Для связи в whatsapp +905441085890

Николай Александрович Бердяев, религиозный философ — Философия свободы и творчества

По стилю философствования и главной проблеме произведения Николая Александровича Бердяева (1874-1948) относятся к новому, неклассическому экзистенциальному типу философствования. Философские взгляды Бердяева не образуют целостной системы с развитым концептуальным аппаратом. Особенность его способа философствования заключается в его связи с внутренним переживанием, личными чувствами и переживаниями.

Предмет и задачи философии Бердяев определяет с экзистенциально-антропологических позиций. Философия призвана признавать бытие от человека и через человека и находить свое содержание в духовном опыте и жизни. Дух — это свобода и свободная энергия, проникающая в естественный и исторический мир. Духовная сила в человеке, по мнению Бердяева, имеет в первую очередь не только надлежащий человеческий, но и Бого-человеческий характер, потому что ее корни содержатся в высшем духовном существе — Боге.

Хотя понимание Бердяевым задач философии во многом совпадает с идеями философии экзистенциализма, есть и существенные отличия.

Бердяев не принимает экзистенциализм как философию, которая нерелигиозна или, по его мнению, недостаточно религиозна. Он определяет себя как представителя «религиозного, спиритуального экзистенциализма». 1] В отличие от экзистенциализма, его волнует не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода человеческой личности и творчества. Существование для Бердяева немыслимо вне содержания духовности, творчества, совести, ответственности. Бердяева скорее следует назвать философом-экзистенциалистом, а не только последователем философии экзистенциализма как установившегося течения со своей собственной терминологией.

Бердяев внес неоспоримый вклад в развитие философской мысли XX века. Не вдаваясь в суть его различных философских размышлений, давайте вкратце остановимся на том, чего он достиг в этой области.

  • Разработала идею свободы как изначально предшествующую бытия и Богу;
  • рассматривал идею творчества, которая исходит из изначальной свободы и от нее формирует бытие;
  • постулировала и развила антропологическую идею человеческой личности как воплощение творческого потенциала свободы расширила идею истории как формы существования творческой личности со свободой.

Это центральные вопросы, которые он задавал и решал на протяжении всей своей жизни.

Николай Александрович Бердяев, религиозный философ

Философия свободы и творчества

Бердяев называл себя «философом свободы». Свобода признана им как фундаментальная онтологическая реальность, из которой нужно стремиться вырваться из нашего мира, мира «воображаемых вещей», в котором нет свободы, а значит, и жизни. Следуя этой базовой интуиции, он признал существование сверхбожественного источника человеческой свободы. Свобода создается не Богом, она предшествует Богу, она не может быть ограничена никаким чужеродным существом, даже Богом. Бог выражает только светлую сторону этой свободы, и мир, который Он создал, также может быть светом и добром, но Бог Творец не может быть ответственным за свободу, которая создала зло. Бог всемогущ над сотворенным миром, но Он не всемогущ над несотворенной свободой. Бердяев парадоксально подытожил эту идею: «У Бога меньше власти, чем у милиционера».

Человеку трудно понять, почему Бог не создал безгрешный мир, в котором нет места болезням, детским слезам и страданиям. Ответ прост: в таком мире не было бы свободы, которая является основой Вселенной и которую Бог не может ограничить. Мир должен пройти «проверку на свободу», чтобы его выбор в пользу добра был не внешним ограничением, а внутренним свободным выбором. Судьба мира в конечном счете совпадает с судьбой свободы в мире.

Приоритет свободы над бытием определяет смысл человеческой жизни — «цель человека не в искуплении и творчестве».

Бердяев видел себя пророком творческого преобразования мира и христианства. Он утверждал, что если Бог — Творец, а человек сотворен по образу и подобию Божьему, то он тоже должен быть Творцом, иначе он не состоится как человек.

Для Бердяева творческий акт — это всегда господство духа над природой и над душой. Творчество немыслимо без свободы, оно всегда подразумевает свободу, оно приносит новизну. Возникает вопрос: «В чем трагедия творчества?» Бердяев видит это в том, что результат творчества, будь то новое общественное движение, новое направление в искусстве, научная теория, начинает обретать самостоятельную, независимую от творца жизнь. Человек не может контролировать результаты своего творчества, и в этом заключается его трагедия.

Учение о личности и обществе

Проблема свободы в философии Бердяева тесно связана с проблемой личности. Он говорит: «Свобода, личность, творчество — основа моего мировоззрения»[2]. Но что такое личность? Бердяев подчеркивает принципиальную разницу между понятиями «личность» и «индивид». Термин «индивидуум» обозначает биологическую природу человека, его индивидуальное единство тела и души. Человек — это религиозно-духовная категория. Человек имеет свое происхождение не во плоти, а в духе. Как личность, человек принадлежит природе и обществу, он подчиняется законам этого мира. Как личность, человек принадлежит обществу и коллективу только с частью своего существа; как личность, он обращается к духовному миру, Богу и вступает с Ним в глубокое экзистенциальное общение. Личность — это «категория духа». Человек, руководствуясь высшим духовным миром, должен преодолеть ограничения своей природы, преодолеть свою внутреннюю амбивалентность и страсть, его постоянные колебания между добром и злом, его изоляции на себя, чтобы стать человеком.

Особенность Бердяева в понимании личности заключается в том, что он рассматривает человека с точки зрения ценностного подхода. Для него ценность личности — высшая иерархическая ценность в мире, ценность духовного порядка. Ценность индивида выше ценностей государства, нации, любых коллективных ценностей.

Понимание ценностных ориентиров личности определило понимание Бердяевым отношений между обществом и личностью. По мнению мыслителя, человек имеет безусловный приоритет перед обществом. Личность осознает свое бытие как высший смысл вселенной, она все больше и больше и общество, и пространство. Бердяев убедил читателя, что личность не является частью общества, а, наоборот, общество должно рассматриваться как часть личности. Личность принадлежит обществу лишь частично, потому что в ней есть глубина, совершенно непроницаемая для общества.

Проблема смысла истории

«Смысл истории лежит в ее конце» — этот знаменитый афоризм Бердяева наилучшим образом иллюстрирует его эсхатологию — своеобразную доктрину о конце света и истории. Он убежден, что историю следует рассматривать с эсхатологической точки зрения.

Для понимания конца истории важна проблема взаимосвязи времени и вечности.

Наше земное время само по себе является лишь стадией, периодом в вечности; оно «зарождается» в вечности, укореняется в ней. Когда мы выходим из вечности и выполняем задание, однажды наша история должна подойти к концу. История творится в свое историческое время, но не может оставаться в нем. Начавшись, история человечества должна закончиться. Иначе, предполагая «плохую бесконечность» мирового процесса, Бердяев считал, что в истории не будет перехода к другому государству, выхода из несовершенства в полноту вечной жизни.

В связи с уверенностью в конечности земной истории, что время — как отдельный этап вечности — закончится, взгляды Бердяева на прогресс также были. Бесконечная история была бы бессмысленной, а если бы ее воспринимали как непрерывный прогресс, то она была бы неприемлемой, потому что это означало бы превращение каждого живого поколения в ресурсы для будущих поколений. Поэтому теория прогресса ложна и безнравственна, убеждал Бердяев своих читателей. История — это не шаг вверх или назад, а трагическая борьба противоположностей, сил добра и зла. Но поскольку нет прогресса, нет идеального состояния общества, к которому движется человечество. Поэтому все надежды на осуществление такого Царства Божьего, как бы оно ни называлось — коммунизмом или теократией — не могут быть реализованы в истории человечества. История — это путь в другой мир, поэтому задача истории решается только за его пределами, в мета-истории, в вечности. Бердяев всегда стоял на позиции, характерной для экзистенциализма, что человек сам создает историю, переживает ее сам, что история — это всегда «моя история», что человек поэтому является автором, соучастником, творцом истории.

Спасение, по мнению Бердяева, может быть универсальным только тогда, когда через творческие усилия всех людей происходит религиозная трансформация существования и падает жесткий, порабощающий материальный мир. Поэтому, по мнению Бердяева, конец следует понимать как трансформацию, переход человечества в новое измерение своего бытия, в новую зону — эру духа, в которой любовь будет центральной — творческой и преобразующей.

Судьба России. Русская идея

Мысли о роли и месте России в истории, ее судьбе и назначении в глобальном историческом процессе, иными словами, весь комплекс вопросов, связанных с концепцией русской идеи, занял особое место в творчестве Бердяева. Он начал заниматься этой темой во время Первой мировой войны, которая резко подняла вопрос о русском национальном самосознании, а затем обращался к ней снова и снова, перерабатывая опыт русской революции и Второй мировой войны.

Еще в «Судьбе России» Бердяев неоднократно употреблял термин «русская идея» в различных контекстах, наиболее важным из которых было то, что у России есть определенная миссия по отношению к Европе. «Россия призвана быть освободителем народов». Эта миссия укоренилась в ее особом духе. А справедливость мировых задач России уже предопределена духовными силами истории»

«Русская идея» как идея «особого пути» России η Работы Бердяева были основаны на теме Востока и Запада. Здесь философ был вполне традиционен: вслед за Хомяковым, Достоевским, Соловьевым и многими другими, он считал невозможным для России принять чисто западную или, наоборот, чисто восточную модель развития. Россия, по его словам, должна почувствовать Восток-Запад и совершить прорыв в новое состояние общества, чтобы заменить буржуазию: «Россия может понять себя и свое призвание в мире только в свете проблемы Востока и Запада». Он стоит в центре Восточного и Западного миров и может быть определен как Восток-Запад»

Бердяев страстно верил в великую, возрожденную Россию, в ее историческое призвание и «особый путь». Он предложил идею «русского примера», примера, который Россия, жертвуя собой, должна дать всему человечеству в преобразовании мировой жизни и ее переходе в новое социальное христианское государство.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Понятие отчуждения в философии марксизма
  2. Яков Абель, немецкий философ
  3. Различия и общность алхимического и ремесленного рецептов
  4. Пространство и время
  5. Дэвид Юм, английский философ
  6. Античный атомизм
  7. Экономическая мысль древнегреческих философов
  8. Законы истории как законы взаимодействия стран, народов и цивилизаций. Алгоритмы исторического взаимодействия
  9. Альбер Камю, французский прозаик, философ, эссеист
  10. Жан Жак Руссо, французский философ