Для связи в whatsapp +905441085890

Образ телесного Я как механизм подростковой нарциссической регуляции

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников. Роль социальной среды как фактора психического развития в различных научных школах
  2. Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста
  3. Формирование учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте
  4. Психологические последствия неадекватного выбора профессии в период ранней взрослости
  5. Влияние эмоций на проявления самооценки в юношеском возрасте
  6. Развитие различных качеств личности дошкольника (характера, воображения, общения и пр.) в игровой деятельности
  7. Становление самосознания на разных возрастных этапах (дошкольный, подростковый, юношеский возраст и т.д.)
  8. Особенности депрессивных реакций у подростков
  9. Особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи
  10. Психологические особенности семейного воспитания

Введение

Во все времена человек находился в поисках идеала красоты собственного тела, который, в свою очередь, был нестабилен. Принимая определенные параметры фигуры за свои, он прилагал все усилия, чтобы им соответствовать, но затем его взгляды менялись, и он стремился к новому идеалу. В результате в обиход вошел термин «нормативная неудовлетворенность» собственным телом, описывающий «обыденность» более высокого уровня неудовлетворенности собственным телом у женщин, чем у мужчин на протяжении всей их жизни.

Как и любая ценность, красота человеческого тела является таковой только в аспекте ее принятия обществом. Однако общественное мнение формируется и поддерживается средствами массовой информации, семьей, близкими людьми: друзьями, коллегами, знакомыми и даже просто случайными людьми. Неосторожно брошенная фраза о внешности при определенных условиях может стать причиной снижения самооценки человека, потери им чувства собственной уникальности и важности социальных контактов, нарушения образа собственного тела.

Особенно большое внимание к своим внешним данным, а также к мнению окружающих о них, является одной из важнейших особенностей подросткового и юношеского возраста, так как в период этого возрастного кризиса происходит формирование личности с ее ценностными ориентациями, переход от индивидуального сознания к общественному, а также определение социальных ролей.

Давайте вспомним с вами постоянное напоминание во всех СМИ об основных параметрах идеала женской фигуры «90-60-90» в конце 20-го — начале 21-го века и мы сразу поймем, насколько сильное психологическое давление оказывается на людей, не имеющих этих параметров тела.

Мы (особенно женщины) постоянно находимся в плотном кольце многочисленной рекламы средств для похудения и тренажеров, все чаще слышим о диагнозе «кукла Барби», о постоянных выступлениях телезвезд с различными диетами, вплоть до удаления нижних ребер.

По данным недавнего опроса, проведенного в Великобритании, только 3% женщин довольны своим телом, а 73% постоянно думают о его размерах и объемах. А цифры, полученные в процессе измерений, мешают женщинам спокойно спать и являются причиной плохого настроения.

В исследовании приняли участие более 5000 женщин, 91% из которых признались, что недовольны своими бедрами, 77% — талией, 78% опрошенных женщин страдают, по их мнению, от целлюлита.

2/3 британских дам не считают свою фигуру привлекательной, недовольны своей фигурой и весом. Шесть из десяти опрошенных также признались, что причиной их сезонной депрессии может быть собственное тело, которое уже давно не радует свою обладательницу.

65% респонденток британского журнала REAL считают, что их жизнь улучшилась бы, если бы они изменили свое мнение о собственном теле, что означает изменение собственной фигуры.

По данным журнала REAL, участниками опроса стали женщины, средний возраст которых составляет 33 года, а вес половины респонденток находится в норме. Несмотря на это, 84% хотели бы весить меньше и быть несколько стройнее, чем они есть на самом деле.

Редактор журнала REAL г-жа Риз отметила, что причина недовольства своей фигурой кроется в навязывании стереотипов. Знаменитости хорошо знают, как должна выглядеть настоящая женщина, на которую равняется большинство людей, и не понимают, насколько отличается образ жизни экранной дивы от обычной женщины, которой приходится совмещать обязанности бизнес-леди, няни, домработницы.

Исследование также показало, что 91% женщин удовлетворены тем, как выглядят их партнеры.

Таким образом, целью данной курсовой работы было изучение принятия образа тела у людей, склонных к ожирению.

Понятие имиджа в психологии

Понятие образа является одним из центральных в психологии, поскольку образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Помимо широкого толкования этого понятия, существуют и другие его значения. Например, довольно часто образ рассматривается как некий промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения.

На сегодняшний день можно выделить три основных подхода к пониманию образа: конкретно-перцептивный (образ рассматривается как некоторый промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения); расширительно-рефлексивный (образ рассматривается как многомерное психологическое образование А. Н. Леонтьев. Н. Леонтьев), субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственную среду и временную последовательность событий); социально-перцептивный (образ понимается как представление социальных объектов и явлений, включая представление субъекта о самом себе). Первые два являются наиболее используемыми и достаточно изученными, третий подход в последнее время становится одним из наиболее интенсивно развивающихся. В настоящее время концепция социальных представлений, разработанная С. Московичи в 1961 году и получившая мировое признание в 1980-х годах, становится одним из наиболее влиятельных направлений в психологии социального познания в мировой науке.

Экспериментальное изучение восприятия в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков привело к идее, что системная организация целого определяет свойства и функции его составных частей. Возникло целое направление, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения гештальтов (образов), целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам. Образ рассматривался как функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений.

Такая трактовка первоначально была применена к описанию психики, а затем распространена на область физических, физиологических, социальных и других явлений.

Серьезное внимание анализу влияния образов на поведение человека уделяли создатели теории субъективного бихевиоризма Д. Миллер, Дж. Галантер, К. Прибрам. Они определили образ как «…все накопленные и организованные знания организма о себе и мире, в котором он существует…». По их мнению, образ «…включает в себя все, что приобрел организм — его оценки вместе с фактами…».

Б.Ф. Ломов подчеркивал важность изучения проблемы имиджа и его влияния на практическую деятельность: «Проблема имиджа принадлежит к числу важнейших проблем психологической науки. Ее разработка имеет исключительное значение для развития как общей теории психологии, так и теоретических основ специальных психологических дисциплин. Не менее актуальна она и для решения многочисленных практических задач, поставленных перед психологией».

Об этом же говорит и Е.А. Климов: «Одним из фундаментальных понятий психологии является «образ» (как изображение какой-либо реальности, в том числе и самого субъекта). … Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) являются необходимой основой целесообразной регуляции и саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с другими людьми».

Как правило, образ рассматривается как носитель информации, в связи с чем исследуется его гносеологическая функция, прежде всего, роль образов в зрительном восприятии, образной памяти, образном мышлении и воображении.

При этом использование понятия «образ» в несколько иных функциональных значениях является достаточно распространенным в психологической литературе, что позволяет сделать вывод не только о «множественности, многокатегорийности и полимодальности» образов, но и об их полифункциональности.

Образ тела как психологический феномен

В большинстве исследований образ тела рассматривается как один из важнейших компонентов самосознания (Р. Бернс, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, Р.И. Меерович, М.О. Мдивани, Е.Т. Соколова и др.)

В процессе развития образ тела органично включается во все части структуры самосознания: притязание на признание, половую идентификацию, психологическое время личности, социальное пространство личности, которое реализуется через права и обязанности.

Человек обычно воспринимает свою личность как нечто само собой разумеющееся. Расщепление себя и тела принято называть шизоидным отклонением, которое лежит в основе проблемы идентификации. При таком переживании отсутствует чувство собственного тела, и человек ощущает нереальность себя как телесной оболочки. Такое явление известно как деперсонализация. Если подобные явления продолжаются, человек теряет не только чувство идентификации, но и сознательное понимание личности.

Неопределенность в отношении своей идентичности характерна для людей нашей культуры. Идентификация, основанная на образах и ролях, рано или поздно становится неудовлетворительной.

Многие психотерапевты отмечают, что число пациентов с шизоидными чертами неуклонно растет. Типичным психическим расстройством нашего времени является не истерия, как во времена Фрейда, а шизоидный тип.

Не следует забывать, что человек ощущает реальность мира только через собственное тело (через органы чувств). Поэтому совершенно очевидно, что проблема расщепления не может быть решена без улучшения состояния тела. Метаболизм обеспечивает организм энергией, которая реализуется в движении. Если в крови не хватает кислорода, то подвижность всех процессов в организме будет снижена, и наоборот, любое снижение подвижности тела влияет на метаболизм, так как именно движение определяет дыхание человека.

Дыхание происходит спонтанно и непрерывно, оно дышит мимо нас в течение всей жизни, но в то же время мы можем направленно влиять на него и формировать его сознательно. Уже много веков известно, что через дыхание, регулируемое различными способами, можно влиять на состояние сознания. Процедуры, применявшиеся для этой цели в древних культурах Востока, варьировались от активного вмешательства в процесс дыхания до методов духовных практик. Во многих случаях работа с дыханием проводилась для достижения состояния «просветления» или приближения человека к Богу. В некоторых примитивных религиях неофиты переживали ритуальную смерть, задыхаясь от дыма или переводя дыхание при зажатии сонных артерий. Глубокие изменения в состоянии сознания могут быть вызваны и изменением частоты дыхания — гипервентиляцией, и, наоборот, замедлением, а также комбинацией этих приемов. Хорошо разработанные методы такого рода можно найти в древнеиндийской науке о дыхании — пранаяме. Более утонченные методы занимают особое место в практике буддизма.

Иногда такие техники усиливают релаксацию настолько, что вызывают галлюцинации. Бывают сильные переживания, связанные с приливом чувств любви ко всему человечеству, единения с природой, с Богом. Мы не ставим целью рассматривать подобные трансцендентные переживания, но, тем не менее, не отрицаем широких возможностей методов холотропного дыхания в работе с шизоидными проявлениями некоторых клиентов как средства, способствующего большей идентификации сознания человека и его тела. Отметим лишь, что для активного тела характерны спонтанность и полное, легкое, глубокое дыхание. Это основное правило, которым руководствуются представители телесно-ориентированной терапии в целом, несмотря на то, что в разных областях этого вида терапии существуют разногласия относительно других методов.

По мнению многих исследователей, дыхание связывает сознание и подсознание. Понимание посреднической природы дыхания также приводит к осознанию того факта, что дыхание не только является регулирующей силой для других систем, но и само регулируется различными воздействиями. Телесно-ориентированная терапия использует различные техники для работы с дыхательной системой организма, ставя ее под контроль сознания, тем самым помогая людям полнее ощутить связь сознания с телом.

Любопытно, что среди типичных ситуаций, которые могут вызвать распад шизоидной структуры, наряду с такими факторами, как бессонница, прием наркотиков, часто упоминается подростковый возраст.

Осознание собственного тела

Мы осознаем свое тело как собственное существо: мы видим и осязаем его. Тело — единственная часть мира, которую можно ощущать изнутри; в то же время его поверхность доступна для внешнего восприятия. Тело является для нас объектом; мы сами также являемся этим телом. Конечно, есть разница между восприятием себя как тела и восприятием себя как объекта, но оба восприятия неразрывно связаны. Восприятие тела как объекта, который конструирует себя для меня, и восприятие состояния собственной «телесности» тождественны и неразделимы, но между ними можно провести различие: сенсорный опыт переходит в осознание физического состояния.

Осознание существования нашего тела — обычно незаметного, нейтрального фона для сознания и не оказывающего никакого влияния на его деятельность — обычно подвержено целому ряду необычных изменений: сексуальное возбуждение, страх или боль настолько глубоко затрагивают телесную природу человека, что способны полностью поглотить личность и либо побудить ее к активным усилиям, либо разрушить ее.

Наше тело становится для нас объектом, когда мы осознаем, что оно следует за каждым нашим движением не как четко очерченный посторонний предмет, а как наше интуитивное представление о собственной трехмерности. Это явление было прояснено Хедом и Шилдером. Согласно Хеду, пространственные впечатления — кинестетические, тактильные, визуальные — создают организованные модели нас самих: для описания этих моделей был предложен термин «схема тела». То, как мы реагируем на физические ощущения, как мы совершаем движения, поддерживается связью, которая существует между нашими ощущениями и движениями и предшествующими им впечатлениями, бессознательно присутствующими в схеме нашего тела.

Осознание нашего физического состояния (нашей «телесности») и пространственная «схема тела» вместе составляют единое целое, которое Вернике обозначил термином соматопсихика. Осознание тела следует анализировать с физиологической точки зрения, исходя из специфических чувственных восприятий, составляющих его основу. Все органы чувств играют определенную роль в осознании тела; при этом роль зрения и слуха наименее существенна, за исключением случаев, когда внешнее содержание сопровождается интенсивными стимулами, порождающими физические ощущения. Вкус и обоняние играют более значительную роль. Еще более важна роль физических ощущений, которые делятся на следующие три группы: поверхностные ощущения (ощущения температуры, влажности, тактильные ощущения и т.д.), ощущения, связанные с движением и положением тела в пространстве (кинестетические, вестибулярные), ощущения, указывающие на состояние внутренних органов. Физиологическая основа всех этих ощущений лежит в нервных узлах, которые хорошо изучены с гистологической точки зрения. Возможно, этот список далеко не исчерпывает всего многообразия наших ощущений.

Осознание телесности поддается феноменологическому объяснению через его связь с нашим переживанием тела в целом. Тесная связь между телом и сознанием «Я» лучше всего проявляется в переживании мышечной активности и движения, несколько меньше — в ощущениях, исходящих от сердца и кровеносной системы, еще хуже — в вегетативных изменениях. Специфическое ощущение физического существования возникает из следующих моментов: движение и поза, форма, легкость и грация или, наоборот, тяжесть и неуклюжесть наших движений, впечатление, которое, как мы чувствуем, производит наше физическое присутствие на других, наша общая слабость или сила, изменения в состоянии наших органов чувств. Все вышеперечисленное — это моменты нашей жизненной силы. Пределы, до которых мы ощущаем наше единство, а также дистанция, которую мы устанавливаем между собой и своим телом, различны. Дистанция достигает максимума в медицинском самонаблюдении, когда мы видим свои страдания только как симптомы и рассматриваем собственное тело как чужеродный объект, состоящий только из анатомических фактов, или как внешнюю оболочку, совершенно отличную от нас самих — то есть никак не идентичную нам, хотя и находящуюся в неразрывном единстве с нами.

Наше осознание собственного тела не обязательно ограничивается его реальными пределами. Мы ощущаем себя на кончике палки, с помощью которой продвигаемся в темноте. Наше собственное пространство, то есть пространство нашего анатомического тела, может быть расширено за счет ощущения чего-то, находящегося в единстве с нами. Так, мой автомобиль — если я хороший водитель — становится частью моей телесной схемы или образа и подобен расширенному телу, в которое я вкладываю всю полноту своих ощущений. Внешнее пространство начинается там, где я со своими ощущениями сталкиваюсь с объектами, исходящими из него.

Наше осознание телесности способно отделять себя от объективного, организованного пространства, то есть от пространственных реалий, в двух направлениях: либо негативно, через потерю чувства бытия и определенности (головокружение), либо позитивно, через обретение чувства бытия и свободы (танец).

С феноменологической точки зрения, опыт переживания собственного тела тесно связан с опытом чувств, побуждений и осознания себя.

Феноменологическое описание опыта телесности следует отличать от обсуждения того, что тело значит для человека в плане эффективных и понятных отношений, когда сознание самости находится под влиянием ипохондрических, нарциссических или символических тенденций.

Ампутированные конечности

Примечательно, что человек может «чувствовать» ампутированные конечности: это результат зависимости от схемы тела, которая остается реальностью даже после ампутации. Схема тела — это не просто свободно плавающее представление о собственном теле, лишенное определенных границ, а способ восприятия личностью самой себя, глубоко запечатленный в ней на всю жизнь и объединяющий весь комплекс физических ощущений в каждый момент времени. Мы переживаем потерянную конечность как нечто реальное, заполняя тем самым пробел, возникший в схеме нашего тела (аналогично мы чувствуем, что видим с помощью слепого пятна сетчатки). Восприятия такого рода должны быть локализованы в коре головного мозга. Хед описал случай исчезновения фантомной конечности после повреждения определенного участка коры головного мозга.

Рис описывает случай со здоровым человеком с ампутированной ногой: потерянная нога ощущалась во всех движениях его тела. Когда он вставал, его колено выпрямлялось; когда садился, оно снова сгибалось; он мог с удовольствием разминать эту ногу, как и любую другую свою конечность. Когда его спросили, действительно ли он верит во все это, он ответил, что осознает, что ноги нет, но каким-то образом она все еще остается для него реальной.

Ориентация на собственное тело подвержена различным нарушениям при локальных поражениях головного мозга. С точки зрения психологии способностей, например, это может выражаться в полной или частичной утрате способности узнавать пораженную часть тела или определять положение конечности. Пациенты больше не могут дотронуться рукой до носа, рта или глаз; нарушается способность отличать правую сторону тела от левой; пациенты не могут определить, к какой стороне тела был приложен стимул и т.д. Во всех этих случаях мы не знаем, как именно феноменологически изменяется осознание собственного тела.

Термин «вертиго» (Schwindel) относится к: (1) «головокружение», то есть головокружение в собственном смысле слова (Drehschwindel), (2) ощущение падения (Fallempfindung) или (3) общее несистематизированное чувство ненадежности сознания (BewuBtseinsunsicherheit), не сопровождающееся вращением объектов или ощущением падения. Эти три разнородных явления объединяет общая неуверенность в положении тела в пространстве,

Эта неопределенность обычно возникает в критические моменты перехода из одного состояния в другое, перехода, обусловленного физическим окружением или психологическими причинами. С неврологической точки зрения, она вызывается соматическими причинами, в частности, связанными с вестибулярным аппаратом. Оно может возникать невротически, из-за конфликта. Головокружение — это переживание настоящего существования, которое в целом потеряло свою основу; как таковое, оно служит символом всего, что находится на грани, но еще не приведено к упорядоченной ясности непосредственного существования. Именно поэтому философы смогли использовать термин «головокружение» (Швиндель) для обозначения того первобытного опыта, из которого проистекает фундаментальное понимание целостности всего сущего.

Заключение

При написании данной курсовой работы нашей целью было изучение принятия образа тела у людей, склонных к ожирению.

Для реализации этой цели в соответствии с поставленными задачами мы проанализировали научную и психологическую литературу по исследуемой проблеме. Затем выявили особенности понятия «образ тела» и подобрали необходимый материал для изучения рассматриваемого аспекта курсовой работы. Составление, проведение и анализ диагностических данных по исследуемой проблеме явилось решением последней поставленной нами задачи. Таким образом, следует сказать, что цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи решены.

Наше исследование было посвящено проблеме содержания и структуры женских образов, отраженных в собственном сознании. Объектом исследования стали белорусские женщины 25-45 лет, склонные к ожирению.

В результате изучения и анализа научной литературы можно сделать следующие выводы.

Анализ данных, полученных с помощью методики «проективный рисунок человека», позволил выделить несколько основных направлений в описании образа тела обследуемых. При интерпретации данных учитывались структурные, формальные и содержательные характеристики рисунка, включая анализ вербальных ассоциаций при составлении рассказа к рисунку.

В поисках идеала красоты собственного тела, которое, в свою очередь, было нестабильным, человек постоянно находится в движении. Принимая определенные параметры фигуры за свои, он прилагал все усилия, чтобы им соответствовать, но затем взгляды менялись, и человек стремился к новому идеалу. В результате появился термин «нормативная неудовлетворенность» собственным телом, описывающий «обыденность» более высокого уровня неудовлетворенности собственным телом у женщин, чем у мужчин на протяжении всей жизни.

Как и любая ценность, красота человеческого тела является таковой только в аспекте ее принятия обществом. Однако общественное мнение формируется и поддерживается средствами массовой информации, семьей, близкими людьми: друзьями, коллегами, знакомыми и даже просто случайными людьми. При определенных условиях неосторожно сказанная фраза о внешности может стать причиной снижения самооценки человека, потери ощущения уникальности и важности социальных контактов, нарушения собственного образа тела.

В результате изучения теоретических данных и формулирования гипотезы была проведена экспериментально-исследовательская работа с женщинами, склонными к ожирению, и выявлены следующие особенности образа тела у данного контингента респондентов:

Во-первых, выражены нарушения симметрии и границ образа тела, для него характерно переживание телесного диссонанса, несогласованности и неадекватности, слабости личностных границ, недостаточности энергетического тонуса.

Во-вторых, наблюдается хроническое нарушение координации основных измерений образа тела, неадекватность личностной интеграции. Нарушается переживание целостности и связи внутреннего психического и телесного опыта.

В-третьих, выражено отчуждение, отсутствие личностно значимого и зрелого контакта с окружающей средой.

В-четвертых, выявлено отсутствие контакта с внутренним миром и собственной эмоциональной жизнью, недостаток осмысления и рефлексии собственных переживаний и межличностных отношений. Мышление лишено эмоциональной составляющей, выхолощено, излишне конкретно.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась: женщины, склонные к ожирению, в большинстве своем неадекватно воспринимают себя, постоянно ощущают свою неполноценность в жизни, испытывают депрессивное состояние и постоянную неудовлетворенность не только своей фигурой, но и жизнью, как личной, так и социальной.

Список литературы

  1. Психосоматическая терапия. С-П.: Речь, 2000.
  2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Москва: Эксмо-Пресс, 2002.
  3. Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры. // Тело человека: междисциплинарное исследование. Москва, 1991.
  4. Балинт М. Базисный дефект. Москва: Когито-Центр, 2002.
  5. Винникотт Д.У. Переходные объекты и переходные феномены: Исследования первого субъекта «не-Я». Винникотт Д., Переходные объекты и переходные феномены: Исследования первого «не-самого» объекта. Москва. И. РАН. 2000.
  6. Винникотт Д.У. Игра и реальность. М., 2002
  7. Дольто Ф. На стороне ребенка. M., 1997.
  8. Дюркгейм К. О двойственном происхождении человека. С.П., 1992.
  9. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка. Лекции. Лекции. С-Птб, 1993.
  10. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка в семье. // (В кн: Как вырастить здорового ребенка. Под ред. В.П. Алферова. L., 1991.
  11. Есаян Н. Ф. Психосоматика детства и психоанализ, Российский психоаналитический вестник, 1993-1994, #3-4, с. 71-76
  12. Колоскова М. В. Онтогенез телесности и развитие коммуникации: на пути к разделению Я-Не-Я // Телесность человека: междисциплинарные исследования. Москва, 1991, с. 70-80
  13. Коростелина А.В. Образ тела как психологический феномен.
  14. Личко А.Е. // Шизофрения у подростков. Л.: Медицина, 1989 — 216 с.
  15. Морковкина И.В. // Журн. невропатологии и психиатрии, 1983, т. 83, № 1, с. 86 — 93.
  16. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф., Ледерах-Хофманн К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. С-П.: 2000.
  17. Макдугал Д. Театр души. Иллюзия и истина на психоаналитической сцене. С-П., 2002.
  18. Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 2000
  19. Николаева В.В. О психологической природе алекситимии. // Телесность человека: Междисциплинарные исследования. М., 1991
  20. Обухов Ю.Л. Компендиум по психосоматике. M.:1998.
  21. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002
  22. Смулевич А.Б. // Малопрогредиентная шизофрения и пограничные состояния/ АМН СССР. — Москва, Медицина, 1987 — 240 с.
  23. В. Цуцульковская М.Я. //Руководство по психиатрии. Том 1 / Под ред. Тиганова А.С. — М.: Медицина, 1999. — С. 446 — 457.