Для связи в whatsapp +905441085890

Общество — Открытое и закрытое общество

Разнообразные философские вопросы возникают в связи с отношениями между личностью и обществом. Например, является ли человек продуктом социальных отношений? Другими словами, формирует ли общество (его нормы, традиции, ценности) человека, или человек не зависит от него и сам определяет, какими будут нормы, традиции и ценности общества?

Помните, что понятие «человек» делится на три части: собственно человек (принадлежность к человеческому роду), индивид (отдельный представитель человеческого рода) и личность (индивид, обладающий самосознанием и собственной системой мировоззрения). Какую роль играет социальность в жизни человека? Может ли человек жить без общества? Кем на самом деле являются дети маугли — людьми или зверями? Как общество влияет на формирование личности и наоборот?

Выдающийся социолог Макс Вебер, например, считал, что общество создается и развивается посредством социального действия, проводником которого является индивид, приводящий в движение все механизмы общества и выполняющий социальные действия. Человек является субъектом осмысленной цели, он действует на основе своей воли и разума, поэтому необходимо изучать мотивы его действий, искать их рациональное объяснение. Теория Вебера о человеке и обществе была названа понимающей социологией.

Эмпирическое социальное действие, однако, не всегда рационально, оно содержит иррациональный компонент, обусловленный психологией индивида. Отсюда возникла необходимость в психологическом подходе к изучению общества, чем сегодня и занимается социальная психология. В этом отношении Вебер существенно отличается от Маркса, который уделял внимание самому действию и его результату, а не его мотиву, считая последний продуктом объективного развития общественных отношений.

Другими словами, Маркс считал, что общество создает личность, а Вебер полагал, что личность определяет особенность и основные черты общества. Для Вебера психологическая сторона общественных отношений, человеческая воля и разум являются определяющими факторами самого общества и его характеристик. Таким образом, общество предстает как продукт деятельности рационального человека. Рациональность лежит в основе социального действия, которое создает общество.

Общество

Открытое и закрытое общество

Концепция открытого и закрытого общества была создана Карлом Поппером в 1945 году в основном в политических целях. Открытое общество символизировало западную демократию и капитализм, закрытое общество — сталинский тоталитаризм и социализм. Однако более поздние социологи лишили оба термина их политического багажа, оставив только социальное содержание. Социальная мобильность, ее масштабы, условия и возможности стали критерием различия между двумя типами общества: в закрытом обществе они ограничены, а в открытом — нет. Закрытое общество — это жесткая социальная структура, которая не позволяет людям не только подниматься, но и опускаться. Дворяне не должны опускаться до уровня плебеев, но и они никогда не будут приближаться к дворянам. Неподвижность общества имеет свою обратную сторону — стабильность. Социальные движения застыли, каждый знает свое место в иерархии, и это знание передается из поколения в поколение. Социальные условия передаются по наследству: крестьянин остается крестьянином из века в век, так же как землевладелец остается землевладельцем.

Открытое общество также называют обществом равных возможностей, где у каждого есть шанс подняться на высшие ступени социальной иерархии.

Закрытое общество, то есть целая эпоха традиционного образа жизни: от древних восточных цивилизаций до великой французской революции в конце XVIII века. века, существовали на нашей планете многие тысячелетия; открытое общество существует всего 200-250 лет. Промышленная революция XVIII-XIX веков разрушила феодальную систему и вызвала к жизни социальные силы, которые привели к формированию классовой системы. Если численность духовенства, дворянства и крестьянства не увеличилась или уменьшилась, то численность третьего сословия резко возросла. Развитие торговли и промышленности породило новые профессии: предпринимателей, купцов, банкиров, торговцев. Возникла многочисленная мелкая буржуазия. Разорение крестьян и их переселение в города привело к сокращению их численности и появлению нового класса, невиданного в феодальном обществе: наемных промышленных рабочих.

Постепенно возник новый тип экономики — капиталистическая экономика, которой соответствовал новый тип социальной стратификации — классовая система. Рост городов, промышленности и сферы услуг, падение власти и престижа земельной аристократии, укрепление статуса и богатства буржуазии радикально изменили облик европейского общества. Новые профессиональные группы, выходящие на историческую арену (рабочие, банкиры, предприниматели и т.д.), укрепляли свои позиции, требуя привилегий и признания своего статуса. Вскоре они сравнялись по значимости с прежними сословиями, но не смогли стать новыми сословиями. Термин «поместье» отражает реальность, сложившуюся исторически. Новая реальность лучше всего описывается термином «класс». Он выражал экономический статус людей, которые могли перемещаться вверх и вниз. Классы возникали тогда, когда рушились юридические барьеры в иерархии классов.

Информационное общество

Информатизация общества как необратимый этап общественного развития означает не только повышение эффективности всего общественного производства, но и изменения в квалификации и профессиональной деятельности людей, в системе образования, в соотношении прав и свобод личности, во всем образе жизни общества. Информатизация общества — это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально склеены между собой. Это процесс постепенного расширения использования эффективных технологий для производства, обработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. Результатом этого стало именно возникновение информационного общества, которое знаменует собой радикальную трансформацию не только в области производственных структур и технологий, но, прежде всего, в области социально-экономических отношений, культуры, интеллектуальной жизни и быта.

Радикальные изменения во всех сферах общественной жизни, связанные с информатизацией, отражены в так называемых концепциях «информационного общества», разработанных и развиваемых философами и социологами стран, успешно осуществляющих информационную революцию. Один из ведущих специалистов в области информатизации Дж. Мартин в своей книге «Информационное общество» пишет: «В контексте современных тенденций развития передовых индустриальных стран информационное общество можно определить как общество, в котором информация и уровень ее использования существенно определяют качество жизни и перспективы экономического развития и социальных изменений. В таком обществе уровень жизни, характер труда и отдыха, система образования и рынок все больше зависят от информации и знаний.»

Социологи еще не нарисовали убедительную картину информационного общества. Можно ли говорить о принципиально новом типе общества, или это просто удобный термин для обозначения нынешнего уровня, достигнутого наиболее развитыми странами? Концепция информационного общества настолько широко распространена, что можно подумать, что оно уже стало реальностью, по крайней мере, в высокоразвитых странах. Однако для того, чтобы выяснить, существует ли феномен информационного общества в реальности, необходимо, во-первых, понять, говорим ли мы о нынешнем состоянии общества или о его будущем, а во-вторых, договориться в научном сообществе и в заинтересованной в проблеме общественности об определенных критериях достижения соответствующего состояния общества.

Общество как развивающаяся система

Общество — это система, которая развивается на своей собственной социальной основе — социальной системе. Социальная система понимается как структурированный состав общества, включая его взаимосвязанные компоненты. Помимо понятия «общество», часто используются термины «страна», «нация» и «государство».

При использовании этих категорий необходимо обращать внимание на их независимость от субъекта. В целом, общество — это продукт исторической деятельности людей; страна определяет ее географическое положение; нация — это целостная экономическая, территориальная, языковая, правовая структура с традиционной культурой и менталитетом; государство — это политическая организация.

Социальная система характеризуется функциональной согласованностью компонентов ее структуры и в то же время их определенной независимостью. Исторически характер развития общества определялся в соответствии со сложившимися экономическими отношениями, политическим господством, социальными характеристиками и региональными особенностями. Приоритет тех или иных структурных элементов общественного развития проявлялся в гармонии природных, социальных, демографических, материальных и других факторов бытия.Ранее мы определили, что общество — это люди в системе социальных отношений и институтов, порожденных их деятельностью. Человек, индивид, личность, индивидуальность и общество в целом составляют основной элемент общества. Возникновение человека (антропогенез) и возникновение общества (социогенез) — это две стороны единого процесса, происходящего в социальном времени и пространстве.

Когда мы говорим о системообразующих факторах, влияющих на процесс возникновения и развития общества, мы обычно выделяем природные, социальные, материальные и экологические факторы. С учетом этого целесообразно уточнить сущность сфер социальной жизни с соответствующими им традициями, принципами, нормами и культурой, в основе которых лежат основные формы социальной деятельности, как исторически сложившиеся самостоятельные системообразующие институты общественной жизни.

Сразу отметим, что в этой части лекции мы не будем подробно рассматривать все системообразующие факторы становления и развития общества, так как некоторые из них уже обсуждались ранее, поэтому представим некоторые их особенности, особенно природные.

Система «Вселенная — человек» является базовой философской конструкцией для понимания становления и развития общества. Человек, общество и социум на планете являются объективным «порождением» Вселенной. После появления человека в мире он постоянно совершенствовал себя и изменял природу, наращивая своей деятельностью все то, чего не хватает обществу.

Человек — это специфическая часть природного мира, его неотъемлемый элемент. Он постепенно развивался, изменяя факторы природной зависимости, становился самим собой, через труд, общение, улучшение условий жизни, общее хозяйство и т.д., т.е. систему социально ориентированных отношений. Формирование человека (выживание и развитие) происходило путем естественного отбора на основе его силы, здоровья, выносливости, способности противостоять природным факторам и размножаться. Социальный отбор предполагал различные индивидуальные качества, образованность, реализацию интеллектуальных качеств, способность адаптироваться к социальной среде и ее условиям.

Системообразующие факторы становления и развития общества

Природная среда сыграла роль первичного естественного фактора формирования и развития общества посредством человеческого труда, человеческой деятельности.

Наши далекие предки первоначально использовали в качестве простейших орудий труда, а для охоты и защиты от хищников подходящие предметы природы, случайно оказавшиеся в поле их зрения — палки, камни, кости. Эта оперативная способность относится к категории инстинктивных животных форм реакции. Но именно эта способность предков человека выполнять примитивные операции и была мотивированным происхождением труда в той форме, в которой он является исключительным достоянием человека как целенаправленная деятельность.

От простого использования предметов, встречающихся в природе (скорлупы крупных орехов, используемых в качестве водоемов, или камней в качестве орудий для битья или охоты), наши предки сознательно перешли к изготовлению орудий труда, и это постепенно стало их потребностью, что дало реальный толчок к появлению труда, который действительно был человеческим, то есть ремесленным (осмысленным), от которого последовал переход к деятельности.

Работа предопределила ряд символических последствий для человека:

  • Во-первых, организм приматов начал приспосабливаться не только к условиям окружающей среды, но именно к работе. Специфические особенности физической организации человека — прямая походка, дифференциация функций передних и задних конечностей, взаимосвязанное функционирование рук и мозга — были выработаны в процессе длительного приспособления организма к выполнению жизненно важных операций;
  • Во-вторых, труд, который был не только индивидуальным, но и общинным, стимулировал появление и развитие сигналов тревоги, позже — членораздельной речи и языка как средства общения, накопления и передачи необходимой информации
  • В-третьих, в процессе труда расширялись потребности человека, что отразилось на его возможностях выполнять различные не только индивидуальные, но и групповые действия: зародилась система общественных отношений, берущая начало от первобытнообщинных.

Человек отличается от животного мира целым рядом биотических признаков (особенности телосложения, отсутствие сплошного волосяного покрова, прямохождение, строение скелета и т.д.), но главными отличительными признаками являются социальные — язык, способность к абстрактному мышлению, способность направлять свою деятельность, наличие социальных отношений, социализация, менталитет.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Владимир Иванович Вернадский, российский философ, естествоиспытатель
  2. Дунс Скот и его философия
  3. Способы представления человека в философии Китая
  4. Абсолютная относительная истина. Догматизм и релятивизм
  5. Протагор, философ-софист
  6. Карл Густав Юнг, швейцарский психолог и философ
  7. Синтез востока и запада в философии зарубежного востока ХХ века
  8. Происхождение государства в марксистской концепции истории человечества
  9. Марксизм
  10. Цивилизационная концепция А. Тойнби