Для связи в whatsapp +905441085890

Общественное сознание: сущность, уровни и активная роль в жизни человека и общества — Структура общественного сознания

Общественное сознание — это взгляды людей во всей полноте на явления природы и социальной реальности, выраженные естественным или искусственным языком, созданным обществом, на творения духовной культуры, социальные нормы и взгляды социальных групп, людей и человечества в целом. Общественное сознание формирует духовную культуру общества и человечества. Это не только представления о социальной жизни, но и представления общества о мире в целом, в том числе и о себе. Общественное сознание имеет сложную структуру и различные уровни, начиная от мирской, повседневной, через социальную психологию и заканчивая самыми сложными, строго научными формами. Структурные элементы общественного сознания — это его различные формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское сознание, которые отличаются друг от друга объектом и формой рефлексии, социальной функцией, характером паттерна развития, а также степенью его зависимости от социального бытия.

Вопрос о природе социального бытия не так прост, как может показаться. Первая трудность заключается в том, что в отношении отношения социального бытия и общественного сознания мы не можем просто говорить в общих философских терминах «первозданность и второстепенность». Мы не можем, потому что этого недостаточно. На самом деле, общественное сознание возникло не спустя какое-то время после появления социального бытия, а одновременно и в единстве с ним. И если вселенная в целом «безразлична» к существованию человеческого разума, то общество могло бы не только появиться и развиваться без него, но и существовать целый день или даже час.

Поскольку общество является субъектно-объектной реальностью, то социальное бытие и общественное сознание «заряжены» друг другом: без энергии сознания социальное бытие статично и даже мертво. И сам процесс материального производства (основа общественного бытия), который существует в момент, не зависящий от сознания и определяющий последнее, имеет лишь относительную свободу от силы сознания. Здесь нет идеализма, а лишь констатация известного факта, что сознание реализуется в двух ипостасях: в постижении и активно-творческих способностях.

Суть сознания заключается в том, что оно может придавать смысл социальному существу только в том случае, если одновременно трансформирует его в активно-творческий путь. Функция «опережающей рефлексии» сознания наиболее отчетливо реализуется по отношению к социальному существу, что по существу связано с устремлением в будущее. Человека всегда смущает несоответствие между стремительным бегством ума в будущее и относительной медлительностью развития социального бытия, особенно его основы — экономики. Каждое будущее рисуется как некий социальный идеал, и неудивительно, что возникающее несоответствие не удовлетворяет интереса творчески ищущего духа к настоящей реальности, так как ферменты, приводящие к трансформации настоящей реальности, перестали соответствовать этому духу. В настоящее время реальность заключается в реализации идеалов, которые когда-то звучали в умах реформаторов, в то время как эта реальность сейчас является окаменевшим разумом.

Иными словами, разум определил реальность настолько, что отказывается ассоциировать с ней любое понятие рациональной реальности; он не принимает ее; он стремится к новым вершинам, в то время как он продолжает оставаться инертным и слепо отстаивает свое право на существование в силу своей бюрократически неумелой, мертвой природы. Это приводит к острому противоречию между стремлениями творческого ума и соответствующими реалиями. В истории есть много примеров, когда идеи, особенно общественно-политические, превосходят и даже меняют современное состояние общества.

Общественное сознание: сущность, уровни и активная роль в жизни человека и общества

Структура общественного сознания

Общественное сознание — довольно сложное явление. В ней можно выделить несколько сторон, каждая из которых является относительно самостоятельным ментальным образованием, и в то же время прямо и косвенно связана с другими сторонами. В конечном счете, общественное сознание предстает как своего рода структурная целостность, отдельные элементы (стороны) которой взаимосвязаны.
Современная социальная философия различает в структуре общественного сознания такие стороны (элементы) как:

  • Ежедневное и теоретическое сознание;
  • социальная психология и идеология;
  • Формы общественного сознания.

Ежедневное и теоретическое сознание. На самом деле это два уровня общественного сознания — самый низкий и самый высокий. Они отличаются глубиной понимания социальных явлений и процессов, уровнем их понимания.

Повседневное сознание врождено во всех людях. Она формируется в процессе их повседневной практической деятельности на основе их эмпирического опыта или, как говорится, повседневной практики. Это во многом спонтанное (т.е. непроизвольное) отражение людей на всем течении социальной жизни, как бы оно ни было, без какой-либо систематизации социальных феноменов и признания их глубинной сущности.

Когда людям не хватает научного понимания некоторых явлений общественной жизни, они размышляют об этих явлениях на уровне своего повседневного сознания. Таких случаев много в жизни людей и групп людей, потому что мы не думаем обо всем с научной точки зрения.

Чем больше необразованных людей, тем больше они обсуждают явления общественной жизни на уровне здравого смысла. Но даже самый образованный человек не думает обо всем с научной точки зрения. Таким образом, область действия повседневного сознания очень широка. Это позволяет с достаточной степенью достоверности судить о многих явлениях и событиях общественной жизни на уровне «здравого смысла», и на этом уровне принимать в целом правильные решения, подкрепленные мировым опытом. Это определяет роль и значение повседневного сознания в жизни людей и развитии общества.

Основанное на опыте повседневной жизни, повседневное сознание содержит массу полезной информации, которая абсолютно необходима людям, чтобы сориентироваться в окружающем их мире, для своей производственной и другой деятельности. Эта информация касается особенностей мира природы, трудовой деятельности, семьи и быта, их экономических отношений, нравственных норм, искусства и т.д. Народное искусство по сей день почти полностью основано на идеях красоты простых людей. В то же время, надо сказать, что обычное сознание полно иллюзий, очень абстрактных, приблизительных и даже ложных суждений и предрассудков.

Повседневное сознание врождено во всех людях. Она формируется в процессе их повседневной практической деятельности на основе их эмпирического опыта или, как говорится, повседневной практики. Это во многом спонтанное (т.е. непроизвольное) отражение людей на всем течении социальной жизни, как бы оно ни было, без какой-либо систематизации социальных феноменов и признания их глубинной сущности.

Когда людям не хватает научного понимания некоторых явлений общественной жизни, они размышляют об этих явлениях на уровне своего повседневного сознания. Таких случаев много в жизни людей и групп людей, потому что мы не думаем обо всем с научной точки зрения.

Чем больше необразованных людей, тем больше они обсуждают явления общественной жизни на уровне здравого смысла. Но даже самый образованный человек не думает обо всем с научной точки зрения. Таким образом, область действия повседневного сознания очень широка. Это позволяет с достаточной степенью достоверности судить о многих явлениях и событиях общественной жизни на уровне «здравого смысла», и на этом уровне принимать в целом правильные решения, подкрепленные мировым опытом. Это определяет роль и значение повседневного сознания в жизни людей и развитии общества.

Основанное на опыте повседневной жизни, повседневное сознание содержит массу полезной информации, которая абсолютно необходима людям, чтобы сориентироваться в окружающем их мире, для своей производственной и другой деятельности. Эта информация касается особенностей мира природы, трудовой деятельности, семьи и быта, их экономических отношений, нравственных норм, искусства и т.д. Народное искусство по сей день почти полностью основано на идеях красоты простых людей. В то же время, надо сказать, что обычное сознание полно иллюзий, очень абстрактных, приблизительных и даже ложных суждений и предрассудков.

Д. Лукач: сознание, способствующее активному созиданию

Д.Лукач (György Lukács) — венгерский социолог, представитель так называемого гегелевского марксизма, который сосредоточился на реконструкции диалектического подхода к изучению субъективных и объективных факторов социальной жизни.

Д. Лукач, родившийся в 1885 году, получил мировую известность благодаря своему произведению «История и классовое сознание», в котором изложены проблемы субъективности. К другим работам относятся: «Молодой Гегель», «Георг Зиммель», «Исторический роман», «Знак современного реализма», «Об эстетике», «Солженицын».
D. Лукач совмещал изучение общественной жизни с политической деятельностью. В 1919 году он был Народным Комиссаром Венгерской Советской Республики и много лет прожил в ссылке в Советском Союзе.

Со временем его взгляды существенно изменились — от левого радикализма, сторонника социалистической революции к стороннику нравственных, гуманистических ценностей. Он внес значительный вклад в изучение проблем отчуждения, оздоровления, в частности, новых условий развития общественного сознания. Социолог сыграл важную роль в интеграции марксизма с некоторыми идеями Г. Гегеля, а также с другими социологическими подходами, в частности, с теоретическими позициями М. Вебера, Г. Симмела (они будут обсуждаться в следующих главах).
Лукач умер в 1971 году.

Д. Лукач считал, что центральной проблемой капиталистического общества является реанимация, которую он понимал как процесс трансформации человеческих отношений сами по себе в нечто такое, что приобретает количественные параметры и объективное существование благодаря капиталистическим рыночным отношениям.

Здесь социолог использует концепцию Маркса о товарном фетишизме (см. главу 6), но идет дальше.
Если К. Маркс приписывал товарный фетишизм экономической сфере человеческой деятельности, то Лукач считал, что этот процесс затрагивает практически все общество, даже политику и право.
Таким образом, политические структуры в буржуазном обществе существуют сами по себе, носят объективный характер и не связаны с реальной жизнью людей. Даже когда люди взаимодействуют с этими структурами, они действуют как объекты, а не как субъекты событий. В результате, через процесс объективизации человеческих отношений, отчуждение становится тотальным. Человеческие отношения сами по себе теряют свою уникальную гуманистическую ценность и становятся товаром.

Общественное сознание и его структура

Общество в целом состоит из людей с индивидуальным сознанием. Принцип целостности гласит, что целое приобретает новое качество благодаря взаимодействию деталей, которое не сводится к характеристикам деталей.

Общественное сознание — это особая формация, состоящая из характерных для общества идей, теорий и чувств.
Различают два уровня социального сознания: социальная психология и идеология. Если первый уровень — эмоциональный, чувственный, то второй — рациональный, теоретический.
Формы общественного сознания:

  • Политика;
  • нравственность;
  • Закон;
  • Наука;
  • шрифт;
  • Религия;
  • Философия.

Каждый человек со своей индивидуальной психикой способен влиться в общественное сознание. Общественное сознание тесно связано с культурой.

Культура — это способ организации человеческой деятельности, который представлен в продуктах материального и духовного труда, в системе сознания, нормах, ценностях, в отношениях с природой, с самим собой и с другими людьми.

Человек является как объектом, так и субъектом культуры, ее носителем и индикатором.
Благодаря социальному сознанию люди активны в обществе. Если нет общественного сознания, то нет и общих действий и норм жизни людей в обществе. Такие явления, как дружба, любовь, гордость, могут появиться в человеке только тогда, когда он живет в обществе.

Обыденно-практический и теоретический уровни общественного сознания

Разделение на привычно-практический и теоретический уровни основано, как видно из самих терминов, с одной стороны, на противопоставлении жизненно-практического, несистематизированного (хотя и не совсем спонтанного) и в то же время целостного понимания жизни, а с другой — на композиции идей, подвергшихся творческому развитию и рациональной систематизации (либо в частных науках, искусстве, философии, общественно-политических, этических и иных доктринах). Такой раскол происходит во всех формах общественного сознания, и связь между этими уровнями ни в коей мере не ясна, ни сводится к тому, что повседневное сознание якобы является чем-то «неполноценным», «варварским» спонтанным, не имеющим объективных причин своего существования и развития, кроме низкой культуры масс.

Не умаляя возможных высот человеческого духа, можно сказать, что подавляющее большинство людей государства, а значит и человечества, могут быть более заинтересованы в том, что может быть полезным и надежным в повседневной жизни: Ведь делами науки, философии, искусства и политики занимается относительно небольшой процент людей в обществе. Кроме того, они большую часть времени живут в рамках элемента здравого смысла, оперируя мирскими идеями и восприятиями и полагаясь на логику здравого смысла. «Обычное» не означает «душное» или «низшее»; этот термин отражает объективно существующий и необходимый уровень общественного сознания, наполненный большим жизненным содержанием, которое, конечно, имеет не только свои определенные «минусы», но и «плюсы».

Таким образом, в отличие от системного, рационального, четко очерченного сознания теоретического уровня, повседневное сознание обладает таким качеством, которое не присуще теоретическим формам сознания, как полнота и цельность жизненного восприятия.
Целостность сознания — один из основных показателей его жизнеспособности. Можно не знать никакой теоретической системы или философских конструкций и до сих пор не испытывать серьезного психологического дискомфорта, если повседневное сознание человека является внутренне бесконфликтным и гармоничным (хотя, конечно, с объективной точки зрения, такого человека справедливо изображают необразованным). Но невозможно, даже если человек является

высококвалифицированным специалистом в своей области, не иметь определенного синтетического и целостного, даже мирского взгляда на мир. Иначе это сознание неизбежно почувствует дискомфорт. На теоретическом уровне в своем современном развитии синтетическая цельность может быть обеспечена только философским мировоззрением, но пока это только идеал, поскольку, с одной стороны, философское мировоззрение формируется только в результате длительных усилий, а с другой стороны, в самом таком мировоззрении, даже на теоретическом уровне, не все систематизируется и пронизано рациональными связями (такими, как идеалы, убеждения, ценности и т.д.).

Более того, повседневное сознание ближе, чем его теоретические формы, к сиюминутной реальности, к красочному течению жизни, поэтому оно более полно отражает специфику ситуации со всеми ее конкретными деталями и семантическими нюансами. Опыт обычного сознания — это то богатство, из которого черпают свое содержание частная наука, философия и искусство. Таким образом, повседневное сознание является первичной формой социального понимания социального и природного мира, формой, объективно обусловленной самой человеческой природой. Он исторически изменчив по своим характеристикам. Если, например, повседневное сознание в средние века было далековато от научных идей, то современное повседневное сознание общества уже не является наивным отражением мира; напротив, оно насыщено научным знанием, но в то же время обобщает его своими собственными средствами в некое единство, не сводимое к научному.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Антропология л. Фейербаха. Г. Гегель и к. Маркс об отчуждении человека
  2. Методология социальной философии
  3. Онтологические и ценностные теории человека. Проблема необходимости и свободы личности
  4. Идеи современной синергетики
  5. Метафизический этап в позитивизме
  6. Структура знания. Чувственное и рациональное познание
  7. Атеизм
  8. B.C. Соловьев: Учение о Софии. «Смысл любви» — Идея всеединства
  9. Эволюция постмодернизма
  10. Идея тождества идеального и материального в философии Шеллинга — Философия Шеллинга в общих чертах