Для связи в whatsapp +905441085890

Общество в социальной философии — Социальная философия как методология общественных наук

Социальная философия занимается изучением общества и его исторического развития. Ее главная задача — анализ явлений прошлого и настоящего, позволяющий лучше понять современное общество и перспективы его развития. Она изучает функционирование и развитие социальных систем, взаимосвязь между основными социальными явлениями, взаимодействие общества и природы, социальные аспекты человеческого поведения.

Понятие «общество» взято социальной философией из повседневного знания, согласно которому очертания общества соответствуют границам современных национальных государств. Социальная философия во многом проясняет это понятие. В то же время он использует его в разных значениях. Чаще всего под обществом понимают случайно образовавшееся общество, независимо от времени его существования. Иногда общество — это отдельное общество в конкретный период его развития (например, российское общество конца 19 века) или общество как совокупность большой группы или даже всех обществ в конкретный период времени (средневековое общество, капиталистическое общество и т.д.). Как правило, такая двусмысленность не приводит к двусмысленности, поскольку из контекста всегда ясно, какой смысл термина «общество» имеется в виду.

Поскольку понятие общества, взятое из обыденного употребления, не является достаточно ясным, иногда говорят, что социальная философия — это анализ социального. Социальное в данном случае понимается как процесс и результат взаимодействия социальных групп, институтов, целых обществ и их объединений. Социальное не является некой автономной данностью. Она включает в себя экономические, политические, социально-психологические, идеологические, моральные и все другие измерения сложной и многомерной жизни общества.

Таким образом, социальная философия как наука о социальном — это попытка интегрировать существующие разнообразные знания об обществе, привести их к единой теории функционирования и развития общества. В то же время социальная философия — это и особый взгляд на определенные социальные явления, который позволяет нам поместить их в более широкий контекст, который может включать даже всю известную человеческую историю.

Социальная философия находится в одном ряду с такими общественными науками, как теоретическая социология, политология, история, экономика, социальная психология, этика и т.д. Но если эти сферы изучают отдельные аспекты социальной жизни, то социальная философия призвана исследовать эту жизнь в ее целостности и полноте.

Существуют два диаметрально противоположных подхода к изучению общества. В подходе, который можно назвать внешним, социальные явления изучаются так же, как звезды, химические вещества и другие объекты естественных наук. В этом случае эти явления являются внешними по отношению к индивидам, императивными и объективными. Другой, внутренний, подход считает, что общество состоит из индивидов, которые обладают сознанием и действуют на основе своих идей. Сознательные действия оказываются исходным объектом социального исследования, а действия людей — основой для понимания генезиса и причин социальных событий.

Внешний подход дает надежду на открытие универсальных законов социальной эволюции, подобных законам ньютоновской физики или дарвиновской биологии. Внутренний подход предполагает веру в то, что человек, создавший общество и цивилизацию, способен изменить их по своему усмотрению, чтобы привести их в соответствие со своими устремлениями.

Как внешний, так и внутренний подходы к изучению социальной реальности не учитывают специфику человеческой деятельности. Люди, несомненно, отличаются от природных объектов тем, что обладают сознанием и планируют свою деятельность. Однако сознательные действия человека обычно приводят к неожиданным, незапланированным последствиям. В частности, такие базовые социальные институты, как язык, мораль, деньги, государство, рынок и т.д., возникли непреднамеренно, независимо от каких-либо человеческих проектов, придуманных и затем реализованных.

Общество в социальной философии

Социальная философия как методология общественных наук

Задача социальной философии ни в коем случае не состоит в том, чтобы подробно отразить все явления и процессы общественной жизни. Жизнь общества чрезвычайно богата различными событиями. Она очень сложна из-за множественных связей между социальными явлениями, которые динамичны и противоречивы по своей природе. Ни одна наука не в состоянии выразить все богатство и сложность социальной жизни.

Социальная философия также не ставит перед собой такой цели. Однако, воспроизводя ту или иную идеальную модель развития общества и отдельных его сторон, социальная философия вносит вклад в понимание природы различных социальных явлений, их места и роли в обществе, раскрывает основные прямые и обратные связи между этими явлениями как элементами социальной системы. В конечном итоге она дает целостную картину существования общества, показывает основные механизмы взаимодействия его сторон, тенденции и закономерности его развития.

В этом выражается основное содержание концепций многих традиционных и современных направлений и школ социальной философии. Желательно, конечно, чтобы содержание концепций социальной философии как можно глубже отражало реальные социальные процессы, что способствовало бы их лучшему пониманию. Это важно не только для науки, но и для практики, точнее, для научного обоснования практической деятельности человека.

Необходимость этого постоянно подчеркивается. Важно, чтобы развитие общества не шло самотеком, а было бы более целенаправленным и осуществлялось в интересах всех людей. А это требует, прежде всего, чтобы их деятельность была как можно менее спонтанной и как можно более осознанной, понимаемой ими на уровне понимания проблем общества в целом. Это особенно важно для деятельности государственных органов, которые призваны целенаправленно организовывать практическое решение проблем общества и тем самым находить оптимальные пути развития общества. Во всем мире люди стараются решать проблемы своей общественной жизни более осмысленно, учитывая не только сиюминутные, но и долгосрочные интересы, от которых зависит и решение их личных проблем. Важно, чтобы они осознавали как ближайшие, так и долгосрочные последствия своих действий, чтобы они могли изменить их в своих интересах.

В этом им могут помочь соответствующие идеологические и методологические положения социальной философии. Раскрывая социальную значимость различных форм деятельности и их роль в самоутверждении личности в обществе, раскрывая природу самого общества, динамику и направление его развития, социальная философия помогает людям осознать ближайшие и долгосрочные последствия своих действий для себя и других людей, социальных групп, а возможно, и для общества в целом. Это одно из проявлений прогностической функции социальной философии, которая часто помогает предвидеть и сознательно прогнозировать тенденции социальных процессов.

Таким образом, можно говорить об идеологической, теоретической, методологической и прогностической функции социальной философии. Ее мироописательная функция состоит в том, что она формирует у человека общее представление о социальном мире, о существовании и развитии общества, определенным образом решает вопросы о связи существования человека, о материальных условиях его жизни и сознания, о месте и назначении человека в обществе, о смысле и цели его жизни и так далее. Все эти проблемы ставятся и решаются в рамках различных школ материалистической, идеалистической и религиозной философии.

Идея гражданского общества

Гражданское общество понимается как единица различных людей, живущих в правовом государстве, в котором действует принцип защиты прав человека. В подлинно гражданском обществе каждый человек является самоцелью и высшей ценностью. Однако без отношений с другими людьми человек не может удовлетворить свои потребности, не может полностью достичь своих целей.

Все это является необходимым условием для реализации блага для всех. Таким образом, поскольку жизнь каждого человека связана с социальной общностью, целое представляет собой отношения людей, почву, на которой культивируется свобода всех граждан и развиваются их природные дарования. В сообществе людей возникает и бурлит все иррациональное, закономерное и случайное — случайности рождения и судьбы, здесь же волны всех страстей управляются только блеском проникающего в них разума. Согласно Г. Гегелю, гражданское общество — это объединение членов как самостоятельных субъектов сообщества на основе их потребностей и через правовой порядок как средство обеспечения безопасности личности и имущества и через порядок жизни для их конкретных и общих интересов.

Основополагающим принципом гражданского общества является обеспечение жизни, благосостояния и достоинства человека как полноправного гражданина этого общества. Индивидуальные цели и интересы, обусловленные в своей реализации интересами целого, определяют систему всесторонней взаимозависимости, так что средства реализации и благосостояние каждого человека и его правовое существование переплетаются со средствами существования, благосостоянием и правом всего народа. Они основаны на этом и являются действительными и безопасными только в этом контексте. Эта система общества является гражданским обществом.

Когда гражданское общество претерпело определенное развитие, люди (в определенной степени) отказались от своей естественной свободы и подчинились власти гражданского государства. Это давало им верное и ценное преимущество, которое они не могли надеяться получить до самого зарождения гражданского элемента. Ради этого они наделили государство властью над всеми членами общества для исполнения законов. Это верное и ценное преимущество, ради которого люди объединились, заключается во взаимной защите от возможного вреда со стороны других людей и в сопротивлении их насилию с помощью еще большей силы, способной наказать за совершенные преступления.

О социальной структуре общества

Давно замечено, что в обществе существуют различные социальные классы с точки зрения их позиций, интересов и стремлений. В попытке понять их происхождение были высказаны различные мнения. Одни видели их источник либо в духовных качествах, психологических особенностях людей, либо в их религиозных взглядах, мировоззрении (ведь, по меткому выражению Л. Фейербаха, люди в хижинах мыслят иначе, чем во дворцах); другие — в уровне благосостояния (который считался независимым от места человека в системе материального производства). Согласно Гегелю, классы основаны, прежде всего, на неравенстве богатства, дохода, образования и, самое главное, на характере труда. Это крестьяне, занятые в сельском хозяйстве; рабочие, работающие на заводах и фермах, на стройках и т.д.; белые воротнички, составляющие класс чиновничества; люди умственного труда — ученые, художники и деятели искусства в целом, духовенство (т.е. те, кто по русской традиции относится к интеллигенции; в зарубежной и отечественной социально-философской современной литературе вошел в употребление термин «средний класс»).

Социальная структура — это исторически сложившаяся, упорядоченная, относительно стабильная система связей и отношений между различными элементами общества в целом: индивидами и социальными общностями людей (племя, нация, народ, семья), классами, социальными группами. Ключом к пониманию социальной структуры общества являются понятия способа производства, экономической сферы разделения труда.

Рождаясь на свет и проходя все более сложные этапы образования и воспитания, члены общества не однородны по своим интеллектуальным, нравственным и другим данным и, что очень важно, по своим склонностям, интересам, характеру, жизненным и бытовым возможностям. И каждый молодой гражданин естественно или случайно попадает в ту или иную социальную группу. В разумно организованном, экономически и духовно развитом обществе в какой-то мере выполняется мудрый христианский принцип, метко выраженный А. Сен-Симоном: «От каждого по способностям, каждому по делам его». Но, увы, этот принцип может быть реализован только в идеальном обществе.

В самом разумном обществе равенство может быть только перед законом; во всех остальных существует неравенство: люди не равны по рождению, уму и характеру. Одни лучше подходят для одного вида деятельности, другие — для другого. И обществу нужны — в интересах целого — все виды деятельности как на благо общества, так и на благо самих работников. Таким образом, границы между социальными группами и классами всегда относительны, подвижны. Это означает, что для каждого отдельного представителя того или иного класса, той или иной социальной группы существует реальная возможность социальной миграции.

Возникновение и развитие позитивистской социальной философии и ее проблематики

Социальная философия как теоретически сформулированная система философских взглядов на существование и развитие общества берет свое начало в 20-40 годах 19 века.

В то время ее комплексные проблемы были представлены, прежде всего, в работах французского философа Огюста Конта, а затем его последователей — Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.

Огюст Конт (1798-1857) ввел в науку термин «социология», основанный на сочетании латинского слова «cosietas» (общество) и греческого «logos» (учение), что означает «учение об обществе». Его часто называют основателем социологии как отдельной науки об обществе. Он также назвал эту науку социальной философией.

О. Комте выступал против рассмотрения общества как простой совокупности индивидов, которую многие мыслители до него рассматривали как некие «социальные атомы», существующие почти автономно по отношению друг к другу. Согласно этой точке зрения, развитие личности предшествует развитию общества. Чем более развитыми будут люди с точки зрения их способностей к производственной, интеллектуальной и другой деятельности, их моральных, политических и других качеств, тем более совершенным будет общество. Так думали, в частности, представители немецкого и французского Просвещения — Лессинг, Хсрдр, Вольтер, Руссо и др.

Другая точка зрения, проповедуемая, например, французскими мыслителями XVIII века, такими как Гольбах и Гельвеций, заключалась в том, что человек является продуктом социальных обстоятельств. Они убедительно показали роль социальной среды в формировании личности и писали, что не только способности к той или иной деятельности, но и характер людей формируется обстоятельствами их социальной жизни. Из этого следует, что общество, если не во всем, то, по крайней мере, во многих отношениях, формирует людей по своему образу и подобию. И чтобы изменить человека, сделать его более совершенным и гармоничным, необходимо изменить общество, присущие ему социальные и политические институты, систему образования и воспитания. Индивид может играть малую или большую роль в обществе, но только как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся личность, абсолютно свободная в своих действиях. Он действует на основе и в обществе, на основе выработанных в обществе правил и норм поведения, реализацию которых общество обеспечивает через соответствующие социально-политические и иные институты.

O. Копте поддерживал и развивал такой подход к проблеме взаимодействия человека и общества, которая была очень актуальна не только в XVIII, но и в XIX веке. Он поставил и решил проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Именно он предложил рассматривать общество как систему. По его мнению, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то индивид, класс или сословие, ссылка на это часто встречается в его работах. Он ввел в социологию понятия «социальная статика» для интерпретации структуры общества и взаимосвязи различных его сторон, и «социальная динамика», с помощью которой он раскрыл механизм функционирования и развития общества. В результате он разработал систему концепций социальной философии, с помощью которых выражал свои взгляды на общество и исторический процесс. Этому посвящены многие его работы, среди которых выделяются шеститомный «Курс позитивной философии» и четырехтомная «Система позитивной политики».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Догматизация философии
  2. Критерии и содержание общественного прогресса
  3. Связь арабо-исламской философии с практической деятельностью
  4. Проблема смысла жизни
  5. Школы китайской философии
  6. Философия культуры Г. П. Федотова
  7. Естественная религия. Д. Юм
  8. Двуединство рационально-теоретических и ценностно-мировоззренческих компонентов философии
  9. Структура философского знания
  10. Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ