Для связи в whatsapp +905441085890

Нравственный идеал – недостижимое, но необходимое условие индивидуального и общественного бытия — Роль общественного сознания в жизни

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль моральных принципов во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен стандарт нравственно воспитанной личности школьника, который должен соответствовать следующим показателям:

  • трудолюбие;
  • творческое отношение к работе;
  • высокая культура поведения.

Работа по нравственному воспитанию эффективна при системном подходе, который включает педагогическую диагностику; использование разнообразных методов воспитания; вовлечение студента в социальные и внутриколледжные отношения; интенсивное включение в деятельность с учетом его положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение технике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самооценка, самооценка).

Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию предполагает формирование социального стандарта личности в педагогической деятельности школы, организацию жизни группы на принципах гуманистической морали и вовлечение каждого ученика в процесс его нравственного самосовершенствования.

Цель самообразования проистекает из мотивов самосовершенствования и человеческих желаний и стремлений. Ни одно дело, включая самообразование, не может быть начато без цели. Конечно, нужно обладать здравым смыслом, чтобы ставить цели, которые по силам. Иначе нереальные, несбыточные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в себе.

Каждый из нас может составить список качеств, которые следует усилить, и список качеств, которые следует ослабить или искоренить. Устранение недостатков и развитие желательных черт характера и навыков может быть целью самовоспитания.

Сегодня молодежь находится в кризисной ситуации. Вместе с крахом системы общественного устройства и моральных идеалов рухнули и многие традиционные нормы и модели поведения. Впасть в прошлое, казалось бы, вечные критерии жизни.

Происходит сильная переоценка ценностей. Молодым людям приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Моральные идеалы и ценности меняются. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда положительное, влияние на личность студента. Поэтому, если мы убедим студентов в необходимости самообразования и поможем им организовать его, процесс формирования идентичности будет более эффективным.

Самообразование — это педагогически контролируемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к самообразованию — одна из важнейших задач образования. Я попытался выделить основные этапы самообразования и его развития.

Во-первых, это осознание студентами своего образа жизни, понимание важности той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе классный руководитель помогает ученикам осознать свои положительные и отрицательные качества, нетерпимость к их

Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той сфере деятельности, в которой студент хочет преуспеть.

В-третьих, создание программы самосовершенствования. Это очень важный этап работы над собой. Здесь нужна помощь, чтобы оценить, объективно ли студент оценивает себя, правильны ли его цели и выбирает ли он правильные методы.

В-четвертых, организуйте самообучение в выбранном виде деятельности. Это самый ответственный этап в переходе от образования к самообразованию. Без конкретных действий желание стать лучше остается лишь желанием.

В-пятых, необходимо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высшая ступень перехода от образования к самообразованию начинается тогда, когда каждый ученик хочет работать над собой, когда формируются его мотивы, цели и методы самообразования.

Таким образом, убеждая студентов в необходимости самообразования и помогая им в его организации, процесс формирования личности будет проходить более эффективно.

Нравственный идеал – недостижимое, но необходимое условие индивидуального и общественного бытия - Роль общественного сознания в жизни

Роль общественного сознания в жизни

Личное сознание как психический процесс рождается, развивается и умирает вместе с индивидом. В нем выражаются особенности жизненного пути каждого человека, особенности воспитания, разнообразные политические и идеологические явления. Именно особенности пути развития индивида, которые при прочих равных условиях определяют отличия его духовного мира от духовного мира других индивидов, составляют все пестрое многообразие человеческой индивидуальности.

Реальное бытие индивидуального сознания постоянно соотносится с этим объективным миром, с миром духовной культуры, с общественным сознанием. Общественное сознание по природе своей находится между телом и внешним миром, на границе этих двух сфер реальности.

Индивидуальное сознание — это духовный мир отдельного человека, а общественное сознание — это духовная жизнь общества, идеальная сторона исторического развития человечества.

Рассматривая общественное сознание, человек абстрагируется от всего индивидуального, личного и изучает взгляды, идеи, характерные для конкретного общества в целом или конкретной социальной группы. Как общество не является простой суммой составляющих его людей, так и общественное сознание не является суммой «сознаний» отдельных людей. Это особая система, которая живет своей собственной, относительно независимой жизнью.

Индивидуальные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования и становятся не только общим достоянием, но и общим правилом или убеждением, входом в общее сознание, в мораль, право, нормы поведения. Эти идеи завоевывают арену организованной социальной реальности, в которой индивидуальная биография уже не играет большой роли.

Общественное сознание существует в различных исторически сложившихся и изменяющихся формах. К ним относятся политические и правовые взгляды, мораль, наука, религия, искусство и философия. Каждая из этих форм общественного сознания, являющихся отражением общественного бытия, имеет свою специфику и выполняет свою особую роль в общественной жизни, в развитии общества.
Каждая из этих форм общественного сознания, являющихся отражением общественного бытия, имеет свою специфику и выполняет свою особую роль в общественной жизни, в развитии общества.
Центральным пунктом духовной жизни общества (его ядром) является общественное сознание людей. Последние являются воплощением разума и чувств людей. Духовное производство — это производство определенных взглядов, идей, теорий, моральных норм и духовных ценностей. Все эти духовные сущности функционируют как объекты духовного потребления. Духовные отношения между людьми — это отношения по поводу духовных ценностей, в которых воплощено их сознание.

Важно учитывать, насколько те или иные взгляды, научные теории, моральные принципы, произведения искусства и другие проявления общественного сознания соответствуют подлинным интересам народов той или иной страны, интересам ее будущего. Прогрессивные идеи во всех сферах общественной жизни являются мощным фактором развития, поскольку способствуют глубокому пониманию настоящего и предвидению будущего, вселяют уверенность в поступки людей, улучшают их социальное самочувствие, вдохновляют на новые творческие действия. Они представляют собой ту самую духовность, без которой общество и отдельные люди не могут нормально жить и действовать. Все говорит о том, что роль общественного сознания в жизни современного общества очень значительна и постоянно возрастает.

Общественное сознание в человеческой практике

Общественное сознание — это совокупность чувств, ощущений, художественных и религиозных образов, различных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. Следует сказать, что отражение общественной жизни в общественном сознании — это не какое-то механическое зеркало, подобно тому, как отражающая поверхность реки отражает природный ландшафт по ее берегам. В этом случае одно природное явление является чисто внешне отраженным признаком другого. Общественное сознание отражает не только внешние, но и внутренние стороны общества, его сущность и содержание.

Общественное сознание имеет социальный характер. Она возникает в социальной практике людей в результате их производственной, семейной, бытовой и другой деятельности. В ходе обычной практической деятельности люди формируют картину окружающего мира, чтобы использовать его в своих интересах. Различные общественные явления и их отражение в образах и понятиях, идеях и теориях — две стороны практической деятельности человека.

Являясь отражением явлений общественной жизни, различные образы, взгляды, теории направлены на более глубокое познание людьми этих явлений в практических целях, включая их непосредственное потребление или иное использование, например, для эстетического наслаждения и т.д. В конечном счете, содержание социальной практики, всей социальной реальности, которую постигают люди, становится содержанием их общественного сознания.

Таким образом, общественное сознание можно интерпретировать как результат совместного понимания социальной реальности практически взаимодействующими людьми. В этом заключается социальная природа общественного сознания и его главная особенность.

Возможно, мы в какой-то степени согласимся с позицией, что, строго говоря, мыслит не человек, а человечество. В той мере, в какой отдельный человек мыслит, он вовлечен в процесс мышления общества и человечества:

  • Участвует в процессе общения с другими людьми и овладения языком;
  • участвует в различных видах человеческой деятельности и понимает их содержание и смысл.
  • усваивает предметы материальной и духовной культуры прошлых и нынешних поколений и использует их в соответствии с социальным назначением.
    Осваивая в той или иной степени духовное богатство своего народа и человечества, овладевая языком, включаясь в различные виды деятельности и социальные отношения, независимый индивид овладевает навыками и формами мышления, становится мыслящим социальным субъектом.

Правомерно ли говорить об индивидуальном сознании человека, когда его сознание прямо или косвенно обусловлено обществом и культурой всего человечества? Да, это законно. Ведь несомненно, что одни и те же условия социальной жизни воспринимаются разными людьми более или менее одинаково в одних отношениях и по-разному в других. По этой причине они имеют как общие, так и индивидуальные представления о тех или иных социальных явлениях, а иногда и существенные различия в их понимании.

Индивидуальное человеческое сознание

Индивидуальное сознание людей — это, прежде всего, индивидуальное проявление их восприятия различных явлений общественной жизни. В конечном итоге, это индивидуальные особенности их взглядов, интересов и ценностных ориентаций. Все это порождает определенные особенности в их действиях и поведении.

В индивидуальном сознании человека проявляются особенности его жизни и деятельности в обществе, его личный жизненный опыт, а также особенности его характера, темперамента, уровень его духовной культуры и другие объективные и субъективные обстоятельства его социального бытия. Все это образует уникальный духовный мир человека, проявлением которого является его индивидуальное сознание.

И все же, ценя индивидуальное сознание и создавая возможности для его развития, мы должны учитывать, что оно не функционирует автономно от общественного сознания, не является абсолютно независимым от него. Мы должны увидеть его взаимодействие с общественным сознанием. Действительно, индивидуальное сознание многих людей значительно обогащает общественное сознание яркими образами, переживаниями и идеями, способствует развитию науки, искусства и так далее. В то же время индивидуальное сознание каждого человека формируется и развивается на основе общественного сознания.

Сознание индивида обычно содержит идеи, взгляды и предрассудки, которые он приобрел, хотя и в особом индивидуальном преломлении, во время жизни в обществе. И человек тем богаче духовно, чем больше он почерпнул из духовной культуры своего народа и всего человечества.

Как общественное, так и индивидуальное сознание, являющееся отражением социального бытия людей, не копируют его слепо и обладают относительной самостоятельностью, порой весьма значительной.

Прежде всего, общественное сознание не просто следует за общественным бытием, а осмысливает его, раскрывает суть общественных процессов. Поэтому она часто отстает в своем развитии. Ведь более глубокое их понимание возможно только тогда, когда они примут зрелые формы и проявятся в полной мере. В то же время общественное сознание может опережать общественное бытие. Начиная с анализа определенных социальных явлений, можно выявить основные тенденции их развития и таким образом предсказать ход событий.

Об относительной самостоятельности общественного сознания свидетельствует и то, что в своем развитии оно опирается на достижения человеческой мысли, науки, искусства и т.д., исходит из этих достижений. Это называется преемственностью в развитии общественного сознания, благодаря которой сохраняется и получает дальнейшее развитие интеллектуальное наследие поколений, накопленное в различных сферах общественной жизни. Все это говорит о том, что общественное сознание не только отражает социальную жизнь людей, но и имеет свою внутреннюю логику развития, свои принципы и традиции. Это хорошо видно на примере развития науки, искусства, морали, религии, философии.

Недостижимый — моральный идеал

В античной философии этическая проблема все еще полностью сводится к вопросу: Что делает человека по-настоящему счастливым? Добродетель, благодаря которой достигается это счастье, называется добродетелью. В результате этика древних — это в основном учение об индивидуальных добродетелях. Но это ни в коем случае не индивидуалистическая мораль. Объективные факты, из которых вытекают условия нравственной жизни: Государство, общество, религия воспринимаются как данность. Все содержание моральных целей, выраженных в обычаях и законах, не исследуется, а предполагается. Концепции индивидуальных добродетелей, которые устанавливают Платон и Аристотель, однако, ясно показывают, что для них самым важным объектом моральных целей является не отдельный человек, а политическое сообщество. Мудрость, стойкость, благоразумие, справедливость — это индивидуальные добродетели, которые, как таковые, делают счастливыми тех, кто ими обладает; но в то же время это способы действия, которые направлены не столько на благо отдельного человека, сколько на благо общества. Поэтому, с точки зрения вышеупомянутых философов, государственная жизнь более совершенна, чем индивидуальная, не только потому, что отдельный человек для достижения своих целей везде нуждается в помощи целого, но прежде всего потому, что цели государственной жизни сами по себе выше, чем цели индивидуальной жизни. Человек существует для государства, а не государство для человека.

Поскольку христианская этика привела понятие морали в тесный контакт с религиозным требованием веры, которое доминирует в мировоззрении христианства, это понятие, лишенное отношений к гражданской общине, которые в основном определяли античное понятие добродетели, должно было быть привязано к личности индивида. Нравственное расположение становится открытием послушания в делах веры. Добродетель не обязательно должна делать человека счастливым, по крайней мере, в этой земной жизни, но она должна проявляться, потому что предписания религии требуют этого как условия получения божественной благодати. Итак, христианская этика — это, прежде всего, учение об обязанностях. Он признает самыми важными обязанностями любовь к другим и послушание в делах веры. Высшей добродетелью в его глазах является смирение, качество, которое влечет за собой полный отказ от счастливого характера античной концепции добродетели, на место которой приходит самоотверженное послушание.

В этике современности пересекаются различные попытки соединить античный эвдемонизм со строгостью христианской идеи долга. В светских направлениях преобладает первая тенденция, в системах, направление которых определяется христианской доктриной, — вторая. Почти всеобщее согласие есть только в том, что, опять же, в смысле античного понятия добродетели на первый план выдвигается счастливый результат морального действия, а в смысле христианского понимания жизни индивидуальная личность почти исключительно делается объектом действенной морали. Но при объединении этих пунктов их первоначальный смысл меняется. Если древняя этика, в смысле вопроса, который был отправной точкой ее исследований, признавала счастье как результат добродетели и, таким образом, как главный мотив морального поведения, то в современной этике счастье становится результатом, к которому нужно стремиться, и, таким образом, целью морали. Поэтому не добродетельный человек должен испытать это счастье, а ближний, который становится объектом нравственного действия. Активный человек участвует в этом счастье лишь косвенно, через возбужденное сочувствие.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Фрэнсис Бэкон
  2. Методология научного поиска: рационализм, эмпиризм, интуитивизм — Эмпиризм — опыт как единственный источник знаний
  3. Физическое и математическое моделирование
  4. Мыслящий мозг и компьютер. (Проблема моделирования творческих процессов) — Программисткие технологии
  5. В чем состоит значение философии сегодня
  6. Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии
  7. Людвиг Фейербах, немецкий философ
  8. Позитивизм
  9. Техническое наследие Античности в трактате Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре»
  10. Гуссерлинцы Шпет и Лосев — русские философы