;

5) Отвращение;

6) Презрение.

Обычно эмоции ассоциируются с выражением лица следующим образом:

  • Удивление — поднятые брови, расширенные глаза, опущенные кончики губ, открытый рот;
  • Страх — брови подняты и сведены над переносицей, глаза широко открыты, уголки губ опущены и немного отведены назад, губы раздвинуты, рот может быть открыт
  • Гнев — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа оттопырена или приподнята и сомкнута с верхней губой
  • Печаль — брови опущены, глаза бледные, уголки губ слегка опущены;
  • Счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно оттянуты назад.

Невербальные компоненты общения выражаются в следующих функциях:

(a) сопровождение речевой части сообщения («…ответил со вздохом: что тут хорошего!»);

б) сигнализировать в противоположном смысле (ложный тон, «по глазам было видно, что это не так»).

Отсюда ответ: если вы хотите узнать правду об эмоциональном состоянии человека — посмотрите на его лицо.

Брови очень подвижны. Человек может поднимать одну или две брови вверх и вниз, сводить их к переносице и одновременно двигать глазами вверх и вниз в стороны. Такие движения могут иметь разное значение:

1) Попытка привлечь к себе внимание;

2) Выражение удивления, изумления;

3) Выражение лица, сопровождающее вопрос;

4) Выражение недовольства, неодобрения чего-либо;

Губы человека особенно выразительны. Все мы знаем, что плотно сжатые губы отражают задумчивость, а искривленные — сомнение или сарказм. Улыбка обычно выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же время улыбка как элемент выражения лица и поведения зависит от региональных и культурных различий: Южане, например, склонны улыбаться чаще, чем жители северных регионов. Улыбка, сопровождаемая поднятыми бровями, обычно выражает готовность подчиниться. В то же время улыбка с опущенными бровями свидетельствует о превосходстве. Губы могут быть выпячены, показаны, отодвинуты и выражать соответствующие эмоции.

Интонация

Говорящий передает слушателю следующую информацию.

Во-первых, мы узнаем, что (что?) говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Оно передается выбором смыслового содержания, слов, их порядка и синтаксических конструкций.

Второй — кто говорит, благодаря ярко выраженной индивидуальности голоса каждого человека. Это идентифицирующая информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу сказанное часто становится тем, что сказано, существенно дополняя или даже заменяя вербальное содержание речи.

Многие лингвисты говорят о существовании идентифицирующей информации. Так, Э. Сепир заявил, что «фонетический облик речи, скорость и относительная плавность произношения, длина и структура предложений, характер и диапазон лексики….. — Все это лишь малая часть комплексных показателей личности». Например, у каждого есть свои любимые приемы для подчеркивания особенно важных слов. Эти методы часто обозначаются как «распознавание речи». Например, у актера О. Табакова есть особенность создавать акцентуацию путем растягивания слова при динамическом нажиме.

Голос как совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком с помощью голосового аппарата, имеет различный диапазон, выразительность и выносливость.

Эмоции влияют на управление речевым общением, что проявляется в ряде особенностей речевого высказывания отдельного человека: тон голоса, интонационный рисунок и т.д.

Эта связь наиболее очевидна при анализе трудностей контроля над звучанием собственного голоса:

Тревожное состояние. Преобладание высоких частот, и на слух голос воспринимается как резкий, пронзительный, энергичный и привлекающий внимание.

Беспомощность, подавленность и апатия. Очень равномерное распределение энергии в спектре.

Страх. Паттерн «падающей» кривой распределения энергии и звуки пронзительные, безжизненные, «пустые».

Волнение. Одновременный тип распределения энергии, характеризующийся определенной звучностью и громкостью.

Голос — это индивидуальный «инструмент» человека, как отпечаток пальца. Умелое владение голосом делает нашу речь более эффективной. Фундаментальной характеристикой голоса является его тембр. Тембр — это очень тонкая и выразительная характеристика динамика.

Термин «интонация» имеет два значения — узкое и широкое. В узком смысле используется для описания мелодического, тонального движения. В широком смысле, помимо интонации, этот термин включает в себя ударение, паузы, темп, ритм, то есть совокупность компонентов звучащей речи, действующих совместно. Хотя устный текст создается по законам речи, он является речевым произведением в подлинном смысле слова. Интонационная структура складывается из интонационных особенностей фраз и сверхфразовых единиц и дополнительно характеризуется такими особенностями целого, как общий тон, темп, громкость произнесения, обусловленные смысловым и эмоциональным содержанием текста, а также ситуацией его произнесения [10, с. 79].

М.М. Бахтин отмечает, что «интонация всегда находится на границе между вербальным и невербальным, речевым и неречевым. Слово находится в непосредственном контакте с жизнью в интонации. И прежде всего, это интонация, посредством которой говорящий устанавливает контакт со слушателями: интонация (преимущественно) социальна».

Основные коммуникативные жесты и их происхождение

Несмотря на то, что было проведено много исследований, ведутся жаркие споры о том, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются иным образом. Доказательством служат наблюдения за слепыми, глухими и слепоглухими людьми, которые не смогли бы научиться невербалике с помощью слуховых или зрительных рецепторов. Также были проведены наблюдения за жестовым поведением различных народов, изучено поведение наших ближайших антропологических родственников — обезьян и макак.

Немецкий ученый Эйбль-Айбесфельдт обнаружил, что способность улыбаться проявляется у глухих или слепых детей с рождения без какого-либо обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденности жестов. Экман, Фризен и Зорензан подтвердили некоторые предположения Дарвина о врожденных жестах, когда изучали мимику людей из пяти совершенно разных культур. Они обнаружили, что представители разных культур используют схожую мимику при проявлении определенных эмоций, что привело их к выводу, что эти жесты должны быть врожденными.

Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурными или генетическими. Например, большинство мужчин носят пальто, начиная с правого рукава, а большинство женщин — с левого. Когда мужчина проходит мимо женщины на оживленной улице, он обычно поворачивает свое тело в сторону женщины, когда проходит мимо; женщина обычно проходит мимо, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, чтобы защитить свою грудь? Является ли этот жест врожденным для женщины или она научилась ему бессознательно, наблюдая за другими женщинами?

Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, а значение многих движений и жестов определяется культурой [11, с. 123-124]. Давайте рассмотрим эти аспекты «языка тела».

Во всем мире основные жесты общения не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда грустят — хмурятся, когда злятся — у них сердитый взгляд.

Кивок головой означает «да» или утверждение почти во всем мире. Похоже, что это врожденный жест, потому что его также используют глухие и слепые люди. Покачивание головой в знак неодобрения или отказа также является универсальным и может быть одним из жестов, приобретенных в детстве.

Жест «пожатие плечами» (рис. 1) является хорошим примером универсального жеста, указывающего на то, что человек не знает или не понимает, что ему говорят. Это сложный жест, состоящий из трех компонентов: ладони наружу, плечи вверх, брови подняты [2, с.15].

Подобно тому, как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры, невербальный язык одного народа отличается от невербального языка другого народа. В то время как определенный жест может быть общепризнанным и иметь уникальное толкование в одной стране, он может не иметь обозначения или иметь совершенно противоположное значение в другой стране.

Жест «ОК», или круг, образованный пальцами руки (рис. 2), стал популярным в Америке в начале XIX века, в основном благодаря прессе, которая в то время развернула кампанию по сокращению слов и крылатых фраз до их начальных букв. Существуют различные мнения о том, что означают инициалы «ОК». Некоторые считают, что они обозначают — «все в порядке». Другие говорят, что это антоним к слову «нокаут», которое в английском языке обозначается буквами C.O.. По другой версии, эта аббревиатура происходит от места рождения американского президента, который использовал эти инициалы (O.K.) в качестве слогана в своей избирательной кампании. Значение «ОК» известно во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, в то время как в некоторых странах этот жест имеет совершенно другое происхождение и значение. Например, во Франции он означает «ноль» или «ничто», в Японии — «деньги», а в некоторых странах Средиземноморья этот жест используется для обозначения мужской гомосексуальности.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Адаптация детей в домах ребенка — Организация детских домов
  2. Адаптация в психологии — Понятие адаптации человека
  3. Влияние познавательного интереса на развитие мышления и воображения в младшем школьном возрасте — «Познавательный интерес» и условия его формирования
  4. Психологическая защита самосознания
  5. Выготский Лев Семенович, советский психолог
  6. Эббингауз Герман, немецкий психолог-экспериментатор
  7. Мышление, помогающее росту личности и характерные черты помогающего поведения (по Роджерсу)
  8. Внешняя валидность и виды обобщений за пределами исследовательской ситуации — Валидность и использование ментальных моделей экспериментов
  9. Нетрадиционные формы работы в коррекции речевых нарушений — Пересказ и его характеристики
  10. Особенности переживания одиночества людьми с разным уровнем жизнестойкости