Для связи в whatsapp +905441085890

Н.Федоров и его философия — Федоров Н.Ф. – родоначальник философии русского космизма

В истории философии понятие русского космоса возникло не случайно. Она имеет достаточно устойчивые онтологические и эпистемологические позиции, уходящие корнями в XIX век, отражающие ее научную сущность, хотя и не лишенные элементов богословия и фантазии.
Русский космизм, его философские суждения интересны тем, что в работах ряда ученых и мыслителей XIX-XX веков, в частности, Н.Ф. Фёдорова (1828-1903), Б.С. Соловьёва (1853-1900), Н.А. Умова (1846-1915), Н.А. Морозова (1854-1946), К.Э. Циолковского (1857-1935), В.И. Вернадский (1863-1945), П.А. Флоренский (1882-1937), А.Л. Чижевский (1897-1964) и ряд других подняли фундаментальные проблемы единства космической природы человека и сферы его деятельности, проследили онтологию взаимоотношений человека и космоса.
Следует отметить, что интерес к идеям космоса присутствовал среди мыслителей Европы, но в России он был наиболее распространен. Причина этого — особенность развития русской философии XIX века, которая стремилась представить человека не как атомное существо, а как личность, обладающую всем богатством индивидуальности и в то же время неотделимую от всеобщего. Понятия космоса во многом основывались на эволюционных взглядах, которые пользовались большим признанием в России.
Основные тенденции российского космоса:

  • Космизм с примесью фантазии или на основе теологии. Здесь довольно интересные виды на Н. Федорова, В. Соловьева;
  • Космизм в связи с развитием естественных наук. В 90-е годы XIX века его представлял физик Н. Умов, который рассматривал человека и общество с точки зрения их места во вселенском процессе усиления энтропии, уменьшения космического хаоса. Эти идеи были разработаны К. Циолковским и распространены на проблему космического бессмертия человека;
  • Космизм, связанный с новшествами, введенными в учение А. Чижевского о влиянии Солнца на жизнь биосферы, его гелиобиологии, космической медицине, астрогеологии; в учение В. Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу, его биогеохимии, космохимии, идее автотрофии человека;
  • Космизм, основанный на идеях космоантропологии И. Морозова.

Существуют и другие подходы, в частности, П. Флоренского и некоторых других мыслителей. Раскрыть в лекции весь философский спектр российского космоса достаточно сложно, поэтому остановимся на взглядах Н. Федорова, К. Циолковского, А. Чижевского, поскольку их оценки являются первичными и наиболее интересными в раскрытии системы «Вселенная — человек» и субъективно отражают идеологические позиции представителей русского космоса.

Н.Федоров и его философия

Федоров Н.Ф. – родоначальник философии русского космизма

Николай Фёдорович Фёдоров (1828-1903), мыслитель, провидец с религиозным мировоззрением. Он родился в селе Ключи Тамбовской области и большую часть своей жизни провел в Москве. Он преподавал историю и географию в различных школах. С 1874 г. работал библиотекарем в читальном зале Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека). Своей работой в музее он приобрел большую популярность среди научной, философской, литературной и художественной интеллигенции Москвы. В его социальный круг входили Лев Толстой, В. Соловьев, К. Циолковский, Ф. Достоевский. Фёдоров внес значительный вклад в развитие русской литературной критики, сохранив и распространив наследие нации. Он вел аскетичную жизнь, считал любое имущество — в том числе и собственные идеи и книги — грехом, поэтому ничего не публиковал. При жизни Федорова его идеи были известны только узкому кругу людей.

В советский период он находился вне философского поля зрения из-за религиозной направленности своих взглядов. Однако философская система Н.Федорова была отредактирована и разъяснена его сподвижниками и учениками В.А. Кожевниковым и Н.П. Петерсоном, а после его смерти была опубликована в двух томах под названием «Философия общего дела». Взгляды Н.П. Федорова представляют собой оригинальный подход к решению традиционных проблем русской философии. Они основаны на идее поиска причин зла и разработки проекта по его преодолению.

Анализируя общество и его историческое прошлое, он охарактеризовал его как непрерывную цепь истребления одного народа другим, вытеснения молодого поколения старшим, как ряд отношений, пронизанных духом взаимной вражды, «недружелюбия». Это, в свою очередь, было следствием зависимости человеческой жизни от природы, подчиняющейся законам конечности и смерти. В таких условиях каждый человек должен в первую очередь решить проблему самосохранения, что неизбежно приводит к самоизоляции. Христианство — единственная религия, способная привести человечество к всеобщему спасению.

По большому счету, Н.Ф. Федоров был духовно одинок, хотя с 1901 года его идеи приобрели некоторую валюту. Некоторые сурово осуждали его, другие восхваляли его. Он умер в больнице для бедных 15 (28) декабря 1903 года. Идеи Н. Федорова укоренились в христианском космосе. Он настаивал на том, что человеческий разум порождается эволюцией и служит сознательным инструментом для его дальнейшего использования. Он считает природу разрушительной, слепой и неразумной. Поэтому человек должен стать его духом, самопознанием и научиться управлять им: «Космос нуждается в духе, чтобы быть Космосом, а не хаосом, каким он (все еще) является. Человек на земле смертен, а потому в мире торжествует зло.

Она проявляется в таких человеческих недостатках, как борьба за существование, страсти, индивидуализм, пассивное ожидание Страшного Суда. Преодолеть эти недостатки, победить смерть человек может только любовью, смысл которой Федоров видит в превращении энергии рождения в энергию воскресения. Он призвал людей активно трансформировать смертный мир в неприродный, бессмертный мир — Царство Небесное.

Идеалистическая философия второй половины XIX в.

Федоров принадлежит плеяде русских философов-приключенцев: он вел аскетичную жизнь, отдавал почти все свои заработки нуждающимся, считал владение любым имуществом — даже книгами — грехом. О его эрудиции ходили легенды: ему приписывали знание содержания почти всех книг, хранящихся в библиотеке Румянцева, которая насчитывала десятки тысяч томов. Последние годы своей жизни он посвятил систематизации своего учения, но так и не смог его завершить. Перед смертью он передал свой архив ученикам, которые подготовили к изданию трехтомное собрание сочинений их учителя, из которых вышли первые два тома (1906-1913 гг.). Учение Федорова называлось «Философия общего дела», так же назывались и эти книги.

Религиозная направленность работ Федорова сделала невозможным их издание в советский период, поэтому они стали доступны широкому читателю только в 1980-х годах.
Его главные работы. Полное собрание сочинений в 4-х томах опубликованное в период с 1995 по 2000 год.

Мои философские взгляды. Фёдоров пришёл к основной идее своего учения ещё в 1851 году, которую он продолжал развивать на протяжении всей своей жизни. Его суть заключается в том, что эволюционное развитие природы, космоса, основано на стремлении к порождению разума. А в живых существах (людях) природа достигает сознания самой себя приходит к самоуправлению. После этого одной из главных задач становится восстановление всего того, что было ранее разрушено прежней слепотой и неразумностью. Это восстановление разрушенного и осознанное управление дальнейшими процессами природы и, таким образом, целенаправленное преобразование космоса является задачей человечества, «общим делом», к которому оно призвано

Развитие науки и техники играет важную роль в увеличении власти человека над природой. И вторая половина 19 века предоставила достаточно доказательств этому научному образу мышления. Особенно важными для Федорова были факты, которые говорили о способности человека воздействовать на силы природы. Например, он был рад услышать от Соединенных Штатов об экспериментах с использованием артиллерии для борьбы с градом. Эта информация была важна и для него, поскольку здесь оружие войны и разрушения использовалось в мирных целях.

Но Федоров — религиозный мыслитель: для него природа, мир и человек — творения Божьи. Именно Бог вложил в природу законы эволюционного развития, которые привели к появлению разумных существ, поэтому можно сказать, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. А у Федорова эта идея приобретает еще одно новое толкование: Бог работает в мире прежде всего через человека, поэтому задача человека становится творчеством. В области искусства это означает, например, переход от подражания природе — «искусство образа» — к «созданию жизни» («теургическая эстетика»).

Если в христианской доктрине Бог является Творцом рая, будет осуществлять воскресение мертвых и т.д. и т.п., то, по словам Федорова, человеку приходится решать все эти задачи.
На своем пути развития человек приходит не только к возрастающей власти над силами природы, но и к трансформации человеческого тела. Главное зло для человека, совершенное слепой природой, Федоров видел в смерти, и одна из важнейших задач — победить его. И вопрос касался не только достижения бессмертия теми, кто сейчас жив, но и «воскресения отцов», то есть людей, которые уже умерли. Для этого, по словам Федорова, нужно было как-то собрать все атомы и молекулы, из которых состоят эти тела. С другой стороны, он рассматривал воскресение как восстановление предков по наследственной информации, которую человек передал своим потомкам: сын воскрешает отца как бы «сам по себе», отец воскрешает отца, и так далее, вплоть до первого человека.

Философия и наука: философские идеи русских естествоиспытателей

Во второй половине XIX века русская наука достигла вершины научной мысли в мире, ее представители внесли значительный вклад в развитие физики, химии, биологии и др. Достаточно упомянуть имена Д. Менделеев, автор периодической таблицы химических элементов, И.П. Павлов, разработчик теории условных и некондиционных рефлексов, И.М. Сеченов, установивший связь между рефлексами и психикой и др. Выдающимся российским ученым не чужды философские домыслы, они сформулировали свои философские идеи о прочном фундаменте естествознания. Их работы являются ярчайшим примером неразрывной связи философии и науки.

Наука отличается от философии тем, что, как уже говорилось, имеет эмпирический и теоретический уровень. Все научные теории имеют в той или иной степени обобщение; одни эмпирические, другие действуют на очень высоком уровне абстракции и оперируют чрезвычайно общими категориями, которые обычно считаются философскими (материя, время, пространство, материя, жизнь, мысль и т.д.). Теории, которые признаются выдающимися открытиями, как правило, охватывают очень широкий класс объектов и позволяют спорить о мире в целом, например, «все живые существа сделаны из клеток» или «все вещества сделаны из химических элементов» и т.п.
Иными словами, научные теории, которые достигают крайнего уровня обобщения, связываются с философскими концепциями, потому что они дают обобщенную картину реальности. Возможно, именно поэтому, чем выше уровень ученого, тем более активен он в своих философских поисках, которые часто выходят за рамки научной деятельности.

Русских натуралистов интересовали человек, знания и существование. Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907), выдающийся химик, обсуждая принцип атомизма, писал
Частица материи, согласно этой концепции, столь же сложна, как и весь мир, и у нее есть свои отдельные тела — атомы, такие как солнца и планеты, удерживаемые в подвижном, но неподвижном равновесии собственными силами, своими спутниками и так далее. Найти в мельчайших деталях сходство с самым большим — одно из достоинств атомизма.

Менделеева также интересовали вопросы научного знания, роль гипотез в нем, их цели (предвидение или полезность) и средства (опыт и теория), методы (индукция) и др.

Ученые активно использовали философские теории и пытались разобраться в них. Таким образом, Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) был активным критиком идеализма, считая его научно несостоятельным. Достижения физиологии, по его мнению, позволяют объяснить все идеальные явления естественными причинами, так как все идеальное — не что иное, как ментальное:
…Мозг — это орган души, т.е. такой механизм, который, приводимый в движение какими бы то ни было причинами, в конечном итоге дает тот же результат, что и ряд внешних явлений, которыми характеризуется умственная деятельность.

Сеченов поделился идеями материалистов о мысли как рефлексе. Он считал, что само мышление — это «первые две трети» умственного рефлекса, потому что в мышлении есть начало рефлекса, его продолжение, но нет конца. Важным фактором развития мысли является связь организма с внешним миром, которая происходит через рефлекс. Объектный мир предшествует мысли и отражается в ней; поэтому сама мысль субъективна.

Русский космизм

Космизм — это философское течение, в котором весь космос рассматривается как единая структурная единица (живой организм) в общем процессе развития. Идеи космоса как единого живого организма восходят к древней философии, а именно к платонизму. Попытки применить теорию эволюции к космосу в целом предпринимались и на Западе в конце XIX века, но космизм получил свое развитие как самостоятельное философское движение в России.
У истоков русского космоса стоял Η. Ф. Федоров. Он пришел к выводу, что природа приходит к самопознанию и самоуправлению через рациональные существа. Его внимание также было сосредоточено на проблеме преодоления человеческой смерти и возможности бесконечного человеческого существования.

Эти идеи разработали В. С. Соловьев, К. Е. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и другие. Интересно отметить, что идеи космоса разрабатывались не только философами и естествоиспытателями, но и представителями художественной интеллигенции — поэтами и писателями (В. Ф. Одоевским, Н. Заболоцким, А. Платоновым и др.).

Одной из центральных идей русского космоса является тезис о космической миссии человечества. Природа рассматривается как единый и целостный организм, который развивается по биологическим, а не механическим законам, и человек является частью этого организма. Человек — это разумное существо, способное понять природу этого развития и действовать соответствующим образом.

В Соловьеве внешний мир раскрывается в сознании человека как совокупность атомных сил (монад), которые являются не безличными силами, а существами. Они образуют как бы «клетки» тела унитарного «космического организма», а при группировке образуют органы или части этого организма. Эти же «клетки» — отдельные человеческие существа, а человечество в целом — орган метафизического божественного организма. Падение в «грех разделения» привело к «отступничеству от Бога» — судьба человека состоит в том, чтобы объединить все мироздание и привести природу обратно к Богу через единение с ним.

Циолковский (1857-1935) также разработал ряд аналогичных идей в своих философских работах. Циолковский считает, что атомы-разумы (идеальные атомы, первобытные духи) являются первичной основой бытия: это простейшие существа, обладающие чувствами. Он интерпретирует человеческое «я» как чувство «атома-духа», находящегося в живой материи. Человек, как и каждое животное, — это союз таких атомов, живущих в гармонии друг с другом. Таким образом, все, что существует в мире, является живым, а то, что мы считаем неодушевленной природой, является лишь временным состоянием дезорганизованной материи. Соответственно, смерти нет, ибо она всегда сопровождается новым рождением.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Людвиг Фейербах, немецкий философ
  2. Позитивизм
  3. Техническое наследие Античности в трактате Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре»
  4. Гуссерлинцы Шпет и Лосев — русские философы
  5. Эрих Фромм, немецко-американский философ и социолог, главный представитель неофрейдизма
  6. Философия как самосознание культуры
  7. Космическая этика К.Э. Циолковского — Космозм Циалковского и его основные этапы
  8. Патристика и схоластика: этапы развития — Основные этапы развития средневековой философии
  9. Философские основания современного либерализма
  10. Славянофилы