Для связи в whatsapp +905441085890

Общественная природа сознания — Взаимосвязь сознания и трудовой деятельности человека, общественная природа сознания

Сознание образует высший уровень психики, присущий человеку. Сознание — это высшая, интегрирующая форма психики, результат социально-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, в постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание является «социальным продуктом»; сознание есть не что иное, как сознательное бытие.

Несомненно, существует большая разница между психикой человека и психикой высшего животного. Поэтому нет никакого сравнения между «языком» животных и языком человека. В то время как животное может только сигнализировать своим собратьям о явлениях, ограниченных конкретной, непосредственной ситуацией, человек может использовать язык для информирования других о прошлом, настоящем и будущем, а также для передачи им социального опыта.

В истории человечества, благодаря языку, рефлексивные способности были перестроены: Отражение мира в человеческом мозге является наиболее подходящим. Каждый человек, благодаря языку, благодаря опыту, выработанному в многовековой практике общества, может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично никогда не сталкивался.

Более того, язык позволяет человеку объяснить содержание большинства сенсорных впечатлений.

Разница в «языке» животных и языке человека определяет и разницу в мышлении. Это происходит потому, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многие эксперименты показали, что высшим животным свойственно только практическое («ручное», по Павлову) мышление. Только в процессе ориентировочной манипуляции обезьяна способна решить ту или иную ситуационную задачу и даже создать «инструмент». Абстрактные формы мышления не наблюдались у обезьян ни одним исследователем, который когда-либо изучал психику животных. Животное может действовать только в рамках четко воспринимаемой ситуации; оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и принять абстрактный принцип. Животное является рабом непосредственно воспринимаемой ситуации.

Человеческое поведение характеризуется способностью абстрагироваться (отклоняться) от конкретной ситуации и предвидеть последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Например, моряки начинают срочно ремонтировать небольшую пробоину в корабле, а пилот ищет ближайший аэродром, когда у него заканчивается топливо. Люди не являются рабами ситуации, они способны предвидеть будущее.

Таким образом, если конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, то способность человека мыслить абстрактно устраняет его прямую зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные влияния окружающей среды, но и те, которые от него ожидают. Человек способен действовать в соответствии с познанной необходимостью — осознанно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.

Второе отличие человека от животного — это способность создавать и хранить инструменты. Животное создает инструмент в конкретной визуально-фактической ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выбирает инструмент, не сохраняет его для использования. Как только инструмент сыграл свою роль в конкретной ситуации, он тут же перестает существовать как инструмент для обезьяны. Например, если обезьяна только что использовала палку в качестве инструмента для подтягивания фруктов, через некоторое время животное может разгрызть ее или спокойно наблюдать, как это делает другая обезьяна. Поэтому животные не живут в мире постоянных вещей. Объект приобретает определенное значение только в определенной ситуации действия. Более того, инструментальная деятельность животных никогда не осуществляется коллективно — в лучшем случае обезьяны могут наблюдать за деятельностью сородичей, но никогда не будут действовать сообща, чтобы помочь друг другу.

Общественная природа сознания - Взаимосвязь сознания и трудовой деятельности человека, общественная природа сознания

Взаимосвязь сознания и трудовой деятельности человека, общественная природа сознания

Начало трудовой деятельности влияло на развитие социальных отношений, общество, развивая социальные отношения, влияло на совершенствование трудовой деятельности. Этот сдвиг в развитии предков человека произошел из-за резкого изменения условий жизни. Катастрофические изменения в окружающей среде вызвали большие трудности в удовлетворении потребностей — снизилась возможность легко добывать пищу, ухудшился климат. Предки человека должны были либо вымереть, либо претерпеть качественные изменения в своем поведении. Обезьяноподобные предки человека по необходимости должны были обратиться к совместной деятельности, которая предшествовала труду.

Инстинктивное общение предков человека в стаде постепенно сменилось общением, основанным на «продуктивной» деятельности. Изменение отношений между членами общины, совместная деятельность и взаимный обмен продуктами своей деятельности способствовали превращению стада в общество. Таким образом, возникновение труда и формирование человеческого общества являются причинами очеловечивания предков животноподобных предков.

Человеческое сознание, высшая форма отражения в эволюционном ряду, характеризующаяся приобретением объективных устойчивых свойств объективной деятельности и преобразованием окружающей действительности, также развивалось через труд.

Производство, использование и обслуживание инструментов для создания запасов — все эти действия ведут к большей независимости человека от прямого влияния окружающей среды. От поколения к поколению орудия труда древних людей приобретают все более сложный характер — начиная с отдельных фрагментов камня с острыми краями и заканчивая специализированными, коллективно изготовленными инструментами. Такие инструменты предназначены для постоянных операций: для колющих, для режущих, для рубящих. Именно в этом контексте существует качественное различие между человеческой и животной средой. Как уже было сказано, животное живет в мире случайных вещей, а человек создает мир постоянных предметов. Рукотворные орудия труда являются материальными носителями процессов, действий и деятельности предыдущих поколений. Поколение передает свой опыт в виде операций, действий и деятельности через инструменты.

В трудовой деятельности внимание человека сосредоточено на создаваемом инструменте и, таким образом, на его собственной деятельности. Деятельность отдельного человека вовлечена в деятельность всего общества, поэтому человеческая деятельность направлена на удовлетворение общественных, а не индивидуальных потребностей. В создавшихся условиях проявляется необходимость критического отношения человека к своей деятельности. Человеческая деятельность становится сознательной.

На ранних стадиях общественного развития человеческая мысль ограничена в соответствии с еще низким уровнем социальной практики человека. Соответственно, чем выше уровень производства инструментов, тем выше уровень отражения. На высоком уровне развития инструментального производства целостная деятельность по производству инструментов разделяется на ряд конечностей, каждая из которых может выполняться различными членами общества. Разделение деятельности еще больше отдаляет от конечной цели — производства продуктов питания. Только человек с абстрактным мышлением может понять эту закономерность. Это означает, что производство средств труда на высоком уровне, развитое при общественной организации труда, является важнейшим условием формирования сознательной деятельности.

Человек, воздействуя на природу, изменяя ее, в то же время изменяет и свою собственную природу. Например, под влиянием труда закрепляются новые функции руки: рука приобретает наибольшую ловкость движений, в сочетании с постепенным улучшением анатомического строения изменяется соотношение руки и предплечья, увеличивается подвижность во всех суставах, особенно кисти. Однако рука развивалась не только как хватательный инструмент, но и как орган познания объективной реальности. Трудовая деятельность привела к постепенному превращению активно двигающейся руки в специализированный орган активного осязания.

Структура и формы самосознания

Инстинктивное общение предков человека в стаде постепенно сменилось общением, основанным на «продуктивной» деятельности. Изменившиеся отношения между членами общины, совместная деятельность и взаимный обмен продуктами своей деятельности способствовали превращению стада в общество. Таким образом, возникновение труда и формирование человеческого общества являются причинами очеловечивания животноподобных предков.

Самосознание — это динамичная, исторически развивающаяся сущность, которая проявляется на разных уровнях и в разных формах.

Первая его форма, иногда называемая самосознанием, — это элементарное осознание собственного тела и его включенности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие объектов как существующих вне конкретного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самопривязанности, то есть своего рода самосознание. Для того чтобы воспринимать тот или иной объект как нечто объективно существующее, в сам процесс восприятия должен быть «встроен» определенный механизм, учитывающий положение человеческого тела среди других тел — как природных, так и социальных — и те изменения, которые происходят в человеческом теле в отличие от того, что происходит во внешнем мире.

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием своей принадлежности к тому или иному человеческому сообществу, к той или иной социальной группе.

Высшей ступенью развития этого процесса является возникновение сознания «Я» как совершенно особого существа, похожего на «Я» других людей и в то же время представляющего собой нечто уникальное и неповторимое, способного совершать свободные действия и нести за них ответственность, что обязательно включает возможность контролировать свои действия и оценивать их. Здесь необходимо подчеркнуть такой аспект, как сознание. Сознание характеризуется прежде всего тем, насколько человек способен осознавать социальные последствия своих действий. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознания. Сознательный человек — это человек, который может правильно понимать реальность и, соответственно, контролировать свои действия.

Сознательность — это неотъемлемое качество психически здоровой человеческой личности. Способность понимать последствия поступка значительно снижена и даже отсутствует у детей, а также у психически больных людей. Сознательность — это морально-психологическая характеристика действий человека, основанная на осознании и оценке собственной личности, способностей, намерений и целей.

Однако самосознание — это не только различные формы и уровни самопознания. Это также всегда самооценка и самоконтроль. Самосознание подразумевает сравнение себя с определенным идеалом «Я», принятым данным человеком, проведение самооценки — как результат — возникновение чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. «Зеркалом», в котором человек видит себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к личности, то есть развивает формы самосознания, является компания других людей. Самосознание возникает не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межличностных отношений.

Предметность и рефлексивность самосознания

Самосознание существует не только в разных формах и на разных уровнях, но и в разных степенях проявления и разворачивания. Когда человек воспринимает группу объектов, с ней необходимо связать сознание «схемы тела», места, занимаемого его телом в системе других объектов и их пространственно-временных свойств, сознание разницы между сознанием этого человека и воспринимаемых им объектов и так далее. Однако все эти факты сознания в данном случае находятся не в его «фокусе», а, так сказать, на его «периферии». Сознание человека непосредственно сосредоточено на внешних объектах. Тело человека, его сознание и когнитивный процесс не входят непосредственно в круг его сознательного опыта. Самосознание в этом случае выражается неким «неявным» образом.

Явные формы самосознания, когда определенные явления сознания становятся объектом особой аналитической деятельности субъекта, называются рефлексией. Размышление — это размышление человека о самом себе, когда он проникает в самые глубины своей душевной жизни. Без размышлений человек не может знать, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии могут быть самыми разными — от элементарного самосознания до глубоких размышлений о смысле своего бытия, его нравственном содержании. Важно отметить, что рефлексия — это не только осмысление того, что есть в человеке, но и попытка переделать себя, выйти за пределы достигнутого уровня развития личности. Реальное отражение состояний сознания и особенностей данной личности всегда возникает в связи с осознанной или неосознанной задачей переделки системы сознания и личности. Когда человек осознает себя как «Я» с такими особенностями, он превращает некоторые до сих пор текучие и, так сказать, «разрозненные» моменты своей психической жизни в стабильный объект. Человек рефлексивно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, который выражает его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет о своих особенностях, размышляет о своем отношении к жизни и пытается заглянуть в глубины своего сознания, он хочет, так сказать, «доказать» себя, лучше закрепить систему жизненных ориентиров, что-то в себе навсегда отвергнуть, в чем-то укрепиться. В процессе и в результате рефлексии индивидуальное сознание изменяется и развивается.

Однако не следует думать, что образ себя, который человек создает в различных формах самосознания, всегда соответствует своему объекту — реальному человеку и его сознанию. Между ними может быть разрыв, что особенно вероятно на этапе развития эксплицитного самосознания как рефлексии. Но этот пробел может присутствовать и в элементарных формах самосознания, самостроительства и самоопределения личности.

Важно подчеркнуть, что самосознание формируется не только в процессе совместной деятельности и общения с другими и генетически связано с отношением к себе с точки зрения «другого», но и что в процессе включенности человека в систему межличностных отношений оно постоянно пересматривается, корректируется, исправляется и развивается.

Самосознание как часть сознания

Сознание — это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Он ассоциируется с артикулированным языком, логическими обобщениями и абстрактными понятиями. Ядром» сознания является знание. Сознание имеет многокомпонентную структуру и в то же время является единым целым.

Сознание, таким образом, выступает в качестве центрального, исходного философского понятия для анализа всех проявлений психической и духовной жизни человека в их единстве и целостности, а также способа контроля и регулирования его отношений к действительности и управления этими отношениями.

Самосознание — это часть сознания, или его особая форма. Самосознание означает, что человек отделяет и отличает себя, свое собственное «я» от окружающего мира. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов и положения в обществе. Она проявляется в форме как индивидуального, так и общественного самосознания. Самосознание рефлексивно, с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

Самосознание появилось не как духовное зеркало для инертного нарциссизма человека. Она появилась как ответ на вызов социальных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.

Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, на самом деле оказывается чем-то очень сложным, многогранным, имеющим достаточно сложные отношения со своим носителем, развивающимся и изменяющимся в процессе вовлечения человека в систему коллективной практической деятельности и межличностных отношений.

Несмотря на огромные усилия философии и других наук, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от разрешения. Гораздо более неясными остаются механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимосвязь с деятельностью личности, пути его формирования и развития, связь с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о соотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из последнего. Исследование соотношения сознания и бытия предполагает изучение всех многообразных и исторически изменяющихся способов и форм, т.е. это в некотором смысле «вечный вопрос». «Вечное» в том смысле, что развитие форм и жизнедеятельности человека, прогресс науки и культуры постоянно усложняют и изменяют конкретные формы соотношения сознания и бытия, ставя перед философской мыслью множество проблем.

Особенности человеческой психики и сознания в значительной степени также являются проблемой философской и социологической. При изучении этих последних сторон сознания необходимо учитывать достижения естественных и психологических наук о человеке, корректировать или уточнять уже установленные определения на основе новых данных этих наук.

Не только познание, т.е. конкретная функция сознания, но и сознание в целом включает в себя две стадии или формы — чувственную и рациональную. Особенности человеческого сознания проявляются как в первой, так и во второй стадии, а также в соотношениях и «удельном весе» этих двух форм.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Жесты рук
  2. Понятие и характерные черты дружбы
  3. Как развить личность
  4. Перспективы развития педагогики
  5. Психология социального поведения
  6. Мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов
  7. Психические расстройства по мкб
  8. Виды поведения
  9. Диагностика страха и тревоги у спортсменов
  10. Смысложизненные ориентации одарённых девушек подростков, занимающихся изобразительной деятельностью