Для связи в whatsapp +905441085890

Невербальный коучинг — История концепции эмпатии

В современной психологии любое проявление эмоциональной активности ребенка, которое по сути является сопереживанием, сочувствием, внутренней помощью, рассматривается в рамках единой проблемы эмпатии.

Эмпатия обычно трактуется либо как способность человека понимать эмпирический мир другого, либо как способность участвовать в эмоциональной жизни другого. Обычно объектом эмпатии считается другой человек, но в некоторых исследованиях объектом эмпатии считается нейтральный объект, образ природы или искусства, антропоморфизированный наблюдателем в процессе восприятия. Понятие эмпатии относят как к чисто рефлексивным (сознательным) процессам понимания, так и к явлениям сенсорного познания, а иногда обнаруживается, что эмпатия имеет черты и того, и другого.

История понятия эмпатии восходит к этической концепции сострадания (А. Смит, Спенсер, Шопенгауэр) и концепции сопереживания (Фишер, Лотце, Липпс).

Понятие симпатии существовало в древнегреческой философии и трактовалось стоиками как духовная объективная общность всего сущего, на основе которой люди симпатизируют друг другу. В этических системах Смита (1895), Спенсера (1876), Шопенгауэра (1896) симпатия понимается как естественное свойство человеческой души сочувствовать, сострадать другому человеку, которое регулирует отношения между людьми как основа совести, справедливости и альтруизма.

Наиболее полно и последовательно теория симпатии была разработана Шелером (1926). Для него сочувствие — это не просто соучастие в эмоциональной жизни другого, разделение его чувств. Это интенциональный акт, направленный на реализацию личности другого как высшей ценности. В акте сочувствия реализуются человеческие возможности на любом уровне — органическом или духовном. В соответствии со стадиями симпатии Шелер разработал классификацию форм симпатии от низших (подражание, сопереживание) к высшим, к космическому чувству.

Помимо теории симпатии, проблема эмпатии в эстетике и психологии во многом связана с теорией Липпса (1907), согласно которой эмпатия — это особый вид познания сущности объекта или субъекта. Человек осознает себя и свои переживания через содержание объекта или предмета и проецирует в него свое собственное «я». Нечувствительность подобна ассимиляции воспринимаемого объекта: в процессе восприятия через проекцию индивид постигает общность между собой и объектом, в результате чего объект возникает «из себя», «он называет себя в силу этой активности».

Проникновение в другого человека основано на желании обнаружить в нем свои собственные переживания. Наблюдая за выражением лица другого человека, субъект инстинктивно подражает ему. Имитация выражения лица вызывает соответствующее чувство, которое уже знакомо субъекту. Возникает «ощущение воздействия». Таким образом, каждый акт познания (включая объекты природы, искусства) сводится к самопознанию через объективацию себя.

И Липпс, и исследователи симпатии показали, что и эмпатия, и симпатия направлены на познание внутреннего мира другого, и что это собственные переживания, которые по-разному осуществляются в процессе эмпатии и симпатии путем соотнесения этих переживаний с воспринимаемым эмоциональным состоянием другого.

Термин «эмпатия» был введен в психологию Титчером в 1903 году для обозначения процесса сопереживания (1909). В то время как сочувствие означает участие в переживаниях другого (syn + pathos — «чувствовать вместе»), эмпатия подразумевает сосредоточенность на внутреннем мире другого (en + pathos — «чувствовать вместе»).

Современные исследователи рассматривают эмпатию и как эмоциональный феномен, процесс понимания, и как сопереживание другим людям, их мыслям и переживаниям.

Невербальный коучинг - История концепции эмпатии

История концепции эмпатии

Большая часть психологов, изучающих эмпатию в лабораторных экспериментах, понимают эмпатию как эмоциональный отклик на переживания другого (Stotland, 1971; Berger, 1962; Hener, 1960), разделение чувств другого на любом аффективном уровне (Mehrebien and Epstein, 1972), способность разделять и облегчать переживания других (L. Murphy, 1973; Lenrow, 1965).

Следуя наиболее широко принятой интерпретации эмпатии, Шибутани (1969) определяет эмпатию как понимание аффективных ориентаций другого, как соучастие в его переживаниях.

В других концепциях эмпатия рассматривается как понимание внутренней жизни человека, которое не сопровождается опытом (В.М. Банщиков, В.Ю. Завьялов, Ю.П. Короленко, 1975), то есть как чисто интеллектуальный процесс, или понимание.

Однако психологи Даймонд и Бронфебреннер, изучавшие эмпатию как инсайт, показали связь этого процесса с эмоциональными аспектами личности. В их понимании эмпатия — это социальная чувствительность или социальная проницательность, то есть способность человека распознавать мысли и чувства другого человека. Эти исследователи основывают свои эксперименты на предсказательном типе эмпатии. Их интересует, как незнакомые люди предсказывают реакцию друг друга в специально созданной ситуации. Согласно Даймонду, эмпатия в этом случае происходит как «интеллектуальное воспроизведение внутреннего мира человека».

Хотя Даймонд и Бронфенбреннер рассматривают эмпатию как когнитивную способность понимать людей, среди выявленных ими черт характера ведущими оказались те, которые облегчают процесс понимания и связаны с эмоциональностью и мотивацией. «Понимающие» Даймонда и Бронфебреннера также были признаны эмпатичными, т.е. сопереживающими, общительными, отзывчивыми и т.д.

Ряд авторов выделяют признаки понимания индивидом другого человека как когнитивного процесса, отличного от эмпатии. Для Мид (1934) этот процесс означает репрезентацию установок другого, его позиции, принятие его роли. Согласно Кули (1922), для понимания другого недостаточно только чувства; «необходимо достичь широкого ранга мышления». Г. Олпорт (1961) выделил ряд процессов, необходимых для понимания: Распознавание и воспроизведение сенсорных признаков, интуиция, рассуждения по аналогии, умозаключения.

Согласно модели Флейвелла (1974), понимание характеристик другого человека требует знания о существовании этих характеристик, способности использовать эти знания, способности делать выводы о характеристиках другого человека, осведомленности о потребностях другого человека, а также способности представлять и прогнозировать опыт другого человека. Pieter (1974) подчеркивает роль опыта общения человека в адекватном понимании других людей.

Многообразие интерпретаций эмпатии как когнитивного и как эмоционального феномена во многом объясняется тем, что и процесс понимания, и эмпатия связаны с обоими аспектами познания. Эти два процесса являются не только разными способами познания внутреннего мира человека, но и имеют разные структуры и функции в поведении. В то время как понимание — это процесс интеллектуального анализа поведения другого человека, эмпатия — это процесс эмоционального участия в переживаниях других людей.

Феномен эмпатии в современной психологии

Эмпатический процесс так или иначе проявляется во всех интерпретациях как реакция одного субъекта на чувства и переживания другого. Но как бы ни казалось, что это понятие универсально объединяет определенные эмоциональные состояния личности, некоторые зарубежные авторы разделяют эмпатию и симпатию как разные типы эмоционального реагирования: слияние с объектом, отождествление собственных чувств с его переживаниями или соучастие с переживаниями другого при сохранении самостоятельных чувств субъекта.

В современной отечественной психологии эмпатия рассматривается в следующих направлениях: Определение качественного характера эмпатии (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Р.Б. Карамуратова, М.М. Муканов, Н.Н. Обозов, А.Б. Орлов, Н.И. Сарджвеладзе и др.); изучение связи структурных характеристик эмпатии с различными психическими процессами и психологическими особенностями личности (А.А. Бодалев, Л.П. Выговская, О.В. Дашкевич, С.А. Ершов, Г.Ф. Михальченко, В.А. Микаелян, А.А. Рояк, Л.П. Стрелкова, О.П. Санникова, И.М. Юсупов и др.); исследование процессуальной природы эмпатии (В.С. Агеев, С.Б. Борисенко, А.Г. Ковалев, М.И. Пашукова, Л.П. Стрелкова и др.)

Отечественные психологи трактуют содержание эмпатии неоднозначно, определяя ее то как способность, то как процесс, то как состояние, и связывая ее с различными психическими процессами и психологическими особенностями личности. В этом контексте эмпатия в работах многих исследователей рассматривается в терминах социальной чувствительности, доброжелательности, чуткости, эмоциональной идентификации, гуманных отношений, сопереживания, сочувствия.

С.Л. Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент межличностной любви, эмоционально опосредованных отношений с другими людьми. Он противопоставляет истинно эмпатические отношения феномену «расширенного эгоизма».

Д.Б. Эльконин считал, что способность человека эмоционально откликаться на переживания другого является одним из условий развития социальной децентрации. В связи с этим Д.Б. Эльконин отмечал влияние эмпатии на формирование когнитивной и эмоциональной децентрации ребенка в процессе преодоления «когнитивного эгоцентризма».

П.М. Якобсон указывает на два способа проявления чувств: Первый основан на эмпатии и зависит от способности человека «войти в иллюзорную, воображаемую ситуацию»; второй основан на реальных ситуациях, «имеющих жизненную основу».

Т.П. Гаврилова выделяет два типа эмпатических переживаний (сопереживание и сочувствие) и утверждает, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случае сочувствия — альтруистические.

Более того, Т.П. Гаврилова считает эмпатию более простой формой сопереживания, а сочувствие — более сложной. В серии экспериментов с использованием методики проективного типа она обнаружила, что эмпатия характерна для младшего школьного возраста, а сопереживание — для подросткового.

Критикуя позиции Т.П. Гавриловой, А.В. Запорожца, А.З. Неверович и ряда других сотрудников Института дошкольного воспитания АПН ССР, они выдвигают собственные определения об особенностях развития процесса эмпатии, считают, что эмпатия и симпатия являются звеньями единой эмпатийной цепи и обладают свойством однонаправленности (а именно, от эмпатии к симпатии). Они пришли к такому выводу на основе анализа данных, полученных в ходе восприятия дошкольниками художественного произведения, когда испытуемые были поставлены в определенные условия, требующие от них перехода от переживания к проявлению сочувствия и даже облегчения.

Как показали результаты экспериментов, условия, созданные при проведении экспериментов, не всегда стимулировали испытуемых проявлять не только помощь сказочным персонажам, но и простое сочувствие к ним. Были обстоятельства, при которых дети, даже с очень сильной эмпатией, не проявляли желания сочувствовать тому или иному персонажу.

Они вызывали сочувствие к персонажам, которое выражалось более или менее отчетливо у разных детей. Однако, даже при явной симпатии к героям сказки, многие испытуемые не проявили никакой помощи тем, кому они симпатизировали: вероятно, импульс помочь был настолько слаб, что не материализовался в помощь.

Была выдвинута гипотеза, что опыт, неоднократно инициированный взрослым, может вызвать не только возникновение импульса к помощи, но и, возможно, его реализацию из-за возникшего сочувствия. С этой целью мы проводили с испытуемыми повторные игры-драматизации, которые позволяли им играть роли положительного персонажа и моделировали их повторную и более широкую идентификацию с положительным персонажем на фоне их переживаний и выраженной симпатии к нему, возникавших в ходе игрового обсуждения с персонажами. Все это побуждало испытуемых стремиться к разрешению той или иной драматической ситуации, к выходу из нее путем оказания помощи персонажу (иными словами, импульс к оказанию помощи реализовывался здесь в реальном акте оказания помощи и т.д.).

Однако порыв помочь может быть мимолетным и не реализоваться. В этом случае основной причиной неосуществления такого прорыва может быть отсутствие развитых возможностей (в опыте ребенка) сопереживать и помогать другим.

Итак, динамика эмпатического процесса, которую они определили, такова: сочувствие — симпатия — импульс к содействию — реальное действие.

Как уже подчеркивалось, эта динамика является однонаправленным процессом. То, что в исследовании Т.П. Гавриловой говорится о разнонаправленности, можно объяснить тем, что в жизни наблюдатель часто сталкивается не с полными и законченными эмпатическими процессами, а с их укороченными модификациями в виде эмпатических цепочек, которые прерываются в каком-то звене. Чем короче эта цепочка, тем дальше эмпатический процесс от своего конечного звена — реальной помощи другому, которая является результатом эмпатического процесса.

Типы и функции эмпатии

В целом, эмпатия — это социально-психологическая черта личности. Она представляет собой совокупность социально-психологических способностей индивида, через которые это свойство раскрывается как у объекта, так и у субъекта эмпатии. Набором таких способностей являются:

  • Способность эмоционально реагировать на переживания другого человека,
  • Способность распознавать эмоциональные состояния другого человека и мысленно помещать себя в его мысли, чувства и действия,
  • Способность использовать возможности для взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.

Существуют различные критерии для различения типов и форм эмпатии. Примерами таких критериев являются:

  1. Модальность ведущего компонента в структуре эмпатии. В соответствии с этим критерием различают эмоциональную, когнитивную и поведенческую эмпатию. C. Роджерс и Труакс определили обязательный коммуникативный компонент эмпатии как способность передать партнеру понимание его переживаний или внутренней ситуации. Киф и Барретт-Леннард включили в свои модели эмпатии фазу выражения, передачи понимания доступным языком, вербальным или невербальным.
  2. Генезис эмпатии (на основании этого критерия выделяют глобальную, эгоцентрическую и просоциальную эмпатию);
  3. Критерий наличия эмпатии (личностная и ситуативная эмпатия);
  4. Критерий уровня развития эмпатии (элементарно-рефлексивная и личностная формы эмпатии).

Пример использования первого основания для выделения типов эмпатии содержится в работе А. П. Сопикова. По его словам, существует три типа эмпатии:

  1. эмоциональные, когда эмоциональность доминирует в моделировании субъектом объекта эмпатии;
  2. когнитивный, когда информативность доминирует в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии;
  3. поведенческий, когда в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии доминирует волевой аспект, что выражается в понуждении объекта эмпатии что-либо сделать и, в свою очередь, в расчете на его ответную эмпатию.

V. В. Бойко, в свою очередь, выделяет следующие стадии эмпатии по критерию модальности ведущего компонента эмпатии:

  1. рациональная эмпатия, осуществляемая принадлежностью, вниманием к другому интенсивной аналитической обработкой информации о нем;
  2. эмоциональная эмпатия, реализуемая через эмоциональный опыт (переживания, чувства) в процессе зеркального отражения состояний другого;
  3. Интуитивная эмпатия, которая включает в себя интуицию как средство зеркального отражения другого и обработки информации о партнере на бессознательном уровне.

Есть еще один критерий для определения форм эмпатии — это направление эмпатического опыта. Этот показатель эмпатии связан с общей направленностью личности и ее ценностными ориентациями. Согласно этому критерию, эмпатия делится на сочувствие и сопереживание. Первая, по мнению Т.П. Гавриловой, основана в большей степени на прошлом опыте и связана с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами. Вторая основана на понимании неблагополучия другого человека и связана с его потребностями и интересами. Поэтому эмпатия более импульсивна, более интенсивна, чем симпатия.

Кроме того, Л. П. Калининский и др. считают, что при разграничении эмпатических реакций точнее было бы говорить не столько о критерии разнонаправленных потребностей, сколько о степени эмоциональной вовлеченности Я во время такой реакции. Они считают, что эмпатия — это скорее индивидуальная черта, поскольку она связана с такой типологической особенностью, как слабость нервной системы, и что эмпатия — это черта личности, сформированная в условиях социального обучения.

Т. П. Гаврилова обнаружила, что эмпатия как более непосредственная, концентрированная форма сопереживания более характерна для младших школьников, а эмпатия как более сложная форма эмпатического переживания, опосредованная моральными знаниями, более характерна для подростков. Сочувствие выражается чаще, чем сопереживание.

Современная психология уже не отрицает, что эмпатия может быть направлена как на себя, так и на другого человека. Самонаправленная форма эмпатии называется сопереживанием, дискомфортом или личной заботой. Она возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера приводит к напряжению и фрустрации собственных межличностных потребностей эмпатического субъекта, и он становится эмоционально уязвимым. В этом случае человек испытывает переживания, сходные с переживаниями объекта эмпатии, но они направлены против него самого. Это выражается в его содержании: Человек переживает либо то, что может произойти с ним в будущем, либо то, что уже произошло с ним в прошлом. Самонаправленный опыт уменьшает личностный дистресс и восстанавливает психологическое благополучие человека. Они выполняют защитную функцию.

Форма эмпатии, направленная на другого человека, называется состраданием, сочувствием или эмпатическим сочувствием. Эмпатия отражает переживание человеком неблагополучия другого как такового, без учета собственного благополучия. Она возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера актуализирует моральные мотивы в его пользу и вызывает потребность помочь ему.

Вышеперечисленные виды эмпатии приводят к различному поведению по отношению к другому человеку и его потребностям. В случае личного дискомфорта или дистресса человек прилагает усилия для преодоления своего негативного состояния, старается избежать травмирующих впечатлений, выстраивает стратегию взаимодействия «под себя». Симпатия или эмпатическая забота, с другой стороны, порождает альтруистические действия по отношению к другому и усилия по преодолению его негативного состояния, что выражается в стратегии взаимодействия под названием «для другого».

Особенности эмпатии у школьников

Потребность в общении делает общение и связанное с ним поведение по отношению к людям одной из ведущих человеческих ценностей. При этом, чем ниже уровень группы в социальной иерархии, тем большее присутствие ценностей духовных отношений.

Несмотря на то, что в последние годы у россиян возросли прагматические ценности, наблюдается тенденция увеличения значимости таких альтруистических ценностей, как терпимость, чуткость, счастье других.

Эмпатия присутствует во всех видах межличностного общения. Это основная социально-психологическая среда, в которой возникает, развивается и проявляется эмпатия. Связь между общением и эмпатией может быть установлена с точки зрения функций, которые эмпатия, как черта личности, выполняет в общении. Можно провести размышления о функциях эмпатии в общении в студенческой группе:

  • первый, основанный на понимании трехсторонней структуры общения.
  • во-вторых, обозначение участников коммуникации как субъекта и объекта эмпатии.

Психологические исследования традиционно относятся к анализу роли эмпатии в социально-перцептивной стороне общения. Они указывают, что эмпатия у студентов способствует более эффективному познанию другого человека, и в частности его эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия у студентов снижает эффект искажения восприятия другого, который возникает из-за атрибутивных процессов, и сопровождает формирование более точного первого впечатления.

Роль эмпатии в организации коммуникативной стороны общения в студенческой группе заключается в том, чтобы обеспечить специфический, основанный на эмпатии способ сбора, обработки и проверки информации. Эмпатия влияет на сбор и анализ информации двумя способами:

  • мотивация индивидов к приобретению информации с целью расширения собственного участия в коммуникационном процессе;
  • Действуют как обратная связь с уже собранной информацией.

В интерактивной стороне общения эмпатия выступает в качестве регулятора взаимодействия, предоставляя суждения и прогнозы о наиболее подходящем поведении в соответствии с эмоциональным состоянием участников.

Эмпатия студентов также выполняет функцию корректировки выбранных форм взаимодействия на основе эмпатической обратной связи. Корректировка производится в направлении наиболее приятных и наименее стрессовых форм поведения.

Функции эмпатии в жизни студентов следующие:

  • Эмпатия, исходящая от эмпатичного субъекта, повышает убедительность субъекта;
  • помогает преодолеть психологические защитные механизмы другого человека;
  • Расширяет ваше собственное понимание жизни других людей;
  • обогащает собственный эмоциональный опыт;
  • развивает личность и ее систему ценностей;
  • выполняет защитную функцию, когда воспринимаемый опыт угрожает психологическому равновесию индивида.

Эмпатия, как ее воспринимает объект эмпатии, имеет функцию подтверждения его идентичности через признание, принятие и одобрение уникальности и самоценности его «я». Эмпатия дает возможность для самовыражения своей личности и получения поддержки.

Многие исследователи, независимо от того, какой теоретической модели они придерживаются для объяснения насилия и агрессии, указывают на низкий уровень эмпатии как на одну из причин агрессии. Группа американских психологов, основываясь на результатах серии экспериментов, пришла к выводу, что наличие способности к когнитивной эмпатии, под которой они подразумевали способность индивида оценить перспективу происходящего с другим человеком и сосредоточиться на этой перспективе, отрицательно коррелирует с выбором стратегий конфликтного взаимодействия и такими чертами личности, как агрессивность.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Социально-психологические методы управления
  2. Управление каналами сбыта предприятия
  3. Разработка кадровой политики организации
  4. Методы науки менеджмента
  5. Этапы оценки риска
  6. Виды консалтинга
  7. Барьеры в межличностных коммуникациях
  8. Роль женщины в управлении корпорацией
  9. Совершенствование организационно-производственной структуры управления
  10. Построение системы мотивации на предприятии