Для связи в whatsapp +905441085890

Нейропсихология речи — Понятие речи. Её виды

Язык является неотъемлемой частью социальной сущности человека, необходимым условием существования человеческого общества. Язык используется в процессе совместной трудовой деятельности для координации усилий, планирования работы, контроля и оценки ее результатов. Язык является необходимым условием для познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек учится, приобретает знания и передает их дальше. Язык — это средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкуса. В этой функции язык используется для воздействия на взгляды и убеждения людей, для изменения их отношения к определенным фактам и явлениям действительности, для побуждения их к действиям и поступкам. Язык — это средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, следовании определенной группе людей. Человек, который по своей природе является социальным существом, не может жить вне общения с другими людьми: Он должен советоваться, делиться своими мыслями и опытом, сопереживать, искать понимания и т.д. В целом, язык имеет фундаментальное значение для формирования человеческой личности.

Среди различных видов человеческих дел, поступков, деятельности есть и так называемая речевая деятельность. В речевой деятельности человек производит и воспринимает информацию, которая преобразуется в текст. Выделяют четыре типа речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) — это говорение и письмо; два — в восприятии текста, заложенной в нем информации — это аудирование и чтение. Языковая деятельность любого вида — это сложный процесс, в котором задействованы особые психологические и лингвистические механизмы.

Главным достижением человека, позволившим ему использовать универсальный опыт прошлого и настоящего, стало языковое общение, развившееся на основе трудовой деятельности.

Происхождение сознания и языка связано с переходом наших обезьяноподобных предков от приобретения готовых предметов к труду, к изготовлению искусственных орудий труда, к вырастающим на их основе человеческим формам жизнедеятельности и общественным отношениям. Переход к сознанию и языку представляет собой величайший качественный скачок в развитии психики.

Л.С. Выготский, разработавший теорию культурно-исторического развития высших психических функций, открыл новые возможности для изучения сознания. Он предположил, что при переходе от животного к человеку меняется характер взаимодействия человека с природой. Одна из существенных особенностей этого взаимодействия опосредована и проявляется в использовании инструментов. Поскольку сознание — это отражение окружающего человека мира, его идеальное бытие, то главное отличие от психики животных заключается в использовании специальных психологических инструментов — знаков, которые перестраивают всю систему психических функций. Знаки — это носители определенных значений, которые являются обобщенным образом реальности. Структура человеческого сознания будет зависеть от того, как человек обобщает различные содержания. Таким образом, свойство процессов обобщения является одной из существенных характеристик сознания. Необходимо обратить внимание на то, что для Л.С. Выготского сознание выступает прежде всего как средство воздействия на самого себя, как то, что перестраивает психику и поведение человека в целом; психологический инструмент ничего не меняет в объекте. Благодаря овладению этими средствами психические процессы человека приобретают произвольный характер, который проявляется прежде всего в явлениях целенаправленности.

Дальнейшее развитие психологической концепции сознания в советской психологии пошло по пути изучения механизмов его порождения. A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие показали, что сознание есть не только теоретическое, но и практическое отношение к бытию. Изучалось, как реальная жизнедеятельность субъекта порождает сознание, а затем перестраивает его под своим влиянием.

Нейропсихология речи - Понятие речи. Её виды

Понятие речи. Её виды

Язык своеобразно открывает сознание другого человека, делая его доступным для разнообразных и тонко нюансированных воздействий. Включенный в процесс реальных практических отношений, совместной деятельности людей, язык охватывает человеческое сознание через сообщение (выражение, воздействие). Благодаря языку сознание одного человека становится самоочевидным для другого.

Основная функция сознания — восприятие бытия, его отражение. Язык и речь выполняют эту функцию особым образом: Они отражают бытие, указывая на него. Речь, как и сам язык, — это прежде всего знаковое отражение бытия. Но речь и язык — это одновременно и одно, и другое. Они обозначают два разных аспекта единого целого.

Речь — это деятельность по общению — выражению, влиянию, обмену — посредством языка; речь — это язык в действии. Язык, будь то вместе с речью или отдельно от нее, представляет собой единство данной деятельности — общения — и данного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, язык является для другого формой существования сознания (мыслей, чувств, переживаний), которая служит средством общения с ним, и формой обобщенного отражения действительности, или формой существования мысли.

Речь — это функционирование языка в контексте индивидуального сознания. Соответственно, психология речи отличается от лингвистики, изучающей язык; в то же время определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувства и т.д., которые выражаются в форме речи. Закрепленные в языке обобщенные значения, отражающие социальный опыт, приобретают индивидуальное значение или смысл в контексте индивидуального сознания в сочетании с мотивами и целями, определяющими речь как акт индивидуальной деятельности, отражающий личное отношение говорящего — не только его знания, но и его опыт в том неразрывном единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида. Как индивидуальное сознание отличается от общественного, психология от идеологии, так и речь отличается от языка. В то же время они взаимосвязаны: Как индивидуальное сознание опосредовано общественным сознанием, психология человека — идеологией, так и язык, а значит и языковое мышление индивида, обусловлено языком: Только через формы общественной мысли, заложенные в языке, индивид может сформулировать свою собственную мысль на своем языке.

Язык, слово — это специфическое единство чувственного и смыслового содержания. Каждое слово имеет семантическое содержание, которое составляет его смысл. Слово обозначает объект (его свойства, действия и т.д.), который оно представляет в обобщенной форме. Значение слова — это обобщенное отражение его объекта. Но смысл не является пассивным отражением самого объекта, как вещи в себе, вне практических действенных отношений между людьми. Значение слова, которое является обобщенным отражением объекта, участвующего в реальных, эффективных социальных взаимодействиях между людьми, определяется функцией этого объекта в системе человеческой деятельности. Поскольку он формируется в общественной деятельности, он вовлечен в процесс общения между людьми. Значение слова — это когнитивное отношение человеческого сознания к объекту, опосредованное социальными отношениями между людьми.

Язык — это особая, самая совершенная форма общения, присущая только человеку. В общении участвуют две стороны — говорящий и слушающий. Говорящий выбирает слова, необходимые для выражения своей мысли, комбинирует их в соответствии с правилами грамматики и произносит с помощью органов речи. Слушатель — воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мыслей. В соответствии со своими многочисленными функциями, язык является полиморфной деятельностью, то есть он предстает в своих различных функциональных целях в различных формах и способах. Психология различает в основном две формы языка:

  1. внешний;
  2. внутренний.

Функции речи

Язык имеет общественно-исторический характер. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Социальная жизнь и коллективный труд людей влекут за собой необходимость постоянно общаться, контактировать друг с другом, влиять друг на друга. Это общение происходит посредством языка. С помощью языка люди обмениваются мыслями и знаниями, говорят о своих чувствах, опыте, намерениях.

Чтобы общаться друг с другом, люди используют слова и применяют грамматические правила конкретного языка. Язык — это система словесных знаков, с помощью которых происходит общение между людьми. Речь — это процесс использования языка для общения между людьми. Язык и речь неразделимы, составляют единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа возник и развивался в процессе речевого общения между людьми. Связь между языком и речью выражается также в том, что язык как средство общения исторически существует до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком. Латынь, например, стала мертвым языком.

Познание закономерностей окружающего мира, духовное развитие человека происходит через усвоение знаний, приобретенных человечеством в процессе общественно-исторического развития и закрепленных языком, письменностью. Язык в этом смысле является средством фиксации и передачи из поколения в поколение достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания, полученные и исторически накопленные всем человечеством.

Таким образом, язык выполняет определенные функции:

  • Влияние;
  • Сообщение;
  • выражение;
  • Значение.

Функция влияния заключается в способности человека с помощью языка заставить людей совершить определенные действия или отказаться от них. Функция воздействия в человеческой речи является одной из первичных, базовых функций. Человек говорит для того, чтобы повлиять, если не прямо на поведение, то на мышление или чувство, на сознание других людей. Язык имеет социальное назначение, он является средством общения, и выполняет эту функцию прежде всего потому, что служит средством влияния. И эта функция влияния в человеческом языке специфична. Звуки, издаваемые животными в качестве «средства выражения», также имеют сигнальную функцию, но человеческая речь, речь в истинном смысле этого слова, принципиально отличается от звуков, издаваемых животными. Крик, издаваемый сторожевым животным или вожаком стаи, стада и т.д., может служить сигналом для других животных к бегству или нападению. Эти сигналы являются инстинктивными или условнорефлекторными реакциями у животных. Когда животное издает такой сигнальный крик, оно делает это не для того, чтобы сообщить другим о надвигающейся опасности, а потому что находится в определенной ситуации. Когда другие животные улетают в ответ на поданный сигнал, они делают это также не потому, что «поняли» сигнал, поняли, что он означает, а потому, что после такого крика обычно улетает вожак и возникает опасная для животного ситуация; таким образом, между криком и бегством устанавливается условнорефлекторная связь; именно связь между бегством и криком, а не то, что он означает.

Сознание и речь

Изучая человеческое сознание и подчеркивая его связь с деятельностью, в которой оно не только проявляется, но и формируется, мы не можем отвлечься от того, что человек — существо общественное, его деятельность — общественная деятельность, а его сознание — общественное сознание. Человеческое сознание формируется в процессе общения между людьми. Процесс мысленного, сознательного общения между людьми происходит на основе общей практической деятельности и осуществляется с помощью языка. Поэтому конкретную реализацию положение о социальной природе человеческого сознания получает в признании единства речи или языка и сознания. «Язык, — писал К. Маркс, — практичен, он существует также для других людей и только, а потому также и для меня самого, действительного сознания. Таким образом, единство сознания и речи в тесной связи с единством сознания и деятельности является существенным фактом для психологического исследования.

В значительной степени, благодаря языку, индивидуальное сознание каждого человека, выходя за рамки личного опыта и личных наблюдений, питается и обогащается результатами общественного опыта; наблюдения и познания каждого человека становятся или могут стать, благодаря языку, достоянием всех людей. В то же время язык своеобразно открывает нам сознание другого и делает его доступным для многочисленных и тонко нюансированных воздействий. Включенный в процесс реальных практических отношений и совместной деятельности людей, язык охватывает человеческое сознание через сообщение (выражение, воздействие). Через язык сознание одного становится самоочевидным для другого. Основная функция сознания — восприятие бытия, его отражение. Язык и речь выполняют эту функцию особым образом: Они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, когда мы впервые воспринимаем его в его единстве, является знаковым отражением бытия. Но речь и язык — это одно и в то же время разное. Они означают два разных аспекта единого целого. Речь — это деятельность по общению — выражению, воздействию, обмену информацией посредством языка; речь — это язык в действии. Язык, одновременно единый с речью и отличный от нее, представляет собой единство конкретной деятельности — коммуникации — и конкретного содержания, которое обозначает бытие и, обозначая, отражает бытие. Точнее, язык — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мысли.

Речь — это функционирование языка в контексте индивидуального сознания. Соответственно, психология речи отличается от лингвистики, которая занимается языком; в то же время определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мысли, чувств и т.д., выраженных в форме речи. Закрепленные в языке обобщенные значения, отражая социальный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания, в сочетании с мотивами и целями, определяющими речь как акт индивидуальной деятельности, индивидуальное значение или смысл, отражающий личное отношение говорящего — не только его знания, но и его переживания в том неразрывном единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида. Как индивидуальное сознание отличается от общественного, психология от идеологии, так и речь отличается от языка. В то же время они связаны между собой: Как индивидуальное сознание опосредовано общественным сознанием, психология человека — идеологией, так и язык, а значит и языковое мышление индивида, обусловлено языком: Только через формы общественной мысли, заложенные в языке, индивид может сформулировать свою собственную мысль на своем языке. Язык, слово — это специфическое единство чувственного и смыслового содержания. Каждое слово имеет семантическое содержание, которое составляет его смысл. Слово обозначает предмет (его свойства, действия и т.д.), который оно отражает в обобщенной форме. Обобщенное отражение фактического содержания составляет значение слова.

Выразительная функция речи

Экспрессивная функция сама по себе не определяет язык: язык не тождественен экспрессивной реакции. Язык существует только там, где есть семантика, смысл, который имеет материальный носитель в виде звука, жеста, визуального образа и так далее. Но у людей самые выразительные моменты становятся семантикой.

Всякая речь говорит о чем-то, то есть имеет предмет; всякая речь сразу обращена к кому-то, реальному или возможному собеседнику или слушателю, и всякая речь сразу выражает что-то — отношение говорящего того или иного рода к тому, о чем он говорит, и к тем, к кому он реально или мысленно обращается. Ядром или канвой семантического содержания языка является то, что он обозначает. Но живой язык обычно выражает бесконечно больше, чем обозначает на самом деле. Благодаря содержащимся в ней эмфатическим моментам, она выходит далеко за пределы абстрактной системы смысла. Истинное конкретное значение языка раскрывается в значительной степени благодаря этим экспрессивным моментам (интонационным, стилистическим и т.д.). Подлинное понимание речи достигается не только знанием словесного значения употребленных в ней слов; наиболее существенную роль играет интерпретация, истолкование этих выразительных моментов, раскрывающее тот более или менее внутренний смысл, который вкладывает в них говорящий. Речь как средство выражения включается в набор выразительных движений — наряду с жестами, мимикой и т.д. Звук как выразительное движение существует и у животных. В разных ситуациях, при разных условиях животные издают звуки, которые более или менее единообразно ассоциируются с определенной ситуацией. Каждый крик является выражением определенного аффективного состояния (гнев, голод и т.д.). Эти инстинктивные выразительные движения животных еще не являются языком, хотя их крики передают их волнение другим: животное только заражает других своим эмоциональным возбуждением, но не передает его. Им не хватает функции наполнения смыслом.

До тех пор, пока крик является лишь выразительным движением, сопровождающим аффективно-эмоциональное состояние, он может стать знаком, знаком присутствия этого состояния, для того, кто установил и признал связь между ними. Но звук становится языком, словом, только когда он перестает сопровождать конкретное аффективное состояние субъекта и начинает обозначать его. Эмоционально-экспрессивная функция языка как такового принципиально отличается от непроизвольной и бессознательной экспрессивной реакции. Выразительная функция, содержащаяся в человеческом языке, реконструируется путем ввода семантического содержания. Таким образом, эмоциональность играет важную роль в человеческом языке.

Было бы неправильно полностью интеллектуализировать язык и сделать его только инструментом мышления. В нем есть эмоционально-экспрессивные моменты, которые проявляются в ритме, паузах, интонациях, голосовых модуляциях и других выразительных, экспрессивных моментах, которые всегда присутствуют в языке в большей или меньшей степени, особенно в устной речи, но которые действуют и в письменной речи в ритме и порядке слов; выразительные моменты языка проявляются далее в стилистических особенностях языка, в различных нюансах и оттенках. Живая человеческая речь — это не только «чистая» форма абстрактного мышления; она не сводится только к набору значений. Обычно оно также выражает эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, а часто и к тому, к кому он обращается. Можно даже сказать, что чем выразительнее речь, тем больше она является речью, а не просто речью, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней появляется говорящего, его лица и его самого.

Будучи средством выражения, речь также является средством влияния. Функция воздействия в человеческой речи является одной из ее первичных, основных функций. Люди говорят для того, чтобы повлиять, если не прямо на поведение, то на мышление или чувство, на сознание других людей. Язык имеет социальное назначение, он является средством общения, и выполняет эту функцию прежде всего потому, что служит средством влияния. И эта функция воздействия на человеческую речь специфична. Человеческая речь, речь в истинном смысле этого слова, принципиально отличается от звуковых сигналов, издаваемых животными. Крик, издаваемый дозорным или вожаком стаи, стада и т.д. Призыв охранника или вожака стада может послужить сигналом для других животных к бегству или нападению.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология межгрупповых и межэтнических отношений
  2. Деятельностный подход в психологии. Проблема социальной обусловленности психики человека
  3. Психологические особенности юношеского возраста
  4. Адаптация лиц мест лишения свободы — Общая концепция социальной адаптации бывших заключенных
  5. Роль психоанализа в развитии личности человека
  6. Соматоформные психические расстройства
  7. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и личностных черт детей младшего школьного возраста
  8. Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста — Семья как институт социализации личности
  9. Основы методологии психологии
  10. Психосоматические реакции у банковских служащих, находящихся в ситуациях повышенного профессионального риска