Для связи в whatsapp +905441085890

Облик мира, общества и человека в философии Платона — Социальные концепции античных мыслителей

Платон (427-347 гг. до н.э.) был величайшим древнегреческим философом. Он родом из афинской аристократической семьи. Настоящее имя Платона — Аристокл, «Платон» — прозвище, означающее «широкоплечевой»; с этим именем он вошел в историю философии и культуры. Платон считал Сократа своим самым важным учителем. После смерти Сократа, от которой сильно страдал Платон, он блуждал несколько лет, посещая Египет, Финикию, Вавилон, Персию и Ассирию. В 399 году до н.э. он прибыл в Сиракузы, надеясь там осуществить свой проект по реформированию государства. Правитель Сиракуз, Дионисий Старший, сначала домогался Платона, но затем, возмутившись им (возможно, после серии доносов), приказал продать его в рабство. Один из поклонников Платона выкупил его. Платон вернулся в Афины, где открыл школу философии — Академию. Позже поезд отправился в Сиракузы еще дважды, в Дионисий Младший, но обе поездки не увенчались успехом.

Важные работы. Почти все сочинения Платона до нас дошли, хотя в случае некоторых из них есть сомнения в том, действительно ли они были им написаны. Один монолог (Апология Сократа), 34 диалога (23 подлинных, 11 сомнительных), 13 букв (большинство из которых считаются поддельными) приписываются Платону. Важнейшие философские труды — «Протагора», «Пир», «Меной», «Федр», «Государство», «Законы». Все работы написаны в художественной литературе, в большинстве диалогов главный герой — Сократ.

Философские взгляды. Платон — основатель объективного идеализма. Центральное место в философии Платона занимает доктрина идей.

Доктрина идей. Согласно Eleates, Платон отличает реальный мир — царство идей — от явного и нереального чувственного, физического мира. Но в отличие от Бытия Парменида = Мысль, которая целостна и неделима, идеальное царство Платона — это совокупность мыслей, состоящая из Идей.

Слово «идея» в языке времени Платона означало «внешний вид, экстернальность, видимость, род, качество, изображение, форму». Идеи Платона на самом деле являются объективированными понятиями, как если бы они были взяты из человеческой головы и получили самостоятельное существование в царстве Идей.

Каждая идея вечна и неизменна; количество идей очень велико, но не бесконечно. Есть идеи конкретных объектов (идея кошки, собаки, человека), идеи качеств и отношений (идея белизны, красоты), идеи математических объектов и нравственных явлений (идея единства, идея стойкости), идеи четырех стихий и др. Но сфера идей — это только мир хороших сущностей. Следовательно, нет ни грязи, ни преступлений.

Облик мира, общества и человека в философии Платона

Социальные концепции античных мыслителей

Социальная мысль в античную эпоху содержалась в учениях, объясняющих структуру и проблемы функционирования общества. Среди древних социальных мыслителей выделяются греческие философы Платон и Аристотель, а также римский юрист и политик Цицерон. Характерной чертой их социологического подхода было то, что они идентифицировали общество и государство и рассматривали в качестве членов общества только совершеннолетних свободных мужчин. Понятия социальной структуры и социальной справедливости легли в основу их социологических взглядов.
Социальные взгляды Платона (427-347 гг. до н.э.) были частью его философской объективно-идеалистической доктрины. Его социологическое понимание структуры общества и справедливости нашло свое выражение в диалогах «Государство» (70-60 гг. до н.э.) и «Законы» (50-е гг. до н.э.).

По словам Платона, социальная структура состояла только из вольнонаемных мужчин, игравших социально значимую роль. Женщины, дети и рабы не были включены в общественно-политическую жизнь полиса (города-государства). Он считал рабов живыми орудиями труда, которые не имели прав в государстве.
Согласно Платону, душа человека имеет три основы: «рациональную» (интеллектуальную), «смелую» (волевую) и «желанную» (чувственную). В зависимости от преобладания той или иной основы в душах людей, Платон выделял три основных социальных слоя в структуре общества: мудрых — «философов», воинов — «стражников», производителей — «крестьян» и «ремесленников».

Правители, по его мнению, должны быть «философами», 50 лет, высокообразованными и талантливыми, не иметь частной собственности и вести аскетический образ жизни. Важнейшими инструментами воспитания правителей были философия и искусство. Правители были призваны законотворчествовать и управлять государственными делами разумно и справедливо. «Хранители» были обвинены в наблюдении за государством и поддержании порядка. «Фермеры» и «ремесленники» должны были обеспечивать граждан всем необходимым для жизни. Предложенная Платоном социальная структура общества предполагала строгую иерархию, на вершине которой были мудрые философы.

Продвижение от низшего к высшему слою общества было возможно, в зависимости от решения правителей на основе преобладающей основы человеческой души. Платон считал, что порядок, процветание и справедливость восторжествуют в государстве, если каждый гражданин будет наилучшим образом выполнять свои обязанности.
В интерпретации Платона правосудие проявляется в двух формах: этической — по отношению к индивидуумам и социальной — по отношению к социальным классам. Что касается социальной справедливости, то философ утверждает, что, с одной стороны, внутри каждого социального класса существует справедливое равенство между гражданами, а с другой — справедливое неравенство между представителями различных социальных классов. В своей концепции идеального государства Платон трактует проблему социальной справедливости с точки зрения эгалитарного («казарменного») коммунизма. По его словам, в идеальном состоянии не было бы неравенства в имущественных отношениях, мужчины и женщины имели бы равные права, а жены и дети были бы обычными людьми.

Нравственные позиции Платона

Как уже упоминалось, образ этого выдающегося и мужественного философа сохранили для потомков его ученики Платон (427-347) и Ксенофонт (444-354). К их чести, они передали основное содержание этико-философских идей Сократа, которые так или иначе вернулись всем последующим мыслителям. Платон, выдающийся древнегреческий философ, отстаивал идею создания идеального государства и самого совершенного общества, разработал собственную этическую теорию.

По его словам, в гайском обществе гармонично сочетались бы три основных элемента или начала в человеческой душе: рациональное, аффективное и иррациональное или приятное — источник удовольствия, наслаждения и страстей. Платон подчеркивает, что гармония души не нарушается, когда каждое из этих начинаний выполняет рациональную работу под рациональным управлением. В этом случае разумное начало, как отмечает философ, будет доминировать в душе, аффективное — выполнять обязанность защиты, а удовольствие — подчиняться и укрощать свои дурные устремления.

Каждый отдельный человек защищён от злых дел и несправедливости только тем, что каждая часть его души выполняет свою функцию, и как только эта гармония нарушается, человек становится тщеславным, и желание полностью овладевает человеком. Одним из таких начинаний, по мнению Платона, является стремление к богатству и власти, разрушающее гармонию души и утверждающее власть богатой или плутократии в обществе.

Философия Платона

Окончательным звеном в научных и философских достижениях классической Греции стали две грандиозные научно-философские системы Платона и Аристотеля. Их культурно-историческое значение двояко и неравноправно. Значение Аристотеля для мысли последующих веков гораздо больше, чем значение Платона. С одной стороны, он обобщил все прежние знания; с другой стороны, он создал новые философские системы, которые пережили античность и стали основой современного знания.

Платон (427-347 гг.) происходил из древнего рода, кирийского, и был родственником важных олигархов. Его дядей был Критиас, глава тридцати тиранов. Платон имел прекрасное образование и значительный литературный и поэтический талант: он писал эпиграммы, дифирамбы, трагедии. Знакомство с Сократом поставило его на путь серьезного изучения философии. После смерти Сократа (399 г.) Платон покинул Афины и посетил Кирину и Египет. Через несколько лет после этой поездки Платон отправился в южную Италию, где познакомился с пифагорейцами. Когда Платону исполнилось 40 лет, его пригласили в Сицилию ко двору сиракузского тирана Дионисия Старшего. По возвращении в Афины (388 г.) Платон в 387 г. основал Академию — философское училище, названное в честь героя Академии. Академия была не столько школой в строгом смысле этого слова, сколько собранием друзей-ученых. В шестидесятые годы четвертого века Платон снова отправился в Сицилию, где сын Дионисия Младшего в то время был тираном. В 347 году Платон умер в Афинах.

Платон написал большое количество работ на различные темы, в основном философские и этические. В большинстве работ (диалогов) Платона главным героем является Сократ. Из диалогов Платона нам известны Апология Сократа, Критон (о покорности законам), Протагор (о добродетели), Горгия (о красноречии), Пирит (о любви), Фаедон (о бессмертии), Тимс (о вселенной) и др. Д. Исследованию природы идеального состояния посвящены специальные трактаты «Политая» и «Законы». Презентация философии Платона представляет много трудностей. Система Платона в очень сложном, противоречивом и представленном образном поэтическом языке, трудном для передачи и точного понимания мыслей автора. Сам Платон несколько раз пересматривал, дополнял и менял свои взгляды.

В нескольких словах учение Платона можно резюмировать следующим образом. Окружающий нас реальный мир — это не реальный мир. Это лишь бледное отражение реального, сверхэкспериментального мира идей, который интуитивно воспринимается нашим интеллектом. Сам опыт (реальный мир) может быть понят и изучен только через посредство сверхэкспериментальных идей, без которых вообще нет ни мысли, ни жизни. Идеи или концепции присущи нашему сознанию как таковому. Опыт только делает их прозрачными и раскрывает их в логических суждениях и представлениях. Содержание идей непреложно», тогда как содержание опыта меняется и зависит от психофизической организации познающего субъекта. Достоверные истины — это только идеи — «эти неподвижные полюса в постоянно меняющемся потоке явлений».

Мир «идей» в философии Платона

Платон родился в 427 г. до н.э. и принадлежал к афинской знати. Его отец Аристон родом из семьи царя Кодрила, а мать — из семьи легендарного законника Солона, одного из семи древнегреческих мудрецов. В молодости он познакомился с Сократом. Эта встреча имела роковое значение для молодого Платона. Он отказался от политической карьеры, подготовленной его биографией, и полностью посвятил себя философии. Платон очень старался сохранить для потомства образ своего учителя Сократа.

Он стал главной фигурой в большинстве своих диалогов. Однако в более поздних сочинениях Платона Сократ либо появляется как слушатель, либо вообще отсутствует, так что мы не можем отождествлять философию Платона с учением его наставника. Трагическая смерть Сократа, осуждение афинянами несправедливости, оказала сильное влияние на Платона. Он покидает свой родной город и много путешествует. В 387 г. до н.э. он возвращается и создает свою собственную философскую школу, которая называлась Академия.

В этот период мыслитель пытается развивать идеи Сократа, он не только думает о принципах добродетели, справедливости, красоты, но и создает собственную космологическую теорию, описывающую образ идеального состояния. Его попытки реализовать свои политические идеи заканчиваются печально. Также в 389-387 гг. до н.э. философ посещает Сицилию и Сиракузы и встречается с тираном Дионисием Старшим. Он активно участвует в местной политической жизни, но в конце концов продается в рабство, и только помощь друзей спасает его от трагической судьбы. Но даже такой исход не останавливает философа. В 367 году до н.э., а затем в 362-361 году до н.э. он снова посещает Сиракузы. Платон снова посетил Сиракузы. Теперь он надеялся повлиять на молодого правителя Дионисия Младшего, «просвещенного» тирана. Эти надежды тоже оказались тщетными. Платон умер в 347 году до н.э. Но его философия оказалась вечной в прямом смысле этого слова.

Размышляя о мире внешних вещей, Платон приходит к выводу, что в основе нашего восприятия лежат некие неизменные образы, идеальные сущности. Они составляют основу как нашего восприятия, так и самих чувственных объектов. Мы видим и осознаем красоту, воплощенную в самых разнообразных проявлениях (красивая девушка, грациозный конь, совершенная богиня), благодаря присутствию в нас и в самих вещах идеи красоты как таковой. Эта идея не может быть исчерпана множеством доступных объектов этого мира, хотя они и несут на себе его отпечаток.

Их относительная красота является отражением и имитацией той совершенной красоты, которая принадлежит миру вечных и непреложных идей. Так оно и есть с добродетелью, которой нельзя научиться, так как мы не можем извлечь ее из опыта внешнего мира. Мы не можем знать идею добродетели на примерах добродетельного поведения. Для Платона, таким образом, добродетель — это то, что дано «божественным наследием», то, что составляет саму сущность нашей природы, то, что присуще нам от рождения.

Наше познание в этом контексте — только «память». Человек изначально связан с миром идей. Действительно, это часть его разума. Однако он не способен напрямую и постоянно рассматривать идеальные сущности. Его способности и возможности в этом материальном мире ограничены.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Анри Бергсон, французский философ
  2. Основные школы натурфилософского периода: ионийская, элейская, пифагорейская
  3. Гносеология философии возрождения и ее специфика
  4. Природа и общество: их историческое взаимодействие
  5. Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения марксистской философии
  6. Значение философии Лейбница для истории вычислительной техники
  7. Л. Н. Толстой и его философия
  8. Жак Маритен, французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма
  9. Россия как цивилизация
  10. Этика Иммануила Канта