Для связи в whatsapp +905441085890

Нравственное состояние человека и социума как критерии духовности — Нравственность как путь к духовному освоению действительности

Человек, как и все сущее, таит в себе противоречия, антиномии и парадоксы, которые ставят в тупик человеческий разум. Бездна противоречий», как метко и убедительно заметил Б. Паскаль, возникает из парадоксального единства величия и ничтожества в человеке, как в отношении его бытия («все по сравнению с ничто, ничто по сравнению со всем»), так и в отношении познания (он носит в себе идеал истины, но никогда не может его достичь, ибо разум — «флюгер на ветру», а не «верховный судья») и на всех других уровнях (моральном, религиозном и т.д.). В этом кроется тайна человека, которую не могут разгадать ни наука, ни философия. Мир бесконечен «в ширину» и «в глубину», и человек трагически распят между этими двумя бесконечностями, которые поглощают его извне и изнутри. В своих размышлениях Б. Паскаль, как никто другой в современной философии, выходит далеко за рамки апологии разума с его величием и рациональной логикой. И хотя, по словам Паскаля, «все достоинство и величие человека заключается в мышлении», которое возвышает его над самой Вселенной и побуждает к ее познанию, человек все же не «царь природы», а «пылинка, затерянная в пространстве», «самая слабая тростинка в природе, но тростинка мыслящая». Таким образом, захваченный Б. Паскаль в эпоху Разума осознал пределы использования разума и предвосхитил экзистенциальную интерпретацию человеческого существования и истины, которая «постигается любовью». Научная сила «рациональных» доказательств бессильна в философской антропологии, этике, психологии и религии, где приоритет принадлежит скорее сердцу, чем разуму.

Антиномия разума и сердца — одна из главных идей философской антропологии, потому что «у сердца есть свои законы, которых разум не знает». Есть «мудрость разума» («Давайте стремиться хорошо мыслить — это основа нравственности»), но над ней стоит «мудрость сердца», которая заключается в любви и милосердии и в конечном итоге восходит к Богу. Задолго до И. Канта, А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, экзистенциальной и русской религиозной философии, Б. Паскаль обозначил трагедию индивидуального существования. «Судьба человека» с ее вечной суетой, беспокойством, тревогой, непостоянством, порождающими «трагическую диалектику» его бытия перед лицом смерти, усугубляется неразрешимыми противоречиями и несчастьями в обществе, где царит не разум, а насилие («худшее из всех зол»), не гражданский мир («лучшее из всех благ»). Недаром Л. Толстой называл Б. Паскаля «учителем человечества» и считал его «философом-пророком, который видит истину через головы веков». Как сохранить гармонию сердца и разума, науку доказательства и искусство убеждения, идеалы согласия и милосердия в эпоху глобализма, межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Эти проблемы могут быть решены только путем признания целостности и взаимозависимости современного мира, необходимости диалога между культурами и признания духовного единства человечества.

Как часто, описывая парадоксы нашей жизни, мы говорим: «жизнь абсурдна», «мир абсурден», «поведение этого человека абсурдно». Что произошло в человеческой культуре и цивилизации в конце XIX, XX и начале XXI веков, что радикально изменило классическое восприятие абсурда как слова, которое нельзя мыслить, на понимание абсурда как свойства бытия?

Первоначальное (классическое) понимание абсурда (от лат. absurdus — абсурдный; предел, обратная, оборотная сторона смысла, его превращенная форма) в разное время рассматривалось и как обратная сторона смысла, и как бессмысленность, и как тайна смысла.

Нравственное состояние человека и социума как критерии духовности - Нравственность как путь к духовному освоению действительности

Нравственность как путь к духовному освоению действительности

Важнейшей сферой взаимодействия человека и общества является мораль, нравственность как особый способ духовного совладания человека с действительностью.

Упрощенно мораль можно определить как набор правил и норм поведения, которыми руководствуются люди в жизни. В совокупности эти правила и нормы образуют определенный морально-идеальный порядок, правильный и справедливый образ жизни и поведения человека. Нравственность также подразумевает способность человека свободно выбирать линию поведения и способность следовать этому идеальному порядку. Нравственность, таким образом, включает в себя наличие «добродетелей», то есть качеств, которые позволяют человеку жить нравственной жизнью, выражая внутреннее уважение к моральным ценностям, потребность в самоуважении и достоинстве. Это доброта, отзывчивость, преданность долгу, щедрость и смелость, благородство и самоотверженность и т.д.

С развитием общества развивается и мораль; она становится все более сложной по структуре и содержанию и предполагает развитие новой формы человеческой индивидуальности, независимой личности, способной не только следовать принудительной дисциплине запретов, обычаев и традиций, но и руководствоваться собственными мотивами поведения. Таким образом, основное социально-историческое назначение морали, способ регулирования общественных отношений людей через освоение духовных ценностей — моральных норм, принципов, идеалов и оценок, а также формирование личности, способной превращать эти ценности в собственные потребности и мотивы поведения.

Особенности морального регулирования можно наиболее наглядно увидеть, сравнив мораль и право. Право также направлено на регулирование общественных отношений и поведения людей, выражает в своих требованиях социальную необходимость и служит средством упорядочения отношений в обществе.

Однако между ними есть существенные различия. Право возникает по воле законодателя, существует как официальный государственный институт и опирается на силу и власть государства, принуждение и наказание. Мораль — это неформальная регуляция поведения, не закрепленная ни в одном социальном институте, основанная на непосредственном массовом сознании.

Таким образом, мораль можно определить как особый вид психического освоения действительности, который организует и регулирует социальную жизнь человека посредством выработки духовных ценностей и свободного, добровольного и бескорыстного следования этим ценностям.

Переход от менее совершенных исторических социальных состояний с принудительными формами организации общественной жизни к более совершенным, основанным на способности к самоорганизации и предполагающим духовное развитие самого человека, составляет само содержание нравственного прогресса человечества. Такое общество все больше учитывает интересы и потребности человека. Соответственно, человек все больше способен преобразовывать социальные требования и ценности в личные мотивы поведения.

Главным условием нравственно прогрессивного развития общества является создание объективных социальных условий для расширения нравственной свободы личности, расширения самой возможности нравственно позитивного выбора.

Критерием нравственного прогресса является степень духовной зрелости человека, его способность сделать гуманистические общечеловеческие ценности смыслом своей жизнедеятельности.

Моральные ценности и нормы: Гуманизм и патриотизм.

Простейшими и исторически первыми формами моральной рефлексии были нормы и их совокупность, образующие моральный кодекс.

Социальное назначение морали

Моральные нормы — это. единичные частные правила, например, «не лги», «уважай старших», «помоги другу», «будь вежлив» и т.д. Простота моральных норм делает их понятными и доступными каждому, а их социальная ценность самоочевидна и не требует дополнительного обоснования. В то же время их простота не подразумевает легкости исполнения и требует от человека моральной концентрации и волевых усилий.

Моральные ценности и нормы выражаются в моральных принципах. К ним относятся гуманизм, коллективизм, добросовестное выполнение общественного долга, трудолюбие, патриотизм и т.д.

Например, принцип гуманизма (человечности) требует от человека следовать нормам доброжелательности и уважения ко всем людям, готовности прийти ему на помощь, защитить его достоинство и права.

Коллективизм требует от человека умения соотносить свои интересы и потребности с общими интересами, уважать товарищей и строить с ними отношения на основе доброты и взаимопомощи.

Принцип трудолюбия конкретизируется в признании нравственной ценности труда как сферы самореализации человека, уважении к любому социально значимому виду труда, честности и добросовестности работника, а также предполагает бережное отношение к средствам труда и рабочему времени, умение и желание делиться своими знаниями и умениями с другими. Принцип патриотизма выражает уважение и любовь к родине, гордость за достижения нации и ее вклад в мировую культуру.

Нравственность требует, чтобы человек развивал в себе навыки, необходимые для выполнения ее требований. В классической этике эти способности человека назывались несколько высокопарно, но очень точно — добродетелями, то есть способностями делать добро. Понятия добродетелей (моральных качеств человека) конкретизируют ценностные представления морального сознания о хорошем и плохом, праведном и греховном в качествах самого человека. Хотя каждый человек представляет собой смесь хорошего и плохого, моральное сознание пытается отфильтровать наиболее ценные моральные качества человека и объединить их в обобщенный идеальный образ нравственно совершенного человека.

Моральное сознание, таким образом, развивает представление о нравственном идеале человека, воплощении идеи о нравственно совершенном человеке, который сочетает в себе все мыслимые добродетели и служит образцом для подражания. Этот идеал обычно воплощается в мифологических, религиозных и художественных образах, таких как Илья Муромец, Иисус Христос, Дон Кихот или князь Мышкин.

В то же время осознание зависимости нравственных качеств человека от условий общественной жизни в моральном сознании вызывает мечту о совершенном обществе, в котором созданы условия для воспитания нравственно совершенных людей. Поэтому, следуя за личным нравственным идеалом, нравственное сознание создает представление о нравственном идеале общества. Так, религиозные надежды на грядущее «Царство Божие», литературные и философские утопии («Город Солнца» Т. Кампанеллы. Кампанелла, «Золотая книга утопии» Т. Моора, теории социальных утопистов).

Социальное назначение морали заключается в ее исключительно важной роли в процессе исторического развития общества, в том, что мораль служит средством его духовного сплочения и совершенствования через выработку норм и ценностей. Они позволяют людям ориентироваться в жизни и сознательно служить обществу.

Добро и зло — это наиболее общие понятия морального сознания, которые служат для различения и противопоставления морального и аморального, хорошего и плохого. Добро — это все, что положительно оценивается моральным сознанием, если оно соотносится с гуманистическими принципами и идеалами и способствует развитию взаимопонимания, гармонии и гуманности в человеке и обществе.

Зло означает нарушение требования следовать добру, пренебрежение моральными ценностями и требованиями.

Жизнь, согласно совести

Первоначально понятия добра формировались вокруг идеи хорошего, полезного в целом, но с развитием морали и человека эти понятия наполняются все более духовным содержанием. Нравственное сознание считает истинным благом то, что служит развитию гуманности в обществе и человеке, искреннего и добровольного единства и согласия между людьми, их духовной сплоченности. Это доброжелательность и милосердие, взаимопомощь и сотрудничество, преданность долгу и совести, честность, щедрость, вежливость и такт. Все это — те духовные ценности, которые в некоторых случаях могут показаться бесполезными и нецелесообразными, но в целом составляют единственную прочную духовную основу для осмысленной человеческой жизни.

Соответственно, моральное сознание считает злом все, что мешает единству и гармонии людей, гармонии общественных отношений, идет вразрез с требованиями долга и совести ради удовлетворения эгоистических побуждений. Это жадность и скупость, алчность и тщеславие, грубость и насилие, равнодушие и безразличие к интересам человека и общества.

Понятие морального долга выражает превращение моральных требований и ценностей в личный долг человека, осознание им своих обязанностей как морального существа.

Требования морального долга, выраженные через внутреннюю установку человека, часто отличаются от требований социальной группы, коллектива, класса, государства или даже личных склонностей и желаний. Что выбирает человек в данном случае — уважение к человеческому достоинству и потребность в человечности, составляющие содержание долга и добра, или расчетливую выгоду, желание быть как все, соответствовать наиболее удобным требованиям — отметит его нравственное развитие и зрелость.

Мораль как внутренний регулятор поведения человека предполагает, что человек осознает объективное социальное содержание своего морального долга и ориентируется на более общие принципы морали. И никакие ссылки на общепринятые и распространенные формы поведения, массовые привычки, авторитетные примеры не могут освободить человека от ответственности за непонимание или пренебрежение требованиями морального долга.

Именно здесь на первый план выходит совесть, то есть способность человека формулировать моральные обязательства, исполнять их, контролировать свое поведение и оценивать его с моральной точки зрения. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за собственное понимание добра и зла, долга, справедливости, смысла жизни. Он сам устанавливает критерии моральной оценки и на этой основе выносит моральные суждения, оценивая прежде всего свое собственное поведение. И если внешние моральные опоры поведения — общественное мнение или правовые нормы — в отдельных случаях обходятся, себя не обманешь. Если это и удается, то только ценой отрицания собственной совести и потери человеческого достоинства.

Жизнь по совести, желание поступать так, повышает и укрепляет высокую позитивную самооценку человека, его чувство собственного достоинства.

В морали понятия человеческого достоинства и чести выражают представление о ценности человека как нравственной личности, требуют уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признания его прав и свобод. Вместе с совестью эти понятия морали являются способом самоконтроля и самосознания человека, основой требовательного и ответственного отношения к себе. Они предполагают совершение человеком поступков, обеспечивают ему общественное уважение и высокую личную самооценку, переживание морального удовлетворения, что, в свою очередь, не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства.

Проблема смысла жизни

Понятие чести в большей степени связано с общественной оценкой поведения человека как представителя определенного сообщества, коллектива, профессиональной группы или класса и признанными за это заслугами. Например, честь солдата, честь ученого, честь дворянина, купца или банкира.

Достоинство имеет более широкое моральное значение и основано на признании равного права каждого человека на уважение и ценность как морального субъекта в целом.

Нравственная ценность личного достоинства направлена не на материальное богатство и процветание, не на внешние признаки признания (которые точнее назвать тщеславием и чванством), а на внутреннее уважение к принципам истинной человечности, которым человек следует добровольно, несмотря на давление обстоятельств и соблазны.

Другим важным ценностным ориентиром морального сознания является понятие справедливости. Это выражает идею правильного, должного порядка вещей в межличностных отношениях, что соответствует концепции предназначения, прав и обязанностей человека. С незапамятных времен понятие справедливости ассоциируется с идеей равенства, но само понимание равенства не осталось неизменным. От первобытного эгалитарного равенства и полного соответствия действий и возмездия по принципу «око за око, зуб за зуб», через принудительное уравнивание всех в зависимости и бесправии перед властью и государством, к формальному равенству в правах и обязанностях перед законом и моралью в демократическом обществе — таков путь исторического развития идеи равенства. Точнее, содержание понятия справедливости можно определить как меру равенства, то есть соответствие между правами и обязанностями людей, заслугами человека и его общественным признанием, между деянием и наказанием, преступлением и наказанием. Несоблюдение и нарушение этой меры оценивается моральным сознанием как неправильное, неприемлемое для нравственного порядка вещей.

Совокупность ценностных представлений морального сознания дополняется представлениями о счастье и смысле жизни. Очевидно, что только осмысленная жизнь, служащая высоким и благородным целям и социально значимым идеалам, может принести истинное счастье в высшем, нравственном смысле этого слова. Ибо только такая жизнь соответствует высшей степени духовного удовлетворения человека от переживания полноты самореализации, которая в этике называется счастьем или, как раньше говорили, блаженством. Развитое нравственное сознание не связывает состояние счастья с идиллией спокойствия и довольства тем, что есть, а подразумевает стремление к лучшему будущему и преодоление препятствий на этом пути. Неудовлетворенность существованием, присущая нравственности, не позволяет развитому нравственному человеку ограничиться собственным благополучием, а требует от него развития и использования своих возможностей, напряжения сил в творческой деятельности для реализации общественно значимых целей.

В то же время не стоит сводить понятие счастья только к «борьбе за социальную справедливость и социальный прогресс», к необходимости полного бескорыстия и отказа от стремления к личному благополучию человека. Личное благополучие и осознание полноты и осмысленности существования не являются взаимоисключающими, если они являются результатом интенсивной и целенаправленной творческой деятельности с социально ценной ориентацией и признанием.

Конечно, чем больше трудностей и препятствий преодолевает человек, чем выше степень удовлетворения тем, чего он достиг на этом пути, тем больше он может проявить себя как достойная и целеустремленная личность. То, что легко получить, мало ценится; здесь логика ценностного сознания становится особенно ясной. Счастье, таким образом, понимается не как удовлетворение определенным течением жизни (так называемое «мелкобуржуазное счастье»), а как редкие моменты наивысшего полета духа, знаменующие этапы достижения в жизни и выдающиеся свершения человека. Или же мы можем понимать под счастьем некий общий результат жизни, в котором человек выполнил свое предопределение и испытал полноту удовлетворения от самореализации.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Тейяр де Шарден, французский философ, палеонтолог, теолог
  2. Любовь, брак, семья
  3. Лосский Н. И его философия
  4. Эволюция представлений о бытии
  5. Философские корни агностицизма — Скептицизм и агностицизм. Общая характеристика
  6. Программа воссоединения “наук и искусств” Фрэнсиса Бэкона (1561-1626)
  7. Интуиция, ее связь с сознанием и бессознательным
  8. Субъекты реальной истории. Отличие исторического субъекта от субъекта социального
  9. А. Герцен и его философия
  10. Георгий Валентинович Плеханов,русский философ, теоретик и пропагандист марксизма