Для связи в whatsapp +905441085890

Общая характеристика немецкой классической философии — Общая характеристика западной философии

Понятие «классическая немецкая философия» было введено в историко-философский оборот Фридрихом Энгельсом в его знаменитой работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886). К классикам немецкой философии Энгельс относил Иммануила Канта (родоначальник), Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля (вершина) и Людвига Фейербаха (последняя фигура). Однако, соглашаясь с мнением Энгельса, следует отметить, что в его работе отсутствует точный критерий для выделения классиков немецкой философии. Более того, сегодня более чем очевидно, что истинный конец классической немецкой философии связан не с Фейербахом, а с марксизмом, одним из основателей которого был сам Энгельс.

Можно предположить, что объединяющим моментом всех вышеперечисленных философов является признание творческой активности разума, его способности создавать искусственную среду обитания человека, которая материализуется в различных продуктах человеческой деятельности, и создавать самого человека.
Кант предположил, что не разум должен рабски копировать вещи, а вещи должны сами приспосабливаться к разуму.

За этим «коперниканским поворотом» последовали три знаменитые «Критики» Канта, в которых были подробно описаны все последствия нового познавательного отношения между разумом и природой.
Фихте исключил из философии Канта понятие вещи-в-себе как противоречивое и создал монистическую философию, единственным основанием которой было творческое и созидательное «Я».
Шеллинг противоречил Фихте и восстановил права природы в философии. В его философии абсолютной идентичности сознание и природа образуют неразрывное единство, в котором как природа создает разум, так и разум (бессознательно) создает природу. Шеллинг ценил познавательные способности интуиции выше, чем способности разума.

Гегель критиковал Канта за допущение непознаваемой вещи-в-себе, Фихте — за субъективный идеализм, а Шеллинга — за философию тождества и пренебрежение ролью разума в философии. Гегель разработал систему абсолютного идеализма, в которой разум наделен способностью к саморазвитию (самопознанию) сначала в форме логики, затем к отчуждению в царство природы и истории и, наконец, к возвращению в свое первоначальное состояние.
Фейербах обвинил Гегеля в отождествлении абсолютного духа с христианским Богом и, по сути, в превращении философии в теологию. Фейербах также доказал, что христианский Бог был придуман человеком по аналогии с ним самим из страха перед природой. Это открытие побудило его приступить к созданию новой философии, основанной на любви человека к человеку. Он назвал ее антропологическим материализмом, а также религией будущего.

Общая характеристика немецкой классической философии

Общая характеристика западной философии

Современной западной философией обычно называют философию, возникшую после немецкой классической философии и развившуюся в значительной степени на ее основе. Она включает в себя несколько десятков различных течений и направлений, которые отличаются количеством последователей, характером поставленных задач и способами их решения.

Прежде всего, можно создать общую классификацию всех школ и направлений и представить материал в соответствии с этой классификацией. Однако на сегодняшний день такой общепринятой классификации не существует, и создание такой классификации сопряжено с определенными трудностями. Так, некоторые школы и направления группируются по «генетическим признакам», другие можно классифицировать по основному объекту исследования, третьи — по методам и т.д. Однако это не позволяет провести сколько-нибудь значимую классификацию.

Во-вторых, можно следовать принципу историзма и располагать материал в соответствии со временем (или, по крайней мере, периодом1 ) возникновения соответствующих школ и доктрин. Но ряд течений (например, философия жизни, позитивизм и т.д.) существовали на протяжении всего или почти всего указанного периода и прошли ряд этапов развития, поэтому такой способ изложения привел бы к прерывистости в их представлении.
В-третьих, можно представить материал внутри школы и проследить их внутренний генезис. Учитывая, что на экзамене обычно спрашивают о школах, в данном учебнике принят последний метод. Однако сами школы расположены с максимальным учетом как времени их возникновения, так и идеологической близости друг к другу.

Общая характеристика философии Г. Гегеля

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) создал грандиозную и всеобъемлющую философскую систему, в которой он объединил, насколько это вообще возможно для человека, все значительные достижения не только философии, но буквально всех отраслей знания. В основу своей системы он положил ряд фундаментальных принципов. Поэтому весь разнообразный материал различных знаний представлен им не в хаотичном, а именно в систематизированном виде. Г. Гегель учитывал не только достижения культуры Нового времени, но пытался опираться на всю совокупность накопленных человечеством знаний. Несмотря на то, что философы постгегелевского периода пришли к выводу о несостоятельности попыток построения таких всеобъемлющих систем, гегелевская философия остается великолепным памятником человеческому духу в его стремлении «объять необъятное».

Философия Гегеля очень сложна для интерпретации. Об этом свидетельствует опыт его чтения в более поздние времена. Разные мыслители, в том числе и те, кто считал себя последователями Гегеля, воспринимали его по-разному, часто противоположными способами. Важно также иметь в виду, что в XX веке произошло повторное открытие Гегеля. Начало этому положил В. Дильтей (1833-1911), который переосмыслил его ранние работы в своей работе 1905 года «История молодого Гегеля». Важную роль в более глубоком понимании философии Гегеля сыграли русские мыслители П.И. Новгородцев и особенно его ученик И.А. Ильин. Последний защитил в 1918 году диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (опубликованную в том же году), которая была плодом многолетней работы. Подход И.А. Ильина в целом находился в русле того понимания Гегеля, которое закрепилось в западной литературе XX века (И.А. Ильин во многом предвосхитил его). Однако в советское время произведения И.А. Ильина были недоступны отечественному читателю. Философ был среди тех, кого советские власти выслали из России в 1922 году. Его труды замалчивались, а сам мыслитель был заклеймен как враг (он был ярым противником большевизма). Его работа о Гегеле была опубликована в России только в 1994 году. И.А. Ильин. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб, 1994.

Для современной интерпретации Г. Гегеля необходимо также принять во внимание критику его учения более поздними философами — от А. Шопенгауэра, который был младшим современником Г. Гегеля. Гегеля до К. Поппера в середине XX века. Карл Поппер называет Гегеля, наряду с Платоном и Карлом Марксом, одним из основателей идеологии тоталитарного общества. Следует отметить, что для Поппера характерно стремление любой ценой дискредитировать Гегеля (а также других мыслителей, которых он считает причастными к развитию и защите тоталитарного мышления). Для этого он опирается, в частности, на малоизвестные факты из биографии Гегеля. Гегеля, подчеркивает его человеческие слабости и недостатки, противопоставляет его другим мыслителям по принципу «враг моего врага — мой друг» и т.д. Все это придает книге Поппера излишне полемический уклон.

Общая характеристика марксизма

Марксистская политэкономия значительно отличается от предыдущих экономических теорий. Таким образом, его основатели

  • Рассматривал капитализм как преходящий способ производства, исторической задачей которого является всестороннее развитие производительных сил и дальнейшее обобществление производства;
  • исходил из предпосылки, что эксплуатация человека человеком не обусловлена «естественными» законами и исчезнет с отменой капитализма;
  • утверждали, что их экономическая доктрина носит классовый характер, поскольку выражает интересы рабочего класса. Поэтому марксистская политэкономия называется пролетарской политэкономией.

К. Маркс оставил огромное научное наследие. Среди его наиболее значительных работ можно назвать следующие: «Нищета философии» (1847), «О критике политической экономии» (1859), «Das Kapital» (т. I — 1867; т. II — 1885; т. III — 1894), «Критика Готской программы» (1875), написанный совместно с Ф. Энгельсом «Манифест Коммунистической партии» (1848). Главным произведением К. Маркса был «Капитал».
В 1858-1859 годах он разработал план своих исследований, который включал шесть книг: капитал, земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля, мировой рынок. В 1862-1863 годах у него был план четырехтомного издания: процесс производства капитала, процесс обращения капитала, капитал и прибыль, история теории.

Таким образом, «Капитал», состоящий из трех томов, является подробной разработкой только первой из шести книг, которые Маркс наметил изначально, и поэтому можно говорить о незавершенности его теоретического исследования.

В первых двух томах «Капитала» капиталистическая экономика рассматривается на примере промышленности: в первом томе — процесс производства, во втором — процесс обращения капитала, в третьем — торговля, кредит и сельское хозяйство. При построении своей теории К. Маркс опирался на факты британской действительности, подчеркивая, что «Капитал» стал результатом многолетнего изучения экономической истории Англии. Он показал, как простое товарное производство, которое работало на потребление и использовало деньги как средство обмена, трансформировалось в капиталистическое производство, целью которого была прибыль.
Публикация третьего тома «Капитала» вызвала дискуссию среди экономистов.

Однако еще до появления работ Маркса классическая политэкономия сформировала оппозицию между теорией трудовой стоимости и теорией стоимости, определяемой затратами. Последователи Маркса разделяли его точку зрения, другие экономисты считали, что «трудовая стоимость» — это лишь абстрактная категория, без которой невозможно изучить реальную стоимость, определяемую затратами, некоторые утверждали, что между первым и третьим томами «Капитала» существует противоречие, но проблема стоимости.

Предметом экономической теории К. Маркса, как и всех представителей классической политэкономии, является сфера производства, отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства (отношения производства) и законы развития капиталистического общества. Он придавал первостепенное значение материальному производству: «Объектом исследования является, прежде всего, материальное производство».

Этика немецкой классической философии

Немецкая классическая философия завершает развитие современной философии. Выделение его этики в отдельную главу обусловлено той огромной ролью, которую она сыграла в истории моральной философии. Иммануил Кант (1724-1804) считается основателем этого движения. Легко понять, что он был младшим современником мыслителей эпохи Просвещения; более того, он считал себя последователем этого интеллектуального течения.

Однако его понимание морали во многом расходилось с идеалами Просвещения. Концепция морального чувства была центральной для этой школы мысли. Юм, казалось, раз и навсегда уничтожил претензии разума на установление универсально обоснованных моральных канонов. Когда человеческая практика наполнена таким количеством противоречивых чувств, событий, оценок и действий, как мы можем рационально осмыслить все это и сформулировать единый, однозначный принцип нравственной жизни?

Однако Канту удалось построить удивительно последовательную теорию, которая на некоторое время восстановила первенство рационализма в моральной философии. Немецкий философ написал три основных труда по практической философии: «Grundzüge der Metaphysik der Sitten» (1785), «Kritik der praktischen Vernunft» (1788) и «Die Metaphysik der Sitten» (1797). Кант очень редко использовал слово «этика», поскольку понимал этот термин как сентиментальное резюме о нравственных чувствах и счастье, характерное для доктрин Просвещения.

Анализ этических взглядов Канта показывает, что его моральную философию можно смело назвать второй кульминацией этики после Аристотеля. Моральное учение великого античного мыслителя основано на эвдемонической этике добродетели. Другими словами, развитие добродетелей в душе, под которыми он подразумевает наилучшее, рациональное использование жизненного опыта, неизбежно ведет к счастью. Кант же построил этику на совершенно иной основе, исключив как добродетели, так и блага, которые они сулят.

Кант согласен с Юмом в одном существенном вопросе. Разум действительно не может делать неопровержимые выводы о природе нравственной жизни из противоречивого и мимолетного опыта нашей жизни. Значит ли это, что разум бессилен? Вовсе нет. Разум способен делать выводы, то есть выводить доэкспериментальные, априорные предложения, на которых основывается наш повседневный моральный опыт. Получается, что Кант требует от нас в поисках нравственных основ жизни абстрагироваться от наблюдения окружающего мира, а также от внутренних переживаний по поводу происходящего вокруг нас, и обратиться непосредственно к той сфере познания, в которой чистый разум, свободный от примеси чувств, обращается к практической сфере, то есть к сфере наших поступков.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Абсолютный идеализм Гегеля
  2. Гуманизм эпохи возрождения
  3. Вещь в себе и явление
  4. Томас Сэмюэл Кун — американский философ, историк науки
  5. Развитие общества как форма его социокультурной организации
  6. Теория познания в метафизике 17-18 века. Эмпиризм и рационализм: спор о врожденных идеях
  7. Философия нового времени
  8. Периоды развития античной философии
  9. Целостная концепция диалектики в философии Гегеля — Общие черты гегелевской философии
  10. Принцип тождества бытия и мышления