Для связи в whatsapp +905441085890

Общая характеристика эпохи просвещения — Особенности французского Просвещения

Период между Второй (Славной) английской революцией (1688-1689) и Великой французской революцией (1789-1794) называется эпохой Просвещения. Но если во Франции век Просвещения заканчивается революцией, то в некоторых других странах он охватывает начало XIX века.

Во временных рамках эпохи Просвещения (диаграммы 110 и 111) жили и работали английские философы Дж. Беркли (1685-1753), которого можно считать одним из основателей европейского субъективного идеализма, и Д. Бруклин. Юм (1711-1776), который возродил (на современной основе) античный скептицизм и агностицизм. Таким образом, если D. Юм близок к Просвещению в ряде социальных и политических взглядов, его философия, как и учение Джеймса Беркли, в корне отличается от философии Просвещения. В этот же период жил и работал один из самых известных европейских мистиков и спиритуалистов Э. Сведенборг.

Но ведущее место в эпоху Просвещения заняла философия Просвещения. Она зародилась в Англии, и ее выразителем был Дж. Локк, а видными представителями были также Дж. Толланд (1670-1722), А. Коллинз (1676-1729) и Дж. Пристли (1733-1804). Развитие философии Просвещения происходило и в других европейских странах и в США. Среди американских мыслителей эпохи Просвещения наиболее заметными были Б. Франклин (1706-1790), Т. Пейн (1737-1809) и Т. Джефферсон (1743-1826), которые сыграли важную роль в формировании идеологии Соединенных Штатов. Среди немецких мыслителей эпохи Просвещения видную роль сыграл Г.Э. Лессинг (1729-1781), а основатель немецкой классической философии Иоганн Кант (1724-1804) также может быть причислен (с некоторыми оговорками) к мыслителям эпохи Просвещения. Среди наиболее известных мыслителей эпохи Просвещения в России были А.Н. Радищев (1749-1802) и Н.И. Новиков (1744-1818). Идеи Просвещения развивались в Польше, Венгрии, Югославии и Румынии.

Наиболее известны деятели французского Просвещения: Ш.Л. Монтескье (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Ж.-. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), Ж. О. де Ламетри (1709-1751), К. А. Гельвеций (1715-1771), Э. В. де Кондильяк (1715-1780), П. А. Гольбах (1723-1789).

Наиболее важную роль в распространении и популяризации идей мыслителей эпохи Просвещения сыграла во Франции публикация «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», которая вышла в 17 текстовых и 11 иллюстрированных томах (1751-1780). Ее вдохновителями и редакторами были Д. Дидро и Д’Аламбер. В этой работе принимали участие практически все выдающиеся французские мыслители эпохи Просвещения.

Стремясь популяризировать свои учения, мыслители эпохи Просвещения стремились представить свои идеи в форме, доступной для широких социальных кругов. Обсуждение философских и научных проблем эпохи стало модным и проводилось даже в светских салонах. Из-за роли философии в этот период эпоху Просвещения часто называют веком философии.

Мыслители эпохи Просвещения считали, что главной причиной человеческих несчастий (и особенно социальных бедствий) является человеческое невежество. Следовательно, для устранения этого невежества требовалось просветить человека — отсюда и название эпохи. В то же время, однако, речь шла лишь о воспитании высших слоев общества, что предполагало наличие во главе государства просвещенного монарха. Поэтому философы этой эпохи считали одной из своих главных целей просвещение монархов. Достижения в этой области оказались весьма своеобразными: среди европейских монархов стало модно считаться просвещенными. Многие из них поддерживали переписку с философами, приглашали их к своим дворам, назначали им пенсии и т.д.

Общая характеристика эпохи просвещения

Особенности французского Просвещения

Помимо общих идей, присущих Просвещению, французское Просвещение характеризуется политическим радикализмом и антиклерикализмом.

Не только в советской, но и в европейской историко-философской литературе философия Просвещения рассматривалась и иногда рассматривается прежде всего как идеологическое обоснование Великой французской революции. И для этого есть все основания.

На протяжении десятилетий французские мыслители эпохи Просвещения безжалостно критиковали все институты традиционного общества: монархию, сословную структуру общества, церковь, господствующую систему образования. Фактически, идеологически они готовились к радикальному разрушению социальных структур, унаследованных от феодального прошлого. Они провозгласили новые общественные идеалы, главным из которых была свобода.

Главной идеологической основой феодальных общественных отношений во Франции была католическая церковь. Французские мыслители эпохи Просвещения занимали разные позиции в отношении религии: одни из них были сторонниками деизма (Вольтер, Руссо), другие — атеизма (Гальбаз, Ламетри). Но оба они были антиклерикалами (от греческого αντί — против и латинского clericalis — церковный) и вели ожесточенную борьбу против католической церкви как социального института. Мыслители Просвещения считали борьбу с религией и церковью центральной задачей, главным звеном всей идеологической и политической деятельности. К. Маркс в своей работе «О критике гегелевской философии права» заявил, что «критика религии является предпосылкой всякой другой критики». Разрушение существующего общества было невозможно без разрушения его духовных основ, каковым являлось христианство. Борьба против католической церкви стала борьбой против религии, которую мыслители эпохи Просвещения ненавидели на эмоциональном уровне.

Философия Нового времени, эпохи Просвещения

Эпоха Просвещения — европейское идейное течение, основанное на убеждении, что разум и наука играют решающую роль в познании мира и человека (охватывает XVIII — середину XIX веков, имеет английские корни — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шафтсбери). Во Франции одними из главных представителей Просвещения (период наибольшего распространения в этой стране охватывает 1715-1789 годы, это так называемый «век французского Просвещения») были Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций; в Германии — Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете. В целом, период нового времени, эпоха Просвещения, характеризовался бурным развитием естественных наук: Математика, физика, химия, механика, астрономия, биология, медицина, физиология, что определялось потребностями нового буржуазного общества, пришедшего на смену феодализму. Можно говорить о начале научной революции в этот исторический период, которая была стимулирована открытиями Н. Коперника, И. Кеплера, Тихо де Браге, С. Галилея, а конец пришелся на Дж. Ньютона.

Именно применение механического метода в науке привело к уникальному процессу познания физической картины мира, а во взглядах Ньютона механическая причинность также получила глубокое математическое обоснование. Механика, однако, не знает развития. Поэтому образ мышления философов этого времени был преимущественно метафизическим.

Кроме того, существует пантеизм (греч. — все и theos — Бог) — отождествление мира и Бога, которое возникло в античности и было усилено в Средние века: все есть Бог, со-сущее, вне Бога нет ничего, но нет и Бога вне мира. Это также придает определенный эпистемологический привкус идее универсальной картины мира и методов ее познания.

Основные проблемы философии того времени сводились в основном к доктринам бытия и познания:

  • Субстанция (первооснова) Вселенной и ее свойства;
  • Соотношение материальных (атомы) и ментальных (монады) единиц бытия;
  • Методы познания, уровни познания;
  • Причины бреда.

Фрэнсис Бэкон — один из выдающихся мыслителей Нового времени. Субстанция, т.е. основной принцип мира, понималась Ф. Бэконом как материя с различными свойствами: Движение, пространство, время. Он был сторонником новой науки, которая отличалась от схоластики. Методы науки должны соответствовать ее истинным целям: благосостоянию и достоинству человека. Он является сторонником поиска истины через знания. «Знание — сила» — это общая нить в разъяснении целей философии как таковой. Ф. Бэкон является основателем индуктивного метода в познании, то есть логики движения от частного к общему, в отличие от дедукции Средневековья.

Философские концепции образования в эпоху Просвещения

Век Просвещения, или Век Разума (конец XVII — XVIII вв.), принято называть периодом европейской истории, когда в связи с новыми экономическими условиями произошли радикальные изменения в философии и мировоззрении европейцев. Развивая гуманистические традиции эпохи Возрождения, мыслители Просвещения стремились утвердить необходимость изменения общества через образование народа.

Рене Декарт (1596-1650), французский философ эпохи Просвещения, овладев научным стилем мышления, не утратил интереса к метафизике Платона, порождающей философскую интуицию для понимания целого. Рационалистический дуализм принципа «я мыслю, следовательно, я существую» дает Декарту осознание радикального различия между физическим (протяженным) и ментальным (субъективным) миром, которое проявляется в различии между физикой и метафизикой.

В книге «Рассуждение о методе»1 Декарт обосновывает дедуктивный метод на основе математики как строгость логических операций и совершенствование метода доказательства. Он предполагает, что «идея» — это объект понимания (мышления), элемент ментального мира, когда «ум» обращается к рефлексии и анализирует собственные процессы. Метод философской рефлексии показывает, что познание связано не с реальностью, а с идеями, с помощью которых эта реальность выражается и познается. В этом заключается главное отличие картезианского рационализма от аристотелевско-томистской метафизики. Для Декарта математика является идеалом методического мышления, а ее формулы и уравнения считаются единственной законной формой теоретического знания. Это заложило основу для отделения физики и математики от философии и превращения их в самостоятельные науки, которые составили программы последующих образовательных систем.

Декарт считал, что критерий истинного знания связан не с миром вещей и чувственных данных, а с мыслью (самосознанием), разум — это интеллектуальное познание, высший уровень познавательной деятельности. Разум не признает авторитетов и основывается на принципе очевидности для «ясного и внимательного ума». Этот принцип реализуется через интеллектуальную интуицию, открывающую аксиоматические истины — «внутренний опыт» — и математику (геометрическую аксиоматику).

«Подвергать все сомнению» — это не декартановский скептицизм, а методологический принцип, благодаря которому разум освобождается от предрассудков и допускает ведущую роль научной гипотезы в процессе получения нового знания.

Эти предположения впоследствии привели к созданию объяснительной науки об обществе, построенной по принципу «социальной физики» и принятию методов естественных наук (точных наук) для интерпретации социальных проблем.

Сила разума позволяет преодолеть противоречия социальной жизни. Декарт обосновал идею единства неизменных законов природы, естественных законов политической системы и естественной жизни людей в рамках протестантской этики самоконтроля и скромности человеческих притязаний (удобство, расчет, выгода). Необходимо привыкнуть к мысли, что в нашей власти нет ничего, кроме наших мыслей (сомнений), считал Декарт.

Философия эпохи просвещения

Период между Второй (Славной) английской революцией (1688-1689) и Великой французской революцией (1789-1794) называется эпохой Просвещения. Но если во Франции век Просвещения заканчивается революцией, то в некоторых других странах он охватывает начало XIX века.

Во временных рамках эпохи Просвещения (диаграммы 110 и 111) жили и работали английские философы Дж. Беркли (1685-1753), которого можно считать одним из основателей европейского субъективного идеализма, и Д. Бруклин. Юм (1711-1776), который возродил (на современной основе) античный скептицизм и агностицизм. Таким образом, если D. Юм близок к Просвещению в ряде социальных и политических взглядов, его философия, как и учение Джеймса Беркли, в корне отличается от философии Просвещения. В этот же период жил и работал один из самых известных европейских мистиков и спиритуалистов Э. Сведенборг.

Но ведущее место в эпоху Просвещения заняла философия Просвещения. Она зародилась в Англии, и ее выразителем был Дж. Локк, а видными представителями были также Дж. Толланд (1670-1722), А. Коллинз (1676-1729) и Дж. Пристли (1733-1804). Развитие философии Просвещения происходило и в других европейских странах и в США. Среди американских мыслителей эпохи Просвещения наиболее заметными были Б. Франклин (1706-1790), Т. Пейн (1737-1809) и Т. Джефферсон (1743-1826), которые сыграли важную роль в формировании идеологии Соединенных Штатов[1]. Среди немецких мыслителей эпохи Просвещения видную роль сыграл Г.Э. Лессинг (1729-1781), а основатель немецкой классической философии Иоганн Кант (1724-1804) также может быть причислен (с некоторыми оговорками) к мыслителям эпохи Просвещения. Среди наиболее известных мыслителей эпохи Просвещения в России были А.Н. Радищев (1749-1802) и Н.И. Новиков (1744-1818). Идеи Просвещения развивались в Польше, Венгрии, Югославии и Румынии.

Наиболее известны деятели французского Просвещения: Ш.Л. Монтескье (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Ж.-. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), Ж. О. де Ламетри (1709-1751), К. А. Гельвеций (1715-1771), Э. В. де Кондильяк (1715-1780), П. А. Гольбах (1723-1789).

Наиболее важную роль в распространении и популяризации идей мыслителей эпохи Просвещения сыграла во Франции публикация «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», которая вышла в 17 текстовых и 11 иллюстрированных томах (1751-1780). Ее вдохновителями и редакторами были Д. Дидро и Д’Аламбер. В этой работе принимали участие практически все выдающиеся французские мыслители эпохи Просвещения.

Стремясь популяризировать свои учения, мыслители эпохи Просвещения стремились представить свои идеи в форме, доступной для широких социальных кругов. Обсуждение философских и научных проблем эпохи стало модным и проводилось даже в светских салонах. Из-за роли философии в этот период эпоху Просвещения часто называют веком философии[2].

Мыслители эпохи Просвещения считали, что главной причиной человеческих несчастий (и особенно социальных бедствий) является человеческое невежество. Следовательно, для устранения этого невежества требовалось просветить человека — отсюда и название эпохи. В то же время, однако, речь шла лишь о воспитании высших слоев общества, что предполагало наличие во главе государства просвещенного монарха. Поэтому философы этой эпохи считали одной из своих главных целей просвещение монархов. Достижения в этой области оказались весьма своеобразными: среди европейских монархов стало модно считаться просвещенными. Многие из них поддерживали переписку с философами, приглашали их к своим дворам, назначали им пенсии и т.д.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Иоанн Дамаскин, византийский богослов, философ и поэт
  2. Функции идеологии
  3. Глобальные проблемы современной цивилизации
  4. Гуманитарные науки и развитие человечества
  5. С. Кьеркегор и его философия
  6. Проблема человека в истории философии
  7. Диалогическая антропология М. Бубера
  8. Философия религии П. Тиллиха
  9. Идеи античной классики (этическая концепция сократа, объективный идеализм платона, философская система аристотеля)
  10. Научная революция: естественнонаучное содержание, мировоззренческие предпосылки и последствия