Для связи в whatsapp +905441085890

Николло Макиавелли, итальянский мыслитель, философ — Политическая философия Макиавелли

Можно предположить, что возникновение современной политологии и юриспруденции связано с Ренессансом. Период Возрождения можно связать с появлением современной политологии и юриспруденции. Макиавелли вводит в политическую лексику новый политический термин — stato (от латинского — государство), под которым он отсылает к общему понятию государства, независимо от его конкретных форм. Термин, который до сих пор используется для обозначения общего понятия государства. Стато, означающее государство, — это политическое государство, которое охватывает отношения господства и подчинения. По мнению Макиавелли, только смешанная форма правления (монархия, аристократия, демократия) дает государству наибольшую стабильность. Однако для Макиавелли формы правления важны только как политический результат, то есть для получения и сохранения власти. Все остальное — лишь средство для достижения этой цели.

Макиавелли предполагает, что государство основано на потребности человека в защите от агрессии со стороны других. Когда нет власти, стоящей за законом, возникает анархия, поэтому для обеспечения безопасности народа необходим сильный правитель. Наряду с этим, Макиавелли использует концепцию хорошего и плохого состояния и хороших и плохих граждан. Государство, по словам Макиавелли, хорошо, когда оно поддерживает баланс между различными эгоистичными интересами и поэтому является стабильным. В плохом состоянии различные эгоистичные интересы открыто противопоставляются друг другу, в то время как хороший гражданин является патриотическим и воинственным субъектом. Целью политики является не хорошая жизнь, а просто поддержание авторитета (а значит, и стабильности).

В целом, вклад Макиавелли в развитие философской и правовой теории заключается в том, что он:

  • отвергнул схоластику и заменил его рационализмом и реализмом;
  • он заложил основы науки философии и права;
  • показал связь между политикой и формами правления и социальной борьбой; ввел термины «государство» и «республика» в их современном значении
  • Создаются условия для построения модели государства, основанной на материальной заинтересованности индивида.

Но главное заключается в том, что со времен Макиавелли политическая власть все чаще рассматривается как правовая основа силовых структур и индивидуумов, а не как моральное отношение, а политика рассматривается как самостоятельное понятие, отделенное от морали.

Николло Макиавелли, итальянский мыслитель, философ

Политическая философия Макиавелли

Политическая философия Макиавелли направлена на определение средств достижения намеченных целей, независимо от того, признаются ли эти цели хорошими или плохими. Государство, утверждает Макиавелли, является высшим выражением человеческого духа, а служение государству — смыслом и счастьем человеческой жизни. Человеческая природа по своей природе плоха, эгоистична, и задача государства — сдерживать ее силой. Самый известный трактат Макиавелли «Государь» описывает способы создания сильного государства, когда людям не хватает гражданских добродетелей.

Религия, по мнению Макиавелли, должна играть важную роль в жизни государства не потому, что это правда, а потому, что она должна удерживать общество в целом.

В «Суверенном» Макиавелли почти открыто отвергает общепринятую мораль, когда речь идет о поведении правителей. Правитель погибнет, считает Макиавелли, если он всегда будет милосерден и честен. Правитель должен держать свое слово только тогда, когда это выгодно. Прежде всего, Макиавелли считает, что правитель должен восприниматься своими подданными как религиозный человек.

Макиавелли часто использует слово «свобода» как нечто ценное, хотя из его аргумента не совсем ясно, что именно оно означает. Очевидно, он унаследовал его от древности. Макиавелли, возможно, думал, что политическая свобода предполагает определенную личную добродетель у граждан. Народ, по словам Макиавелли, имеет здоровый ум, и не зря говорят: «Голос народа есть голос Божий».

Можно сказать, что философия Макиавелли оживила политическую мысль греков и римлян (республиканского периода). Таким образом, любовь к «свободе» и теория сдержек и противовесов, очевидно, были подхвачены Ренессансом с древности.

Следует отметить, что хотя средневековые авторы придерживались концепции «законной власти» (власти Папы Римского и Императора), тогда, по мнению Макиавелли, власть должна принадлежать тому, кто умудряется ее захватить в условиях свободной конкуренции. Макиавелли отдает предпочтение популярному правилу, основываясь на своих наблюдениях, которые показывают, что популярное правило менее жестоко, чем тирания.

Из анализа текстов Макиавелли можно сделать вывод, что в мире существует ряд политических благ, три из которых особенно важны: национальная независимость, безопасность и упорядоченная конституция. Хорошая конституция должна распределять законные права между сувереном, дворянством и народом пропорционально их фактической власти. В соответствии с такой конституцией успешные революции будет трудно осуществить, и поэтому порядок в государстве возможен.

Макиавелли спорит не только о целях, но и о средствах. Если цель будет признана хорошей, то мы можем выбрать такие средства, которые обеспечат ее реализацию. «Успех» означает достижение искомой цели, какой бы она ни была. Можно даже создать своего рода «науку успеха», говорит Макиавелли.

Макиавелли считает, что для реализации политической цели необходима власть. Обычно побеждает тот, на чьей стороне власть. Правда, соглашается Макиавелли, власть часто зависит от общественного мнения, а общественное мнение, в свою очередь, зависит от пропаганды. Поэтому большое внимание следует уделять пропаганде, и особенно пропаганде добродетельного образа претендента на власть.

Слово «макиавеллизм» стало термином, относящимся к бесстыдной политике, преследующей свои цели вопреки нормам морали. Макиавелли говорил, что любое действие государства (или его правителя) допустимо, особенно во внешних, межгосударственных отношениях, если это действие приносит пользу собственной стране.

Однако оторванность политики от моральной оценки не была изобретением Макиавелли. Это было и в значительной степени остается реальностью политической практики. Только сейчас появление единого человечества и поистине всемирной истории порождает надежду на то, что нравственность постепенно будет охватывать не только отношения отдельных людей и их групп, но и сферу политики и межгосударственных отношений.

Макиавелли и кризис гуманизма

Никколо Макиавелли родился в 1469 году в деревне Сан-Касьяно недалеко от Флоренции в обнищавшей дворянской семье. Его отец был адвокатом и воспитывал вместе с Никколо двух дочерей и сына. Из-за скромных средств семьи будущий политик и писатель не смог получить университетское образование. Однако, будучи современником «золотого века» гуманизма во Флоренции, он достаточно хорошо выучил латынь и свободно читал латинские классики Тита Ливиуса и Цицерона. Не зная древнегреческого, Макиавелли знал труды Фукидида, Полиба и Плутарха в латинских переводах. Интерес Макиавелли к политике и истории связан с трудным историческим моментом, который переживали Флоренция и Италия накануне итальянских войн (1494-1559), спровоцированных Францией и Испанией.

На глазах у Макиавелли во Флоренции была построена синагога Медичи. После падения Медичи и восстановления республиканского правления, инициированного и поддерживаемого игуменом монастыря Святого Марка Савонаролой (1452-1498), тридцатилетний Макиавелли в 1498 году был избран секретарем Второй канцелярии, а затем — секретарем Совета десяти (правительства республики). Ярый патриот, Макиавелли 14 долгих лет служил республике в качестве политика и дипломата, а между 1499 и 1512 годами участвовал в работе посольств в Риме, Франции и Германии. Знакомство Макиавелли с Чезаре Борджиа (1475-1507), беспринципным политиком, кардиналом католической церкви и полководцем армии, «объединившим в себе силу льва и хитрость лисы», — как полагают, повлияло на идею будущего трактата «Империя». В его родном городе Флоренции.

Макиавелли, тесно сотрудничая с Пьеро Содерини (1452-1522), пожизненным гонфалонистом юстиции Флорентийской Республики, создает профессиональную армию наемников для замены городской гвардии.

После падения Республики в 1512 году и восстановления власти Медичи, Макиавелли выпадает из поля зрения. В 1513 году его обвиняют в заговоре против Медичи, сажают в тюрьму и пытают, а затем отправляют в загородное поместье. В изгнании и политической изоляции он создал такие произведения, как «Государь» (1513 г.) и «Дискуссии о первом десятилетии Тита Ливиуса» (1515-1517 гг.), которые прославили бы Макиавелли как политического мыслителя, а также практическое руководство по созданию армии по образцу некогда непобедимых римских легионов — трактат «О военном искусстве» (1519-1520 гг.). В 1520 г. Макиавелли был назначен во Флоренцию, где получил должность государственного историографа и в течение пяти лет создал шедевр «История Флоренции». В 1526 году ему даже дали задание организовать оборону города, но его планы по объединению итальянских государств перед лицом внешних угроз провалились. Республика, восстановленная после очередного изгнания Медичи, отвергла Макиавелли, а мыслитель, снова отвергнутый Флоренцией, умер в 1527 году.

История, политика и власть в творчестве Макиавелли

Темой размышлений Макиавелли является многогранный мир человеческих отношений и действий, формирующих историю возникновения, расцвета и распада государств. Исторический цикл общественно-политических сил определяется Фортуной, которую Макиавелли называет необходимостью. Это не внешняя сила по отношению к истории народов и государств, а неизбежный ход вещей, проявляющийся в естественном законе, определяемом совокупностью причинно-следственных связей. Макиавелли, следуя древним историкам, видит этот закон в неизменности человеческой природы. По мнению мыслителя, необходимо считать всех людей злыми и предполагать, что они всегда будут показывать нечестие души, как только им будет предоставлена подходящая возможность»[1]. Многочисленные примеры из истории подтверждают обоснованность этого взгляда человека, и заставляют Макиавелли поверить, что нравственность, организация государств меняются, но «свет всегда один и тот же». История может стать истинным «учителем жизни» (латинское magistra vitae) только в том случае, если возродится древняя доблесть — сила и способность действовать без нравственных и религиозных суждений.

Макиавелли, находясь в эпицентре европейской политики, не питал никаких религиозных или моральных иллюзий и не стремился к созданию идеального проекта государственности. Он придерживается учений Аристотеля и Полибиуса о трех формах правления — монархии или самодержавия; аристократии или правлении наиболее достойных; и демократии или правлении народа. Перечисленные формы правления, будучи правильными и нестабильными, легко деградируют в свою противоположность: монархия деградирует в тиранию, аристократия — в олигархию (в худшем случае — в плутократию), а демократия — в охлократию, уступая прихотям толпы. Макиавелли придерживается идеи циклической смены форм правления. Государственная эволюция большинства народов переходит от монархии к олигархии и республиканскому правлению, которое, в свою очередь, уступает место самодержавию. Поэтому, по мнению Макиавелли, лучшая форма правления — это смешанная форма правления, сочетающая в себе элементы всех правильных форм. Этот цикл основан на постоянных «столкновениях дворянства и плебеев», то есть на борьбе общественно-политических противоречий и интересов. Как гуманист, который ценил прежде всего деятельность человека, его волю и энергию, его стремление к успеху и достижению своих целей, Макиавелли был сторонником республики, «которая дала так много примеров храбрости». Как реалист и трезвый политик, он понимал, что фактическое состояние Италии находится в хаосе из-за ее раздробленности и поэтому требует установления крайне жестокой тиранической государственной власти.

Из этого противоречия вырос проект Макиавелли в области политологии, который он реализовал в своем трактате «Государь». Макиавелли рассматривал политику как отдельную сферу человеческой деятельности со своими целями и законами, освобождая ее не только от ига религиозных запретов, но и от силы нравственных норм. Было бы ошибкой рассматривать политические взгляды Макиавелли как проповедь безнравственности. Автор «Государя» отличается от других: он стремится давать практические советы политике для достижения реального результата — гражданского единства и порядка «во славу Себя и во благо Отечества». С этой позиции Макиавелли ставит вопрос о моральных качествах идеального правителя. Важно, что деспот — это не наследственный монарх, а «новый государь», то есть человек, который обрел власть «либо оружием, либо благодатью судьбы, либо доблестью». Макиавелли рекомендует, чтобы такой правитель «по возможности не отклонялся от добра, но при необходимости встал на путь зла».

Политический реализм Макиавелли

Социально-политическое учение Макиавелли можно назвать политическим реализмом. Он считал, что управление должно основываться на знании истинной человеческой природы. А человек по своей природе не является ни хорошим, ни плохим; на самом деле, как отметил Макиавелли, в нем больше плохого. Поэтому хороший политик должен рассматривать слабости и недостатки людей больше, чем доброту людей.

Говоря о человеческой природе, Макиавелли неоднократно подчеркивает, что люди чаще забывают о смерти отца, чем о потере имущества. Поэтому борьба между людьми достигает особой интенсивности, где и когда речь идет о владении собственностью. Такая борьба неизбежна и может привести к благоприятным последствиям (например, именно она привела Рим к свободе, т.е. к Республике).

Макиавелли осуждает христианство, потому что оно учит смирению и, фокусируя интересы человека на небесах, отвлекает его от земных забот. Как и все гуманисты, он оценивает людей по их личным делам и заслугам, а потому резко атакует бесполезную аристократию, которая живет за счет труда других.

Политическим идеалом Макиавелли была Римская республика, мощный, стабильный институт, который в течение многих веков поддерживал свой внутренний порядок и преуспел в распространении этого порядка на огромных завоеванных территориях. В республиканской форме правления каждый гражданин несет ответственность за судьбу государства. Но в своей нынешней ситуации он считает наследственную монархию лучшей формой правления. Государство основано на насилии, которое не связано никакими моральными нормами, поэтому государству нужен аппарат принуждения, особенно армия. Он против профессиональной армии и за призыв.

Идеальный правитель. Идеальный правитель — «лиса и лев», его почитают и боятся в народе. Но так как этого трудно добиться, легче всегда держать своих подданных в страхе.

При необходимости монарх (особенно, когда он приходит к власти) может и должен использовать чрезвычайно жестокие меры, такие как переселение целых народов, разрушение старых городов и строительство новых, делая богатых бедными, а бедных богатыми. Все меры являются оправданными, если целью является поддержание стабильности и порядка в государстве. Так что если есть хотя бы возможность восстания, то лучше заранее казнить несколько десятков невинных людей, которые могут его возглавить, чем позволить самому восстанию, в котором наверняка погибнут тысячи людей.

Судьба доктрины. Доктрина Макиавелли оказала огромное влияние на развитие всей последующей социальной философии, и это влияние она оказывает и по сей день. Но если раньше (XVII-XIX вв.) макиавеллизм ассоциировался, прежде всего, с беспринципностью и аморальностью в политике, то сегодня исследователей больше интересует его анализ технологии власти.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Познание как творчество
  2. Концепция истории Гегеля
  3. Позитивизм, его основные проблемы и этапы
  4. Сенсуализм в философии нового времени
  5. Проблема форм социокультурного изменения
  6. Почему человек верит в бога?
  7. Владимир Иванович Вернандский, советский мыслитель, философ
  8. Временные рамки античной философии
  9. Арабо-исламская философия в средние века
  10. А. Введенский и его философия