Для связи в whatsapp +905441085890

Николай Николаевич Ланге, русский психолог — Начало пути и становление Ланге как психилога

Новое издание трудов Н.Н. Ланге, недавно опубликованная в серии «Психологи Отечества», не привлекла особого внимания в психологическом сообществе. Наша историческая память, к сожалению, коротка. Сегодня даже те, кто слышал это имя, путают Н.Н.Ланге с его однофамильцем — датским физиологом К.Ланге — и принимают его за соавтора знаменитой теории эмоций. Наш знаменитый соотечественник вошел в историю как создатель совершенно иной теории — так называемой моторной теории внимания. Не говоря уже о том, что он по праву считается одним из основателей экспериментальной психологии в России. Он был мыслителем широкого гуманитарного профиля, автором работ по философии, логике, педагогике и истории культуры, выдающимся организатором науки и активным участником общественного движения за радикальное обновление русской жизни. Но для него приоритетной была самая важная наука о человеке — психология. Его вклад в разработку ее проблем определил его научную судьбу. Он пришел в эту область, когда она была преобразована из раздела философии в самостоятельную дисциплину, основанную на методах быстро развивающегося естествознания. На рассмотрение психологии Ланге повлияла идеологическая атмосфера пореформенной России, где не прекращались дискуссии о душе и движущей силе человеческого поведения. Таким образом, требования исторической логики развития психологического знания, с одной стороны, и требования социокультурной среды, в которой Ланге формировался как ученый, с другой стороны, определили его творческий путь.

Историки психологии считают Николая Николаевича Ланге несомненным

(1858-1921) как продолжателя работ Сеченова в области психологии. Здесь следует сделать оговорку — у Сеченова были и другие продолжатели, но в физиологии и медицине. Ярошевский в «Истории психологии» пишет о том, как развивались лабораторные исследования психофизиологии человека:

«В ряде российских лабораторий научное понимание психики было связано с именем Сеченова, с его учением о рефлекторной природе психики. Таких же взглядов придерживался В. М. Бехтерев’ С. С. Корсаков и А.А. Токарский — первые энтузиасты экспериментальной психологии в России» (Ярошевский. История психологии, с. 249).

Но тот же Ярошевский, публикуя избранные работы Ланге, видит в нем продолжателя дела Сеченова и связующее звено между Сеченовым и школой Выготского. Это школа, которая, по сравнению с причудливыми учениями Бехтерева или Корсакова, действительно может считаться психологической. На том, как Ярошевский вывел эту связь между Ланге и Сеченовым, стоит остановиться подробнее.

Рассказывая о борьбе за антропологический принцип, то есть о начале борьбы русских революционеров и демократов против религии и за ниспровержение общества, Ярошевский не говорит прямо, что это была борьба за очищение психологии от души. Но это довольно прозрачно, так же как прозрачен прогрессивизм — стремление насильно сделать людей лучше, не так, как они хотят, а так, как я себе это представляю:

антропологический принцип определялся стремлением превратить вчерашних крепостных (как их называли — «простолюдинов») в свободных людей. Перед нами главная коллизия философских вопросов этой эпохи — споры о детерминизме и свободе, о соотношении физического (подчиняющегося законам природы) и духовного, стремящегося к высшим нравственным ценностям.

Эти философские, идеологические споры, глубоко укорененные в специфике культурной жизни пореформенной России, освещали и вдохновляли проекты развития новой психологии. Как сфера научного знания, она не может быть иной, кроме как верной формуле «нет действия без причины», то есть детерминистской. Поскольку она исследовала сознательно-волевую деятельность человека, она была призвана, не отступая от вышеупомянутой формулы, объяснить моральную обусловленность этой деятельности, уникальность человеческих поступков.

Первым, кто взялся за эту историческую задачу, был Сеченов, вторым — Ланге» (Ярошевский. Творческий путь, стр. 7).

Николай Николаевич Ланге, русский психолог - Начало пути и становление Ланге как психилога

Начало пути и становление Ланге как психилога

Николай Николаевич Ланге родился в Санкт-Петербурге 12 (24) марта 1858 года в семье профессора Военно-юридической академии. Окончив гимназию с золотой медалью, он поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета в 1878 году. Это были годы революционного подъема, когда активность народников, охотившихся за царем, достигла своего апогея. В первый год учебы он принял участие в революционном митинге, за что предстал перед судом университета. К счастью, этот случай не оказал серьезного влияния на его судьбу и не помешал ему блестяще завершить университетское образование. Возможно, строгий выговор отбил у него желание присоединиться к лагерю бомбистов (другие молодые интеллектуалы были повешены за свои авантюрные увлечения) и побудил его выбрать менее радикальные формы борьбы за переустройство общества.

После окончания историко-филологического факультета Ланге был определен на философский факультет университета (этому способствовало то, что на четвертом курсе он получил золотую медаль за блестящую работу «Лейбниц и его полемика с Локком»), а затем в 1883 году был направлен на стажировку в Германию и Францию. Там он продолжил свои исторические и философские исследования, результатом которых стала его диссертация «История моральных идей девятнадцатого столетия» — в мае 1888 года ему была присвоена степень магистра философии. В том же году на немецком языке (для образованных людей того времени свободное владение европейскими языками было нормой) вышла его работа «О теории чувственного внимания и активной апперцепции». В этой работе были обобщены результаты экспериментов, которые Ланге проводил в лаборатории «отца экспериментальной психологии» Вильгельма Вундта.

Важно отметить, что Ланге, приехав в Лейпциг в качестве ученика Вундта, не принял ни одной из его методологических ориентаций — ни учения о параллелизме психических и физических процессов (психофизический параллелизм), ни принципа психической причинности, согласно которому психические явления определяются психическими и только ими, ни волюнтаризма, возводившего волю в высшую силу души, для которой «нет закона». Именно этими концепциями занимался институт Вундта в Лейпциге, который в это время стал важнейшим международным центром психологических исследований. Но Ланге пришел к Вундту не за тем, чтобы овладеть этими понятиями. Ранее у себя на родине он развивал представления, противоположные представлениям Вундта. Он отверг представления о сознании как самодостаточном внутреннем мире, о воле как первоначале, действующем из глубин этого мира, и другие постулаты лейпцигского профессора. Для Ланге, который имел философскую подготовку, но не имел лабораторных навыков, было важно овладеть ими, чтобы реализовать собственный экспериментальный дизайн, на который он опирался в поисках обоснования своих теоретических идей.

Начав с психометрических экспериментов (так тогда назывались исследования времени реакции), Лланж поставил перед собой задачу изучить реальные детерминанты акта внимания. Предпосылкой для этого стал принципиально новый методологический подход, отражающий общую переориентацию мирового психологического мышления на эволюционно-биологический метод объяснения своих объектов. Вместо отношения разума к организму на первый план вышло его отношение к системе «организм-среда». Взаимодействие организма с окружающей средой происходит через двигательную активность. Если раньше эта активность была производной от интеллектуальных, эмоциональных и волевых операций, то теперь эти зависимости меняются, и сами эти операции оказываются производными от мышечных процессов. Появляются моторные теории различных психических процессов.

«Моторная теория внимания» Ланге и первая лаборатория «экспериментальной психологии»

Одним из пионеров в этом направлении был Ланге. Он предложил моторную теорию внимания — феномена, в котором внутренняя активность и избирательность сознания проявляется в концентрированном виде. Двигательная теория внимания Ланге была противоположностью трактовки внимания, воплощенной в концепции апперцепции Вундта. Фундаментальным и основным, по мнению Ланге, является непроизвольное поведение организма, которое имеет биологическое значение в том, что организм с помощью мышечных движений принимает наиболее выгодное положение по отношению к внешним объектам, чтобы воспринимать их как можно яснее и отчетливее. Предметом специального экспериментального исследования Ланге были непроизвольные колебания внимания во время зрительного и слухового восприятия. Это явление и его объяснение, предложенное Ланге в своей работе 1888 года, вызвало оживленную дискуссию в психологической литературе, в которой приняли участие ведущие представители западной психологии того времени — В.Вундт, У.Джеймс, Т.Рибо, Дж.Болдуин, Х.Мюнстерберг и другие,

Моторная теория внимания Ланге принесла ему широкое признание на Западе. Публикация, в которой она была изложена, получила высокий индекс цитирования. Твердо укоренившись в биологическом детерминизме, Ланге отвергал любые трактовки внимания и воли, основанные на старом августиновском представлении о том, что причиной этих процессов является внутренняя активность души.

В ноябре 188 года Ланге был назначен приват-доцентом философского факультета Новороссийского (ныне Одесского) университета. Помимо преподавания, он работал в физиологической лаборатории П. Спиро, ученика и преемника И.М. Сеченова. Здесь он продолжил эксперименты, начатые за границей. В одном из писем к жене ученый писал, что для проведения экспериментов по изучению чувства движения ему необходимы некоторые инструменты. Он нашел их в лаборатории Спиро, который предоставил Ланге собственную комнату, ставшую вскоре «кабинетом экспериментальной психологии».

Одесса в то время была важным культурным центром юга России. На протяжении многих лет жизнь Ланге была связана с этим городом. С ноября 1888 года и до самой смерти он жил в Одессе и работал в Одесском университете и других учебных заведениях города. Первые годы его работы были очень продуктивными. В 1889 году он опубликовал учебник логики, который впоследствии был удостоен малой золотой медали. В 1890 году центральный журнал «Вопросы философии и психологии» опубликовал его статью «Элементы воли», а в 1891 году журнал «Русская школа» — его статью «Механизм внимания». В 1893 году Ланге обобщил результаты своих исследований и представил их в виде диссертации «Психологические исследования». Закон восприятия. Теория волевого внимания». Эта работа Ланге ознаменовала начало открытой борьбы за признание экспериментального метода в бытовой психологии. В своей диссертации он подчеркивал необходимость создания кабинетов экспериментальной психологии в российских университетах, обосновывая это: «1) современным состоянием научной психологии; 2) примером университетов Германии, Франции, Соединенных Штатов Северной Америки и т.д.; 3) пользой, которая должна отсюда вытекать как практически для преподавателей и врачей, так и теоретически для дальнейшего развития антропологических наук в широком смысле слова».

Общественная деятельность и вклад Ланге в развитие доступного образования

Получив в 1893 году степень доктора философии, а затем звание доцента, Ланге перешел от общих размышлений о необходимости организации независимых психологических лабораторий к реализации этого проекта в стенах Новороссийского университета. Его лаборатория преследовала цель развития психологии как объективной науки и преподавания ее как академической дисциплины. На этих принципах она была организована в рамках философского факультета в 1896 году и стала, по сути, первой независимой экспериментальной психологической лабораторией в России.

Он совмещал изучение общей психологии (особенно проблем внимания и восприятия) с изучением психического развития детей. Его небольшая книга «Душа ребенка в первые годы жизни» рассказывает об этом.

Помимо научной деятельности, он живо откликался на нужды общества. В течение нескольких лет он был председателем историко-филологического общества при Новороссийском университете и создал его педагогическое отделение, которое стало центром научно-методической и общественной работы учителей начальной и средней школы. Отдел направлял и организовывал деятельность учителей, обсуждал наиболее актуальные проблемы образования, особенно в связи с назревшей школьной реформой. В марте 1905 года Ланге прочитал на одном из собраний факультета лекцию на тему «Что должно реформировать нашу школу». Он критически относился к классической системе образования, осуждал бюрократическую школьную систему, выступал за отмену цензуры, доступность образования для всех слоев населения. «Стремление удержать низшие классы на низших ступенях образования неизбежно ведет к общему застою в развитии страны, к тому, что высшие силы, лишенные постоянного притока новой жизненной силы и таланта снизу, приходят к истощению и вырождению, — говорил он, — ограничение образования известными национальностями всегда порождает внутреннюю ненависть, так что страна всегда будет состоять из неисчерпаемого фонда разрушительных сил».

В последующие годы Ланге страстно отстаивает принцип всеобщего доступа к образованию: Школа, по его мнению, должна пробуждать в детях научный интерес, заставлять их думать. Как председатель школьного комитета при городском совете Ланге непосредственно организовал работу в одной из начальных школ, где он пытался применить на практике педагогические идеи Песталоцци. Итак, как мы видим, первые психологи пришли в домашнюю школу не вчера, в начале прошлого века, когда их было мало. Но какой!

Активно участвуя в общественной жизни, Ланге не переставал быть ученым. Он редактировал книги, писал рецензии на работы как состоявшихся, так и перспективных студентов, занимался экспериментальными и теоретическими исследованиями. Его обзоры «Эпистемология Локка и полемика против нее Лейбница» (1899), «Учение Канта о пространстве и времени» (1901), «Основание философии Вундта» (1904) и т.д. очень хороши. Они сами по себе являются серьезными научными исследованиями. Большой интерес вызвали его публичные лекции «Современная экспериментальная педагогика» (1909), «Об игре животных и людей в связи с происхождением искусства» (1909) и др.

В ответ на смерть Ланге (15.02.1921) написал С.Л. Рубинштейн, работавший с ним и сменивший его на кафедре психологии Одесского университета. В своем некрологе он причислил Николая Николаевича к ученым, чьи труды не исчерпали свой творческий потенциал. Ученые этого типа «всегда испытывают ощущение какой-то, еще не до конца реализованной возможности, какой-то силы, которая не исчерпала себя в действии и не может быть измерена работой, которую она производит».

Достижения Ланге в изучении эволюции психики человека

Работа Ланге положила начало открытой борьбе за признание экспериментального метода в отечественной психологии, которая тогда определялась прежде всего как наука о сознании, открывающемся субъекту через его самонаблюдение. Этому взгляду, связанному с субъективным методом, Ланге противопоставил концепцию духовного мира, огромного целого, простирающегося над всей планетой, «от едва брезжащей зари сознания у низших животных до его высокого развития в историческом и социальном человеке». Следуя генетическому стилю мышления, Ланге представил систему движений, выполняемых организмом, в виде стадий, «лестницы форм». Таким образом, он предвосхитил идею различных уровней в построении движений. Он также пересмотрел (вслед за Сеченовым) первоначальное представление о рефлексе как о «дуге», которую он заменил схемой «кольца».

Ланге выделил ряд стадий в психическом развитии и связал их с изменениями, которые претерпевает нервная система. К ним он относил: стадию недифференцированной психики, недифференцированных ощущений и движений инстинктивного типа, стадию индивидуально приобретенного опыта, и наконец — как качественно новый этап — развитие психики в человеке как социокультурном существе. С переходом к человеку меняется психическая регуляция поведения. Если у животных действует биологическая наследственность, то у человека передача всей совокупности достигнутой культуры от одного поколения к другому происходит через подражание и обучение, то есть через социальную преемственность. Ланге писал, что «душа человеческой личности в 99% случаев является продуктом истории и общества». Решающую роль в этом играет язык: «Язык с его лексикой и грамматикой формирует всю психическую жизнь человека и вводит в его сознание все те формы и категории, которые сложились исторически в предыдущих поколениях. В значении каждого слова, писал Ланге, можно найти множество «полей сознания», которые уходят все глубже и глубже в неопределенную темную даль. В его словах за каждым словом плещется океан интеллектуальной истории.

В конечном итоге, Ланге перешел от дарвинизма к истинному историзму. В его суждениях отражена одна из общих тенденций развития мировой психологической мысли. Работа Ланге стала величайшим достижением российской экспериментальной психологии в дооктябрьский период.

По словам Н.Н. Ланге, душа человеческой личности на 99% является продуктом истории и общества.

Ланге выделяет 2 основные функции сознания и на их основе различает два типа сознания:

1) гедонистическое сознание, которое отвечает за переживание чувства боли или удовольствия и оценку результатов рефлекторных движений; 2) предвосхищающее сознание или память. Она отвечает за адаптацию организма к предвидению явлений, основанных на прошлом опыте.

Николай Николаевич Ланге умер в Одессе в 1921 году, так и не успев опубликовать переиздание своей «Психологии». Он был мыслителем широкого профиля: его интересовала не только психология, но и философия, и история.

Его моторная теория внимания имела огромное значение для науки. Но не только научная деятельность Николая Николаевича Ланге важна для психологической науки в России. Жизнь и работа в Германии в экспериментальной лаборатории Вильгельма Вундта оказали на него большое влияние. Он поставил перед собой задачу создать экспериментальную психологию в России и всю жизнь стремился к этому. После смерти Ланге С.Л. Рубинштейн развил эту идею дальше.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Половозрастные особенности чувства вины
  2. Конформизм в психологии
  3. Психологический анализ школьника
  4. Органические психические расстройства
  5. Мотивация виртуального общения в сети интернет
  6. Психология развития, ее предмет и методология
  7. Самодетерминация в личных историях взрослых респондентов
  8. Основные признаки депрессии
  9. Виды психических процессов: мышление
  10. Психология боли