Для связи в whatsapp +905441085890

Общественные отношения как связи субъектов коллективной деятельности и продукт социального взаимодействия — Социальное взаимодействие и общение

Социальное взаимодействие — это система взаимозависимых социальных действий, в которой действия одного субъекта являются как причиной, так и следствием взаимных действий других субъектов.

Таким образом, это обмен действиями, которые спрягаются друг с другом. Именно случайность действий, их возобновляемость и регулярность отличает социальное взаимодействие от индивидуальных социальных контактов и делает его основой социальной жизни.

Социальные взаимодействия можно разделить на различные категории. Например, П.А. Сорокин (2.7) различает их следующим образом.

  • По количеству субъектов взаимодействия — во взаимодействиях двух индивидуумов, одного и многих, многих и многих;
  • По продолжительности — краткосрочная и долгосрочная;
  • по своей природе — односторонние и многосторонние;
  • по организациям — организованным и неорганизованным;
  • Сознание — сознательное и спонтанное;
  • По «вопросу» обмена: интеллектуальному (идеологическому), чувственно-эмоциональному и волевому.

Как и все виды социального общения, социальное взаимодействие может быть прямым и опосредованным. Первые возникают в процессе межличностного общения, вторые — в результате совместного участия людей в сложных системах (например, предприниматель, меняющий заработную плату, вовлекается в процесс взаимодействия со всеми работниками, в том числе и с теми, о чьем индивидуальном существовании он даже не подозревает).

В нем также выделяются два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, общих целей. Она проявляется в различных специфических отношениях между людьми (деловое партнерство — политический альянс, торговый альянс, движения солидарности и т.д.) и основывается на взаимной поддержке, взаимной помощи, признании, уважении и желании учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является сотрудничество, основой которого является социальный обмен услугами (материально-экономический, интеллектуальный, образовательный, управленческий и т.д.).

Соперничество подразумевает наличие единого неделимого объекта претензий субъектов взаимодействия (полномочия, голоса, территория, власть и т.д.). Она характеризуется желанием превзойти, удалить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать форму соперничества и конфликта. Конкуренция — это такое соперничество, в котором субъекты взаимодействия стремятся лишь превзойти друг друга (например, предложить лучший или более дешевый товар). Соревнование не обязательно требует знания конкретного участника (например, участие в творческом конкурсе, спортивном соревновании и т.д.). Даже если участник известен, основной целью является достижение лучших результатов в данном спринте. Конфликт — это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции, конфликт характеризуется знанием соперника и ожиданием чего-то взамен с его стороны.

Рассматривая сотрудничество и соперничество как основные виды социального взаимодействия, современная социология избегает крайностей в своей оценке. Например, конфликтологи признают преимущества соперничества и рассматривают конфликт как источник развития системы социальных взаимодействий (2.8).

Социальные отношения формируются на основе социальных взаимодействий, которые являются необходимым условием формирования различных социальных групп и сообществ. Социальные отношения — это стабильная система взаимодействия, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров.

Социальные отношения характеризуются постоянством, системностью и способностью к самообновлению. Таким образом, когда мы говорим о межгосударственных отношениях, мы имеем в виду сложившуюся и воспроизводимую систему отношений между странами в экономической, политической, культурной, научной и других областях.

Социальные отношения чрезвычайно разнообразны по содержанию. Это в основном определяется необычайно широким диапазоном целей и ценностных ориентаций, которыми руководствуются социальные субъекты в своих отношениях (богатство, власть, престиж, справедливость, дружба и т.д.).

Общественные отношения как связи субъектов коллективной деятельности и продукт социального взаимодействия

Социальное взаимодействие и общение

Общаясь друг с другом, люди не только посылают и получают информацию, воспринимают друг друга так или иначе, но и взаимодействуют определенным образом. Характерной особенностью жизнедеятельности человека является его социальное взаимодействие. Каждый из наших дней включает в себя множество различных видов взаимодействия с другими людьми по форме и содержанию. Не случайно многие исследователи считают, что проблемы взаимодействия должны занимать центральное место в социальных и психологических науках. В широком смысле, социальное взаимодействие можно определить как «процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других» [105, p. 165]. Большинство наших моделей поведения являются следствием текущего социального взаимодействия или возникли ранее.

Социальное взаимодействие подразумевает межличностные контакты, при которых два или более человека совершают совместное действие. Эти контакты не обязательно должны быть прямыми. Очевидно, что с помощью современных средств связи люди, разделенные большими расстояниями, даже между континентами, могут взаимодействовать друг с другом.

Взаимодействие может быть постоянным, эпизодическим или даже кратковременным. Например, когда незнакомые люди оказываются в одном купе поезда.

Э. Голландер выделяет следующие характерные особенности социального взаимодействия [171]. Во-первых, это взаимозависимость поведения участников взаимодействия. Поведение одного участника действует как стимул к поведению другого и наоборот. Вторая характерная черта социального взаимодействия — это взаимные поведенческие ожидания, основанные на взаимных восприятиях друг друга. В основе первого и второго лежит третья характеристика — неявная оценка каждым участником ценности, приписываемой действиям и мотивам других, и удовлетворенности, которую могут дать другие.

Взаимодействие складывается из индивидуальных действий или поступков людей. Польский социолог Я. Щепанский рассматривает каждое социальное действие как систему, в которой можно выделить следующие составные элементы: а) действующее лицо; б) субъект действия или лицо, на которое было совершено действие; в) средства или орудия действия; г) метод действия или способ использования средств действия; д) реакция лица, на которое было совершено действие, или результат действия [118].

Западные исследователи выделяют две широкие категории в понятии «структура взаимодействия». Во-первых, это формальная структура взаимодействия, под которой понимаются такие модели отношений, которые необходимы обществу, его социальным институтам и организациям. Во-вторых, отмечается также наличие неформальной структуры взаимодействия, порожденной индивидуальными мотивами, ценностями, особенностями восприятия. Так называемый формальный уровень взаимодействия устанавливается в формальных (официальных) социальных ролях. Неформальный уровень взаимодействия основан на межличностном притяжении, привязанности людей друг к другу. Этот уровень обусловлен индивидуальными диспозициями. Следует также отметить, что взаимодействие в формальных ситуациях может приобретать некоторые характерные черты неформального взаимодействия. Поскольку формальные отношения являются постоянными и непрерывными, они также обусловлены индивидуальными психологическими характеристиками взаимодействующих людей.

Наше взаимодействие с людьми во многом обусловлено тем, как мы воспринимаем этих людей, их слова и действия. На наше восприятие, в свою очередь, влияют роли, в которых мы взаимодействуем с ними, и то, как мы рассматриваем эти роли.

Общение и общественные отношения

В «Немецкой идеологии», как мы помним, было показано, что люди «должны вступать в отношения друг с другом» в процессе производства, и что именно эта практическая коммуникация «создает — и рутинно воссоздает — существующие отношения»[1]. Иными словами, социальные отношения — экономические, политические, правовые и т.д. (по Ленину, материальные и идеологические) — формируются в процессе практической коммуникации людей, но сразу же обретают самостоятельное существование, независимое от сознания индивидуумов. Ленин также подчеркнул эту диалектику, сказав, что люди «вступают в общение» в процессе общей практической деятельности, что «в процессе формируются некие общественные отношения»[2], но сами люди не осознают, что такое эти отношения, и вступают в прямую зависимость от природы этих отношений.

Таким образом, если за отправную точку взять биографию индивида, то вся его деятельность, в том числе и общение с другими индивидами, определяется природой его социальных отношений; если же отправной точкой теоретического анализа социальной жизни является коллективная практика, то «форма» коммуникации, которая в ней формируется, «обусловленная производством»[3], порождает определенные социальные отношения между действующими индивидами. Таким образом, существует взаимодействие между коммуникацией и социальными отношениями, но оно описывается не в терминах «форма» и «содержание» или «персонификация», а в терминах «процесс» и «продукт»: коммуникация — это реальная деятельность, которая разворачивается процессуально, а социальные отношения — это своего рода связь между ее участниками, которая становится структурой общества и, поскольку она формируется в процессе практической человеческой коммуникации, обуславливает ее.

Это порождает еще один аспект диалектических отношений между коммуникацией и социальными отношениями — осознанную целеустремленность общения (как формы деятельности субъектов) и бессознательную, спонтанную и самоусиливающуюся власть над субъектами социальных отношений. Его носителем является экономическая и политическая система общества, которая отчуждается от конкретных личностей и возвышается над ними, независимо от того, к каким социальным субъектам она враждебно относится и к каким испытывает симпатию, потому что является собственностью «совокупного субъекта» — человеческого общества.

Изменения в общественных отношениях, однако, происходят в результате изменений в материальном производстве, одной из сторон которого является общение людей, вовлеченных в него.

Третий аспект диалектики общения и социальных отношений улавливается соединением терминов «прямой» и «опосредованный» или «прямой» и «косвенный»[4]. Для общения как момента деятельности, то, что К. Маркс сказал об этом в целом, применяется в полной мере:

«Общественная деятельность и общественное пользование существуют не только в форме непосредственной коллективной деятельности и непосредственного коллективного использования, хотя коллективная деятельность и коллективное использование, т.е. такая деятельность и использование, которые непосредственно проявляются и применяются в фактическом общении с другими людьми, существуют во всех случаях, когда вышеупомянутое непосредственное выражение общественной сферы обосновывается и соответствует содержанию этой деятельности или использования. Поэтому даже в тех случаях, когда человек действует в одиночку, вне «прямого общения с другими», он все равно объективно «действует публично», т.е. деятельность, опосредованная социальными отношениями.

Если под общением мы понимаем межличностные отношения, то они являются прямыми, непосредственными, контактными, а социальные отношения — опосредованными, косвенными, внеличностными; общение, рассматриваемое на этом уровне, является одновременно и способом преобразования опосредованных отношений в прямые, и механизмом преобразования прямых взаимодействий между людьми в социальную реальность, которая отчуждается от них и обретает самостоятельное существо.

Индивиды и общество

В анализе Г. Симмела взаимодействия индивида и общества всегда есть два момента.

Первое — изучение группы индивидов, взаимодействующих на основе различных мотивов и интересов, что составляет историю развития человеческого общества: «Это», по мнению Симмела, «комплекс социализированных индивидов, социально сформированный человеческий материал, который составляет всю историческую реальность «1 . В то же время социолог считал, что взаимодействие людей, в конечном счете, создает социальные структуры, общество.

Поэтому второй компонент анализа — это общество как «сумма тех форм связи, в силу которых общество в первом смысле формируется из индивидов «1.

Следует отметить, что при изучении этих проблем Г. Симмел остается верен своему релятивизму, что проявляется в том, что социолог не принял методологию соцреализма, характерную для Э. Дюркгейма. Напомним, что его суть выражается в том, что общество рассматривается как полностью независимая реальность.

Г. Симель также отверг методологию социологического номинализма, которая предполагает, что общество состоит из коллекции разрозненных индивидов. Социолог разработал свой собственный промежуточный подход, так сказать, согласно которому общество — это непрерывно генерируемый процесс, поддерживаемый взаимодействием сознательных личностей, обладающих волей и, таким образом, способностью выбирать направления своих действий.

Сила социологического воображения Цимера проявилась в интерпретации латентных смыслов социальных конфликтов, противоречий, возникающих в процессе взаимодействия индивида и общества, которые ученый выражает терминами «жизнь», «больше-жизнь», «больше-что-жизнь».

Противоречия проявляются, прежде всего, в специфике культурного отчуждения людей от социальных реалий, которые они сами создали.

«Больше жизни» означает, что в процессе социального взаимодействия, и особенно в процессе творчества и работы, люди постоянно создают нечто культурное и социальное, что выходит за рамки их собственной жизни и остается за ее пределами. Таким образом, объективно существующие реалии, которые социолог называет «больше, чем жизнь», вступают в конфликт с «больше, чем жизнь», т.е. начинают обратно влиять на то, как люди взаимодействуют и каковы их творческие возможности.

И «жизнь» конкретных личностей неизбежно обнаруживается в этом единстве, в борьбе противоположностей между «большей жизнью» и «большей, чем жизнь».

Люди оказываются в центре конфликта:

  • С одной стороны, их подталкивает необходимость взаимодействия, создавая тем самым все больше и больше социальных структур и культурных ценностей;
  • С другой стороны, их жизнь находится под давлением того, что они и все предыдущие поколения создали, что может иметь очень разрушительные последствия как для нынешнего, так и для будущих поколений людей.
    Однако никому не дано выйти из этого конфликта, оставаясь в обществе.

G. Simmel мыслит о социальной дифференциации очень новаторски, исходя из того, что этот фактор является одной из основных причин взаимодействия индивидуумов, их присоединения к социальным группам.

В своем анализе социолог в значительной степени использует принципы социальной геометрии.

По мере увеличения размера группы и углубления социальной дифференциации, возрастает индивидуальность ее членов, они становятся более свободными, полагал он. В то же время, социальные взаимодействия становятся более обезличенными.

Чем меньше социальная группа, тем больше она контролирует своих членов, чему способствует фактор относительной ограниченности, замкнутого социального пространства.

Особенности социального взаимодействия

В социологии под взаимодействием понимаются не только прямые контакты между людьми (такие как рукопожатия, разговоры), но и те явления, которые не являются взаимодействием с обычной точки зрения. На самом деле все действия человека, который подозревает, что за ним можно наблюдать, уже представляют собой взаимодействие, поскольку оно направлено на другого.

Взаимодействие — это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны других.

В каждом взаимодействии участвуют как минимум два участника — взаимодействующие. Таким образом, взаимодействие — это вид действия, отличительной чертой которого является его ориентация на другого человека.

Каждое социальное взаимодействие имеет четыре характеристики:

1) она субъективна, то есть всегда имеет субъекта в самом широком смысле — цель или причину, которая является внешней по отношению к взаимодействующим группам или лицам;
2) она внешне проявляется и поэтому наблюдаема; эта характеристика обусловлена тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которые расшифровываются другой стороной;

  • это ситуативно, то есть обычно связано с конкретной ситуацией, с условиями ее прохождения (например, встреча друзей или сдача экзаменов);
  • выражает субъективные намерения участников.

Хотим подчеркнуть, что взаимодействие — это всегда общение. Однако мы не должны приравнивать взаимодействие к обычному общению, т.е. обмену сообщениями. Этот термин гораздо шире, так как подразумевает не только прямой обмен информацией, но и косвенный обмен значениями. Действительно, два человека могут не сказать ни слова и не попытаться передать друг другу что-либо иным способом, но сам факт, что один может наблюдать за действиями другого, а другой осознает их, превращает каждое из их действий в социальное взаимодействие. И когда люди совершают действия друг перед другом, которые могут (и, конечно, будут) интерпретироваться другой стороной, они уже обмениваются смыслами. Человек, находящийся в одиночестве, будет вести себя, по крайней мере, несколько иначе, чем человек, находящийся в компании других людей.

Поэтому социальное взаимодействие характеризуется такой особенностью, как обратная связь. Обратная связь подразумевает реакцию, поэтому социальное взаимодействие должно быть направлено на другого человека. Такая реакция может и не последовать, но всегда ожидается, признается как вероятная, возможная.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Изменение представления об истине в философии — Классическая концепция истины
  2. Пьер Абеляр
  3. Понятие субстанции в метафизике 17-18 века, в трудах Декарта, Спинозы, Лейбница. Критика понятия субстанции Юмом
  4. Сознание в философии. Постановка проблемы сознания в философии
  5. Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в новое время
  6. Смысл жизни и назначение человека
  7. Гуманизм и религия
  8. Историко-философские подходы к решению проблемы социокультурной обусловленности познания
  9. Мартин Бубер и его философия
  10. Экзистенциальная антропология