Для связи в whatsapp +905441085890

Общество и основные его концепции — Развитие научных представлений об обществе

ОБЩЕСТВО — это группа людей, образованная в силу целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причем члены такой группы не связаны между собой столь глубокими принципами, как в случае реального сообщества. Общество основано на конвенции, соглашении, равном согласовании интересов. Индивидуальность человека гораздо меньше меняется под влиянием его вовлеченности в общество, чем в зависимости от его вовлеченности в сообщество. Общество часто понимается как сфера, лежащая между личностью и государством (например, когда речь идет об ориентации целей образования на «социальную» волю той или иной эпохи), или гражданское общество романтиков, или в смысле французского термина societe-corps social — весь человеческий род. После попыток объяснить сущность понятия «общество» в античности (Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский), этот вопрос стал политико-философской проблемой, особенно с 18 века, исчерпывающее решение которой пытался дать в своей социологии Конт.

ОБЩЕСТВО (лат. societas — socium, общительность, социальный) — в широком смысле: совокупность всех форм взаимодействия и объединения людей, выражающая их всестороннюю взаимозависимость; в более узком смысле: генетически и/или структурно определенный тип — род, вид, подтип общения, выступающий как исторически определенная совокупность или как относительно самостоятельный элемент такой совокупности. Общество является наиболее важным и, как правило, фундаментальным понятием в социальной философии и теоретической социологии.

ОБЩЕСТВО — 1) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности и общения людей; 2) как этап в истории человечества (первобытное, феодальное или средневековое, буржуазное, социалистическое, коммунистическое, рабовладельческое или античное общество); 3) как индивидуально-национальная форма такого этапа (например. например, древнекитайское, российское общество XIX века); 4) как конкретное сообщество, т.е. определенная неформальная организация людей, объединенных по какому-либо существенному признаку (например, светское общество, или «высшее общество», философское общество, научное общество, общее сообщество профессионалов). Все концепции общества можно условно разделить на две группы: В некоторых концепциях общество понимается как совокупность человеческих индивидов, объединенных для удовлетворения своих потребностей на основе «общественного договора»; иногда такими элементами общества могут быть не индивиды, а их социальные действия или социальные отношения; в других концепциях общество рассматривается как органическое целое, которое не только не может быть сведено к своим как-то понимаемым элементам (индивидам, отношениям, действиям), но, напротив, к их внутреннему В этом случае общество в целом предполагается трансцендентным (заданным Богом), как в традиции русской философии религии, либо оно формируется в соответствии со своей внутренней целью, независимо от воли людей и сознания общественных законов (в социальной философии марксизма).

ОБЩЕСТВО — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В более узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы. Кроме того, общество часто относится к классу образованных, социально привилегированных людей.

Изучением общества занимается особая группа научных дисциплин, называемых — социальными (гуманитарными) науками. Среди общественных наук социология (буквально — «социальная наука») является ведущей. Только она рассматривает общество как единую целостную систему. Другие общественные науки (этика, политология, экономика, история, религиоведение и т.д.) изучают отдельные аспекты общественной жизни, не претендуя на целостное знание.

Общество и основные его концепции - Развитие научных представлений об обществе

Развитие научных представлений об обществе

Понятие «общество» предполагает понимание объективных закономерностей коллективной жизни людей. Эта идея возникла почти одновременно с зарождением научной мысли. Уже в древности были обозначены все основные проблемы в понимании природы общества:

  • насколько общество отличается от природы (одни мыслители вообще стирали различие между обществом и природой, другие делали различия между ними абсолютными);
  • каково соотношение коллективного и индивидуального начал в жизни общества (одни рассматривают общество как сумму индивидов, другие, напротив, — как самодостаточное целое)
  • Как сочетаются конфликт и солидарность в развитии общества (одни рассматривали развитие общества как движимое внутренними противоречиями, другие — как движимое стремлением к гармонии интересов)
  • как меняется общество (наблюдаются ли улучшения и прогресс или общество развивается циклически).

Мыслители древних обществ обычно рассматривали человеческую жизнь как часть вселенского порядка, «космоса». Слово «космос» было впервые использовано Гераклитом в отношении «мирового порядка». Универсалистские представления античности об обществе отражали идею единства человека с природой. Эта идея стала неотъемлемой частью восточных религий и учений (конфуцианство, буддизм, индуизм), которые и сегодня имеют свое влияние на Востоке. Параллельно с развитием натуралистических концепций начали развиваться антропологические концепции, подчеркивающие не единство человека с природой, а фундаментальные различия между ними.

Долгое время в социальной мысли общество рассматривалось с политологической точки зрения, то есть отождествлялось с государством. Так, Платон сначала охарактеризовал политические функции государства (защита населения от внешних врагов, поддержание порядка внутри страны). Аристотель, вслед за Платоном, разработал государственно-политическую концепцию общества, трактуемую как отношения господства и подчинения. Однако он подчеркивал и чисто социальные (неполитические) связи людей, например, дружбу и взаимную поддержку свободных, равных индивидов. Аристотель подчеркивал примат индивидуальных интересов и считал, «что следует требовать относительного, а не абсолютного единства семьи и государства», что «каждый человек прежде всего сам себе друг и должен любить себя больше всего» («Этика»). Если Платон склонен рассматривать общество как целостный организм, то Аристотель склонен рассматривать его как совокупность относительно независимых индивидов.

В трактовке общества современная социальная мысль исходила из концепции «естественного состояния» и общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Однако, ссылаясь на «законы природы», мыслители нового времени придали им совершенно социальный характер. Например, утверждение о первоначальной «войне всех против всех», на смену которой приходит общественный договор, абсолютизирует дух индивидуализма нового времени. Согласно точке зрения этих мыслителей, общество основано на рациональных принципах договора, формально-юридических идеях и взаимной выгоде. Таким образом, антропологическая интерпретация общества победила натуралистическую, а индивидуалистическая — коллективистскую (организационную).

Свойства общества как системы

Современные европейские мыслители перешли от нерасчлененного единства научного знания об обществе и природе, характерного для древних и средневековых обществ, к дифференцированной системе самостоятельных наук. Общественные науки были строго отделены от естественных, а гуманитарные знания сами по себе распались на несколько самостоятельных наук, которые долгое время плохо взаимодействовали друг с другом. Политология (благодаря трудам Н. Макиавелли) выделилась в XIX веке, затем, в конце XVIII — начале XIX века, криминология (начиная с Ч. Беккариа), экономическая теория (с А. Смита) и этика (с И. Бентама). Эта фрагментация продолжилась в 19 и 20 веках (появление культурологии, лингвистики, религиоведения, психологии, этнологии, антропологии и т.д. как самостоятельных наук).

Однако стремление к целостному знанию о жизни общества не исчезло. Это привело к формированию особой «науки об обществе», социологии, которая возникла в 1830-1840-х годах, прежде всего благодаря трудам А. Конта. Разработанная им концепция общества как прогрессивно развивающегося организма легла в основу всех последующих разработок не только социологических, но и других общественных наук.

В социальных науках 19 века четко определились два основных подхода к изучению механизмов развития общества, подчеркивающие их противоположные аспекты — конфликт и солидарность (консенсус). Сторонники первого подхода считали, что общество может быть лучше описано в терминах конфликта интересов, в то время как сторонники второго подхода предпочитали терминологию общих ценностей. Марксистская теория общественного развития, возникшая в 1840-1860-х годах и объяснявшая все явления общества с точки зрения экономических процессов и внутренних противоречий в жизни общества в «конечном результате», послужила основой для развития (радикальных) теорий конфликта и остается одним из самых влиятельных направлений социальной мысли и сегодня. Консенсусный взгляд на социальную жизнь более характерен для либеральных мыслителей.

Во второй половине 20 века наметилась тенденция сближения не только различных социальных наук, но и всех общественных наук друг с другом, а также с естественными и точными науками. Эта тенденция отразилась, прежде всего, в становлении и росте популярности основанной И.Пригожиным синергетики — науки о наиболее общих закономерностях развития и самоорганизации сложных систем (в том числе и общества). Таким образом, на новом витке развития науки происходит как бы возврат к древним представлениям о едином «космосе».

Несмотря на то, что представители различных современных научных школ обществознания имеют различные методологические подходы, тем не менее, в их взглядах на общество существует определенное единообразие.

Во-первых, общество имеет системный характер — оно рассматривается не как механическая совокупность индивидов, а как образование, связанное устойчивыми взаимодействиями или взаимосвязями (социальные структуры). Каждый человек является членом различных социальных групп, принимает на себя предписанные социальные роли и совершает социальные действия. Если человек выпадает из привычной социальной системы, он испытывает сильный стресс. (Вспомните хотя бы литературного Робинзона Крузо, который страдал на необитаемом острове не столько от недостатка пищи, сколько от невозможности общаться с другими людьми). Будучи целостной системой, общество обладает стабильностью, определенным консерватизмом.

Механизмы общества

Во-вторых, общество обладает универсальностью — оно создает необходимые условия для удовлетворения самых разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе, основанном на разделении труда, человек может заниматься узкой профессиональной деятельностью, зная, что он всегда сможет удовлетворить свои потребности в еде и одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые трудовые навыки и познакомиться с достижениями культуры и науки. Общество предоставляет ему возможность сделать карьеру и подняться в социальной иерархии. Другими словами, общество обладает той универсальностью, которая дает людям формы организации жизни, способствующие достижению их личных целей. Прогресс общества проявляется именно в том, что оно становится все более универсальным — в том, что оно предлагает все больше возможностей человеку. С этой точки зрения современное общество гораздо более развито, чем, например, первобытное. Но первобытное общество также обладало универсальностью, поскольку позволяло людям удовлетворять элементарные потребности не только в пище, одежде и жилье, но и в объяснении окружающего мира, в творческом самовыражении и так далее.

В-третьих, общество обладало высокой степенью внутренней саморегуляции, что обеспечивало постоянное воспроизводство всей сложной системы общественных отношений. Это отражается в создании специальных институтов (таких как мораль, идеология, право, религия, государство), которые обеспечивают соблюдение общепринятых «правил игры». Существуют различные мнения о том, какие институты играют более важную роль в процессах саморегулирования. Некоторые социологи считают основой стабильности общества формальные институты (например, «разделенную власть», как Э. Шилз), другие — неформальные институты (например, «основные ценности», преобладающие в обществе, как Р. Мертон). Очевидно, что на начальных этапах своего развития саморегуляция общества основывается в основном на неформальных институтах (табу в первобытном обществе, кодекс чести средневековых рыцарей), но затем все большую роль начинают играть формальные институты (писаное право, государственные учреждения, общественные организации).

В-четвертых, общество имеет внутренние механизмы самообновления — встраивания новых социальных образований в существующую систему отношений. Она пытается подчинить своей логике вновь возникающие институты и социальные группы и заставить их действовать в соответствии с ранее установленными социальными нормами и правилами (именно это происходит в процессе эволюции общества). Но новые нормы и правила, постепенно накапливаясь, могут привести к качественным изменениям во всей системе общественных отношений (именно это происходит во время социальной революции). Отклонения от правил и норм, принятых в обществе, заставляют систему искать новые способы поддержания баланса и стабильности. Движущими силами могут быть не только противоречия внутреннего развития, но и «втягивание внесистемных элементов в орбиту системы» (Ю. Лотман). Так было, например, с капитализмом 1930-х годов, который активно использовал некоторые принципы социализма. Очень важна степень открытости социальных систем — стремление активно перенимать опыт других систем (открытое общество) или, наоборот, желание закрыться от внешних влияний (закрытое общество).

Таким образом, общество — это универсальный способ организации социального взаимодействия между людьми, обеспечивающий удовлетворение их основных потребностей, саморегуляцию, самовоспроизводство и самообновление.

Основные философские концепции общества

Основные концепции общества, сущности его существования и развития в идеологическом плане основываются на том или ином решении основного вопроса философии применительно к социальной действительности. В этом отношении обычно выделяют две основные концепции: идеалистическую и материалистическую.

Идеалистическая концепция долгое время доминировала во взглядах на социальную жизнь и историю общества, и продолжает доминировать сегодня. Идеалистическая концепция основана на утверждении, что определяющую роль в обществе играет духовное начало. Этим началом считался либо Бог, мировой дух и т.д., либо сознание человеческих существ. Так, объективный идеалист Гегель считал, что вся история является лишь внешним проявлением абсолютной идеи; высшей формой проявления абсолютной идеи в обществе была прусская монархия. В другом случае мы сталкиваемся с тезисом, что «мнения правят миром». Деятели французского движения Просвещения, предполагавшие, что главная основа и причина перемен в обществе лежит в идеях, в борьбе мнений, утверждали, что для изменения общества в прогрессивном направлении необходимо просвещать людей, внедрять в их сознание идеи добра, истины, справедливости и т.д. Позитивисты XIX века говорили, что идеи правят миром.

Идеалистическое понимание общества имеет определенные основания. Неоспоримым фактом является то, что все действия, поступки людей происходят при участии сознания. В начале существования человечества сознание было «вплетено» в практическую жизнь людей. Важным историческим фактом того времени было разделение умственного и физического труда. Выделение умственного труда в относительно самостоятельную сферу деятельности порождает своеобразную иллюзию, что сознание и идеи не зависят от материальной жизни общества и развиваются совершенно самостоятельно. Отделив умственный труд от физического, правящие классы общества монополизировали умственный труд, в то время как физический труд является уделом масс. А правящие классы направляют производство и обмен, берут под контроль государство, определяют политику, право, идеологию и т. д.

Первый вариант материалистического понимания общества можно назвать географическим течением в социологии («географический детерминизм»), которое утверждает, что особенность и история социальной жизни определяются географической средой. Более подробно это будет рассмотрено в следующем разделе.

Вторая, фундаментальная версия материалистического понимания истории предложена в марксизме. Маркс и Энгельс исходили из простого факта: Прежде чем люди займутся наукой, искусством, философией и т.д., они должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой и т.д., а для этого необходимо работать. Работа — это основа социальной жизни.

Если рассматривать структуру общества, которая включает в себя взаимосвязь четырех сфер общественной жизни, то возникает иерархия: экономическая — социальная — политическая — духовная сфера.

Философское понимание общества использует категории общественного бытия и общественного сознания. Социальное бытие характеризуется как материальная жизнь общества, его производство и воспроизводство. Она включает: способ производства материальных благ, экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения и обмена, материальные аспекты жизни семей, классов, наций и других форм общности людей. Общественное сознание характеризуется как духовная жизнь общества. Она включает в себя разнообразные взгляды, идеи, установки, теории социальных групп.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теория «знания-власти» М. Фуко
  2. Русский марксизм — Краткая история марксизма
  3. Знание, смысл, идея. Мир идей как мир состояний сознания
  4. Мифология и философия
  5. Основные сферы функционирования и развития общества, их диалектическое взаимодействие и единство
  6. Человек в концепциях космизма
  7. Качество и количество
  8. Новейшая социальная философия
  9. Формы направленного изменения: проблема революционного и эволюционного развития общества
  10. Переход от гносеологии к онтологии