Для связи в whatsapp +905441085890

Образование в древнем Египте — Школа в Древнем Египте

История школы и образования как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе древних восточных цивилизаций, начало которой датируется 5 тысячелетием до нашей эры.

Уже в период позднего неолита в различных регионах мира появились первые признаки распада первобытного строя. Этот процесс был многовековым и исторически затяжным. Неравномерное возникновение новых социальных структур привело к сохранению старых форм образования наряду с новыми формами социализации молодого поколения.

Древнейшие государства, пришедшие на смену архаичным племенным объединениям, воспитывали и обучали прежде всего в семье. В переходный период от общинно-родового к рабовладельческому строю древние ближневосточные цивилизации сохранили и модифицировали старые традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 г. до н.э.), Книга притчей иудейского царя Соломона (начало I тыс. до н.э.), индийская Бхагавад-гита (середина I тыс. до н.э.) и др.

Так мы читаем в Притчах: «Слушайте, дети, заповеди отца, и берегитесь, чтобы научиться уму». Главная педагогическая идея Притч — призвание отца быть наставником, почитающим родителей: «Мудрый сын угождает отцу, а глупый пренебрегает матерью».

Вместе с укреплением государственных структур по специальной подготовке государственных служащих, священников и солдат постепенно начал формироваться новый социальный институт — школа.

Школьное обучение и образование в государствах Древнего Востока развивалось под влиянием различных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя эти цивилизации не совпадали по времени, они имели схожие структуры, включая образование и воспитание. Это сходство является объективным следствием возникновения школы в переходный период от общинно-родового строя к социально дифференцированному обществу. Такая типология подтверждается тем, что древние цивилизации имели нечто общее в области образования, хотя и существовали изолированно друг от друга.

Убедительным аргументом в пользу этой типологии является история древних южноамериканских цивилизаций, возникших в III-II тысячелетиях до н.э. Не имея связи с остальным миром, они, тем не менее, развивали опыт обучения и воспитания, схожий с опытом древних цивилизаций Древнего Востока.

Образование стало во многом определяться социальным и имущественным положением, то есть утратило единый характер. Она все больше отрывалась от непосредственных интересов и потребностей детей и постепенно превращалась в подготовку к будущей взрослой жизни. С одной стороны, это усиливало сопротивление детей миру взрослых, с другой — воспитание приобретало более жесткий, авторитарный характер.

Переходный период, в который возникли первые человеческие цивилизации, был отмечен глубокими изменениями в практике образования: Произошли качественные изменения в способе передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. Для обучения молодого поколения возникли специальные образовательные структуры.

В это время как бы завершился дописьменный период истории, когда языковое и картинное письмо как основные средства передачи информации примерно с 3 тысячелетия до нашей эры стали частично заменяться собственно письменностью — клинописью и иероглификой.

Появление и развитие письменности является важным фактором и спутником в становлении школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл языка, но и деление на отдельные выражения и слова (египетская и китайская иероглифика, шумерская клинопись), письмо стало технически более сложным и требовало специальной подготовки. Дальнейшее развитие письменности, сопровождавшееся появлением сначала слоговой (в древней Ассирии), а затем фонетической письменности (в древней Финикии), привело к упрощению и облегчению обучения чтению и письму, что повысило «производственные возможности» школ.

Отделение умственного труда от физического, начавшееся в конце доисторического периода, привело к появлению новой профессии — учителя.

Школа и образование в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных правил, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была недостаточно развита. Личность как бы растворялась в семье, касте и социальном классе. Отсюда и обращение к жестким формам и методам воспитания.

Первые учебные заведения, конечно же, были обязаны своим появлением духовенству, ведь именно религия была носителем образовательных и воспитательных идеалов. В то же время появление школ соответствовало определенным экономическим, культурным и политическим потребностям общества. С прогрессивным развитием общества эти потребности менялись, а вместе с ними менялись объем, содержание и методы образования.

Образование в древних цивилизациях Ближнего Востока было сосредоточено в семье, церкви и государстве. С начала шестнадцатого века древние ближневосточные цивилизации сосредоточились на образовании в семье, церкви и государстве, поскольку семья не могла обеспечить общество достаточным количеством людей, сведущих в чтении, письме и законе.

В течение очень долгого времени преподавание и образование были исключительно рутинным делом. Из-за сложности письма процесс обучения чтению и письму был долгим и мучительным. Содержание образования казалось крайне скудным и узкоспециализированным, оно ограничивало человека жесткими рамками определенного социального положения.

В I тысячелетии до н.э. на Древнем Ближнем Востоке развитие ремесел, торговли, усложнение труда, рост городского населения способствовали определенному расширению круга людей, имевших доступ к обучению и образованию. Помимо дворян и священников, школы посещали и дети богатых ремесленников и торговцев. Однако подавляющее большинство населения по-прежнему довольствовалось семейным воспитанием и образованием.

Возникнув как определенный результат общественного развития, школа обрела относительную самостоятельность и стала выступать в качестве стимула прогресса. Таким образом, школа письменности, фиксируя результаты передачи опыта поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без существенных потерь от накопленного в прошлом, что было неизбежно до появления письменности и школы.

Школу и образование Древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно завершенное и в то же время как следствие специфического развития каждой из древних цивилизаций, имевших устойчивые характеристики.

Образование в древнем Египте - Школа в Древнем Египте

Школа в Древнем Египте

Первые сведения о школьном образовании древних египтян относятся к 3-му тысячелетию до нашей эры. Школа и образование в Древнем Египте были предназначены для перехода ребенка, подростка, молодого человека в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий в долине Нила сформировался определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина был человек немногословный, стойкий к трудностям и ударам судьбы. Логика этого идеала лежала в основе образования и воспитания.

В Древнем Египте семейное воспитание и образование отражали характер отношений между женщинами и мужчинами, которые основывались на равенстве в семье. Поэтому образованию мальчиков и девочек придавалось одинаковое значение.

Только принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые, согласно древнему источнику, должны были быть «завязаны в один узел» (поэтому слова «знание», «учение» и «узел» изображались одним и тем же иероглифом).

Судя по древнеегипетским папирусам, особое внимание уделялось детям, поскольку, согласно египетскому поверью, сыновья и дочери могли дать новую жизнь своим родителям, совершая погребальные обряды. Выполняя родительский долг наставления, египтяне верили, что совершают праведные поступки и обеспечивают предкам счастливое существование в загробном мире. Как считали египтяне, когда взвешивали душу умершего, боги клали душу на одну чашу весов, а «кодекс поведения» (маат) — на другую. Когда весы уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь в загробном мире. В духе подготовки к будущему были также составлены поучения, адресованные детям, которые служили стимулом для формирования нравственности и отражали идею чрезвычайной важности образования: «Подобен каменному идолу невежда, которого не научил отец».

Педагогические методы и приемы, использовавшиеся в Древнем Египте, соответствовали целям и идеалам образования. Прежде всего, ученик должен был научиться слушать и подчиняться. Известно высказывание: «Послушание — лучшее в человеке». Учитель обращался к ученику со следующими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забывай ничего из того, что я тебе говорю». Наиболее эффективным способом добиться такого послушания было телесное наказание, которое считалось естественным и необходимым. Удары постоянно осыпали ученика. Девизом школы стали слова, записанные в одном из древних папирусов: «Ребенок носит ухо на спине; чтобы услышать, его нужно бить.

Безусловный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. Автор «Учения гераклеопольского царя» (XIII век до н.э.), последователь подобных традиций, писал: «Всегда следуй за своими отцами и предками». С этими традициями был тесно связан обычай передавать свою профессию по наследству — от отца к детям. Например, в одном из папирусов перечислены 25 поколений строителей, принадлежавших к одной семье.

Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, ее идеалы и цели образования постепенно пересматривались. Древний папирус I тысячелетия до н.э. показывает, что уже тогда существовали различия в понимании того, каким должен быть человек. Автор явно спорит с теми, кто отклонился от традиционного раболепия и безынициативности. Он пишет, что таких людей можно сравнить с растением, лишенным тепла и воды.

Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось преимущественно через заучивание нравоучительных наставлений, таких как «Лучше уповать на человечество, чем на золото в сундуке», «Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, чем быть богатым, но знать горе». Чтение, запись и запоминание таких наставлений было отнюдь не легкой задачей, ведь они были изложены иероглифами на языке, все более отдаленном от живой речи.

Целью обучения была подготовка к деятельности, традиционно выполняемой членами семьи. Таким образом, семья была основной единицей обучения. Священники, музыканты, ремесленники и т.д. передавали свою профессию своим детям. Отцы-ремесленники иногда использовали детские игрушки: модели сельскохозяйственных орудий, мельниц, кузниц и т.д. Только военные вопросы выходили за рамки строго сословного профессионального обучения. Будущих воинов учили пользоваться оружием и развивали силу, выносливость и ловкость с помощью специальных упражнений.

Школа в Древнем Египте изначально была семейным учреждением. Чиновник или священник давал образование своему сыну, который впоследствии становился его преемником на том или ином посту. Позже в таких семьях появились небольшие группы студентов.

С приобретением грамотности профессия писца стала рассматриваться как залог социального благополучия. В папирусах довольно часто встречаются высказывания следующего рода: «Смотри, нет другой должности, кроме писца, где человек всегда начальник.

Образование требовало много тяжелой работы. Занятия в школе длились с раннего утра до позднего вечера. Неосторожные были жестоко наказаны. Попытки нарушить аскетический режим безжалостно подавлялись. Чтобы добиться успеха, студентам приходилось жертвовать мирскими удовольствиями. Так написано в одном из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика: «Встань на свое место! Книги уже разложены перед вашими спутниками. Усердно читайте книгу. Я люблю писать и ненавижу танцевать. Пишите пальцами весь день и читайте по ночам. Не проводите ни дня без дела, иначе горе вашему телу. Попросите совета у того, кто знает больше вас. Мне говорят, что ты забросил учебу, предался удовольствиям, бродишь с улицы на улицу с запахом пива. А пиво развращает душу. Вы как часовня без Бога, дом без хлеба. Они учат петь под флейту. Вы сидите перед девушкой и окутываетесь благовониями. Ваш венок из цветов висит у вас на шее. Я свяжу твои ноги, когда ты будешь ходить по улицам, и тебя будут бить кнутом бегемота. «

По всей видимости, школы возникали при храмах, дворцах царей и знати. Их учили с пятилетнего возраста. На первом этапе студент должен научиться правильно и красиво писать и читать, а затем писать деловые бумаги в соответствующем стиле.

Чтобы овладеть навыками чтения и письма, ученик должен был выучить не менее 700 иероглифов, различая жидкое, упрощенное и классическое письмо. Наконец, студент должен был освоить деловой стиль для светских нужд и предписанный законом стиль для написания религиозных текстов.

В Старом царстве (3-е тысячелетие до н.э.) люди все еще писали на глиняных горшках, коже и костях животных. Но уже в это время из одноименного болотного растения была создана бумага — папирус. Позже основным материалом для письма стал папирус. У писцов и школьников были своеобразные письменные принадлежности — чаша для воды, деревянная дощечка с углублениями для сажи и охристой краски и тростниковая трость для письма. Почти весь текст был написан черным цветом. Красная краска использовалась для подчеркивания знаков препинания и разделения смысловых фраз.

Школьные папирусы использовались много раз. Перед повторным использованием их мыли. Переписчики начертали на папирусе дату, месяц, день и год проведения урока. Там были свитки, руководства, которые переписывались и заучивались наизусть.

На ранних этапах обучения они были заняты в основном совершенствованием техники отображения иероглифов. Затем все большее внимание стало уделяться содержанию текстов. На продвинутом этапе обучали красноречию, которое считалось самым важным качеством писца. «Язык сильнее оружия», «Язык спасает, но может и уничтожить», — читаем мы в древнеегипетских папирусах.

В ряде школ преподавались математика, география, астрономия, медицина и языки других народов. Преподавалась математика, которая могла понадобиться для расчета строительства каналов, храмов и пирамид, для подсчета урожая и для астрономических расчетов, использовавшихся, в частности, для предсказания наводнений на Ниле. Географию часто преподавали вместе с геометрией, чтобы ученик мог научиться чертить план местности.

Постепенно специализация образования увеличивалась. Так, во времена Нового царства (5 век до н.э.) были созданы школы врачей. В то время уже были накоплены знания и написаны учебники по диагностике и лечению почти пятидесяти различных заболеваний.

Особое положение занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с потомками фараонов и их родственниками. В таких школах особое внимание уделялось переводу древних текстов на живой язык.

Пути повышения эффективности преподавания истории

Древний мир в школе.

В процессе преподавания истории учитель решает неразрывные задачи образования, воспитания и развития учащихся. Студенты должны не только усвоить основные факты, но и приобрести теоретические знания через их понимание, то есть понять идеи и концепции курса, некоторые законы исторического процесса

Углубленное приобретение знаний предполагает развитие мышления учащихся: умение анализировать и обобщать факты, сравнивать и классифицировать события и явления, самостоятельно их оценивать. Кроме того, она предполагает овладение практическими навыками и умениями самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, историческими источниками, картами и наглядными пособиями, развитие устной и письменной речи учащихся. В настоящее время педагогическая наука продолжает разрабатывать пути и средства, обеспечивающие успешное решение этих задач.

Как уже отмечалось выше, особенность школьного предмета истории определяет большую роль живого слова в формировании знаний учащихся. Красочный, увлекательный рассказ учителя дает возможность создать в сознании ученика яркие образы прошлого, конкретизировать предмет до степени формирования достоверных изобразительных представлений, а также оказать на ученика эмоциональное воздействие, необходимое для решения учебных задач. Во время устного выступления учитель предоставляет учащимся образцы рассуждений и объяснения взаимосвязей между историческими событиями.

Живые, образные представления приобретают особое значение в 5-6 классах, когда речь идет о далеких эпохах. Здесь особенно актуальна задача как можно полнее и конкретнее воспроизвести события и явления, «приблизить» их к ученику. При всей важности организации активной познавательной деятельности учащихся на уроке, методическая наука и опыт передовых учителей убеждают, что нельзя противопоставлять самостоятельную работу и деятельность учащихся устному выступлению учителя.

На практике существует два способа организации активной познавательной деятельности учащихся в процессе устного выступления преподавателя.

Первый способ — придать рассказу форму, которая превращает учащихся из слушателей в «свидетелей» и даже «участников» событий и явлений. В этом случае наблюдается «внутренняя активность» учащихся, связанная с их напряженным вниманием и повышенным интересом.

Были разработаны следующие методы конкретизации процесса устной презентации:

  1. Живописный рассказ, содержащий яркие эпизоды (например, о жизни феодалов);
  2. рассказ в форме «путешествия во времени», который переносит учащихся в прошлое, создавая «иллюзию участия» (например, рассказ о культуре Византии);
  3. метод персонификации исторических процессов и явлений, когда типичные факты воплощаются в судьбе исторической личности;
  4. метод драматизации исторических событий и явлений, когда типичные факты представлены в виде столкновения нескольких исторических или вымышленных персонажей;
  5. Введение занимательных деталей и подробностей, которые делают описываемые события и явления более конкретными и «близкими».

Проверка эффективности этих методик показала, насколько сильно они влияют на воображение и память шестиклассников. Студенты хорошо запоминают и, когда их спрашивают об этом, даже спустя более длительное время воспроизводят типичные диалоги, биографические сведения и занимательные детали, которые учитель включил в свой рассказ.

Вторым способом организации активной познавательной деятельности учащихся в процессе устной презентации является презентация проблемы, основанная на создании проблемных ситуаций и задач. Эти методы повышают производительность педагогической работы, так как сочетают в себе устную презентацию с самостоятельной работой учащихся.

Проблемно-ориентированное обучение часто сочетается с постановкой проблемных задач. Путем наблюдений и проверки школьных учебников нам удалось выявить особенности их использования в 6 классе. Проблемные задачи, особенно в начале учебного года, следует решать устно, так как шестиклассники пишут медленно и не могут одновременно слушать лекцию учителя, мысленно формулировать выводы и тут же их записывать. Поэтому рекомендуется ставить такие задания так, чтобы ответ содержал не более 2-3 выводов; такой ответ может запомниться ученику в целом. Чаще всего проблемные задания задаются по какому-либо разделу конспекта, а не по материалу всего урока.

С постановкой проблемы тесно связано применение метода исследования. На практике разрабатываются следующие методы применения: а) «от следствия к причине», когда студентам рассказывают факты, которые были следствием изучаемого процесса, и студенты должны раскрыть причины этих фактов, анализируя набор новых данных; б) «реконструкция социальной системы по ее следам»: студентам рассказывают отдельные факты, которые показывают следы исчезнувшего общества (данные археологических раскопок, сравнительной лингвистики, исторических источников), и студенты должны определить сущность явлений, анализируя эти данные. В литературе по дидактике и методике преподавания истории разработаны различные методики методики исследования: сравнительно-историческая, статистическая, лингвистическая, метод аналогии, метод обратного умозаключения, определение зародыша зрелых форм, назначение действий людей и групп, реконструкция целого по частям, установление причины и следствия и др. Используя метод исследования, студенты могут столкнуться с проблемами, с которыми однажды столкнулись ученые — историки или археологи. Студенты играют роль исследователей и должны собирать факты, делать выводы и оценивать.

Формирование базового научного отношения предполагает развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать факты. Для этого мы рекомендуем логические схемы («контрольные списки») для анализа некоторых типичных явлений: отношений между классами, государственного устройства, восстаний рабов и т.д. «Памятка» состоит из группы вопросов, задаваемых в определенном порядке. Будучи представленной и записанной учащимися в тетрадь, «памятка» впоследствии становится инструментом для изучения подобных явлений.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке необходимо включать задания по истории. Использование этих заданий имеет цель способствовать формированию прочных и надежных знаний по истории и научить учащихся применять их на практике.

Особенностью задач по сравнению с другими видами задач является наличие специально сконструированного условия и вопроса о нем, ответ на который требует выполнения определенных умственных и практических действий. Условие задач может быть представлено в виде факта или группы фактов, признаков явления, элементов рассуждения и так далее.

Методика преподавания истории в 6 классе

Преподавание истории в 6 классе содержит систему знаний, которая показывает общественную жизнь прошлого во всей ее сложности и ход истории как последовательную цепь фактов, которые были следствиями предшествующих фактов и причинами последующих.

В курсах истории древнего мира всемирно-исторический процесс проявляется прежде всего в истории тех немногих стран, в которых он нашел наиболее полное и яркое выражение в соответствующую эпоху: в характеристиках древнего рабовладельческого деспотизма — в истории Египта, например. Что касается объема разрешенного курса, то будет выявлено, что подобные явления имели место и в других странах, хотя они имели свои особенности.

Характеристики производства, социальной жизни и политической системы ограничены периодом, в который изучаемые явления происходили с достаточной полнотой. Так, понятие «рабовладельческая демократия» появляется в истории Афин в середине 6 века до нашей эры.

Формирование науки, искусства, общественной мысли, а для древнего мира — письменности, обычно относят к тому моменту времени, когда культура соответствующей эпохи достигла своего пика. Таким образом, культура древних греков характеризуется с учетом 6 века до нашей эры.

Предмет содержит факты двух видов: отдельные события — вехи исторического процесса — и похожие друг на друга, многократно повторяющиеся, типичные для эпохи. Последние, условно называемые явлениями общественной жизни, особенно важны для раскрытия роли народных масс в истории; они обычно фиксируются с помощью обобщенных признаков и типичных примеров.

Хронологические даты приводятся в объеме, необходимом для того, чтобы учащиеся правильно классифицировали факты во времени, понимали их последовательность и синхронность, их временную отдаленность от наших дней, продолжительность описываемых фактов, деление процесса на периоды. Поэтому курс содержит минимум хронологических дат, разделенных на обязательные и необязательные. Первые образуют каркас исторического процесса и основу для его периодизации. Необязательные даты служат для установления временных отношений датируемых фактов с временной шкалой и включения их в основную периодизацию процесса.

Исторический и географический материал освещается в «Истории Старого Света» более полно, чем в курсах истории средней школы. Это связано с тем, что учащиеся 6-го класса имеют мало знаний по географии, а производственная жизнь и идеология на первых этапах развития общества особенно тесно связаны с окружающей средой. Географическая среда наиболее ярко проявляется в том, как она повлияла на производственную деятельность населения, ускорение или замедление социального развития, формирование научных и религиозных взглядов общества. Курс включает тот минимум исторических и географических названий, который необходим для определения местоположения исторических событий на карте и пространственного соотнесения исторических фактов друг с другом.

Образы истории формируются в процессе изложения фактов. По возможности, у студентов должно быть яркое и живое представление за каждым отдельным событием и типичным явлением. Элементом этого должен быть минимум числовых показателей и шкал, определяющих размер объектов, количество людей, например, соотношение численности сражающихся войск и т.д. Язык цифр должен быть экономичным и содержательным.

Ученики 6-го класса плохо изучают безликую историю. Характеристики исторических фигур и описание их деятельности помогают определить цели, методы борьбы, а также типичные характеристики социальных классов и партий, которые представляли фигуры. Включение имени и яркой картины исторической фигуры не усложняет задачу, но облегчает учащимся запоминание событий, в которых была задействована фигура. Например, студентам гораздо труднее вспомнить факты борьбы аристократов с разоренными крестьянами в Риме в 30-х — 20-х годах II века до н.э., если эти события не конкретизируются описанием деятельности и судьбы лидеров движения — грачан.

Наиболее важным вопросом при построении школьного курса по истории Древнего мира является отбор исторических концепций:

  • Относящийся к одному или нескольким народам и странам, напр: Гладиатор, Колонна, Демос;
  • Содержится в общей формации, например, : Раб, рабовладелец;
  • связанные с несколькими социально-экономическими формациями, например: классы, классовая борьба, государство, культура. Содержание последних терминов доступно лишь постольку, поскольку оно относится к первым двум социально-экономическим формациям.

Необходимым условием отбора материала в курсах истории является согласованность между его компонентами. Бедный фактами курс превратится в эпизодические очерки истории или общие утверждения без доказательств для студентов, а при недостаточном раскрытии связей и отношений между историческими фактами и недостаточном обобщении в виде концепций — в перечень фактов и сведений для механического запоминания. Как правило, в курсе не должно быть фактов, которые не используются в анализе и обобщении и не оказывают педагогического воздействия на учащихся, а также обобщений, неубедительных для детей выводов из анализа и обобщения фактов.

Структура материала, отобранного для курса, призвана помочь студентам лучше понять как исторические концепции, обобщающие связи и отношения между фактами, так и последовательное развитие исторического процесса в целом. По этой причине в структуре курса сочетаются тематический и хронологический порядок изложения материала. Каждый урок тематичен, логически связен и, как правило, приводит к определенным выводам и обобщениям. Отдельные темы сгруппированы в темы более высокого уровня, которым соответствуют главы учебника. В 6 классе переходы от истории одной страны к истории другой должны быть как можно более редкими. Здесь материалы внутри тем и сами темы расположены в хронологическом порядке, насколько это возможно.

Применение нетрадиционных форм обучения в истории древнего мира

Сегодня практически каждый учитель истории хотя бы иногда применяет в своей работе нетрадиционные формы обучения с учащимися. На наш взгляд, это связано с формированием нового стиля педагогического мышления учителя, который ориентирован на эффективное решение учебных задач на скромном количестве предметных уроков с целью усиления самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

Арсенал форм обучения современных учителей истории не только обновляется под влиянием возрастающей роли личности ученика в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм подачи материала.

В последнее десятилетие перед современным учителем истории стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих тем на уроке невозможно без наличия у студентов опыта диалога, дискуссии и участия в творческой деятельности. Коммуникативные навыки и умение моделировать ситуации становятся все более важными в нашей сложной жизни.

Видимо, этим объясняется растущее внимание учителей истории к нетрадиционным формам преподавания. Следует помнить, что шестой класс — это переход от знакомства учащихся с историей к ее систематическому изучению. Поэтому использование нетрадиционных уроков будет способствовать лучшей адаптации студентов к изучению большого объема исторического материала.

Исходя из этого, нетрадиционная форма обучения является необходимым элементом любого типа обучения для детей среднего школьного возраста.

Рассмотрим подробнее такие формы нетрадиционного обучения, как историческая игра и урок-дискуссия.

Историческая игра.

Игра на уроках истории — это активная форма обучения, где моделируется конкретная ситуация прошлого или настоящего, люди — участники исторической драмы — «оживают» и «действуют». Важно во время такого урока создать игровое состояние учащихся — специфическое эмоциональное отношение к исторической действительности. Студенты как бы наполняют «мрачную» историю персонажами, которых они сами представляют, в играх разного рода.

Игра побуждает ребенка реинкарнировать в другого человека из прошлого или настоящего, заставляет его «перепрыгивать через себя», представляя взрослого и «примеряя» образ, далекий от повседневной практики. Понимая мысли, чувства и действия своих героев, студенты моделируют историческую реальность. Таким образом, звания, полученные в игре, становятся лично значимыми, эмоционально окрашенными для каждого ученика, что помогает ему лучше понять, «почувствовать» изучаемую эпоху.

Понятно, что такая сложная задача требует от ученика мобилизации всех способностей, побуждает его к освоению и углублению новых знаний, расширению кругозора и, главное, позволяет ему овладеть целым рядом важных «взрослых» навыков, особенно коммуникативных. Развиваются перцептивные и эмпатические способности школьников.

Методисты выделили две важные особенности исторической игры: наличие прямой речи (диалогов) участников и воображаемой ситуации, как если бы она происходила в прошлом или в настоящем (с обсуждением прошлого).

Игры классифицируются по различным признакам: целям, количеству участников, характеру отражения действительности. В частности, выделяют имитационные, символические и исследовательские игры. Первые связаны с игровым моделированием той или иной сферы деятельности (имитация реальности), вторые основаны на четких правилах и символах игры, третьи связаны с новыми знаниями и способами действий.

Давайте подробнее рассмотрим классификацию, которая делит игры на деловые и ретроспективные.

Имитационная игра моделирует ситуацию более позднего периода в сравнении с изучаемой исторической средой, студент берет на себя роль современника или потомка, который исследует исторические события (археолог, писатель, журналист). Очевидно, что существует два подтипа такой игры.

Одна из них — дискуссионная игра, в ходе которой воображаемая ситуация сегодняшнего дня воссоздается со спором, дискуссией (споры, симпозиумы ученых, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и т.д..). ) — такая игра построена на тренировочном диалоге, но и с определенной программой мероприятий осуществляется с большой долей импровизации детей.

Другой формой имитационной игры является исследовательская игра, которая также основана на воображаемой ситуации настоящего, исследования прошлого, но, в отличие от предыдущей формы, основана на индивидуальных действиях «героя», который пишет эссе, письмо, школьную книгу, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.

Ретроспективная игра (существует также термин «реконструктивная») моделирует ситуацию, ставя студентов в положение свидетелей и участников событий прошлого, каждому студенту отводится роль представителя определенной социальной группы или даже исторической личности. Главной особенностью этого типа игры является «эффект присутствия» и принцип исторической фантастики — «так могло бы быть».

Для такой игры ученик обычно придумывает имя, факты биографии, профессию, социальный статус своего «героя», а в некоторых случаях даже готовит костюм, думает о внешнем образе. В то же время, он должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и отношениях персонажа. Ретроспективные игры помогают учащемуся «войти» в исторический период, почувствовать аромат эпохи, «увидеть» определенных людей своим мировоззрением и действиями в конкретной исторической ситуации того или иного времени.

Ретроспективные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые.

Ролевые игры ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей — участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Они подразделяются на следующие подтипы: Театральное представление, театральная игра и проблемно-дискуссионная игра.

Театральное представление имеет четко определенный и прописанный сценарий, по которому действие разыгрывается на театральной сцене. Он воссоздает различные образы и картины прошлого. Все атрибуты театрального представления, включая декорации, костюмы актеров, должны иметь свое место. Важность такого спектакля для учеников заключается не только в «оживлении образов» прошлых эпох, но и в последующем обсуждении этих сцен всем классом. Дети узнают время и место исторического явления и его участников — представителей определенных социальных классов — в действиях персонажей спектакля.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Место игры в педагогическом процессе детского сада
  2. Изучение истории становления и развития методики преподавания математики в России
  3. Планирование воспитательной работы педагога, куратора со студентами в колледже
  4. Личность современного педагога-воспитателя: слагаемые мастерства и проблемы
  5. Преподавание риторики в школе
  6. Методика обучения русскому языку и чтению в коррекционной школе
  7. Научно-педагогические идеи Н. И. Пирогова о гуманистическом и общественном воспитании и образовании
  8. Организация досуга
  9. Метод проектов как инновационная форма организации образовательной деятельности
  10. Модернизация традиционной системы обучения