Для связи в whatsapp +905441085890

Николай Кузанский – на рубеже двух эпох — Бог и природа в философии Возрождения

Начало Ренессанса (возрождения) обычно приписывается середине XIV века, а конец — 40-м годам XVII века (время первой английской революции). (Время первой английской революции). Обычно различают итальянский ренессанс (середина XIV в. — начало XVI в.) и северный ренессанс (XVI в. — начало XVII в.), последний период также называют периодом Реформации.

Данте Алигьери (1265-1321), автор «Божественной комедии», считается пионером итальянского Возрождения. Начало Возрождения связано с деятельностью двух других итальянских поэтов, Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375). Их работа уже раскрывает нескрытый интерес к древней культуре, которая в средние века была осуждена Церковью как языческая. Возрождение древней культуры — но людьми с Евангелием (т.е. благочестивыми христианами) — стало девизом эпохи, отсюда и название (данное позже).

Характерной чертой Ренессанса является возникновение специфического ренессансного мировоззрения — гуманизма (Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Лоренцо Валлат, Пико де ла Мирандола, Эразмус из Роттердама, Себастьян Бранд, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и другие).

В XIV-XV веках турецко-византийские войны, закончившиеся падением Константинополя в 1453 году, привели к бегству (в том числе и в Италию) большого числа образованных греков, которые забрали с собой множество древних и средневековых текстов. Это способствовало более глубокому знакомству итальянских ученых с древнегреческим языком и оригинальными трудами греческих философов, особенно Платона и Аристотеля, с новыми переводами их трудов и новыми прочтениями. Результатом этого стал новый ренессансный аристотеллизм (Падуанский университет, и особенно Питер Помпонацци (1462-1524)) и ренессансный платонизм (Платоновская академия во Флоренции, и особенно Пикодела Мирандола (1463-1494)). А поскольку схоластика развивалась в XIII-XV веках прежде всего в русле перипатетизма (особенно томизма), то платонизм Ренессанса стал знаменем борьбы против схоластики, и его увлечение распространилось особенно широко. Но платонизм той эпохи охватил все неоплатонические и средневековые христианские слои, и, кроме того, многочисленные философские и магические идеи.
Последовательное дальнейшее развитие идей платонизма и неоплатонизма привело к появлению пантеизма, крупнейшими представителями которого были Николай Кузанский, Джордано Бруно и Яков Боэм.

Ренессанс характеризуется быстрым развитием науки (естествознания) и значительным ростом ее авторитета. В XV веке происходило активное развитие естественной философии (философии природы). На ранней стадии его развития в нем преобладали магические и мистические идеи, но в XVI веке основным объектом изучения стали сами законы природы. Философия природы, несмотря на многочисленные недоразумения, сыграла роль связующего звена между средневековой и современной наукой и послужила основой для последней. В основном, естественная философия была основана на идеях гилозоизма и пантеизма. Самыми важными философами-природожителями были Парацельс и Бернардино Телесио.

Великие географические открытия пятнадцатого и семнадцатого веков положили начало европейской экспансии, которая привела к значительному увеличению размеров «христианского мира». Эти же открытия оказали заметное влияние на теологию, науку и философию. Таким образом, богословие столкнулось с проблемой нового теодичества (оправдания Бога): если Христос пришел спасти всех людей, то как так получилось, что большинство народов мира не только не «спасались» до 1500 лет после пришествия Христа, но даже не знали о Нём?

Великие географические открытия коренным образом изменили географию: кругосветное путешествие Магеллана опровергло древние и средневековые представления о том, что Земля плоская, и доказало, что Земля — это сфера.

Николай Кузанский – на рубеже двух эпох

Бог и природа в философии Возрождения

Пантеизм, конечно, возник задолго до европейского Возрождения. В некоторых вариантах оно проявлялось в учениях восточных (даосизм и индуизм) и древних философов (Гераклит, Анаксимандер, Ксенофан, греческие и римские стоики), а позднее — в раннем гностическом христианстве.

Сторонники индоевропейской теософии Нового времени утверждали, что инициируют тайны скрытой мудрости, ибо древность не антропоморфизовала Бога, а поняла его абстрактно — как активную духовную силу, универсальный трансцендентальный закон, источник и основу всего бытия.

В средние века церковное богословие исказило это глубокое понимание божественной сущности. Но в эпоху Возрождения, благодаря влиянию восточно-эзотерической мысли, она вновь появилась: сначала в завуалированной форме у христианского мистика Мейстера Экхарта и натуралиста кардинала Николая из Кузы, затем совершенно открыто и смело у выдающегося философа-естествоиспытателя эпохи Возрождения Джордано Бруно.
Философия пантеизма эпохи Возрождения существовала в двух вариантах — мистическом и натуралистическом. Мистическая версия (Парацельс, Бехме) предполагала, что материальная природа растворилась в Боге. Более того, немецкий естествоиспытатель Бехме подчеркнул, что Бог существует не только «в природе», но и «над и за ее пределами», поскольку в нем «все живет».

В натуралистическом варианте пантеизма (Бруно) Бог растворяется в природе и воспринимается как ее активная движущая сила духовного порядка, заключенная в глубочайшей сущности самих природных вещей. Согласно этой точке зрения, каждое живое существо несет в себе божественные энергии, которые постепенно превращаются в объективное бытие.

Если первая фаза культуры Ренессанса была связана с расцветом гуманизма, который проявлял мало интереса к природе, то вторая фаза характеризовалась быстрым развитием философии природы (философии природы) и естественных наук. Наиболее важными представителями этого этапа были Н. Кузанский, Б. Телесио, Л. да Винчи, Парацельс, Н. Коперник, Ж. Бруно, Ж. Кеплер и Х. Галилей. Кеплер и Галилей жили и работали в эпоху позднего Возрождения (конец XVI в.) и в начале современного периода (XVII в.), научная революция которых была подготовлена достижениями мыслителей и исследователей позднего Возрождения.

Естествоиспытатель кардинал Николай из Кузы и христианский философ-мистик
Якоб Бёме. Следуя за Платоном и Неоплатониками, Кузанский принимает Бога как Исходную точку своей онтологии. Но в отличие от древних мыслителей, он верит, что у Бога нет онтологических противоположностей (несингулярного или сотворенного мира). Бог охватывает все возможные существа. А это значит, что Бог бесконечен и является абсолютным максимумом. Но в любой бесконечности противоположности неразличимы и фактически совпадают. Следовательно, и в Боге все различия преодолеваются и исчезают. Абсолютный максимум совпадает с абсолютным минимумом.

Таким образом, Кузанский обнаруживает принцип совпадения противоположностей и приходит к подтверждению онтологической аксиомы древнего философа Анаксагора «все в одном». «Бог через все есть во всем, — писал кардинал, — и все через все есть в Боге». Другими словами, абсолютный максимум содержит абсолютный минимум, а это, в свою очередь, абсолютный максимум. В переводе с абстрактного философского языка на язык объектов это означает, что Вселенная (как творение Бога) содержит все вещи, а каждая вещь содержит Вселенную внутри себя — в своей «свернутой» форме. Человек, в данном случае, это микрокосм, содержащий внутри себя потенциально огромный макрокосмос.

Эстетика Николая Кузанского

Николай Кузанский (настоящая фамилия — Рак, стабильное прозвище, общее для средневековья, дается по месту рождения — Куза на Мозеле), видный церковный деятель (кардинал римско-католической церкви) действительно не может быть ограничен только рамками эстетики Возрождения и Ренессанса. Его взгляды изначально сочетали в себе элементы собственно Ренессанса, Средневековья и предвидения философии более поздних периодов. Николай Кузанский обратился к неоплатонизму, и поэтому в его эстетике есть все основные черты этой философии.

Эстетические взгляды Кузана проистекают из его неоплатонического отношения к философии в целом. Он сохранил средневековое понятие красоты, подразумевающее пропорциональность, ряд идей «метафизики света» и др. Наиболее известна философская доктрина трех аспектов красоты:

  • сияние формы;
  • пропорции частей;
  • единство целого.

Последнее ясно из общего контекста философии Кузанза, который разработал (с помощью математики и естественной философии) философию целого. Противоречия, которые существуют в сотворённом мире, разрешаются в Боге по словам Николая Кузанского. Красота даёт разницу между прекрасным и хорошим, красота рождает любовь, которая в свою очередь доказывает высочайшее совершенство прекрасного. Напомним, что Кузанец понимал любовь вполне традиционно, в христианском платоническом духе, как восхождение из видимого в невидимое. Такие преобразования, приводящие к максимальному раскрытию красоты, можно охарактеризовать как диалектические.

Здесь можно увидеть нечто похожее на «диалектический треугольник» Георга Гегеля (см. ниже). Красота, будучи единым целым, может порождать множество, которое, в конечном счете, служит одному и тому же единству. Влияние средневековой эстетики, особенно Томаса Аквинского, неоспоримо в представлении Кушанца о красоте как о свойстве любой созданной вещи, бытия вообще (эстетический онтологизм). То, что уродливо, точно не является существованием — мы находим очень похожие мысли в Аквинах.
Элементом ренессанса в эстетике Николая Кузского является доктрина творчества, в которой художник выступает как создатель, в некотором смысле свободный и автономный. В целом религиозный характер эстетики Кузы, однако, не позволяет вдаваться в крайности, как это было со многими авторами того периода.

Философия бесконечности Николая Кузанского

В мировоззрении эпохи Возрождения особое место занимает наследие богослова и политика, математика и философа, гуманиста, коллекционера древних рукописей Николая Кузского (1401 — 1464 гг.), владельца одной из лучших библиотек Европы. Виртуозное владение семантическими и терминологическими инструментами средневековой схоластической традиции, верность неоплатонизму и погружение в созерцательные практики спекулятивной мистики объединили в нем интерес к математике, астрономии и географии. Универсальность его взглядов и диалектический потенциал, равный тому, который впоследствии был реализован немецким классическим идеализмом, принесли Николаю Кузанскую репутацию «мыслителя «перехода», сочетающего средневековый образ мышления с идеями, которым суждено было появиться в более позднее время»[1] Диалектический потенциал его взглядов, который позднее был реализован немецким классическим идеализмом, принесли Николаю Кузанскую репутацию «мыслителя «перехода», сочетающего средневековый образ мышления с идеями, которым суждено было появиться в более позднее время»

Николай Кребс, впоследствии прославившийся как кардинал Николай Кузанский, родился в 1401 году в деревне Куза недалеко от Трира в семье простого рыбака и винодела. Он ушел из дома в юности и был воодушевлен графом Феодориком из Мандершеида, который помог ему получить образование. Позже философ, он сначала учился в школе «Братьев общей жизни» в Девентере, Голландия, центре «нового благочестия» религиозного движения, которое практиковало мистически окрашенное благочестие и личные отношения с Богом. Затем Николай поступил в Гейдельбергский университет, где его, возможно, познакомили с традицией номинализма. В Падуе он изучал каноническое право и познакомился с гуманистическим движением: Наконец, в Кельне он изучал богословие, чтобы стать священником. Блестящий и разносторонний талант Кузанского способствовал его стремительному взлету в папскую канцелярию, куда он вошел с помощью гуманиста А. Траверсари — переводчика произведений Дионисия Ареопагита.

Николай Кузанский активно участвовал в церковно-политической жизни своего времени. Ревностный сторонник церковного единства, он был современником «Четырех» и участником двух церковных соборов — Базельского и Феррарского и Флорентийского. Для них он написал трактаты «О католическом согласии» (1433-1434) и «О мире и согласии веры» (1453). В 1437 году он посетил Византию с церковным представительством, чтобы договориться с греческими иерархами о возможном союзе между христианским Западом и Востоком. В Константинополе Кусанский встретился с видными представителями византийского платонизма — Г. Плифоном (1335-1452) и Виссарионом (1389-1452). Интерес к греческой богословской традиции, особенно к апофатизму Дионисия Ареопагита, вдохновил его на написание трактата «О познанном неведении» (1440), в котором он впервые изложил и обосновал идею совпадения противоположностей. За этим трактатом последовал труд «О допущениях» (1440). (1440), который подробно развивает понятие «домысел» — домысел, домысел — лежащее в основе его эпистемологии.

В 1448 году Кусанский стал кардиналом при Папе Римском Николае Викторовиче. С 1450 года он был епископом Брессанонского и немецкого легата, инспектировал монастыри и выступал за реформирование церковной жизни. Кузанен много путешествовал по империи, стремясь восстановить целостность религиозной жизни и вернуть гуситов в лоно католицизма. В 1458 году гуманист Папа Римский Пий II (Эней Сильвио Пикколомини), друживший с Кузани с юности, назначил его наместником и вызвал в Рим. Как ближайший советник папы Пия II, Николай Кузинский вновь стремился к реформам, выражая опережающие его время идеи о «единстве религии всех рациональных существ», религиозной толерантности и церковной гармонии. Особенно ревностно он относился к философии и математике в последнее десятилетие своей жизни, проясняя понятие научного невежества, которое стало основой всей его философии. Он написал пособия по созерцательной жизни для монахов Тегернского монастыря («О божественном видении» (1453) и «Берилл» (1458)), а также разработал учение о динамике первобытного в сочинениях «О возможности бытия» (1460), «О непорочности» (1462), «Преследование Мудрости» (1463), «Сборник» (1463), «О вершине созерцания» (1464). Земное путешествие Николая Кузинского завершилось в 1464 году в итальянском городе Тоди, а его прах покоится в церкви Святого Петра в руинах Рима.

Неоплатонизм в философии Возрождения

Учение Николая Кузского является не просто продолжением неоплатонической традиции, но существенным ее переосмыслением. Основными философскими трудами Кузы являются трактат «О познанном незнании» (1440 г.) и «Апология познанного незнания» (1449 г.), в котором содержится дальнейшее развитие его философской системы.

Почему философские работы такого странного характера? Как можно научить невежеству?
Николаю Кусанскому были глубоко чужды попытки создания рационалистических систем; он отвергал не только авторитет Аристотеля и его средневековых толкователей, но и сам метод схоластического познания Бога и мира. «Это отказ от «позитивного» богословия, которое доминировало в католической богословской мысли в средние века, и переход к апофатическому или негативному богословию, который подразумевал, что нужно начинать с предпосылки «не познания» Бога и применяемых к нему определений, чтобы познать отношения между Богом и миром. Будучи приверженцем негативного богословия, Николай Кусанский не признавал и не разрабатывал никаких доказательств божественного существования.

Понимание Бога в философии Николая Кузского показывает не столько религиозный, сколько философский подход к проблеме Бога и мира. Он истолковывает Бога как бесконечное единство и в то же время как скрытую сущность всего сущего. В своем толковании центральной концепции своей философии — понятия Бога как одного он заметно отходит от Платона и неоплатонистов, которые характеризовали одного как противоположность другого, а не как одного. Напротив, Кузанец с самого начала заявлял, что «нет ничего противопоставленного Единому».

С философской точки зрения, проблема отношений между Богом и миром — это проблема отношений между конечным и бесконечным. Он постулировал бесконечность и величие божественной природы и противопоставил формальный логический подход традиционного богословия спонтанному диалектическому подходу, принятому в древнем и средневековом неоплатонизме. Трактовка Бога как бесконечного единства связана с диалектическим учением Бога как центра единства противоположностей, «абсолютного максимума», содержащего все конечное, что возможно вне одной из противоположностей, т.е. совпадает с минимумом. Совпадение противоположностей оказывается важнейшим методологическим принципом кузанецкой философии.

Характеризуя отношения между Богом и миром, Николай Кузанецкий избегает понятия «акт творения Божьего на мир». Он также не использует неоплатоническую концепцию «эманации», то есть оттока мира от Бога. Для характеристики процесса перехода от Бога к миру Кузанец использовал термин «разворачивание» — «разворачивание» в мире того, что содержится в Боге в потенциальной или «свернутой» форме. С ним «саморазвитие» Абсолюта ведет к преодолению иерархического мировоззрения и более глубокому пониманию мира как единства. Процесс разворачивания — это переход от единства к множеству, от бесконечного к конечному.

Подобно тому, как линия — это разворачивание точки, время — разворачивание момента, движение — разворачивание покоя, так и мир рассматривается как разворачивание своего собственного бытия, завернутого в Бога, как разворачивание или развитие возможности быть заключенным в Боге. Как «возможность бытия», Бог содержит полноту вечного осознания бытия.

Николай из Кузы отверг дуалистическое толкование Бога и мира, присущее христианству. Он противопоставил мистическому пантеизму средневековое различие между вечным и преходящим миром: Бог в своей философии противостоит природе, не тождественной ей, но природа и мир содержатся в Боге.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия религии А. Бергсона
  2. Художественная мысль А. Рублева — Детство и отрочество Рублева
  3. Общество как система
  4. Философия просвещения
  5. Динамика науки, как процесс порождения нового знания
  6. Актуальность философии для осмысления современных проблем науки
  7. Философия как потребность человеческого духа
  8. Позитивизм и научное познание
  9. Гносеология
  10. Умберто Эко, итальянский учёный, философ