Для связи в whatsapp +905441085890

Объективная истина как цель познавательного отношения человека к действительности — Гносеология (теория познания)

Человек живет на природе. Он узнаёт и преображает её и осознаёт своё собственное существование. Существует несколько аспектов познавательного отношения человека к природе.

  1. практический — подразумевающий трансформативно-консумптивное отношение к природе.
  2. эмоциональный — имеется в виду чувства, чувственное отношение к чему-то или к кому-то. Например, наслаждение красотой природы, любовью, антипатией, страхом, гневом.
  3. аксиологическое — подразумевающее благодарное отношение к миру, природе. Человеку нравится то, что ему не нравится, и он, основываясь на своих вкусах и взглядах, оценивает явления положительно или отрицательно.

Теоретически, объяснение объектов и явлений, означает знание их сущности, качества и свойств.
Познание — это процесс творческой деятельности человека, формирующий его знания, на основе которых формируются цели и мотивы человеческих поступков.

Познание — это результат мыслительной деятельности человека. Философская теория, изучающая проблему познания, называется гносеологией. Почему, на ваш взгляд, человек интересуется знанием фундаментальных свойств, законов реальности и не может ограничиваться знанием внешней стороны вещей и явлений?

Проблема знания — это проблема, которая всегда, во все времена истории философии вызывала множество споров, разногласий. Это породило различные философские направления и теории:

Некоторые рассматривают познание как функцию тех, кто профессионально осуществляет то или иное психическое производство (религиозно-нравственное, эстетическое, этическое, научное и т.д.). И поэтому эпистемология была разработана как теория собственной разумной деятельности.

Другие рассматривают познание как способность — дарованную свыше или врожденную (религиозно-идеалистическое понимание).Другие вообще отрицают возможность познания (агностицизм). Наряду с агностикой в истории философии различные философские системы выделяли два основных этапа, две формы познания: чувственную и рациональную.

Определение их роли и значения в процессе познания зависит от позиции того или иного философа. Таким образом, представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель) придавали решающее значение знанию через разум, не отрицая при этом важности чувственного знания как механизма, соединяющего разум с материальным миром.

Эмпирики, с другой стороны, признавали сенсорное познание главным, а порой и единственным источником наших знаний. Возьмем, к примеру, Хоббса, который утверждал, что в разуме нет ничего, что не находилось бы в здравом уме. И эта идея была подхвачена Локом в еще более острой форме.

Основной целью познавательной деятельности человека является приобретение знаний. Знание — это высшая форма рефлексии, важное средство преобразования реальности.

Аристотель писал: «Все люди стремятся к знаниям. Доказательством этого является влечение к чувственным восприятиям: На самом деле, полезны они или нет, они ценятся, прежде всего, ради их собственного блага, а визуальное восприятие — больше всего. Взгляд вносит больше, чем любой другой смысл в наши знания, и раскрывает много различий в вещах».

И Локк говорит: «Чтобы доказать, что это невротично, достаточно сказать, как мы получаем все знания».

Попробуйте сформулировать свое мнение о важности и необходимости эпистемологии для оправдания философии.

Объективная истина как цель познавательного отношения человека к действительности

Гносеология (теория познания)

Познание играет, так сказать, обслуживающую роль в практической деятельности человека, ибо главное в его жизни — это система действий, направленных на создание такой среды, которая наиболее близка его представлению об идеале.

Познание человека как высшая форма отражения реальности предполагает как сознательное отношение субъекта к объекту, так и сознательное отношение субъекта к самому себе.

Более того, научное понимание когнитивной связи предполагает согласованное представление о единстве рефлексии и деятельности (т.е. познания и практики). Но это, в свою очередь, становится возможным только тогда, когда субъект и его деятельность осознаются в своей социокультурной и исторической условности, когда признается, что практическая и познавательная деятельность субъекта опосредуется его отношением к другим субъектам.

Научная эпистемология является особым видом размышлений о знании и ставит перед собой задачу выявления необходимых условий знания и разработки универсальных норм знания. Одной из важных особенностей этой теории является то, что в ней размышления об особенностях знания осуществляются в неразрывном единстве с нормами познавательной деятельности.

Целью познания является не какое-либо знание, а только то, что соответствует действительности, реальности. Такое знание называется объективным, потому что его содержание обусловлено не свойствами субъекта, а реальностью, самой реальностью. Эти знания являются межсубъективными и необходимыми.

Истина как цель познания

Конечная цель знания — правда. Но что такое правда? С диалектической материалистической точки зрения истина является истинным отражением объективной реальности в нашем сознании. Следовательно, истина объективна по своему содержанию, т.е. паспортные знания, чтобы быть правдой, должны соответствовать объективному миру, а не быть произвольными, субъективными конструкциями. Ленин, несомненно, был прав в своей борьбе с Машистами, которые отрицали объективность истины. Есть ли объективная истина, т.е. может ли быть такое содержание в человеческом восприятии, которое не зависит от субъекта, спросил он, ответив: «Да, может и должно быть, если мы предположим, что знание мира». Но каков механизм достижения истины, получения истинного познания мира?

Выше уже отмечалось: процесс познания — это не простой, монотонный акт осмысления действительности; это сложный, противоречивый процесс, требующий усилий, мужества. На этом пути человек может столкнуться с трудностями, испытать не только разочарования, но и моменты большого счастья. «Господь Бог поставил бы нас в затруднительное положение, если бы Он открыл нам все тайны природы без исключения; тогда мы не знали бы, что делать от безделья и скуки» («Репортажи о Гёте» его секретаря Ф. В. Римера[1]). Испанский философ и эссеист Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) рассматривает философию как главное средство познания, средство, с помощью которого человек проясняет свои отношения с миром. Специфика философского познания мира связана у Ортеги и Гассета с очень важным для человека моментом: его притягательностью к миру в его наготе. Человек должен прорваться через стратификацию значений, навязанных обществом тому или иному феномену мира, и, выполнив эту трудную работу, столкнуться с ним в его оригинальности и постичь его самостоятельно — это то, что в слове «философия» описывается как «претенциозность, нелепость и неясность», отмечает Ортега и Гассет. Однако

«Самопознание — это не факультет, не дар или механизм, а, напротив, задание, поставленное человеком», — настаивает испанский философ, и, возможно, невыполнимая задача, продолжает он: В этом отношении, говорит он, познание — это не инстинкт.

Очевидно, что познание — это не просто использование человеком своих умственных способностей; человек должен приложить огромные усилия, чтобы познать, постоянно подвергать сомнению и напряжению, чтобы раскрыть «потусторонние» сущности. По мнению Ортеги и Гассета, истинный вопрос о происхождении знания всегда искажался и заменялся изучением его механизмов. У нас также нет никакой уверенности в том, что умственные способности человека позволяют ему знать: его намерение, его желание знать, выходит за рамки его подарков, средств в его распоряжении. Он использует все свои инструменты, но ни один из них, ни все вместе они не приводят к полному успеху. На самом деле, оказывается, что у человека есть странное желание знать, но ему не хватает даров, то есть того, что Аристотель назвал своей «природой».

Фундаментальная ошибка всех теорий знания, указывает Ортега-и-Гассет, состоит в том, что он игнорирует присущее человеку несоответствие между потребностью в знании и «способностями», которыми он обладает: «Только Платон предполагал, что корень знания, его суть, так сказать, лежит именно в неадекватности даров, полученных человеком, что подтверждается ужасным фактом, что человек «не знает». Это неправильно ни для Бога, ни для животного. Бог знает все и поэтому не знает.

Животное ничего не знает и поэтому не знает. Но человек — это живая неадекватность, человек должен знать, приходит в отчаяние от невежества. И все же, опять же, борьба за знание, желание познать тайну природы мира, это тот путь, который помогает человеку найти себя, преодолеть отчаяние, приблизиться к счастью.

Теория познания

Познание — это процесс, основанный на отражении объективной реальности в сознании человека в процессе его социальной, производственной и научной деятельности, называемый практикой. Потребности являются основой и движущей силой развития познания, его целью. Практика — это начало, отправная точка и в то же время естественное завершение каждого процесса познания.

Завершение познания всегда относительно, так как в процессе познания возникают новые проблемы и новые задачи, подготовленные и поставленные предыдущим развитием научной мысли.

Вся наука направлена на получение истинных знаний, правильно отражающих реальность. Истинное знание существует в виде законов науки, теоретических определений и выводов, доктрин, которые подтверждаются практикой и существуют объективно, независимо от работ и открытий ученых. Поэтому истинное научное знание объективно. В то же время научные знания могут быть относительными и абсолютными.

Относительное знание — это знание, которое по существу является верным представлением реальности, но характеризуется неполным соответствием изображения объекту.

Абсолютное знание — это полное, исчерпывающее изложение обобщенных представлений об объекте, обеспечивающее абсолютное соответствие изображения объекту.

Познание включает два уровня: сенсорный и рациональный. Сенсорное познание формирует эмпирическое знание, а рациональное — теоретическое.

Сенсорное восприятие устанавливает прямую связь человека с окружающей действительностью. Элементы сенсорного восприятия:

  • Сенсация — отражение мозга на свойствах объектов или явлений объектов мира, которые влияют на органы чувств;
  • Восприятие — отражение мозга на объектах или явлениях в целом и на тех, которые действуют на органы чувств в конкретный момент времени;
  • Восприятие — вторичное изображение объекта или явления, которое в данный момент не действует на органы чувств, но обязательно действовало в прошлом.
  • Воображение — это сочетание и преобразование различных представлений в серию новых образов.

Рациональное познание дополняет и предшествует сенсорному познанию, способствует познанию природы процессов, раскрывает законы развития. Форма рационального познания — абстрактная мысль.

Субъект и объект познания

Субъект со своим сознанием является продуктом материи, объективной реальности; объект, ставший объектом практической и познавательной деятельности, существовал до того, как он взаимодействовал с субъектом; он (объект) не просто тождественен объективной реальности, но действует как ее часть, взаимодействуя с субъектом.

Взаимодействуя с объектом, субъект изменяет его и изменяет сам себя. В этом процессе видно, что знания субъекта об объекте не отражают объект в полной полноте его свойств, поэтому субъект должен изменить способ своей практической деятельности, уточнить и углубить свои знания.

Что такое «предмет знания»?

Субъект является источником целенаправленной деятельности, носителем субъект-практической деятельности, оценки и познания.

Субъектом познания может быть личность, наделенная сознанием, восприятием, эмоциями, способностью оперировать образами и понятиями.

Субъектом познания может быть социальная группа, коллектив, класс, общество в целом. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные возможности только через познавательную деятельность отдельных субъектов.

Объектом познания является то, на что направлена практическая, познавательная деятельность субъекта.

Следует отметить, что «объект познания» отличается от «объективной реальности». Последнее шире, поскольку существуют такие материальные системы, которые еще не стали объектами познания, потому что наука о них ничего не знает.

«Субъект» и «объект» являются в некотором смысле относительными: например, определенный человек является субъектом познания (познавателем), и в то же время он может быть объектом познания для другого человека.

Объектом познания могут быть как материальные объекты, так и психические явления. (Скажем, для психолога объекты познания — это сознание, чувства и переживания человека).

Очень важную роль в процессе познания играют условия познания. Они могут дать ложную картину познания и исказить изучаемое явление.

Субъект и объект являются парными категориями, они выражают единство противоположностей. Разрешение постоянно возникающих противоречий между субъектом и объектом происходит через практическое изменение признаваемого субъектом объекта, через его подчинение субъекту. Но в процессе их взаимодействия цели субъекта, определяющие его волю, меняются, и противоречие воспроизводится вновь.

Таким образом, в структуре человеческой практики взаимодействие субъекта и объекта характеризуется диалектикой цели, средства и результата деятельности. Конец — идеально ожидаемый результат деятельности, «идеальный, внутренне стимулирующий мотив производства…», как сказал Маркс.

Необходимым условием адекватного познания, объективности знания становится понимание роли субъекта в процессе познания, в процессе производства знания. Деятельность субъекта в познании направлена на производство и эксплуатацию промежуточных объектов. Человек конструирует различные устройства, станки, инструменты, создает научные теории, системы знаков (искусственные языки), символы и т.д. для использования в процессе производства знаний.

И чем глубже объект или явление осознается, тем более объективным является знание, тем выше степень самосознания, то есть осознание места субъекта в объективной структуре реальности.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Илья Ильич Мечников, русский биолог, культурный деятель, мыслитель
  2. Игровая концепция происхождения человека Й.Хейзинга
  3. Отличительные черты философии эпохи нового времени
  4. Учение Платона об идеальном государстве
  5. Философия в России XVII века: М.В. Ломоносов
  6. Пирс Чарльз Сандерс, американский философ, логик-математик
  7. Философская антропология и социальная философия
  8. Поль Рикер и его философия
  9. Религия как воплощение представлений о совершенстве (идеале). Миф и религии.
  10. Новое качество жизни как итог техногенного развития и проблема пределов роста