Для связи в whatsapp +905441085890

Образовательная система ДОУ — Понятие и сущность психического развития детей дошкольного возраста

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе и в образовании, требуют всестороннего понимания. Длительное отчуждение человека от подлинной духовной культуры, от национальных корней и традиций, от веры привело к кризису общественного сознания, который выражается в крайне неблагоприятной социальной атмосфере: росте криминогенности общества, увеличении преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенной морали. В психологии образования тема воспитания получает иную интерпретацию, особенно когда речь идет о проблеме развития ребенка. В педагогике образование связано с развитием. Веря в творческие силы в душе ребенка, в действенность внутренних факторов в жизни души, современные педагоги озабочены тем, чтобы ребенок имел здоровое, сильное, творческое развитие в определенных областях. Одни занимаются развитием тех талантов, которые заложены в ребенке, укреплением и развитием тех психических функций, которые позволяют ребенку полностью выразить себя.

Дошкольный возраст — важнейший период формирования личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка уважать и понимать других людей. Когда ребенку больше трех лет, он начинает наблюдать за внешним миром, у него открывается возможность новых восприятий и переживаний, и ему необходимо богатство психических впечатлений. Он должен направить свое внимание на самые красивые и изящные явления природы и их таинственную целеустремленность. Слишком рано усложнять его объяснениями; достаточно того, что он должен был заметить, что скрыто и явлено в мире совершенства. Пусть он любуется красотой бабочек и цветов, созерцает величественные и легкие, а иногда огромные и глубокие облака, слушает ноты жаворонка и трели соловья, любит шорох леса, созерцает добродушную задумчивость коровы, ценит своенравную смекалку лошади и грацию кошки.

Целью дошкольного образования является не только формирование определенной суммы знаний, но и развитие основных личностных навыков, социальных и культурных навыков, основ экологически грамотного поведения, здорового образа жизни, то есть основ духовности личности.

Таким образом, разработка концепции духовно-нравственного становления личности представляется актуальным, востребованным, но практически не разработанным направлением в педагогической теории. Рассматривая эту концепцию, следует отметить, что «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы», дополненная и продленная до 2005 года, начинается словами: «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни, является неотъемлемой частью развития общества и государства». В нем образование рассматривается как целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовности учащихся на основе общечеловеческих и национальных ценностей, оказание им помощи в самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для развития их личности.

В определении образования четко сказано, что это деятельность, создающая условия для развития духовности. Следует добавить, что физические и психические характеристики человека, которые он получает от рождения, являются объективной данностью и могут также рассматриваться как условия, в которых происходит развитие и формирование личности. Для того чтобы понять реальный процесс психического развития, необходимо найти источник развития и определить, что определяет направление развития. Здесь необходимо уточнить определение понятия «душа». Одним из главных смыслов в христианской антропологии является личность человека в его отношениях с Богом, его истинное «Я», его «квинтэссенция», которую никто, кроме Бога, не может уничтожить.

С точки зрения аксиологического и антропологического подходов, основными, сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность, которые связаны с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность).

Образовательная система ДОУ - Понятие и сущность психического развития детей дошкольного возраста

Понятие и сущность психического развития детей дошкольного возраста

Прояснению понятия «духовность» способствует диада «духовность-мораль», поскольку между ними существует не только семантическая, но и онтологическая связь: Нормы и принципы морали получают идеологическое обоснование и выражение в идеалах добра и зла, которые являются категориями духовности. Суть духовности заключается в выходе за пределы человеческой реальности и ее собственных ограничений. В факте существования духа в человеке, более глубокая, фундаментальная реальность проявляется в парапсихических явлениях и феноменах трансперсонального опыта. Духовность — это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональным размышлением, то, что относится к высшим возможностям человеческой души, то, что заложено в фундаменте его личности.

Наиболее релевантным для целей нашего исследования является следующее определение духовности: духовность — это высшее, предельное, возвышенное, к чему стремится человек. Это «высшее» может быть низким, но духовность всегда является предметом устремлений человека, вектором (направленностью) его души, стремлением к избранным целям (ценностям).

Связь духовного становления ребенка, развития всех его сил с познанием мира и человека позволяет рассматривать традиционное воспитание как явление русской духовной культуры. Воспитательный процесс в традиционной русской педагогике был направлен на сохранение и развитие детской одаренности. Выполнить такую задачу в одиночку в школе было невозможно. В то же время содержание школьного образования определялось задачей научно обоснованного познания мира и формирования представлений о внутреннем мире. Духовно-нравственное воспитание следует рассматривать как создание условий для духовно-нравственного становления человека. Вся история духовного развития человека, — пишет профессор В.И. Несмелов, — сводится по существу только к истории его поисков решения загадки самого себя.

Необходимость совершенствования деятельности педагогов дошкольных учреждений по развитию духовности воспитанников продиктована возрастающей ролью духовного фактора в регуляции поведения людей, сложностью приспособления личности в условиях быстро меняющейся жизни. Разумно организованная образовательная деятельность раскрывает перед дошкольниками огромную роль духовных ценностей, которые являются условием для дальнейшего верного выбора ими жизненных планов и нахождения цели и смысла жизни. Поэтому, организуя деятельность дошкольников, педагоги ДОУ стремятся создать условия, в которых у дошкольников формируются высшие социальные потребности, развиваются правильные представления о поведении человека, смысле жизни, идеале, счастье, то есть формируется духовность.

Надо, не надо, можно — понимание этих моральных истин и следование им в жизни свидетельствует о высокой нравственной культуре. Но на этот уровень нравственного развития поднимаются только те, кто знает и претворяет в жизнь педагогическую истину, которая настолько же проста, насколько и мудра: Чтобы запрет был дан вашим ученикам, должно быть десять мотивов для активных действий. Чтобы человек понял, что значит нельзя, он должен быть убежден, что это необходимо. С отношения к окружающему ребенка миру вещей и живых существ — книге, тетради, цветку, птице, собаке — начинается человеческая культура, начинается отношение к человеку. Каждое правило можно повернуть к ребенку так, чтобы исчез запрет и возник призыв к деятельности, который вдохновляет человека и помогает ему утвердиться на поприще добра. Не держите детей в рабстве запретов: не вырывайте цветы, растущие на школьном дворе. Освободите их от этих оков, дайте им полную свободу, но одухотворите их трудом: пусть каждый из вас вырастит на школьном дворе цветок, питаемый вашими заботами.

Искусство воспитания заключается в том, чтобы очеловечить мир окружающих его вещей, через отношение к вещам он учится правильно, по-человечески относиться к людям. Ребенок должен «одухотворять» вещи, которые приходят в его жизнь, должен чувствовать в них человечность — разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок не испытывает этого, ему будет чужда истинно человеческая тонкость натуры, чувствительность восприятия, у него будет то, что можно назвать моральной толстокожестью, безразличием, хладнокровием, а на самом деле это моральное невежество.

Таким образом, для того чтобы ребенок очеловечил мир вещей, научился через вещи относиться к людям как к людям, необходимо побудить его к деятельности. Не напрягая умственных сил, присущих детской деятельности, маленький гражданин (ребенок должен быть гражданином в определенном смысле — понимать и чувствовать значение человеческого, социального, коллективного) никогда не поймет, что это невозможно, недопустимо, нельзя.

Духовность

Многие исследователи связывают термин «духовность» с такими понятиями, как образование, редкое развитие, направленное на развитие духовной культуры личности.

Духовная культура основана на нравственных чувствах. Они стабильны и определяют отношение к окружающим, к работе, к самому себе. Самоотношение — это рефлексия, т.е. бескомпромиссный критический самоанализ в контексте «Я и другие» и внутреннее стремление к нравственному самоисправлению, самосовершенствованию. Культура эмоциональных проявлений — важнейший параметр общей культуры человека (образованный, интеллектуальный человек может вести себя так, что его с трудом терпят окружающие).

В процессе духовного развития также необходимо уделять большое внимание знакомству детей с произведениями устного народного творчества с народными представлениями, народной музыкой и танцами, декоративно-прикладным искусством Республики Татарстан.

В процессе умственного развития дошкольников педагогам необходимо строить занятия, позволяющие детям выполнять следующие задачи:

  • Находить причины и следствия событий, происходящих в конкретном историческом и географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живущих в другое время;
  • различать общее и особенное в культурных явлениях;
  • имеют дело с прошлым и настоящим своей культуры;
  • воспитание чувства любви к своей родине, знакомство с символами родного города и государства, развитие чувства принадлежности к своему народу.

Большинство детских садов в Российской Федерации реализуют подпрограмму «Приобщение к истокам народной культуры» (авторы Князева и Маханева). (авторы Князева и Маханева), которая дает детям представление об особенностях наших предков, фольклоре народов, народных промыслах и так далее.

Данная программа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром основана на принципах непрерывного освоения культурно-исторического пространства путем движения от ближнего к дальнему.

Воспитание чувства духовности у детей дошкольного возраста — это сложный, длительный процесс, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна проводиться систематически, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и в разных направлениях.

Важнейшим компонентом духовного развития является культура желаний. В основе культуры желаний лежит мера, гармония, соотношение желаемого и возможного в контексте «я и общество», «я и другие», «я и мои желания». Образованный человек умеет себя ограничивать — только тогда можно говорить о духовной культуре, в том числе о такой ее составляющей, как культура желаний. К этому списку следует добавить еще одно важное умение: чувствовать другого, быть внимательным, тактичным, чутким и отзывчивым. Для развития психической культуры дошкольников необходимо особое воздействие на их эмоциональную сферу. Эти функции выполняет воспитательное стимулирование ценностных эмоций, т.е. эмоциональное стимулирование.

Под эмоциональным стимулированием понимается гибкий «набор» педагогических средств, направленных на потребностно-мотивационную сферу дошкольников, которые вызывают у них переживания, отношения или действия, соответствующие моральным ценностям. Стимулирование значимых для ребенка эмоций способствует рефлексии самооценки — основе развития духовной культуры. Можно выделить следующие относительно независимые, но взаимосвязанные компоненты, которые мы считаем эмоциональными стимулами. К ним относятся игра, соревнование; проблемно-ориентированные, эмоционально-изобразительные (художественные) и оценочно-самооценочные (рефлексивные) стимулы. Именно эти педагогические средства наиболее ориентированы на воспитание и развитие психической культуры детей.

Структура и механизм образовательного процесса психического развития детей дошкольного возраста

Анализ образовательных концепций, опубликованных в последние годы, показывает изменение подходов к воспитанию и образованию в связи с гуманистическими ориентациями и их направленностью на общечеловеческие и культурные ценности. В целом, однако, они несут на себе печать «экологического» подхода, который доминирует в координатах классовой идеологии.

Ученые уже давно уделяют особое внимание физическому развитию растущего человека, они также говорят о развитии сил души, то есть о развитии духовных функций и социальном взрослении человека. Но в то же время не учитывалось влияние духовного мира на развитие ребенка. Такой подход к изучению детства позволил обнаружить множество закономерностей в процессе развития как физических, так и психических функций. Но многие явления психического развития дошкольников остались труднообъяснимыми для психологов и педагогов, что заставило их заняться изучением бессознательного мира и создавать различные психоаналитические концепции, которые являются скорее гипотетическими, чем эмпирическими и научными. Это особенно актуально при изучении раннего детства. Трудность, с которой сталкиваются психологи и педагоги при изучении психической культуры детства, да и не только этого периода, связана с неполным представлением о составе человека. Светские психологи и педагоги основывают деление детства на периоды либо на физиологических изменениях, либо на развитии психических функций.

Наиболее известной является периодизация детского развития, предложенная Л.С. Выготским. В нем ученый отмечает внутренние изменения самого психофизического развития. Он рассматривает не реализацию, модификацию и комбинирование предрасположенностей, а развитие как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся постоянным возникновением и формированием новых, не ранее пройденных предыдущих этапов. Критериями развития являются новообразования — новый тип структуры личности (следует понимать, что это не личность, а индивидуальность), ее активность, психологические и социальные изменения, ее тип, отношения со средой, ее внутренняя и внешняя жизнь, весь ход развития в данный период.

Рассматривая психическое развитие как неравномерный процесс, Выготский различает стабильные возрасты (периоды так называемого молекулярного накопления) и прерывистые новообразования, которые приводят к кризисам, когда ребенок за короткое время меняет целое в его основных чертах. Кризис, возникающий незаметно, проявляется в виде трудностей в обучении, выпадения из системы педагогических воздействий, снижения школьной успеваемости и трудоспособности, возникновения конфликтов. Выготский ищет источник духовного развития в окружении ребенка, но обращает внимание на обратное влияние, проявляющееся у ребенка в формировании отношений между ним и окружением.

Говоря о механизме развития духовности дошкольников, следует отметить, что многие коллективы дошкольных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста успешно решают такие задачи, как обеспечение интеграции воспитательных систем детского сада и начальной школы, которые способствуют развитию нравственных качеств воспитанников, в том числе развитию духовности. Предварительный анализ состояния воспитательно-образовательной системы в дошкольных учреждениях помог определить пути реализации задач духовного развития дошкольников на практике путем:

  • Разработка и проектирование единых культурных, образовательных и социальных программ, которые дополняют, углубляют и развивают духовность детей;
  • научно-методическое обеспечение процесса интеллектуального развития;
  • Обеспечить профессиональное взаимодействие учителей и воспитателей в подготовке практической реализации задач воспитания духовности;
  • Определить и создать условия для достижения успеха каждого ребенка на индивидуальной психолого-педагогической основе;
  • Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и детей с различными проблемами;
  • — Выработка общих механизмов управления процессами духовного развития.

В нынешней ситуации акцент в системе образования делается не на формирование человека с определенным запасом знаний и навыков, а на самостоятельную, творчески и умственно развитую личность. Но, к сожалению, нужно отметить, что на практике не хватает новых методов работы с детьми в этом направлении.

Команда преподавателей

Поэтому педагоги дошкольных учреждений разрабатывают свои программы, системы методических приемов, с помощью которых должна осуществляться деятельность, направленная на развитие духовности, и центральное место среди них занимают методы, направленные на формирование духовной культуры ребенка. Вот лишь некоторые из тем таких занятий:

  • Милосердие, благородство и способность понимать себя и других.
  • Патриотизм (классовый цикл), красота вокруг и в вас; уверенный и неуверенный в себе человек.
  • «хочу» и «надо»; человеческое достоинство; что такое толерантность?
  • С чего начинается взросление; легко ли быть человеком; помоги себе сам .

В работе многих дошкольных учреждений по умственному развитию дошкольников широко распространена работа над проектами. Проект возглавляют педагоги, они же являются координаторами всех встреч проекта, главными генераторами идей и инноваций.

Акцент на умственное развитие в дошкольных учреждениях реализуется в различных образовательных проектах: «Нравственно-эстетическое воспитание», «Физкультурно-оздоровительная работа», «Экологическое воспитание», «Патриотическое воспитание» и др.

Приемы психического развития дошкольников должны так или иначе «подводить» детей к эмоциональным состояниям и переживаниям. Чаще всего детям нужно предлагать попытаться понять опыт другого человека, сопереживать ему, найти аргументы в защиту того, кто совершил этическую ошибку. Что он/она чувствует, что он/она испытывает?

Возможные задания, предлагающие поразмышлять над ситуацией:

  • Когда они говорят о сострадании, я не могу не думать…
  • Это заставляет меня чувствовать…
  • Я так хотела…

Предлагая такие задания, лучше всего использовать жизненные ситуации и практический опыт дошкольников.

Различные типы заданий — игровые, практико-активирующие или эмоционально-воображающие «конструкторские» — формируют моральные установки и привычки. Очень полезные упражнения на уроках этики: выбор слов, интонация при обращении к людям — просьба, приветствие, благодарность;дети развивают умение сдерживать себя, разрешать конфликты этическим путем. Дошкольники готовят подарки для своих друзей дома — поделки, рисунки, стихи — все, что может порадовать друга.

Дошкольное образование справедливо предполагает, что нравственность и интеллект структурно и жизненно связаны, они определяют духовный мир человека. Поэтому ребенок должен жить в морально и интеллектуально насыщенной атмосфере с момента поступления и до завершения дошкольного образования. Каждый вид деятельности в дошкольном учреждении должен в той или иной мере содержать свой специфический потенциал — как нравственного просвещения, так и основ культуры — художественной, гуманитарной, философской, экологической, технической, научной. Поэтому психологическая атмосфера в дошкольном образовательном учреждении может быть только гуманистической.

Какое содержание образования, формы, методы, технологии развивают духовную культуру дошкольников? Как можно активизировать свою эмоциональную сферу? — Практический цикл лекций и педагогических советов в дошкольных учреждениях должен решить эти вопросы. Поскольку каждый студент находится на своем уровне развития духовной культуры, мы должны уметь измерять этот уровень: знать методы диагностики учебного процесса и деятельности воспитателя.

Поэтому в начале года дошкольное учреждение готовит программу интеллектуального развития воспитанников на основе ключевых идей, а также примерное содержание и формы, которые можно использовать в работе с дошкольниками.

Для определения уровня психического развития дошкольников педагоги выбирают диагностические методики, ориентированные на конкретные возрастные этапы: игровые, рефлексивные, аналитико-ситуативные.

Основными методами диагностики являются анкетирование, наблюдения, анализ педагогической деятельности детей, диагностическая методика определения самооценки воспитателей.

На основе обобщенных данных, полученных в ходе диагностики детей и педагогов, проектируются используемые в работе образовательные программы и технологии, имеющие личностно-ориентированный характер. Образовательная система дошкольного учреждения предоставляет детям возможность развивать и реализовывать свои интеллектуальные потребности и способности не только на занятиях, но и в коллективно-массовой деятельности, совместных играх.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Анализ содержания работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних
  2. Особенности нравственного воспитания младших школьников
  3. Нормы социальной педагогики
  4. Современные педагоги-новаторы
  5. Чему не учат в школе и вузе?
  6. Проектная деятельность младших школьников в сфере эстетического воспитания
  7. Методы воспитания
  8. Технология укрупнения дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев)
  9. Модель развития социального интеллекта у старших дошкольников, на основе идей М. Монтессори
  10. Система высшего образования в Японии