Для связи в whatsapp +905441085890

Общество как система — Направления в социальной философии

Социальная доктрина — это наиболее плодотворное и продуманное учение Гегеля, изложенное в «Философии духа», «Философии права» и «Лекциях по философии истории, эстетике и философии религии», опубликованных после смерти Гегеля. Современники Гегеля пользовались большой популярностью его философии истории.

Поскольку история человечества — это проявление «мирового духа», развивающегося строго логично и последовательно, ее, конечно, нельзя рассматривать как серию случайных событий. Она также имеет определенный порядок, последовательность, регулярность, т.е. «разум».

Важной особенностью гегелевской концепции истории является высокая оценка активности и даже творческой роли человека в развитии истории. Человеческая деятельность, мотивированная разнообразными мотивами, интересами и аффектами, является единственным «инструментом и средством», с помощью которого разум достигает желаемого результата. И этот результат часто превосходит все мыслимые ожидания актеров.

Параллельно со многими другими, марксистское направление социальной философии развивалось в работах Карла Маркса (1818-1883), Фридриха Энгельса (1820-1895) и их последователей. Его главной особенностью был переход от идеалистического к материалистическому пониманию развития общества и исторического процесса в целом.

Важнейшей частью марксистской философии является материалистическое понимание истории, т.е. развития общества и исторического процесса в целом. Она заключается, прежде всего, в открытии и обосновании материальной основы функционирования и развития человеческого общества, которая, по мнению Маркса и его последователей, заключается в производстве материальных благ. Отмечается, что производственно-экономические отношения между людьми в конечном итоге определяют все другие общественные отношения между ними, включая политические, правовые и идеологические отношения между классами и другими социальными группами.

Общество представляется как некий более или менее устойчивый социальный организм — социально-экономическая формация, которая развивается по законам развития материального производства и, прежде всего, экономических отношений между людьми. Эти отношения рассматриваются как фундаментальное содержание общественного бытия людей, на основе которого формируются различные формы их общественного сознания — политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного, а также философского. Все стороны общественного развития рассматриваются в их сложном и противоречивом взаимодействии. Это порождает множество проблем социальной диалектики, которые всесторонне анализируются в социальной философии марксизма.

Как подчеркивали основоположники марксизма, предпосылкой, с которой они начали изучать развитие общества, являются живые человеческие существа с их потребностями и интересами, находящиеся во взаимной связи и взаимодействии друг с другом. Совокупность социальных связей и отношений всех социальных субъектов образуют конкретное общество. Через систему присущих ему общественных отношений, условия материального производства, политические и другие социальные институты общество решающим образом определяет содержание и направление деятельности людей, влияет на формирование и развитие каждого человека.

С самого начала проблема социальной философии была связана с материалистической интерпретацией истории. С этой точки зрения решались проблемы взаимодействия материальных и духовных факторов в историческом процессе, личности и общества, объективных и субъективных сторон деятельности людей и их общественных отношений, объективных законов развития общества и другие проблемы.

Общество как система - Направления в социальной философии

Направления в социальной философии

Различные течения социальной философии по-разному объясняют природу и движущие силы исторического процесса. Одновременно мы встречаем признание исторических законов и их отрицание, теории, доказывающие объективный характер истории, и концепции, утверждающие приоритет субъективного фактора. Одни авторы говорят о существовании смысла истории, другие, напротив, утверждают, что такого смысла нет и быть не может и т.д. Все эти точки зрения сочетаются, соответственно, с разнообразными подходами и методами анализа исторического процесса.

Такое разнообразие взглядов на природу и движущие силы исторического процесса, конечно же, не случайно. Человеческая история в ее реальном воплощении — это сложный и многомерный процесс. Действуют различные силы и факторы. Она происходит в разные социальные времена и проявляется в разных культурах и цивилизациях. На историю человечества и социальную жизнь влияют географическая среда, производительные силы общества, уровень технологического развития и преобладающие идеологические, этические и другие ценности. Все эти различные факторы тесно взаимосвязаны. №

Согласно современным представлениям, совокупность ряда экономических, географических, религиозных и других факторов определяет процесс исторического развития. Однако в философии истории до второй половины ХХ века акцент, как правило, делался на одном или нескольких факторах, что придавало философско-историческим концепциям несколько односторонний характер. В зависимости от того, какие детерминанты исторического процесса выбраны в качестве основных, философско-исторические концепции можно классифицировать следующим образом: географический детерминизм, экономический детерминизм, технологический детерминизм, теория факторов. Особая группа концепций, в которых роль главного детерминанта исторического развития отводится различного рода духовным факторам, таким как божественное провидение, человеческий разум, религия и так далее. Провиденциализм философии истории наиболее характерно выражен Августином.

Последовательно развивая христианское мировоззрение, Августин считает, что божественное провидение, которое человек не всегда понимает, направляет историческую судьбу. Признание ограниченности человеческого разума по сравнению с божественным фактически сводит философию истории к утверждению о божественном предопределении исторического развития. Человеческий разум не может проникнуть в тайные законы Божественного провидения. Рядом с концепцией Августина можно поставить философию истории Г. Гегеля. Философия истории Гегеля. Абсолютная идея, которая разворачивается прежде всего в истории, является рационалистическим аналогом Бога. В то же время в философии Г. Гегеля. В философии Гегеля человеческий разум способен приблизиться к пониманию истории потому, что Мировой Дух дает единые диалектические законы развития, действующие как на уровне истории, так и на уровне человеческого мышления. В концепциях Просвещения не мир, а человеческий разум становится главным фактором исторического развития. Интеллектуальные идеалы и их распространение среди масс должны были обеспечить социальный прогресс с точки зрения идеологии Просвещения. При этом мыслители Просвещения обращались не только к интеллектуальным, но и к другим факторам общественного развития, что отразилось, в частности, в формировании концепции географического детерминизма.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса

Географический детерминизм фокусируется на климатических и общегеографических условиях, определяющих историческое развитие. Наиболее полную концепцию географического детерминизма можно найти в работах Монтескье и Мечникова. Философия Монтескье рисует несколько упрощенную картину влияния климатических условий на физическую организацию человека, его характер и склонности, и тем самым на социальную организацию общества и форму правления. Так, например, в холодном климате мужчины, по его мнению, более физически выносливы и склонны к героическим поступкам, чем южные, более слабые, ленивые и трусливые народы. Южане более склонны к рабству, чем северяне, потому что из-за обилия плодородной почвы они больше думают о сельском хозяйстве, чем о свободе. Менее упрощенным является влияние географического фактора в концепции Л. Мечникова. По его мнению, причины возникновения цивилизации кроются в географической среде. Тропический климат с его обильной флорой и фауной не породил ни одной цивилизации, которая оставила бы заметный след в летописи человечества. Чрезмерное развитие органической жизни в жарком климате приводит к тому, что жители имеют в изобилии все необходимое и не имеют стимула к труду, что ухудшает их умственное развитие. Не жаркие пояса, а крупные реки, по мнению Л. Мечникова, были главным фактором, повлиявшим на возникновение и развитие цивилизации. В своем развитии речные цивилизации включали в свою орбиту все больше и больше народов, так что постепенно сформировалась океаническая цивилизация.

Положительный вклад теорий географического детерминизма в философию истории заключается в том, что благодаря этим концепциям стали рассматривать общественно-исторические процессы во взаимосвязи с природой, географической средой, которая оказывает существенное влияние на особенности исторического развития государств и народов. Многие философы, следовавшие за Монтескье и Л. Мечниковым, отдавали должное географическому фактору исторического развития. Так, Карл Маркс указывал, что не тропический климат, а умеренная зона породила капитал.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса подчеркивала экономические факторы в развитии общества. В этом контексте исторический материализм часто относят к концепциям экономического детерминизма. В марксизме философия истории, социология и социальная философия слиты в единый комплекс. Марксизм рассматривает экономические отношения, процесс производства в целом, как движущий фактор истории. Социальная философия, по мнению основателей марксизма, должна основываться не на абстрактных идеях, а на предпосылках реальной жизни, которые можно вывести только в воображении. Эти предпосылки таковы: Индивидуумы, их деятельность и материальные условия их жизни. Материальные отношения, складывающиеся в процессе производства, определяют все остальные отношения в обществе: социально-политическую, религиозную и духовную жизнь общества в целом. Материалистическое понимание истории утверждает зависимость религии, философии, морали, права, идеологии и других форм общественного сознания от экономических отношений. При этом каждый этап исторического развития определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений.

Этапы развития общества

Категория социально-экономической формации была разработана в историческом материализме для характеристики этапов развития общества. Эта категория прошла долгий путь развития как в работах основоположников исторического материализма, так и далее в трудах советских философов. Карл Маркс разработал периодизацию истории человечества на основе изменений в способах производства и социально-экономических формациях. Формирование — это особая социально-экономическая форма общественно-производственной деятельности. Он определяет природу и структуру общества как закон. И человечество с необходимостью должно пройти путь от первобытного строя к коммунизму.

Основой социально-экономической формации является способ производства — исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Если социально-экономическая формация рассматривается как система общественных отношений, то производственные отношения образуют базис, а политические, идеологические и правовые отношения — надстройку, которая зависит от базиса и определяется им. Процесс исторического развития представлен в историческом материализме как последовательная смена социально-экономических формаций. Механизм смены социально-экономических формаций описывается как развитие противоречия между новыми производительными силами и старыми отношениями производства, а процесс перехода от одной формации к другой обычно трактуется как социальная революция, несводимая к политической революции.

Категория социально-экономической фармации позволяет выделить характерные черты определенных этапов развития общества. Исторический материализм представляет историю как последовательную смену социально-экономических формаций, он представляет историю как постепенное восхождение к коммунизму. Следует отметить, однако, что категория социально-экономических формаций дает возможность рассматривать как материальный, так и духовный аспекты общества как единое целое. Признание материального производства и экономических отношений движущими факторами истории позволило основоположникам марксизма поставить вопрос об объективных детерминантах и законах исторического развития. Более того, исторический материализм с его типологическим описанием общественного развития на основе категории социально-экономических формаций предлагает свое решение проблемы единства и многообразия исторического процесса: развитие происходит по единому закону последовательной смены социально-экономических формаций, при этом отдельные исторические общества отличаются своеобразием и специфическими характеристиками.

Помимо формационного подхода к истории в социальной философии существует цивилизационный подход к развитию общества. Значительный вклад в нее внесли Сен-Симон, О. Конт, М. Вебер и А. Тойнби.

Цивилизационный подход основан не на определении уровня производительных сил и экономической базы как совокупности производственно-экономических отношений, а на определении доминирующего типа экономической деятельности и доминирующей системы ценностей в жизни общества.

Задача социальной философии

В цивилизационном подходе отсутствует абсолютизация социально-экономических законов, якобы стоящих над человеком, и переплетение технических, экономических, политических, религиозных и других социокультурных факторов в реальной деятельности людей.

Цивилизационный подход, не отрицая единства исторического процесса, отвергает его абсолютизацию и предполагает право каждого народа на собственный социально-исторический эксперимент для реализации своей культурной программы.

Такой подход не исключает исторических условий, в которых проводится социально-исторический эксперимент и которые объективно объединяют социокультурные конструкции разных народов в исторические типы. Таким образом, при всех многочисленных вариациях первого этапа развития цивилизации практически все народы вынуждены считаться с ведущим значением аграрного труда.

Цивилизационный подход не исключает многообразия концепций для понимания исторического процесса. Это разнообразие основано на первостепенной важности каждого фактора прогресса.

Цивилизационный подход к истории является более гибким, чем формационный. Рассматривая в качестве основы исторического типа общества доминирующую отрасль национальной экономики и господствующую систему ценностей, приверженцы цивилизационного подхода освобождают себя от жесткой необходимости искать в развитии разных народов первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный строй. Цивилизационный подход не знает грубой детерминации хода истории законами единства производительных сил и производственных отношений и соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил. Акцент в этом подходе делается на анализе исторической деятельности разных народов, которая, конечно же, происходит в определенных географических, социально-экономических и культурных условиях.

В качестве важного методологического следствия цивилизационного подхода к истории следует указать на самоочевидность разницы в развитии стран Запада и Востока. Нет необходимости искать рабство и феодализм на Востоке и вписывать конкретные исторические даты в основополагающую схему. Однако цивилизационный подход не исключает формаций в развитии западноевропейских стран. Однако сами формации уже не являются обязательными этапами в развитии человечества.

Задача социальной философии состоит именно в том, чтобы выделить из массы фактов истории существенные, определяющие и раскрывающие закономерности и тенденции исторических событий и социальных систем. В то же время социальная философия должна стремиться использовать разнообразные теоретические модели познания, смотреть на предмет с разных сторон и избегать теоретического догматизма. Анализ исторического процесса должен осуществляться в соответствии с логикой самой мировой истории. Он должен использовать как формационный, так и цивилизационный подходы, которые не исключают друг друга, а дополняют. Этот анализ должен учитывать как «циклические культуры», так и исторические этапы развития общества, эпохи, стадии и периоды его развития. Словом, чем полнее и с разных сторон мы изучим исторический процесс, тем более конкретной и адекватной будет научная картина его развития. Однако следует помнить, что здесь, как и во всех других науках, нет и не может быть абсолютного знания. Более того, социальная философия добавляет существенный момент: поскольку субъектом человеческой истории и ее объектом является прежде всего человек, история не имеет конца, она всегда незавершена.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Направления социальной философии
  2. Несостоятельность попыток рационального опровержения иррационального
  3. Понятие политического в философии Фомы Аквинского
  4. Философия религии А. Бергсона
  5. Художественная мысль А. Рублева — Детство и отрочество Рублева
  6. Философия просвещения
  7. Динамика науки, как процесс порождения нового знания
  8. Николай Кузанский – на рубеже двух эпох
  9. Актуальность философии для осмысления современных проблем науки
  10. Философия как потребность человеческого духа