Для связи в whatsapp +905441085890

Образовательные программы для детей дошкольного возраста — Понятие «чувство времени» в учебно-психологической литературе

Чувство времени — это естественная эстетическая способность человека ощущать, гармонизировать, синхронизировать виртуальный и реальный миры.

Чувство времени как эстетическое качество личности развивается в течение жизни. Однако основы эстетического чувства закладываются в дошкольном возрасте, когда ведущей сферой деятельности ребенка является игровая деятельность. Именно в этот период формируются основы эмоциональной культуры.

Итак, прежде чем мы определим теоретические основы чувства времени, давайте рассмотрим основные подходы к пониманию эмоций и чувств.

«Эмоции (встряска, возбуждение) — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регуляции активности субъекта, отражая значимость внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности».

P. Информационная концепция эмоций В. Симонова внесла значительный вклад в понимание эмоциональной сферы человека. Согласно этой теории, эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности человека и оценкой, позволяющей удовлетворить эту потребность. Содержательная концепция эмоций П.В. Симонова называется общим законом человеческих эмоций.

Эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства).

На языке обывателей эмоции часто называют чувствами. В действительности научное использование этого термина ограничивается случаями, когда человек выражает положительное или отрицательное, то есть оценочное отношение к каким-либо объектам.

Что касается чувств, то они больше соответствуют условиям деятельности и возникают в зависимости от успешности (неуспешности) реализации инстинктов. Чувства не смешиваются, а сменяют друг друга. Чувства возникают на более поздних этапах эволюции и в основном являются врожденными у человека.

В соответствии с традициями жилой психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Основой для их различения является предметный характер, который возникает в результате специфического обобщения эмоций, связанных с представлением какого-либо объекта. А.Н. Леонтьев также указывает, что чувства образуют ряд уровней: от непосредственных чувств к конкретному объекту до высших социальных чувств, связанных с общественными ценностями.

Чувства — это устойчивые эмоциональные установки, которые выступают как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как определенная «заключенность» в них. В процессе регуляции поведения чувствам отводится роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.

Поэтому между чувствами и эмоциями нет прямого соответствия: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, а одно и то же чувство может быть выражено в разных эмоциях.

«Эстетические чувства — это отношение человека к прекрасному и безобразному, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. Эти чувства реализуются через эмоции, интенсивность которых варьируется от легкого возбуждения до глубокой тревоги, от простой эмоции удовольствия до чувства подлинного эстетического наслаждения. «

А.Ф. Лобова дает процессуальную характеристику эстетических чувств. Существенными для данного исследования являются следующие свойства эстетических чувств: изменчивость, «текучесть», повторяемость, обучаемость, переключаемость, взаимозависимость,

Синхрония, «запор».

Автор выделяет группы эстетических чувств в зависимости от источника и происхождения явления, которое воздействует на человека и вызывает эти чувства:

  • соответствует природе (цвета, линии, пропорции, симметрия, ритм, динамика, темп, пространство, время),
  • социально значимые (метр, гармония, тон, стиль, форма, изящество, пластичность, интонация, тембр)
  • духовно ценные (прекрасное, возвышенное, комическое, безобразное, трагическое, героическое, низкое).

Чувство времени, как мы видим, входит в группу естественных чувств. Дошкольный возраст — чувствительный период для формирования естественных чувств, в том числе чувства времени.

Чувство времени — это реальная оценка мира, способность правильно оценивать время непосредственно. В мифологии Хронос — бог времени, который управлял движением и гармонией мира, а чувство времени — это «бог» внутреннего мира конкретного человека, оно синхронизирует все процессы.

Образовательные программы для детей дошкольного возраста - Понятие "чувство времени" в учебно-психологической литературе

Понятие «чувство времени» в учебно-психологической литературе

Эстетическая хронология неотделима от пространства и ритма и представляет собой логику космоса, природы и общества, в которой человек является мерой и частью всеобщего единства мира.

В эстетике временная (темпоральная) природа и форма целостного мира не тождественны представлениям человека о линейной хронологии в природе и жизни. Эстетический образ мира строится на принципиально иных основаниях, не тождественных простому линейному ряду. Эстетический образ включает в себя множество временных характеристик и единиц. Но в то же время ощущение времени основано на том, как один момент сравнивается с другим.

Александр Леонидович Чишевский приводит следующий пример: Если вы ударите по предмету, вы услышите звук; если вы ударите по предмету снова через несколько минут, вы снова услышите звук. Пространство между этими звуками — это то, что человек называет «временем». Когда он слышит второй звук, первый остается в воображении, и в памяти остается только одна часть информации. Человек, который сравнивает информацию, хранящуюся в памяти, с переживаниями в данный момент, обретает чувство времени. По мнению Чижевского, без этого сравнения не было бы чувства времени (если у человека провалы в памяти, то мозг не в состоянии делать такие выводы, следовательно, не было бы и чувства времени).

Чувство времени как эстетический феномен — это единство конечного — бесконечного, субъективного — объективного, соматического — духовного — ментального отражения целостной, объемной структуры времени.

Единство пространства, времени и ритма образует динамическую триаду, которая в своем сочетании создает натуралистическое эстетическое чувство.

Восприятие времени как сбалансированного ощущения природных, социальных, космических процессов становится эстетическим феноменом, т.е. эстетическим качеством личности, в процессе развития у детей разнообразного чувства времени. Различные виды времени создают полифонию чувств ребенка и помогают синхронизировать и гармонизировать их.

Эстетическое восприятие времени включает в себя следующие виды времени:

  1. объектив-природа, в которой находятся неодушевленные физические объекты, — это физическое время, оно протекает линейно и последовательно.
  2. объективно-субъективное время рассматривается как социальное и личностно-психологическое. Люди, нации, индивидуумы измеряют свое существование по ней. Психологическое время характеризуется отсутствием строгой линейности и необратимостью.
  3. искусственное время, рассматриваемое в произведениях художественной литературы. По сути, он представляет собой виртуальную реальность в преломлении реальности. Художественное время существует на основе вымышленных или реальных персонажей внутри художественного текста.

Таким образом, эстетическое чувство времени — это естественная эстетическая способность человека гармонизировать, синхронизировать и регулировать виртуальный и реальный миры. Единство художественной, творческой и эстетической деятельности — это путь к развитию у ребенка чувства времени как эстетической способности.

Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста

В литературе практически отсутствуют описания возрастной выраженности и развития чувства времени как эстетического качества личности. Существуют работы по развитию физического времени (Т.Д. Рихтерман), а также работы по психологии и психиатрии российских и зарубежных исследователей (М.А. Немировская, Д. Арлов, Харнер, Л. Эймс), которые дают представление о возрастных особенностях развития представлений о времени на основе психоанализа.

Психоанализ внес значительный вклад в понимание развития чувства времени в разном возрасте. Практически все в психоанализе связано с временными процессами. Центральное место в психоаналитической практике занимает концепция переноса, которая предполагает воспроизведение прошлого опыта в настоящем и последующий перенос его в будущее, что делает время важной и ведущей категорией в психологии.

В психоаналитических исследованиях М.А. Немировской подробно описано освоение детьми основных свойств времени. Анализируя работы зарубежных психологов, она проследила этап за этапом проявление «отношений» со временем и возникновение чувства времени у детей разного возраста.

Психоанализ выделяет следующие стадии развития ребенка: раннее детство (до одного года) — оральная стадия, со второго года — анальная стадия, в 4-5 лет — эдиповая стадия, в 6-8 лет — латентная стадия — все эти стадии можно отнести к сенсорному периоду развития соматического ощущения времени.

Психоаналитические характеристики восприятия времени являются подтверждением педагогических взглядов на развитие чувства времени как качества эстетической личности. Прежде чем время становится эстетическим, ребенок проходит стадии развития: Адаптация, ориентация, информирование, осознание.

Несмотря на многочисленные трудности, дети начинают узнавать о времени в раннем возрасте. Ребенок живет, подчиняясь времени: через определенные промежутки времени его кормят, купают, укладывают спать. Плачем, беспокойством и капризами ребенок сигнализирует взрослым о том, который час. Мерой времени в данном случае является продолжительность основных органических функций. С педагогической точки зрения эту фазу времени преодоления (до одного года) можно условно назвать фазой адаптации.

Понимание времени в первые годы жизни (1-3 года) уже происходит не только эмоционально, но и когнитивно. Внешний вид языка играет важную роль. Для обозначения временной последовательности дети начинают использовать довольно общие категории: «сейчас», «сейчас», «сначала», «потом», «скоро». В этом возрасте время воспринимается детьми очень конкретно и опосредованно, то есть через косвенные признаки и действия: «день — это полдень», «вечер — это когда все приходят домой». Первые вопросы, связанные со временем, также появляются в языке: «Который час?», «А когда она вырастет?». Такой период ознакомления определяется как период ориентации.

В возрасте от трех до пяти лет вопросы в это время сосредоточены на себе, позже интерес распространяется на других. С увеличением возраста увеличивается количество вопросов, направленных на восприятие ребенком самого времени и его различных аспектов. Детей интересуют меры времени, их количественное выражение, последовательность, длительность временных определений. Формируются понятия «прошлое» и «будущее», хотя в то же время детям трудно усвоить понятие «настоящее». Настоящее» является для ребенка эмпирической категорией, границы которой могут иметь различное протяжение. Субъективно «настоящее» может охватывать минуту или целый день.

В этой фазе большая часть полученной информации переходит в долговременную память. Этот период является переходной фазой, основанной на трансформации памяти, и представляет собой фазу познания.

В период старшего дошкольного и младшего школьного возраста психосоматический и психический этап развития детей позволяет им осознать биологические часы. Они начинают по-настоящему ориентироваться во времени. Дети становятся более активными и могут быстрее включаться в деятельность и легче переключаться с одного вида деятельности на другой.

Таким образом, ментальные структуры существуют и развиваются во времени, но не в линейном времени как непрерывной последовательности событий, а в ментальном времени, которое включает в себя активное взаимодействие прошлого, настоящего и будущего.

В этот период он воспринимает прошлое фрагментарно и эпизодически; он понимает и реагирует на физическое настоящее и соотносит его с психологическим настоящим; будущее представляется ему манящим, многообещающим, безграничным, а привилегии и удовольствия, которые оно принесет, предвкушаются с нетерпением. Такой период управления временем называется реалистичным и представляет собой этап сознания.

Именно этот период становится наиболее чувствительным к развитию чувства времени как эстетического качества личности (начинается гармонизация и синхронизация различных типов времени).

Время — универсальная, фундаментальная категория в восприятии ребенком окружающих его людей и вещей. Он ориентируется во времени, изменяя биологические ритмы своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.д.), но они регулируются социальной средой.

Научившись регулировать мысленное и объективное время, воспринимать временные изменения и синхронизировать процессы, ребенок приобретает эстетическую способность управлять восприятием времени.

Значение игры для развития детей дошкольного возраста

Для того чтобы проанализировать игру как деятельность, необходимо сначала раскрыть ее природу. В литературе по зарубежной психологии широко распространены биологические теории игры, согласно которым детская игра вызывает врожденную биологическую потребность в активности, присущую как животным, так и людям. Они пытаются связать развитие детской игры с соответствующими этапами развития человеческого общества.

Важность сферы мотивации ребенка, осознанного желания учиться. Обращая внимание на эту особенность игры, Д. Б. Эльконин пишет: «Ценность игры не ограничивается тем, что у ребенка появляются новые мотивы деятельности и связанные с ней задачи. Принципиально важно то, что в игре появляется новая психологическая форма мотивов. Происходит переход от мотивов, которые принимают форму предсознательных, аффективно окрашенных, непосредственных желаний, к мотивам, которые принимают форму обобщенных намерений, находящихся на грани сознания.

Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования новых потребностей, но ни в одном другом виде деятельности вступление во взрослую жизнь не является таким эмоционально наполненным, таким эффективным высвечиванием социальных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Это первое и самое важное значение игры в развитии ребенка.

С наступлением дошкольного возраста у ребенка уже есть определенный жизненный опыт, который еще недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные навыки, чем сформировавшуюся способность реализовать навыки в своей деятельности. Задача образования как раз и заключается в том, чтобы опираться на эти потенциалы для того, чтобы способствовать осознанию ребенка, инициировать его осмысленную внутреннюю жизнь.

Как решить эту проблему? Давайте рассмотрим некоторые основные положения, которые лежат в основе разработанной игровой системы.

Развивающие игры — это, прежде всего, совместная деятельность детей со взрослым. Именно взрослый привносит эти игры в жизнь детей, знакомит их с содержанием. Он пробуждает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом для подражания при выполнении игровых действий; руководитель игры — организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за соблюдением правил.

Но все это становится возможным только тогда, когда разработанная взрослым и предложенная ребенку игра в готовом виде (т.е. с конкретным содержанием и правилами) активно принимается ребенком и становится его собственной игрой. Свидетельством того, что игра принята, являются: просьба детей повторить ее, выполнение одних и тех же игровых действий — самостоятельно, активное участие в одной и той же игре при ее повторении. Только когда игра станет популярной и увлекательной, она сможет реализовать свой потенциал развития.

Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: Единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной деятельности детей. Играя, необходимо реализовать все эти условия, то есть каждая игра должна приносить новые эмоции, навыки, расширять опыт общения, развивать коллективную и индивидуальную активность. Игра — это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Дети в этом возрасте большую часть времени проводят за игрой.

Центр дошкольного детства «Запорожец» приводит классификацию игр в зависимости от инициативы играющих. Соответственно, выделяют три группы игр.

К первой группе относятся игры, возникающие по инициативе самих детей, как особая практическая форма отражения ребенком окружающей природной и социальной действительности. К ним относятся сюжетные игры — экспериментирование с природными объектами и явлениями, животными, игрушками и другими предметами — и сюжетно-ролевые игры (сюжетно-изобразительные, сюжетно-ролевые, театрализованные и театральные игры).

Ко второй группе относятся игры, которые создаются по инициативе взрослого (обучающие и развлекательные игры). Они переходят от взрослых к детям, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению любительских игр.

Третья группа состоит из так называемых традиционных или народных игр, которые берут свое начало в народной культуре. Особый интерес представляют архаичные народные игры: они позволяют оценить процесс формирования игр, приобщиться к универсальному и соответствующему ему механизму деятельности. Компьютерные игры как один из видов подвижных и интеллектуальных игр представлены в центре впервые. Компьютерные игры могут принимать форму режиссерской игры, а также использоваться в качестве обучающих игр.

Рассмотрим содержание дидактических игр и их использование для развития чувства времени.

Дидактические игры — это разнообразные игры с правилами, специально разработанные в педагогике с целью обучения детей. Они направлены на решение конкретных проблем детей в классе, но в то же время показывают развивающее влияние игровой деятельности (А.В. Запорожец). Дидактическая игра — это не только форма приобретения знаний и навыков, но она также направлена на развитие определенных качеств ребенка.

Анализ современных образовательных программ для дошкольного образования

Только осознав возможности и содержание работы в дошкольном образовательном учреждении, можно развить чувство времени. Для этого необходимо рассмотреть современные образовательные программы с точки зрения развития чувства времени в образовательной, воспитательной и игровой деятельности детей.

В развитии чувства времени образовательные программы имеют достаточно высокий потенциал, хотя последовательной и планомерной работы в этом направлении не предусмотрено.

Программа «Радуга» основана на идее развития детей через игру, так как авторы считают, что преобладание игровой деятельности в течение дня помогает создать в дошкольном учреждении атмосферу эмоционального тепла, безопасности и спокойствия. В программе используются ролевые игры, подвижные игры и игры с правилами во всех видах деятельности. При этом практически не уделяется внимания развитию у ребенка чувства времени, нет четкой системы, хотя есть определенные условия для создания условий для развития этого качества ребенка.

Программа «Развитие» предполагает развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в любом возрасте, что можно рассматривать как развитие чувства времени: интеллектуальное развитие предполагает освоение линейного времени, а творческое основано на развитии художественного времени. Игровая деятельность является неотъемлемой частью жизни детского сада и может способствовать развитию интеллектуального времени. Идея Л.А. Венгера о подкреплении (обогащении, наполнении) детского развития, предполагает гармонизацию внутренних процессов. Предоставление программы об универсальных действиях ориентировки детей в окружающей среде можно рассматривать как возможность для развития представлений о времени.

Программа «Истоки» направлена на развитие разносторонних способностей детей. На уроках музыки реализуются задачи формирования запаса впечатлений как представлений о прошлом, развивается способность выражать динамику музыкального образа в естественных пантомимических движениях, что способствует координации и синхронизации ритма, времени и пространства. Как видно из целей программы, развитию чувства времени не уделяется особого внимания. Однако следует отметить гармонизирующее происхождение символики программы («солнечный свет», «цветок», «яблоко», «лицо ребенка»). Благодаря структуре и ориентации эти символы изначально гармонизируют личность, что важно для развития у ребенка чувства времени.

В «Программе воспитания в детском саду» задача развития чувства времени не ставится, но она частично решается в разделах «Развитие элементарных математических представлений» и «Ориентировка во времени» по методике Т.Д. Рихтермана. Детей знакомят с измерением времени (1, 3, 5, 10 минут), тренируют линейное чувство времени, умение выполнять задания с часами и без них точно в срок.

Программа по ритмической скульптуре для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика» направлена на развитие ритмической скульптуры, моторики, умения передавать метрический ритм, тренировку психических процессов, что важно для развития психической природы времени. Чувство времени и пространства развивается в процессе ориентации в пространстве. Детей учат таким понятиям, как «большой — маленький», «быстрый — медленный», «далеко — близко», «длинный — короткий».

Программа «Синтез искусств в эстетическом воспитании» является развивающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления, развитие навыков восприятия произведений различных видов искусства. Учебная программа имеет достаточный потенциал для развития художественного времени посредством различных видов искусства. В нем нет отдельных задач по развитию эстетических чувств: чувства ритма, времени и пространства, но его содержание дает понимание временного характера литературного произведения, временного развития музыкального образа. В процессе ритмически организованной деятельности дети учатся ориентироваться во времени и пространстве, перестраиваться и адаптироваться в нем.

Также была проанализирована программа «Хронос». Он не повторяет структуру учебных программ и не связан с отдельным видом деятельности. Программа условно разделена на блоки, направленные на развитие основных видов времени. Дети знакомятся с различными атрибутами времени и узнают о различных свойствах времени. Программа «Хронос» предназначена для практического применения приемов и методов во всех ситуациях, на занятиях, в играх и самостоятельной деятельности, в развлечениях, а также при необходимости организации эстетической среды и эстетической деятельности детей.

Итак, проанализировав современные образовательные программы, можно отметить, что почти все они используют игровую деятельность как ведущий вид деятельности. Развитие чувства времени как эстетического явления не предполагается в процессе развития множественных способностей детей, за исключением программы «Хронос», которая была разработана специально для кинестетического развития детей. Однако следует отметить, что в рамках каждой программы можно организовать игровую и познавательную деятельность по развитию чувства времени. Для эстетического развития детей синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста является наиболее разработанной программой; она также имеет большие возможности для развития чувства времени.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Ориентирование по выбору
  2. Структура педагогики
  3. Средства обучения студентов
  4. Конспект коллективного труда во второй младшей группе
  5. Нетрадиционные методы обучения
  6. Формы зависимого поведения ребенка в семье
  7. Учебная деятельность как часть процесса обучения
  8. Книги по педагогике. Список литературы для профессионалов и преподавателей
  9. Особенность умственного развития детей с церебральным параличом
  10. Образование человека как субъекта обучения и воспитания