Для связи в whatsapp +905441085890

Нейрофизиологические основы интеллекта и креативности. Классические подходы и современные данные — Развитие креативности

Большинство философов и психологов различают два основных типа поведения: адаптивное поведение (связанное с имеющимися у человека ресурсами) и творческое поведение, определяемое как «творческое разрушение». В творческом процессе человек создает новую реальность, которая может быть понята и использована другими людьми.

Отношение к творчеству сильно менялось на протяжении веков. В Древнем Риме книга ценилась только за материал и работу переплетчика, а автор был бесправен — ни плагиат, ни подделка не преследовались по закону. В Средние века и много позже творца приравнивали к ремесленнику, а если он осмеливался проявлять творческие способности, то это не поощрялось. Творцу приходилось зарабатывать на жизнь другими способами: Мольер был придворным обойщиком, а великого Ломоносова ценили за утилитарную продукцию — придворные заказы и производство праздничных фейерверков.

Только в 19 веке художники, литераторы, ученые и другие представители творческих профессий получили возможность зарабатывать на жизнь продажей своего творческого продукта. Как писал Александр Пушкин, «нельзя продать вдохновенье, но можно продать рукопись». В то же время рукопись ценилась только как матрица для воспроизведения, для производства массового продукта.

В XX веке реальная ценность любого творческого продукта также определялась не его вкладом в сокровищницу мировой культуры, а тем, насколько он мог служить материалом для воспроизведения (в репродукциях, телефильмах, радиопередачах и т.д.). Именно поэтому существует некомфортная разница в доходах между представителями исполнительских искусств (балет, музыкальное исполнительство и т.д.), с одной стороны, и бизнесменами массовой культуры — с другой.

Однако общество во все времена разделяло две сферы человеческой деятельности: otium и oficium (negotium), то есть досуг и социально регулируемую деятельность. И социальное значение этих сфер менялось с течением времени. В древних Афинах биостеоретикос — теоретическая жизнь — считалась более «престижной» и приемлемой для свободного гражданина, чем биоспрактикос — практическая жизнь.

Интерес к творчеству, к личности творца в XX веке, вероятно, связан с глобальным кризисом, с проявлением тотального отчуждения человека от мира, с ощущением того, что своей целенаправленной деятельностью люди не решают проблему места человека в мире, а делают ее решение еще более отдаленным.

Главным в творчестве является не внешняя деятельность, а внутренняя — акт создания «идеала», образа мира, в котором решается проблема отчуждения человека от окружающей среды. Внешняя деятельность является лишь экспликацией продуктов внутреннего акта. Характеристики протекания творческого процесса как психического акта будут предметом дальнейшего изложения и анализа.

Определяя характеристики творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его неосознанность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, изменение состояния сознания.

Наиболее распространенными являются «божественная» и «демоническая» версии атрибуции причины творчества. А художники и писатели принимали эти версии в зависимости от своего мировоззрения. В то время как Байрон считал, что человеком овладевает «демон», Микеланджело верил, что его руку направляет Бог: «Хороший образ приближается к Богу и сливается с ним».

Следствием этого является наблюдаемая у многих писателей тенденция к отказу от авторства. Поскольку писал не я, а Бог, дьявол, дух, «внутренний голос», творец признает себя орудием чуждой силы.

Примечательно, что версия о безличном источнике творческого акта проходит через пространства, эпохи и культуры. А в наше время она возрождается в мыслях великого Иосифа Бродского: «Поэт, повторяю, есть средство существования языка. Но человек, который пишет стихи, пишет их не потому, что надеется на посмертную славу, хотя он часто надеется, что стихи переживут его, хотя бы на короткое время. Поэт, который пишет стихотворение, пишет его потому, что язык подсказывает ему или просто диктует следующую строку.

Нейрофизиологические основы интеллекта и креативности. Классические подходы и современные данные - Развитие креативности

Развитие креативности

Психология развития взаимно противостоит и дополняет три подхода: 1) генетический, который отводит наследственности главную роль в определении психических качеств; 2) средовой, представители которого рассматривают внешние условия как решающий фактор в развитии психических способностей; 3) взаимодействие генотипа и среды, приверженцы которого подчеркивают различные способы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных характеристик.

Многочисленные исторические примеры — семьи математика Бернулли, композитора Баха, русских писателей и мыслителей — на первый взгляд убедительно свидетельствуют о преобладающем влиянии наследственности на формирование творческой личности.

Критики генетического подхода возражают против простой интерпретации этих примеров. Возможны еще два альтернативных объяснения: во-первых, творческая среда, созданная старшими членами семьи, и их пример влияют на развитие творческих способностей у детей и внуков (средовой подход). Во-вторых, наличие сходных способностей у детей и родителей поддерживается спонтанно формирующейся творческой средой, адекватной генотипу (гипотеза взаимодействия генотипа и среды).

В обзорной статье Николса, который обобщил результаты 211 исследований близнецов, приводятся результаты диагностики дивергентного мышления в 10 исследованиях. Средние корреляции между МЗ близнецами составляют 0,61, а между ДЗ близнецами — 0,50. Следовательно, вклад наследственности в определение индивидуальных различий в уровне дивергентного мышления весьма незначителен. В 1989 году российские психологи Е.Л. Григоренко и Б.И. Кочубей провели исследование с МЗ и ДЗ близнецами (старшеклассники 9-10 классов). Основной вывод, к которому пришли авторы, заключается в том, что индивидуальные различия в креативности и показателях процесса проверки гипотез определяются факторами окружающей среды. Высокий уровень креативности был обнаружен у детей с широким кругом общения и демократическим стилем отношений с матерью.

Таким образом, психологические исследования не подтверждают гипотезу о том, что индивидуальные различия в креативности (а точнее, в степени развития дивергентного мышления) передаются по наследству.

Попытка реализовать иной подход к выявлению наследственных детерминант креативности была предпринята в работах исследователей, принадлежащих к российской школе дифференциальной психофизиологии. Представители этой школы утверждают, что общие способности основаны на свойствах нервной системы (предрасположенностях), которые также определяют особенности темперамента.

В качестве гипотетического свойства нервной системы человека, которое может определять креативность в процессе индивидуального развития, рассматривается «пластичность». Пластичность обычно определяется по показателям изменчивости параметров ЭЭГ и вызванных потенциалов. Классическим условно-рефлекторным методом диагностики пластичности является перестройка способности с положительной на отрицательную или наоборот.

Противоположным полюсом пластичности является ригидность, которая проявляется в низкой вариабельности показателей электрофизиологической активности центральной нервной системы, трудности переключения, недостаточном переносе старых способов действия в новые условия, стереотипности мышления и т.д.

Одна из попыток выявить наследственность пластичности была предпринята в диссертационном исследовании С.Д. Бирюкова. Удалось показать наследуемость «полезависимости-поленезависимости» (успешность выполнения теста «встроенная фигура») и индивидуальные различия в выполнении теста «прямое и обратное письмо». Средняя составляющая общей фенотипической дисперсии по этим параметрам была близка к нулю. Кроме того, факторный анализ позволил нам выделить два независимых фактора, характеризующих пластичность: «адаптивный» и «афферентный».

Первый относится к общей регуляции поведения (особенности внимания и двигательной активности), а второй — к параметрам восприятия.

По мнению Бирюкова, онтогенез пластичности завершается к концу пубертата, и нет половых различий ни в «адаптивном», ни в «афферентном» факторе пластичности.

Фенотипическая изменчивость этих показателей очень высока, но вопрос о связи между пластичностью и креативностью остается открытым.

Понятие творчества и творческого мышления

Творчество — это процесс деятельности, качественно создающий новые материальные и духовные ценности, или результат творчества, который является субъективно новым. Основной критерий, отличающий творчество от производства (изготовления) — уникальность результата. Результат творчества не может быть получен непосредственно из начальных условий. Каждый, кроме, наверное, автора, не может получить одинаковый результат по точности, если для этого создать одинаковую исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор использует определенный материал, который нельзя свести к рабочим операциям или логическому выводу возможности, и выражает в конечном результате какие-либо аспекты личности. Этот факт повышает ценность продуктов творчества по сравнению с продуктами производства.

Творчество — это деятельность, которая производит нечто качественно новое, не существовавшее ранее. Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для конкретного человека, но и для других. Творчество — это процесс создания субъективных ценностей.

Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новые образования включают в себя мотивацию, цели, оценки и смыслы. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и навыков, которые называются репродуктивным мышлением.

Поскольку творчество по сути своей является культурно-историческим феноменом, оно также имеет психологический аспект — личностный и процессуальный. Она предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и навыков, благодаря которым создается продукт, характеризующийся новизной, оригинальностью, неповторимостью. Изучение этих особенностей личности показало важную роль воображения, интуиции, бессознательных компонентов психической деятельности, а также потребности личности в самореализации, в раскрытии и расширении ее творческих способностей. Творческое воображение занимает особое место в творчестве. Творчество предполагает интенсивное мышление, а также воображение; оно пронизано эмоциональностью и волей. Но она не сводится к воображению, мышлению или чувствам.

Продуктом творческого наглядно-действенного мышления может быть поиск решения новой, практической проблемы или применение оригинального способа действий в практической ситуации, связанной с поиском решения поставленной проблемы. Например, ребенок, который ранее безуспешно пытался достать привлекательный предмет, находившийся вне пределов его досягаемости, может внезапно самостоятельно найти решение соответствующей задачи, используя необычный способ ее решения, который он никогда раньше не видел и не применял. Продуктом творческого визуального образного мышления обычно является необычный образ, построенный весьма оригинальным образом. Примером такого мышления может быть новая картина, нарисованная художником, или новое литературное произведение, созданное писателем. При определении творческого мышления ученые сталкиваются с проблемой конкретизации творческого мышления и отличия творческого мышления от нетворческого. Суть этой проблемы можно выразить в следующих вопросах:

  • Какой способ мышления следует считать творческим: тот, при котором что-то новое появляется у определенного человека, или тот, при котором что-то новое появляется у всех людей?
  • Можно ли назвать креативным мышление человека, который впервые самостоятельно нашел новое решение проблемы, или только мышление людей, которые решают проблемы, которые до них никто не решал?

В первых двух случаях, упомянутых в этих вопросах, оценка мышления как творческого относится только к конкретному человеку, в двух других — ко всем людям без исключения.

Характерные черты творческой личности

Каждый человек в той или иной степени обладает способностью мыслить творчески. Но все же не каждого человека можно назвать творческим.

Как правило, творческая личность — это человек, совершивший научное открытие, сделавший гениальное изобретение или создавший произведение искусства, то есть совершивший творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также индивид, исключительный в своем восприятии действительности и своих реакциях на нее.

Долгое время интеллектуальные творческие способности изучались так, как подсказывает здравый смысл: чем выше уровень интеллектуальных способностей, тем больше творческая отдача человека.

Основоположником эмпирического подхода к изучению индивидуальных особенностей творческой личности стал Ф. Гальтон, который вместе с Ч. Пирсоном заложил основы психометрики и психодиагностики. Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс первыми применили психометрический метод к изучению творчества. Они провели серию исследований взаимосвязи между интеллектом и креативностью, используя тесты, в которых креативность понималась прежде всего как способность мыслить дивергентно. Эмпирические исследования привели их к выводу, что существует положительная корреляция между IQ и креативностью. Они утверждали, что более высокий уровень интеллекта повышает вероятность того, что испытуемые покажут хорошие результаты в тестах на креативность, хотя люди с высоким уровнем интеллекта могут иметь и более низкий уровень креативности. В то же время, их исследование показало, что высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась при низком IQ. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, согласно которой при IQ ниже 115 — 120 интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 креативность и интеллект становятся независимыми факторами.

Позже Гилфорд выделил 6 параметров креативности:

  • Способность обнаруживать и решать проблемы;
  • Способность генерировать большое количество идей;
  • Гибкость — способность генерировать широкий спектр идей;
  • Оригинальность — способность реагировать на стимулы нестандартными способами;
  • Возможность улучшить объект путем добавления деталей;
  • Способность решать проблемы, т.е. способность к синтезу и анализу.

Однако более поздние исследования М. Валлаха и Н. Когана, которые также использовали процедуру теста, изменили ее в соответствии со своим пониманием условий, способствующих развитию креативности: Они сняли ограничения по времени, свели к минимуму соревновательность участников во время проведения теста и убрали ограничение на один критерий правильности ответа. В результате они пришли к выводу, что корреляция между креативностью и тестовым интеллектом будет приближаться к нулю, если условия исследования будут максимально приближены к обычным жизненным ситуациям. Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть творческим, и наоборот. Например, Левинсон-Лессинг отделял творчески малопродуктивных ученых, которых он называл «ходячими библиотекарями», от творчески продуктивных ученых, которые не обременены избытком оперативных знаний, имеют сильно развитое воображение и блестяще реагируют на все виды подсказок. Более того, разные авторы разработали различные модели творческой личности. Например, гештальтпсихология считала следующие условия обязательными для творческого человека:

  • Не быть скованным, ослепленным привычками;
  • а не просто покорно повторять то, чему вас научили;
  • не действовать механически;
  • не занимайте частичную позицию;
  • не действовать, обращая внимание на ограниченную часть структуры проблемы
  • не действовать частичными операциями, а действовать свободно, с разумом, открытым для новых идей, и пытаться найти внутренние связи ситуации.

Концепция сведения творчества к интеллекту

Eysenck (1995), основываясь на значительных корреляциях между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, предположил, что креативность является компонентом общих интеллектуальных способностей.

Было проведено сравнение в зависимости от возраста между темпами приобретения знаний и навыков известными людьми и выборкой обычных детей. Выяснилось, что IQ знаменитостей был намного выше среднего (158,9). Из этого Термен сделал вывод, что гении — это те люди, которых можно отнести к высокоодаренным на основании данных тестирования в раннем детстве.

Наибольший интерес представляют результаты Калифорнийского продольного исследования, которое Термен организовал в 1921 году. Из 95 учащихся средних школ Калифорнии Термен и Кокс отобрали 1528 мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 12 лет с показателем IQ 135, что составляет 1% от общей выборки. Уровень интеллекта определялся с помощью теста Стэнфорда-Бинета. Контрольная выборка состояла из учащихся тех же школ. Было установлено, что интеллектуально одаренные дети в среднем на два класса опережают своих сверстников по уровню развития.

Отобранные Терменом испытуемые отличались ранним развитием (они начали ходить, говорить, читать, писать и т.д.). Все интеллектуальные дети успешно окончили школу, 2/3 получили высшее образование, а 200 человек стали докторами наук.

Что касается творческих достижений, то здесь результаты не столь однозначны. Ни один из ранних интеллектуалов в выборке Термена не оказался исключительно талантливым творцом в науке, литературе, искусстве и т.д. Ни один из них не внес значительного вклада в развитие мировой культуры.

Дж. Гилфорд и Е. Концепция творчества П. Торренса. Концепция креативности как универсальной когнитивной творческой способности приобрела популярность после публикации работы Гилфорда (GuilfordJ. P., 1967).

Гилфорд указал на фундаментальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентными и дивергентными. Конвергентное мышление (конвергенция) актуализируется, когда человек, решающий задачу, должен найти единственно верное решение, исходя из набора условий. В принципе, конкретных решений может быть несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено.

Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, которое идет в разных направлениях». (Дж. Гилфорд). Этот тип мышления позволяет использовать различные способы решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Дальнейшие успехи в исследовании и тестировании креативности во многом обусловлены работой психологов из Университета Южной Калифорнии, хотя их работа не охватывает весь спектр исследований креативности.

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1) оригинальность — способность порождать отдаленные ассоциации и необычные реакции; 2) семантическая гибкость — способность определить главную особенность объекта и предложить новый способ его использования; 3) образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть новые особенности и способы использования; 4) семантическая спонтанная гибкость — способность порождать разнообразные идеи в нерегулируемой ситуации. Общий интеллект не входит в структуру креативности. Основываясь на этих теоретических предположениях, Гилфорд и его сотрудники разработали тесты Aptitude Research Program (ARP), которые преимущественно проверяют дивергентную продуктивность.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. М. Вебер: концепция социального действия и его типов
  2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями
  3. Психологические описания: сангвиник и холерик
  4. Формирование этнокультурной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций
  5. Воображение и способы его развития
  6. Мышление и его природа — Предыстория мышления
  7. Уильям Джеймс, американский психолог и философ
  8. Выявление типов поведения людей в дискуссии. Наблюдение по Бейлзу
  9. Влияние общения с матерью на эмоциональное благополучие ребенка раннего возраста — Особенности взаимоотношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований
  10. Взаимосвязь эмоционального интеллекта руководителя среднего звена с удовлетворенностью трудового коллектива