Для связи в whatsapp +905441085890

Общие основы педагогики — Происхождение систем образования

Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов его поэтапного осуществления в рамках определенной социальной структуры (семья, школа, университет, государство) и логики социального заказа.

Любая система образования востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою актуальность. Поэтому он имеет конкретный и исторический характер.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, античности, средневековья, эпохи Возрождения, 16-19 веков и современного периода развития человечества — 20 и начала 21 века.

Каковы особенности самых известных образовательных систем в мире?

Спартанская система воспитания ставила своей главной целью формирование воина — члена военного сообщества. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няни. С 7 лет юные спартанцы получали образование и воспитание в полисе (городе-государстве). Этот процесс проходил в три этапа.

На первом этапе (7-15 лет) дети учились писать и читать, но главным было физическое воспитание, которое было совсем другим (они ходили босиком, спали на тонких соломенных циновках). С 12 лет строгость воспитания мальчиков возрастала, их приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к тому, чтобы они мало разговаривали. В возрасте 14 лет, пройдя жестокие физические испытания, мальчик был посвящен в общину эйрен — член общины с определенными гражданскими правами. В следующем году эйренцы прошли проверку на выносливость в спартиатских военных коммандос.

На втором этапе обучения (15-20 лет) к минимальным урокам грамоты добавились уроки пения и музыки. Однако методы воспитания были ужесточены: молодых людей держали в голоде и учили добывать себе пропитание самостоятельно, а тех из них, кто не справлялся, наказывали физически. В возрасте 20 лет эйрены проходили инициацию как воины и получали полное вооружение.

На третьем этапе (20-30 лет) они постепенно приобретают статус полноправного члена военного сообщества. В результате всех вышеперечисленных этапов обучения воины овладевали навыками использования копья, меча, стрел и других видов оружия того времени. Однако спартанская образовательная культура оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Спартанская образовательная традиция 6-4 веков до н.э. в конечном итоге свелась к физическим упражнениям и тестам. Именно эти элементы стали объектом подражания в последующие эпохи.

Афинская система образования. Это была модель воспитания человека в Древней Греции, основная цель которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом было соревнование в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.

Система организованного обучения вводилась поэтапно.

До 7 лет мальчики получали домашнее образование. С 7 до 16 лет они посещали музыкальную школу и гимназию (palaestra), где получили в основном литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и воспитание.

На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивались в средних школах. Кульминацией достижений молодого человека (18-20 лет) считалось поступление в эфебию — государственное учреждение для совершенствования воинского мастерства.

Таким образом, эта система была ориентирована на овладение «набором добродетелей», позднее известным как программа «семи свободных искусств» (грамматика, диалектика, рассуждение, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой учености.

Общие основы педагогики - Происхождение систем образования

Происхождение систем образования

В Европе VI-XV веков религиозная традиция воспитания человека, особенно христианская, имела большое влияние в мире. Главная задача такого воспитания определялась как приведение человека к гармонии между земным и небесным бытием через усвоение и выполнение установленных религией (православной, мусульманской, буддийской) моральных норм.

В разных странах и у разных народов идеи религиозного воспитания воплощались в конкретных формах, разнообразие которых можно наблюдать в современном мире.

В отличие от большинства средневековых государств, Византия имела собственную систему образования и воспитания человека, которая оказала влияние на развитие европейской и русской педагогической традиции.

В этот период западная цивилизация определила три основных уровня человеческого образования: Начальное, среднее и высшее образование. Однако достаточно четкие очертания трехуровневой системы образования в истории Китая появились гораздо раньше — во времена династии Хань (II век до н.э. — II век н.э.).

История знает множество примеров помещичьего воспитания и образования. В наиболее организованном виде сословное (или семейное) воспитание и образование представлено в системе королевского воспитания и системе воспитания джентльмена (Дж. Локк).

Идеал рыцарского воспитания включал, например, самопожертвование, послушание и в то же время личную свободу, презрение к книжной традиции образованного человека, следование «кодексу чести» Содержание рыцарского воспитания основывалось на программе «семи рыцарских добродетелей»: обращение с копьем, фехтование, верховая езда, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте.

Система рыцарского воспитания состояла из следующих этапов. До 7 лет мальчик получал домашнее образование. С 7 до 14 лет при дворе сеньора (сюзерена) он был пажом при жене сюзерена и ее придворных и приобретал целый ряд знаний, навыков и опыта придворной жизни. С 14 до 21 года мальчик переходит на мужскую половину и становится оруженосцем у рыцарей двора правителя. За эти годы жизни при дворе молодой человек должен был научиться «зачаткам любви, войны и религии». В возрасте 21 года проходил посвящение в рыцари. Обряду предшествовали испытания физической, военной и моральной зрелости на турнирах, дуэлях и пирах. Традиции рыцарского воспитания сохранились до наших дней, особенно в соблюдении юношами «кодекса чести» как идеи эстетического и физического развития человека, ценящего свое достоинство во всех обстоятельствах жизни.

Идеалом воспитания Локка был джентльмен — высокообразованный и деловой человек. Обычно он происходил из высшего общества и получал образование и воспитание дома с помощью приходящих наставников и репетиторов. Джентльмен — это человек, который отличался изысканностью в общении с людьми и обладал качествами бизнесмена и предпринимателя. Именно эти характеристики лежат в основе западной образовательной традиции 18-20 веков.

Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер, и основными компонентами его системы были:

  • Физические упражнения, воспитание характера, формирование воли, а также моральное воспитание и обучение хорошим манерам;
  • Рабочее образование;
  • Развитие любознательности и интереса к обучению, которое должно иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.

Пример, работа, среда и окружение растущего человека использовались в качестве основного средства воспитания. Эта система была направлена на учет индивидуальных особенностей ученика и развитие его личности, формирование человека как индивидуальности.

Разработка педагогических систем за рубежом. Педагогическая система Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо исходил из идеи о природном совершенстве детей. По его словам, образование не должно мешать развитию этого совершенства, и поэтому детям следует предоставлять полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало развитию теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогике, согласно которым воспитание должно следовать только интересам и желаниям детей и способствовать их развитию.

Жан-Жак Руссо изложил свои педагогические взгляды в книге «Эмиль, или О воспитании». Руссо критиковал книжный характер воспитания, оторванный от жизни, предлагал учить тому, что интересно ребенку, ребенок сам должен быть активным в процессе воспитания и обучения, мы должны доверить ребенку самому себя воспитывать. Руссо был сторонником развития у детей самостоятельного мышления, он настаивал на активизации обучения, его связи с жизнью, с личным опытом ребенка, особое внимание он уделял трудовому воспитанию.

Образовательные принципы Ж.-Ж. Руссо следующие.

Содержание и методология обучения должны способствовать развитию самоопределения и активности учащегося. В процессе обучения ученик всегда должен быть поставлен в позицию исследователя, открывающего для себя, так сказать, научные истины. Пусть он, — писал Руссо, — приходит к знаниям не через вас, а через себя; пусть он не заучивает науку наизусть, а изобретает ее сам.

Знания нужно получать не из книг, а из жизни. Книжный способ обучения, отрыв от жизни, от практики — неприемлем и разрушителен.

Нужно не учить всех одинаково, а учить тому, что интересно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

Необходимо развивать у студента наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

Педагогическая система Генриха Песталоцци — 19 век.

Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746-1827), который видел цель образования в развитии человечества, гармоничном развитии всех сил и способностей человека. Он рассматривал образование как близость к природе: Она должна развивать внутренние, умственные и физические силы человека в соответствии с присущим ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он является одним из основателей дидактики начального образования. Его теория начального образования включает в себя духовное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которые тесно связаны и взаимодействуют друг с другом, чтобы в итоге получился гармонично развитый человек. К. Д. Ушинский назвал свою идею развивающего обучения великим открытием. Песталоцци разработал методы обучения детей счету, измерению и речи, он расширил начальное образование сведениями из геометрии, географии, а также рисования, пения и гимнастики.

В своей работе «Лингард и Гертруда» Генрих Песталоцци развивал идеи гуманного воспитания, доброго отношения к детям и воспитания сочувствия и сострадания к людям как основы их нравственного развития. В своей практической педагогической деятельности Песталоцци пытался сочетать обучение и воспитание детей с организацией их собственного труда, он использовал воспитательную роль детского сообщества, позже названного воспитательным коллективом, для нравственного воспитания детей.

Педагогические принципы Г. Песталоцци заключаются в следующем:

  1. Все обучение должно основываться на наблюдении и опыте и только потом приводить к выводам и обобщениям.
  2. процесс обучения должен быть структурирован путем последовательного перехода от одной части к целому.
  3. основой обучения является визуализация. Без использования визуализации невозможно добиться правильных идей, развития мышления и языка.
  4. необходимо бороться с вербализмом, «словесным рассуждением образования, которое способно лишь формировать пустых болтунов» и т.д.

Иоганн Гербарт сыграл выдающуюся роль в развитии педагогических основ образования, хотя некоторые его идеи носили консервативный характер. С этой точки зрения он считал необходимым подавлять «дикую игривость» детей с помощью физических наказаний, а также постоянно следить за их поведением и фиксировать их проступки в специальном журнале (кондуите).

Немецкий педагог Адольф Дистерверг развивал теорию образования с прогрессивных демократических позиций. Особенно полезны его идеи по активизации учебной деятельности учащихся и повышению значимости самостоятельной работы.

Он был последователем Песталоцци и считал основными педагогическими принципами природу, культуру и самодеятельность.

Под принципом естественной целесообразности он подразумевал развитие врожденных способностей ребенка в соответствии с его врожденным стремлением к развитию. Принцип культурной адекватности, который он отстаивал, означал, что образование должно быть согласовано не только с природой ребенка, но и с культурным уровнем времени и страны.

Становление и развитие педагогики в России

Идеи воспитания активно развивались в русской педагогике. Следует отметить, что школы открывались в России с древних времен. Сохранились сведения об открытии в Новгороде в 1030 году школы на 300 детей.

Симеон Полоцкий (1629-1680), уроженец Беларуси, вел очень плодотворную теоретическую и практическую педагогическую деятельность. В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Петр I получил образование под его руководством. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году, уже после его смерти, и значительно расширила высшее образование в Российском государстве. С. Полоцкий считал, что наиболее важными факторами воспитания являются пример родителей и учителей, а также окружающая среда. Он был против теории «врожденных идей», которые якобы определяют развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно быть направлено на формирование чувств и ума человека.

М.В. Ломоносов (1711-1765) внес большой вклад в развитие русской педагогической мысли. Он создал серию учебников: «Риторика» (1748), «Российская грамматика» (1755) и так далее.

Н.И. Новиков (1744-1818) оставил заметный след в русской педагогике. Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с педагогических позиций боролся против крепостного права. Он считал, что детей нужно учить уважению к труду, доброжелательности и состраданию к людям. В своей статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и общего благосостояния», N. I. Новиков впервые в отечественной педагогической литературе педагогику как науку.

Из XVIII. В XVIII веке начинается профессиональная подготовка учителей. В частности, в 1732 году в Германии (Щецин) был открыт первый учительский семинар. В 1779 году при Московском университете был основан педагогический (учительский) семинар, а в 1804 году в России были открыты педагогические институты. Преподавание педагогики как специальной научной дисциплины становится необходимым, и в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

Оригинальные педагогические идеи принадлежат Л.Н. Толстому, который в своем имении Ясная Поляна основал начальную школу для крестьянских детей, где реализовал свои идеи об образовании и воспитании. Он уделял большое внимание развитию творческой самостоятельности детей, пытался реализовать теорию «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».

Дидактическая система К. Д. Ушинского.

В России интегральная дидактическая система была разработана Константином Д. Ушинский (1824-1870). Ядром его педагогической системы было требование демократизации воспитания и обучения, идея народного образования, признание творческих сил трудового народа и его права на образование. Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна прежде всего знать его во всех отношениях. Он показал, что познать человека во всех отношениях означает изучить его физические и психические характеристики. Ушинский мечтал о том времени, когда учитель будет не только педагогом, но и психологом. В своей главной работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, чувств, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание он уделял влиянию недобровольного воспитания, влиянию социальной среды, «духа времени», культуры и прогрессивных общественных идеалов. По мнению Ушинского, целью воспитания является формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности.

Ушинский представляет проблемы нравственного воспитания как социально-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из ведущих мест патриотизму, который исключал шовинизм и призывал к гражданскому долгу говорить «смелое слово правды» против угнетения и насилия. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитаризм, она основывалась на силе положительного примера, на рациональной активности ребенка. Он требовал, чтобы учитель развивал активную любовь к человеку, чтобы создать атмосферу товарищества. (Здесь находятся корни педагогики сотрудничества).

Новая педагогическая идея Ушинского заключалась в том, чтобы поставить перед учителем задачу научить учеников учиться: «… Необходимо не только научить ученика тем или иным знаниям, но и развить в нем желание и способность приобретать новые знания самостоятельно, без учителя.

Ушинский утверждал принцип воспитывающего обучения, то есть единства обучения и воспитания: «Воспитание должно действовать не только на увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека. Таким образом, К. Д. Ушинский по праву считается основателем научной педагогики в России.

Педагогические принципы К. Д. Ушинского

  • обучение должно быть адаптировано к возрастным и психологическим особенностям развития ребенка. Она должна быть выполнимой и последовательной.
  • преподавание должно быть основано на принципе наглядности и т.д.

Особенности педагогической системы школьного образования в послереволюционной России.

В послереволюционной России строительство системы школьного образования заняло почти десятилетие. В декабре 1917 года специальным декретом Совета народных комиссаров все учебные заведения были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Важную роль в его деятельности сыграли А.В. Луначарский и Н.К. Крупская.

Педагогическая система А.С. Макаренко

Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственных качеств личности. Он писал: «Дети не подготовлены к работе и жизни… но жить и работать, думать и переживать, чтобы к ним относились как к товарищам и гражданам, чтобы видели и уважали их права и обязанности, включая право на пользование и обязанность нести ответственность». Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная цель воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, должны существовать органы, направляющие его жизнь и работу. Для детского коллектива нужна веселая, радостная, жизнерадостная атмосфера. Макаренко научно обосновывает требования, которым должен отвечать педагогический коллектив учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу же меняет социальный статус ребенка, делает его «взрослым» гражданином. Идея сочетания воспитания с производительным трудом, причем производительный труд должен быть организован определенным образом, как часть воспитательного процесса, была реализована на практике Макаренко; этот опыт доказал, что уверенность детей в себе получает огромный творческий импульс через участие в производительном труде.

Макаренко разработал основные вопросы семейного воспитания, включая структуру семьи, ее культуру, методы воспитания в семье. Макаренко утверждал, что легче правильно воспитать ребенка, чем потом перевоспитывать его. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном итоге определяют успех воспитания детей. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что семья — это первичный коллектив, в котором каждый является полноправным членом со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей, их поступки, их отношение к работе, к вещам, их отношения друг к другу — все это влияет на ребенка, формирует его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь заслуженный авторитет в глазах детей.

Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики, педагогики карательной работы. Он выступал против использования элементов тюремного режима для детей, тривиализации роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Взаимосвязь объекта и предмета педагогики
  2. Современные аспекты изучения формирования психомоторики у детей 2-3 лет
  3. Обучение младших школьников анализу текста в процессе изучения лексики русского языка
  4. Организация, содержание и методы умственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
  5. Система воспитания в «свободной школьной общине» Г.Винекена
  6. Задачи руководства семейным воспитанием
  7. Социально-педагогическая технология
  8. Переход к новому хозяйственному механизму в образовании в России: причины и последствия
  9. Логопедическая работа по формированию пространственных представлений у учеников младших классов
  10. Ведущие факторы развития личности