Для связи в whatsapp +905441085890

Николай кузанский (николай кребс), крупнейший немецкий мыслитель xv века, философ, теолог — Антропологические идеи Николая Кузанского

Он родился в 1401 году в Кусе недалеко от Трира в семье простого рыбака и винодела. Он ушел из дома в юности и был воодушевлен графом Феодориком из Мандершеида, который помог ему получить образование. Позже философ, он сначала учился в школе «Братьев общей жизни» в Девентере, Голландия, центре «нового благочестия» религиозного движения, которое практиковало мистически окрашенное благочестие и личные отношения с Богом. Затем Николай поступил в Гейдельбергский университет, где его, возможно, познакомили с традицией номинализма. В Падуе он изучал каноническое право и познакомился с гуманистическим движением: Наконец, в Кельне он изучал богословие, чтобы стать священником. Блестящий и разносторонний талант Кузанского способствовал его стремительному взлету в папскую канцелярию, куда он вошел с помощью гуманиста А. Траверсари — переводчика произведений Дионисия Ареопагита.

Николай Кузанский активно участвовал в церковно-политической жизни своего времени. Ревностный сторонник церковного единства, он был современником «Четырех» и участником двух церковных соборов — Базельского и Феррарского и Флорентийского. Для них он написал трактаты «О католическом согласии» (1433-1434) и «О мире и согласии веры» (1453). В 1437 году он посетил Византию с церковным представительством, чтобы договориться с греческими иерархами о возможном союзе между христианским Западом и Востоком. В Константинополе Кусанский встретился с видными представителями византийского платонизма — Г. Плифоном (1335-1452) и Виссарионом (1389-1452). Интерес к греческой богословской традиции, особенно к апофатизму Дионисия Ареопагита, вдохновил его на написание трактата «О познанном неведении» (1440), в котором он впервые изложил и обосновал идею совпадения противоположностей. За этим трактатом последовал труд «О допущениях» (1440). (1440), который подробно развивает понятие «домысел» — домысел, домысел — лежащее в основе его эпистемологии.

В 1448 году Кусанский стал кардиналом при Папе Римском Николае Викторовиче. С 1450 года он был епископом Брессанонского и немецкого легата, инспектируя монастыри и способствуя реформации церковной жизни. Кузанен много путешествовал по империи, стремясь восстановить целостность религиозной жизни и вернуть гуситов в лоно католицизма. В 1458 году гуманист Папа Римский Пий II (Эней Сильвио Пикколомини), друживший с Кузани с юности, назначил его наместником и вызвал в Рим. Как ближайший советник папы Пия II, Николай Кузинский вновь стремился к реформам, выражая опережающие его время идеи о «единстве религии всех рациональных существ», религиозной толерантности и церковной гармонии. Особенно ревностно он относился к философии и математике в последнее десятилетие своей жизни, проясняя понятие научного невежества, которое стало основой всей его философии. Он написал пособия по созерцательной жизни для монахов Тегернского монастыря («О божественном видении» (1453) и «Берилл» (1458)), а также разработал учение о динамике первобытного в сочинениях «О возможности бытия» (1460), «О непорочности» (1462), «Преследование Мудрости» (1463), «Сборник» (1463), «О вершине созерцания» (1464). Земное путешествие Николая Кузинского завершилось в 1464 году в итальянском городе Тоди, а его прах покоится в церкви Святого Петра в руинах Рима.

Николай кузанский (николай кребс), крупнейший немецкий мыслитель xv века, философ, теолог

Антропологические идеи Николая Кузанского

В своей работе «Об обученном незнании» Николай Кесарийский говорит о высшем искусстве невежества. Он называет максимум того, что не может быть больше. Поэтому максимальность совпадает с единством, которое тоже есть. Когда такое единство поднимается универсально и абсолютно выше всякой относительности и конкретного ограничения, ничто не противостоит ему своей абсолютной минимальностью. Наш конечный ум, двигаясь по аналогии, не может поэтому, по словам Кузанского, точно улавливать истину вещей. Ибо истина не может быть более или менее, она пребывает в чем-то неделимом и не может быть измерена ничем, кроме самой истины, подобно тому, как круг, суть которого состоит в чем-то неделимом, не может быть измерен некругом. Тогда мы знаем только то, что истина так же неуловима, как и она есть: наша причина связана с истиной, как и возможность связана с абсолютной необходимостью, которая не может быть ни больше, ни меньше, чем она есть.

Человек существует только конкретно, так что только тот, кто воплощает в себе истину о человеке, может вступить в союз с максимальным. Такой человек действительно был бы и человеком, и Богом, и Бог, как человек, был бы совершенством Вселенной и имел бы первенство во всем. В этом дискурсе выражена большая программа образования и просвещения. Человек, по определению, стремится к совершенству. Он тянется к максимуму. Если ему это удалось, то минимальное, максимальное и среднее существа, которые объединяют в человеке с природой абсолютного максимума, будет совпадать и сделать его универсальным совершенством: все вещи будут покоиться в нем в их конкретной детерминации1 , как и в их собственной полноте. Мера этого человека будет мерой и ангела, и каждого отдельного существа, ибо по его союзу с абсолютной сущностью, абсолютным существом всего во Вселенной, он станет универсальным и конкретным существом каждого существа.

Человек, по словам Николая Кузского, родился от семени Адама посреди плотских желаний, животное господствует в нем от рождения над духовным, его природа погружается в корень его происхождения в плотские наслаждения, благодаря которым человек рождается от отца, и поэтому остается совершенно неспособным перейти от мирских вещей к духовным. Если же, таким образом, тяжесть телесных страстей тянет вниз понимание и разум, и они смиряются с этим, не сопротивляясь чувственным импульсам, то человек, который таким образом тянет вниз и отворачивается от Бога, мгновенно и полностью потеряет наслаждение высшим добром, которое в духовном смысле скорее выше, то есть в вечности; Напротив, если смысл подчиняет себя интеллекту, то сначала еще интеллект должен подчинить себя интеллекту, чтобы человек, стоящий над интеллектом, мог удержаться в любящей вере к Божественному Посреднику.

Философские и космологические учения Николая Кузанского

Центральным моментом в философии Николая Кузы является учение о совпадении противоположностей — абсолютного максимума и абсолютного минимума.

Пантеистический подход бесконечного Бога к природе привел к новой интерпретации происхождения Вселенной и структуры Космоса. Не возражая открыто против идеи креационизма, Кузанский фактически исключает принцип сотворения мира Богом. Он представляет отношения мира и Бога как единого целого и части. Бог, по мнению итальянского философа, является «бесконечным максимумом», а бесконечный мир, Вселенная, — «ограниченным максимумом». Ограниченный максимум возник не из абсолютного максимума сверхъестественным творением, а из ограничения, так как все конечные или ограниченные вещи находят свое место где-то между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом. Развивая эту точку зрения в генетическом плане, Кузанский прибегает к понятию «ракурс» и «разворачивание» мира. Объясняя божественную сущность так, как будто она «сгущает» все вещи в себя, и представляя природу как результат ее «разворачивания» из божественных глубин, он, по сути, возобновляет неоплатонический принцип эманации (оттока). В этом контексте Николай Кузанский вводит неоплатоническую концепцию «души мира», «духа вселенной». Душа мира должна рассматриваться как универсальная форма, включающая в себя все формы, которые существуют в реальности.

Идентификация Николаем фон Кузаном Бога с бесконечным абсолютным максимумом разрушает картину космоса, на которой строилось древнее и средневековое мировоззрение. Древняя и средневековая космология исходила из признания центра мира и, следовательно, его конечности. По мнению Николая Кузского, центром и кругом Космоса является Бог, поэтому мир не бесконечен, но и не может быть задуман как конечный, так как не имеет границ, в которых он был бы закрыт. Таким образом, вводится идея, что мир не имеет стабильного центра, который в средневековой космологии считался землей. Таким образом, Николай Кузанский готовит Коперниковскую революцию в астрономии, которая упраздняет геоцентрическую мировую систему.

Неоплатонизм в философии Возрождения

Основателем ренессансного платонизма был кардинал Николай Кузский (1401-1464). Место рождения определило имя, под которым он вошел в историю — Николай Кузанский. Он признан самым глубоким философом Ренессанса, даже теми историками философской мысли, которые отрицают самостоятельную ценность философии Ренессанса.

Учение Николая Кусанского является не просто продолжением неоплатонической традиции, а ее существенным переосмыслением. Основными философскими трудами Кузы являются трактат «Об усвоенном незнании» (1440) и с дальнейшим развитием его философской системы «Апология усвоенного незнания» (1449).

Почему философские работы такого странного характера? Как можно научить невежеству?

Николаю Кусанскому были глубоко чужды попытки создания рационалистических систем; он отвергал не только авторитет Аристотеля и его средневековых толкователей, но и сам метод схоластического познания Бога и мира. «Это отказ от «позитивного» богословия, которое доминировало в католической богословской мысли в средние века, и переход к апофатическому или негативному богословию, который подразумевал, что нужно начинать с предпосылки «не познания» Бога и применяемых к нему определений, чтобы познать отношения между Богом и миром. Будучи приверженцем негативного богословия, Николай Кусанский не признавал и не разрабатывал никаких доказательств божественного существования.

Понимание Бога в философии Николая Кузского показывает не столько религиозный, сколько философский подход к проблеме Бога и мира. Он истолковывает Бога как бесконечное единство и в то же время как скрытую сущность всего. В своем толковании центральной концепции своей философии — понятия Бога как одного он заметно отходит от Платона и неоплатонистов, которые характеризовали одного как противоположность другого, а не как одного. Напротив, Кузанец с самого начала заявлял, что «нет ничего противопоставленного Единому».

С философской точки зрения, проблема отношений между Богом и миром — это проблема отношений между конечным и бесконечным. Он постулировал бесконечность и величие божественной природы и противопоставил формальный логический подход традиционного богословия спонтанному диалектическому подходу, принятому в древнем и средневековом неоплатонизме. Трактовка Бога как бесконечного единства связана с диалектическим учением Бога как центра единства противоположностей, «абсолютного максимума», содержащего все конечное, что возможно вне одной из противоположностей, т.е. совпадает с минимумом. Совпадение противоположностей оказывается важнейшим методологическим принципом кузанецкой философии.

Характеризуя отношения между Богом и миром, Николай Кузанецкий избегает понятия «акт творения Божьего на мир». Он также не использует неоплатоническую концепцию «эманации», то есть оттока мира от Бога. Для характеристики процесса перехода от Бога к миру Кузанец использовал термин «разворачивание» — «разворачивание» в мире того, что содержится в Боге в потенциальной или «коагулированной» форме. С ним «саморазвитие» Абсолюта ведет к преодолению иерархического мировоззрения и более глубокому пониманию мира как единства. Процесс разворачивания — это переход от единства к множеству, от бесконечного к конечному.

Подобно тому, как линия — это разворачивание точки, время — разворачивание момента, движение — разворачивание покоя, так и мир рассматривается как разворачивание своего собственного бытия, завернутого в Бога, как разворачивание или развитие возможности быть заключенным в Боге. Как «возможность бытия», Бог содержит полноту вечного осознания бытия.

Николай из Кузы отверг дуалистическое толкование Бога и мира, присущее христианству. Он противопоставил мистическому пантеизму средневековое различие между вечным и преходящим миром: Бог в своей философии противостоит природе, не тождественной ей, но природа и мир содержатся в Боге

Философия бесконечности Николая Кузанского

В эпоху Возрождения философия снова обращается к изучению природы. Это связано с развитием производства и науки. Изобретение печати, компаса, самопрядильной машины, парохода, доменной печи и металлургического процесса, возобновившийся интерес к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментальной науки — все это расширило человеческий кругозор, укрепило власть человека над природой. Средневековое мировоззрение изменилось. Математическое обоснование гелиоцентрической системы мира, предоставленное польским ученым Николаем Коперником, нанесло тяжелый удар средневековой геоцентрической системе. Открытие Коперника, опровергнувшее представление о том, что земля и человек являются исключительными, предполагало существование бесконечного числа других небесных тел, похожих на землю и солнце.

Таким образом, философия в Ренессансе воспринималась прежде всего как естественная философия, философия природы. Возвращение к идеям платонизма. Отношения между Богом и миром теряют свой явно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем»). Христианский Бог здесь теряет свой трансцендентный, сверхъестественный характер, он сливается с природой, и последняя, таким образом, обожествляется.

Одним из характерных представителей философии Возрождения был Николай Кузский (1401-1464).

Центральным пунктом философии Николая Кузы является учение о совпадении противоположностей — абсолютного максимума и абсолютного минимума.

Пантеистический подход бесконечного Бога к природе привел к новой интерпретации происхождения Вселенной и структуры Космоса. Не возражая открыто против идеи креационизма, Кузанский фактически исключает принцип сотворения мира Богом. Он представляет отношения мира и Бога как единого целого и части. Бог, по мнению итальянского философа, является «бесконечным максимумом», а бесконечный мир, Вселенная, — «ограниченным максимумом». Ограниченный максимум возник не из абсолютного максимума сверхъестественным творением, а из ограничения, так как все конечные или ограниченные вещи находят свое место где-то между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом. Развивая эту точку зрения в генетическом плане, Кузанский прибегает к понятию «ракурс» и «разворачивание» мира. Объясняя божественную сущность так, как будто она «сгущает» все вещи в себя, и представляя природу как результат ее «разворачивания» из божественных глубин, он, по сути, возобновляет неоплатонический принцип эманации (оттока). Николай Кузанский представляет в этом контексте неоплатоническую концепцию «души мира», «духа вселенной». Душа мира должна рассматриваться как универсальная форма, включающая в себя все формы, которые существуют в реальности.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Первые высшие технические учебные учреждения в России
  2. Понятие эстетических категорий, идеалов, норм, принципов
  3. Л. Лопатин и его философия
  4. Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков
  5. Проблема истины в гносеологии
  6. Генезис философии в древней Греции
  7. Рационалистическая философия нового времени
  8. Представление о «естественном» и «сверхъестественном»
  9. Рационалистическая гармонизация бога и мира в философии Фомы Аквинского
  10. Значение управления в общественном развитии