Для связи в whatsapp +905441085890

Нумений из Апамеи — Платонизм и неопифагореизм

Пифагорейская лига, основанная Пифагором, была научно-философской школой и политическим объединением (Таблица 20). Это была закрытая организация, и ее учение было тайным.

В него допускались только свободные люди, как мужчины, так и женщины, но только те, кто прошел многолетние испытания и тренировки (включая испытание долгим молчанием). У пифагорейцев была общая собственность. Существовали многочисленные требования к образу жизни, диетические ограничения и т.д. Пифагорейцы стремились к победе над низшими страстями и высоко ценили дружбу.

Пифагорейцы уделяли много времени психотренингу, развивая память и умственные способности. Самое важное место в их жизни занимала наука.

Политические взгляды пифагорейцев не совсем ясны; скорее всего, они были сторонниками аристократической формы правления. По некоторым данным, пифагорейцам раннего периода удалось прийти к власти в Кротоне и других городах Великой Греции. Но когда они собрались на свое собрание в Кротоне, враги окружили их и сожгли.

Философские взгляды пифагорейцев очень разнообразны. Общим для большинства из них является понимание числа как фундаментальной основы мира. Многие пифагорейцы преуспели в мистике чисел.

Философия Платона оказала большое влияние на пифагореизм среднего и позднего периодов. Неопифагореизм, в свою очередь, оказал значительное влияние на неоплатонизм.

Судьба доктрины. Через неоплатонизм пифагореизм оказал определенное влияние на всю последующую европейскую философию, которая основывалась на платонизме. Кроме того, пифагорейская мистика чисел оказала влияние на каббалу, натурфилософию и различные мистические движения.

Нумений из Апамеи

Платонизм и неопифагореизм

Пифагореизм как отдельная философская школа прекратил свое существование в четвертом веке до нашей эры. Однако в эпоху эллинизма мыслители неоднократно возвращались к пифагорейской традиции, которая часто воспринималась как образец «скрытого» философского знания. Слово «пифагореец» могло относиться как к мудрецу, который вел необычный образ жизни (например, знаменитый чудотворец Аполлоний Тианский, живший в I веке н.э.), так и к человеку, связанному с тайными или божественными уровнями мудрости (поэтому Филон Александрийский также получил имя пифагореец). Однако традиционные пифагорейские спекуляции, связанные с идеей числа и моделированием космогонических, космологических и психологических понятий посредством числовых отношений, сохранились и в эллинистический период. Интерес к ним особенно возрастает в I веке до н.э., когда пифагореизмом занимаются как первые римские мудрецы и книжники (например, Публий Нигидий Фигул), так и современные эллинистические философы. Важной особенностью возрождения интереса к пифагореизму в этот период является его довольно свободное смешение с платоновскими идеями, особенно с идеями из диалогов «Тимей» и «Филсб».

Среди эллинистических платоников выделяются Евдор Александрийский (2-я половина I века до н.э.) и Модерат Гадесский (I век н.э.). Сведения об основных «метафизических» сторонах их учения дошли до нас в основном в пересказах неоплатоников (Пифагора, Иамплиха, Симпликия). Поэтому неопифагорейское учение о первых принципах бытия мы воспринимаем через призму неоплатонической интерпретации.

Так или иначе, первые принципы интерпретируются неопифагорейцами следующим образом. Высший из них — первая единица или единство, которое можно назвать «сверхнебесным богом». За ней следует либо диада, которая является принципом непохожести и «инаковости», либо пара «монада-диада», которая отвечает за все, что есть одинакового и разного в нашем мире. Многообразие форм бытия в нашем мире является результатом взаимодействия между монадой и диадой.

Затем «первое единство» разворачивается в различные «уровни», которые представляют собой более низкие формы единства — концепция, которая будет продолжать доминировать в платонизме. Таким образом, Модер отождествляет «второе» единство с интеллектом, «третье» — с душой. Сочетание пифагорейского символизма чисел с платоновско-аристотелевским понятием начала позволяет неопифагорейцам строить космические иерархии по образцу тех, которые когда-то создал Спевсипп. В области этики они находятся под влиянием стоических аскетов, считая, в частности, что для человеческого счастья достаточно одного лишь знания и добродетели. До II века н.э. в среднеплатонических и неопифагорейских текстах мы не находим развитой сотериологии или учения о спасении души.

Очень важной фигурой переходного периода является великий античный мыслитель, моралист, историк и писатель Плутарх Херонейский (45-125). Его «Моралии», сочинения на самые разные темы, от этико-поведенческих и религиозных трактатов до толкований Платона и древнеегипетского мифа об Исиде и Осирисе, содержат дуалистическую доктрину, оказавшую определенное влияние на многовековую историю последующих платоновских школ и кружков.

Согласно Плутарху, все сущее состоит из двух начал, которые Платон «кодифицировал» под именами тождественного и иного. Первый — это совершенное, универсальное существо. Это Благо, как и Ум, который охватывает все идеальное бытие как содержание своей мысли (здесь очевидно влияние перипатетиков). Вторая — это все разрушительное, иррациональное, противоположное форме. Развивая некоторые идеи из последних книг «Законов» Платона, Плутарх считает, что это второе начало вечно противостоит Благу. Это противостояние затрагивает только внутрикосмическую сферу, но оно не существует для Вселенной, как и существование в нас двух душ — высшей, доброй, и низшей, злой. По мнению Плутарха, «поле битвы» противоборствующих начал — это стремление материи к высшему началу, как богиня Исида стремится к своему супругу Осирису. Высший элемент посылает свои логосы в материю, которая является демиургом, формирующим ее.

Пифагорейский союз

Пифагорейская лига, основанная Пифагором, была научно-философской школой и политическим объединением (Таблица 20). Это была закрытая организация, и ее учение было тайным.

В него допускались только свободные люди, как мужчины, так и женщины, но только те, кто прошел многолетние испытания и тренировки (включая испытание долгим молчанием). У пифагорейцев было общее свойство. Существовали многочисленные требования к образу жизни, диетические ограничения и т.д. Пифагорейцы стремились к победе над низшими страстями и высоко ценили дружбу.

Пифагорейцы уделяли много времени психотренингу, развивая память и умственные способности. Самое важное место в их жизни занимала наука.

Политические взгляды пифагорейцев не совсем ясны; скорее всего, они были сторонниками аристократической формы правления. По некоторым данным, пифагорейцам раннего периода удалось прийти к власти в Кротоне и других городах Великой Греции. Но когда они собрались на свое собрание в Кротоне, враги окружили их и сожгли.

Философские взгляды пифагорейцев очень разнообразны. Общим для большинства из них является понимание числа как фундаментальной основы мира. Многие пифагорейцы преуспели в мистике чисел.

Философия Платона оказала большое влияние на пифагореизм среднего и позднего периодов. Неопифагореизм, в свою очередь, оказал значительное влияние на неоплатонизм.

Судьба доктрины. Через неоплатонизм пифагореизм оказал определенное влияние на всю последующую европейскую философию, которая основывалась на платонизме. Кроме того, пифагорейская мистика чисел оказала влияние на каббалу, натурфилософию и различные мистические движения.

Платонизм и неопифагореизм

Пифагореизм как отдельная философская школа прекратил свое существование в четвертом веке до нашей эры. Однако в эпоху эллинизма мыслители неоднократно возвращались к пифагорейской традиции, которая часто воспринималась как образец «скрытого» философского знания. Слово «пифагореец» могло относиться как к мудрецу, который вел необычный образ жизни (например, знаменитый чудотворец Аполлоний Тианский, живший в I веке н.э.), так и к человеку, связанному с тайными или божественными уровнями мудрости (поэтому Филон Александрийский также получил имя пифагореец). Однако традиционные пифагорейские спекуляции, связанные с идеей числа и моделированием космогонических, космологических и психологических понятий посредством числовых отношений, сохранились и в эллинистический период. Интерес к ним особенно возрастает в I веке до н.э., когда пифагореизмом занимаются как первые римские мудрецы и книжники (например, Публий Нигидий Фигул), так и современные эллинистические философы. Важной особенностью возрождения интереса к пифагореизму в этот период является его довольно свободное смешение с платоновскими идеями, особенно с идеями из диалогов «Тимей» и «Филсб».

Среди эллинистических платоников выделяются Евдор Александрийский (2-я половина I века до н.э.) и Модерат Гадесский (I век н.э.). Сведения об основных «метафизических» сторонах их учения дошли до нас в основном в пересказах неоплатоников (Пифагора, Иамплиха, Симпликия). Поэтому неопифагорейское учение о первых принципах бытия мы воспринимаем через призму неоплатонической интерпретации.

Так или иначе, первые принципы интерпретируются неопифагорейцами следующим образом. Высший из них — первая единица или единство, которое можно назвать «сверхнебесным богом». За ней следует либо диада, которая является принципом непохожести и «инаковости», либо пара «монада-диада», которая отвечает за все, что есть одинакового и разного в нашем мире. Многообразие форм бытия в нашем мире является результатом взаимодействия между монадой и диадой.

Затем «первое единство» разворачивается в различные «уровни», которые представляют собой более низкие формы единства — концепция, которая будет продолжать доминировать в платонизме. Таким образом, Модер отождествляет «второе» единство с интеллектом, «третье» — с душой. Сочетание пифагорейского символизма чисел с платоновско-аристотелевским понятием начала позволяет неопифагорейцам строить космические иерархии по образцу тех, которые когда-то создал Спевсипп. В области этики они находятся под влиянием стоических аскетов, считая, в частности, что для человеческого счастья достаточно одного лишь знания и добродетели. До II века н.э. в среднеплатонических и неопифагорейских текстах мы не находим развитой сотериологии или учения о спасении души.

Очень важной фигурой переходного периода является великий античный мыслитель, моралист, историк и писатель Плутарх Херонейский (45-125). Его «Моралии», сочинения на самые разные темы, от этико-поведенческих и религиозных трактатов до толкований Платона и древнеегипетского мифа об Исиде и Осирисе, содержат дуалистическую доктрину, оказавшую определенное влияние на многовековую историю последующих платоновских школ и кружков.

Согласно Плутарху, все сущее состоит из двух начал, которые Платон «кодифицировал» под именами тождественного и иного. Первый — это совершенное, универсальное существо. Это Благо, как и Ум, который охватывает все идеальное бытие как содержание своей мысли (здесь очевидно влияние перипатетиков). Вторая — это все разрушительное, иррациональное, противоположное форме. Развивая некоторые идеи из последних книг «Законов» Платона, Плутарх считает, что это второе начало вечно противостоит Благу. Это противостояние затрагивает только внутрикосмическую сферу, но оно не существует для Вселенной, как и существование в нас двух душ — высшей, доброй, и низшей, злой. По мнению Плутарха, «поле битвы» противоборствующих начал — это стремление материи к высшему началу, как богиня Исида стремится к своему супругу Осирису. Высший элемент посылает свои логосы в материю, которая является демиургом, формирующим ее.

Предпосылки неоплатонического философского синтеза

Неоплатонизм — это не только своеобразная версия платонизма, пусть и ставшая почти догматической на многие века, но и подлинный синтез и результат всей истории античной философии. Этому есть как минимум два доказательства.

Во-первых, неоплатонизм использует понятия, наборы понятий и формы дискурса, которые возникли за пределами платоновской академии. В первую очередь, это набор аристотелевских доктрин. Одним из важнейших элементов платонической доктрины (со времен среднего платонизма и неопифагорейства) становится концепция универсального ума, которая несет в себе все основные черты аристотелевского принципа ума. Понятия сущности, возможности (dunamis, dynamis) и энергии также заложены в философской системе неоплатонизма, хотя и интерпретируются иначе, чем в Ликее. Наконец, неоплатоники принимают аргумент Стагира в пользу вечности мира и рассматривают диалог Платона «Тимей» как аллегорию, в которой Платон сообщает нам о вечной деятельности Демиурга, постоянно создающего наш «подлунный» мир.

Большой интерес к учению Аристотеля был вызван тем, что неоплатоники признали его учеником Платона, который критически относился к своему учителю, но разделял его учение. Отношение к стоической школе, которую неоплатоники считали «материалистической» и критиковали ее физику и особенно антропологию, было более сложным. Однако некоторые стоические доктрины прямо или косвенно перешли в неоплатонизм, особенно те, которые касаются познавательных механизмов, практики аскетизма и взаимодействия между телом и душой.

Элементы мистически интерпретированного пифагореизма четко прослеживаются в неоплатонизме; в своей критике ошибочных взглядов на происхождение неоплатоники используют логические черты скептиков; встречаются также понятия из атомистической традиции (хотя и в совершенно ином смысловом контексте). Даже философия киников интерпретируется в позднем неоплатонизме не как нечто полностью противоположное академической доктрине, а как «практическое» (т.е. аскетическое) выражение сократовского учения.

Вторым и более убедительным доказательством синтетического характера неоплатонизма является изменение отношения к Гомеру и всей античной мифо-религиозной и поэтической традиции. Отныне она рассматривается не как ложная форма мимесиса (см. раздел 5.3, посвященный критике Платоном традиционной мифологии), а как загадочное и аллегорическое выражение высшей истины, требующей теологической и философской интерпретации. Критика Платоном Гомера рассматривается как попытка отучить нас от буквального (т.е. профанного) прочтения текстов Гомера, Гесиода, Орфея и других.

Такое явление было вызвано не только кризисом древней цивилизации, которая пыталась «сохранить» свой культурный и религиозный «ландшафт». Неоплатонизм разработал синтетический язык для описания культурных явлений, который позволял интерпретировать их как символические выражения единства и целенаправленности мироздания, пронизанного действиями высших принципов. Первые попытки разработать такой язык можно найти уже у средних платоников и неопифагорейцев (например, у Плутарха Херонейского или Нумения Апамейского), но только в неоплатонизме он получает свое максимальное развитие.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Объективность истины и преемственность научного знания
  2. Соотношение языка и действительности
  3. Структурализм в лингвистике
  4. Что важнее: чувства или разум?
  5. Коэволюционная теория развития общества и природы
  6. Законы диалектики
  7. Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.
  8. Культурологический подход Шпенглера
  9. Отто Вейнингер, австрийский философ и психолог
  10. Экономические идеи древнеримских мыслителей