Для связи в whatsapp +905441085890

Обучение детей в древней Греции — Образование и обучение в Греции

О воспитании и обучении в греческом обществе героического периода имеется довольно скудная информация. Однако этого достаточно, чтобы получить представление о них.

В то время не было систематического преподавания наук и искусств. Для девочки мать и рабыни были единственными наставниками в требуемых от нее навыках: Производство ткани и шитье платьев, обучение кулинарии и уход за детьми. Зрелую девушку обучали прядению и ткачеству, чтобы, выйдя замуж, она могла одеть свою семью либо сама, либо с помощью рабов.

За взрослым мальчиком ухаживал его отец. Иногда он приставлял к своему сыну воспитанного молодого человека из известной бедной или разорившейся семьи, чтобы тот служил мальчику примером, товарищем в слове и деле.

В результате мальчику пришлось учиться на примере других и на собственном жизненном опыте. Это подтверждают слова Нестория: «Я родился раньше и (поэтому) знаю больше». Попытки систематизировать образование заметны только в обучении пению и музыке (игре на шейпинге). Изучение науки медицины предполагало знание целебных свойств определенных трав, которым кентавр Хирон обучил своего ученика Ахилла.

Из исторических времен до нас дошла более обширная информация, которая позволяет составить полную картину образования в греческом обществе.

Детские игрушки (пегния) были весьма разнообразны. В сохранившихся письменных источниках упоминаются следующие игрушки: хлопушки (платаги), тележки (гамаксиды), кожаные домики и лодки. Были игрушки в виде животных (черепахи, зайцы, утки, обезьяны с птенцами), куклы (берестяные), сделанные из воска, гипса или обожженной глины, и солдатики из того же материала. Все это постоянно предлагалось. Молодые люди развлекались с мячом (шар), обручами (трохос), прялкой (стромбос), качались на качелях (ас-тора). Они часто играли в царя, чет и нечет, жгут, жмурки и горалки. В игру «орел» (strentinda) играли, подбрасывая монету и спрашивая: «Орел или решка?». Была игра в дыру (дыра, след), где целью было попасть в специальное отверстие пончиками, желудями и т.д. Дети угадывали, сколько предметов (орехов или бобов) держит другой человек. Особенно популярной была игра в пять камешков (пенталит). Он заключался в том, чтобы положить пять камешков на тыльную сторону ладони, подбросить их вверх и поймать. Кроме того, няни и кормилицы развлекали детей, рассказывая им сказки и басни (graon), в том числе басни Эзопа и др.

До 6 лет мальчики обучались дома вместе с девочками. Затем обучение мальчика продолжалось вне дома — в школе и в палестре, где его сопровождал дядя рабов. В обязанности дяди входило обучение мальчика нормам поведения, а именно тому, как он должен вести себя дома и на улице. Дядя оставался с мальчиком до его совершеннолетия.

Школы в Греции были частными. Контроль государства над ними (за исключением гимнастики) ограничивался моральной стороной. Выбор школ был полностью в руках общины, так что община могла отправлять своих детей к тому или иному учителю. Однако школы не были постоянными учреждениями, и занятия часто проводились прямо на улице. Достоверной информации о плате за обучение в школах нет, хотя есть много сообщений о конфликтах между платящими родителями и учителями. Занятия начинались рано утром. Занятия начинались рано утром и были построены следующим образом: 1) чтение, письмо, базовая арифметика (грамматика), 2) музыка (Musika), 3) гимнастика.

Чтение и письмо преподавались одновременно. Как только первые трудности в обучении были преодолены, дети начали читать произведения Гомера, который в древности считался неисчерпаемым источником всех знаний — как религиозных, так и светских. Затем студенты перешли к Гесиоду, Феогниду и «Изречениям Солона». Многое из того, что написали эти авторы, остается в памяти ребенка на всю жизнь.

Надпись была сделана на специальной доске (пинаке), которая была сильно натерта воском. Другой конец палочки (графион), сделанный из металла или слоновой кости, использовался для письма. Другой, плоский конец палочки использовался для соскабливания неправильно написанного и повторного разглаживания воска на доске. Две такие таблички, соединенные обычным способом или с помощью сложенных деревянных досок, назывались диптихом. Если их было больше двух, они назывались полиптих-дельта.

Такие таблички, на которых написанное можно было легко уничтожить, использовались только для повседневных нужд. Если надпись должна была храниться долгое время, требовался более прочный материал. По этой причине папирус вошел в обиход с развитием письменности. Из этого растения египтяне с незапамятных времен делали бумагу. Греки начали использовать папирус только во времена Псамметиха (с 6 века до н.э.). До этого времени, согласно Геродоту, греки писали на дубленых овечьих и козьих шкурах (дифтера). Улучшенная обработка и подготовка таких шкур во время правления Евмена П. (197-158 гг. до н.э.) в Пергаме привела к изобретению пергамента. Чернила изготавливались из специального черного красителя и хранились в чернильнице, которая закрывалась крышкой. Иногда чернильница имела кольцо, чтобы удерживать ее на поясе. Пером служил мемфисский, книдский и анаитский тростник (каламос), очищенный и расщепленный, как гусиное перо.

Обучение детей в древней Греции - Образование и обучение в Греции

Образование и обучение в Греции

Впервые арифметика преподавалась в форме игры. Они также использовали наглядные пособия — яблоки и другие предметы. Затем они учились считать пальцами или класть камешки на специальные доски, которые имели разное значение в зависимости от их положения.

Научившись читать и писать, мальчики начали изучать музыку в школе кифаристов в возрасте около 13 лет. Они научились играть на лире и исполнять на ней торжественные песни дорического стиля, сочиненные знаменитыми поэтами-мелодистами. Эти занятия служили не только практическим целям, но и участию в музыкальных состязаниях, религиозных праздниках, драматических или хоровых спектаклях (особенно у дорийцев и эолийцев), пению на домашних торжествах, таких как пиры, и т.д. Музыка использовалась в важных образовательных целях. Согласно Платону, музыка необходима «после того, как приучил душу к рифме и гармонии, чтобы наполнить ее кротостью, гармонией и согласием и тем принести ей пользу словом и делом, ибо вся жизнь человека нуждается в рифме и гармонии». Эти принципы в отношении музыки действовали со времен правления Солона и до конца Пелопоннесской войны.

Греки руководствовались принципом, что духовное воспитание и развитие лучше всего достигается при наличии здорового тела, наличие которого считалось главным условием. При этом греки руководствовались принципом, что духовное воспитание и развитие лучше всего достигается при здоровом теле, наличие которого считалось главным условием. С другой стороны, они рассматривали образование как необходимое условие для всестороннего свободного развития тела как второй равной части человека. Таким образом, идеал физического и умственного совершенства (калокагатия) утверждался во всех проявлениях жизни греческого общества. Гимнастика должна была придать телу ловкость, силу и гармоничное развитие, воспитать в молодежи чувство физической красоты и благородства. Она должна была пробудить мужество, силу и энергию, которые вместе с благоразумием и скромностью делали молодежь активными слугами отечества в мирное и военное время и спасали от умственного отупения в старости.

Государство считало крайне важным, чтобы гимнастика находилась под его непосредственным контролем. По этой причине и в Афинах, и в Спарте гимнастикой занимались по установленным законам, за соблюдением которых следили специальные чиновники и учителя.

Гимнастические упражнения существовали уже в героические времена. Поминовение павших героев и поклонение богам отмечалось играми, в которых подчеркивалась сила и ловкость тела. Так, в честь Патрокла («Илиада», XXIII, 683 и далее) проводились игры, состоявшие из кулачного боя, борьбы, бега, метания копья и диска. Такие игры, однако, не имели системы и не преследовали конкретных целей. Лишь позднее, примерно в начале VI века до н.э., незадолго до правления Солона, появились так называемые палестры, в которых мальчики занимались гимнастикой под руководством учителей (гимнастов) и их помощников (педотрибов). Это были люди, знакомые с правилами питания и основами медицинской науки. В то же время они были хозяевами этих заведений, которые, как и другие школы, были частными учреждениями, но находились под контролем государства.

Гимнастический класс в Палаэстре был разделен на 3 возрастные группы (prote, devtera, trite emisia), в которые входили дети от 10 до 16 лет.

С 16 лет юноши (с тех пор они назывались эфебами, хотя закон признавал их взрослыми только с 18 лет) посещали вместе со взрослыми государственные учреждения, так называемые гимназии, которые содержались богатыми частными лицами или за счет государства. Здесь они продолжали заниматься гимнастическими упражнениями самостоятельно, без помощи учителей, но всегда под наблюдением специальных надзирателей. В Афинах было 10 надзирателей (по числу школ), которые следили за порядком и подчинялись специальным чиновникам, называемым гимнасиями. В Афинах было несколько гимнасий.

Гимнастика была разработана для гармоничного развития всего тела. Поэтому им занимались не только для достижения совершенства в определенном виде упражнений, но и для подготовки к публичным соревнованиям (агонистике), проводимым во время национальных греческих праздников. Такие соревнования вызвали появление атлетического искусства (атлетики), которое получило особое развитие в македонский период. Со временем гимнастика перестала быть инструментом и стала самоцелью.

Гимнастическое искусство состояло из пяти видов соревнований (пятиборье, пентатлон): бег, прыжки, борьба, метание диска и копья. Мальчики больше всего внимания уделяли борьбе, потому что это самое полезное упражнение для развития тела. Позже к борьбе добавилось фехтование.

Во время упражнений спортсмены раздевались и натирали свое тело маслом. Кроме того, во время борьбы тело посыпали мелким песком, обычно египетским. Это делалось для того, чтобы, по словам Лукиана, тело было менее скользким и потным. После тренировки спортсмены очищали свое тело специальным скребком и мылись в холодной ванне. В роскошных спортзалах были специальные комнаты для всех этих процедур.

Помимо вышеперечисленных упражнений, были и другие, более простые. Этими упражнениями занималась не только молодежь, но и взрослые посетители спортзалов, которым врачи рекомендовали их как средство для улучшения пищеварения. Наиболее распространенными были упражнения с мячом и мешком. Игры с мячом преподавались в «бальном зале» гимназии специальным инструктором. Шары делали из цветной кожи и набивали — шерстью, пухом или семенами инжира. Были также большие полые шары.

Несколько человек должны были принять участие в популярной спартанской игре «Эпискирос». Игроки были разделены на две равные команды линией из камешков. На определенном расстоянии по обе стороны от нее была проведена линия, которую ни одной из сторон не разрешалось пересекать. Один из игроков бросает мяч, расположенный на центральной линии, в сторону соперников, которые должны поймать его, не пересекая границу, проведенную за ними.

Игра с мешком проходила в «мешочном» зале. Мешок крепился к потолку и опускался до уровня живота игрока. Упражнение заключалось в энергичном раскачивании мешка обеими руками, а затем умелом отталкивании его руками или грудью. Для слабых его наполняли семенами инжира или мукой, для сильных — песком.

Достижение совершенства

Мальчик, прошедший вышеупомянутый курс обучения грамоте, музыке и гимнастике в возрасте 16 лет, считался в обществе (особенно в Афинах и Ионии) достигшим успеха в образовании.

В течение двух лет, до достижения совершеннолетия, юноша готовился к военной службе и служил в летучих отрядах аттических пограничников.

Такое всестороннее образование давалось только детям состоятельных граждан. Дети бедных родителей должны были с ранних лет заниматься практической деятельностью, ограничиваясь самыми минимальными знаниями. Тем не менее, большинство детей свободных граждан получали необходимое образование, поскольку афинский закон обязывал каждого отца-гражданина отправлять своих детей учиться «музыке» (как это называлось, не только музыке, но и чтению и письму) и гимнастике. С другой стороны, закон не обязывал детей, не получивших должного образования от своих родителей, содержать последних в старости.

В других греческих государствах (за исключением Спарты и, в некоторой степени, Беотии), даже в самых маленьких, были школы с аналогичным курсом обучения. Но афинские школы настолько превосходили все остальные, что родители из других греческих городов и областей часто отправляли своих детей на обучение в Афины. С четвертого века до нашей эры и до позднего имперского периода проживание в Афинах было почти обязательным условием для получения высшего философского и риторического образования.

С появлением софистов во времена Перикла в Афинах произошли драматические политические и интеллектуальные изменения. Тенденции того времени нашли отражение и в образовании. Особенно это коснулось молодого поколения, которое получало традиционное афинское образование (иногда вообще пренебрегая им в пользу охоты и верховой езды), чтобы слушать учение софистов.

Первоначально эти уроки включали в себя грамматику (например, «Орфоэпия» Протагора, «Диаресис Окоматона» Продика), риторику («Горгиас»), а также предполагали интерпретацию поэтических произведений (критика). Софисты заразили благородную афинскую молодежь своим скептическим отношением к предмету. После софистов быстро распространились школы риторов и философов. По инициативе Платона в сферу философской науки вошли новые предметы, которым ранее уделялось мало внимания, а именно: арифметика (логистика), геометрия и астрономия. Позже к ним добавились география и этнография, инструментами для изучения которых послужили карты. Развитие рисунка и живописи на глиняных табличках обеспечило минимально необходимое всестороннее образование. Римляне переняли его у греков, и этот минимум сохранился в Европе до XVIII века. Век.

В период распространения эллинизма в гимнасиях наряду с гимнастикой преподавалась и наука. Об этом свидетельствуют интересные надписи из Пергамона, Сесты, Кизика и т.д. В надписи из Пергама упоминается гимнасий, которым руководили гамнасиарх, эфебарх и писец (grammateus). Эти лица избирались общиной и подчинялись общинному совету. В гимназиях также были фундуши. Прием в гимназию осуществлялся только по результатам экзаменов. Студенты пользовались относительной независимостью и определенными почетными правами. Они образовали своего рода особое общество. В надписи из Пергамона перечислены 85 эфебиев.

То же самое можно сказать и о Ефесской гимназии. В Сето покровитель молодежи основал 6 гимназий, ученики которых даже по одежде не отличались от афинских эфесцев. Все они носили, в подражание афинянам, хламиды и македонские шапки, называемые петами.

Образование афинских девочек обычно ограничивалось чтением и письмом, но даже этому их учили только в том случае, если у них были образованные матери. В знатных семьях девушки иногда получали высшее образование. Они изучали музыку, пение и танцы, но только в той мере, в какой это было необходимо для исполнения религиозных обрядов во время церемоний. Образование всех остальных девушек ограничивалось узким домашним кругом и заключалось в общении с матерями, служанками, родственниками и друзьями. Строгие представления афинян о приличиях и целомудрии не позволяли девушке посещать школу вне дома. Более того, рамки приличия требовали, чтобы девушка как можно меньше видела, как можно меньше слышала и еще меньше хотела знать. Более того, аттические взгляды требовали, чтобы девушка не покидала женскую половину дома, кроме случаев крайней необходимости.

Образование в Спарте

Здесь она была намного суровее и строже, чем в Афинах. Отчасти это было связано с суровостью характера дорийцев, отчасти со своеобразным устройством спартанского государства, этой военной общины, которая управляла многочисленными подданными и рабами. Из-за односторонней концентрации на развитии физической силы и ловкости спартанцы так и не смогли достичь умственного и физического совершенства, которое считалось целью человеческого существования в Аттике и заключалось в гармоничном развитии тела и души.

Судьбу новорожденного ребенка решало государство, представленное старейшинами той или иной филы. Если ребенок был здоров, его считали достойным воспитания; слабых и больных бросали на произвол судьбы в Тайгете. До семи лет ребенок оставался с матерью. Его не баловали и не опекали, а постепенно готовили к строгому образованию, которое началось в возрасте семи лет. Мальчик, достигший этого возраста, определялся в группу своих сверстников специальным чиновником — пайдомоном. Здесь самый старший из группы, одноклассник, который также был учителем, вел детей на гимнастику. Несколько маленьких групп объединялись в одну большую, которую спартанцы называли стадом. Стадо находилось под наблюдением специального вожака. За порядком и дисциплиной следили педономы и их помощники. Среди них были специальные люди, которые назначали наказания детям. Более того, каждый спартанский гражданин имел полное право надзирать, учить и даже наказывать своих детей, когда это было необходимо.

На занятиях по гимнастике мальчики были отделены от юношей, как в Афинах. Обе группы практиковали уже известные пять типов упражнений. Кулачные бои и панкратион здесь были более строго запрещены, чем в других местах. В дополнение к вышеупомянутым упражнениям практиковался военный танец (пирриха).

Даже одежда и пища служили целям закаливания будущего спартанца. Молодые люди всегда ходили с непокрытой головой и без обуви. С 10 лет они обходились без хитона даже зимой и носили только плащ, который должен был служить им круглый год. Они спали на сене или соломе, без ковриков и одеял, а с 15 лет довольствовались еще более жесткой постелью из тростника. Их пища была простой и скудной, что заставляло мальчиков воровать исподтишка и хитростью. Но старейшины считали это особым видом упражнений в мастерстве и находчивости, столь необходимых будущему воину. Поэтому они наказывали только в тех случаях, когда вор был пойман по своей неосторожности на месте преступления.

Еще одним средством закалки будущего воина было знаменитое скрещивание детей, которое происходило каждый год перед алтарем Артемиды Орфеи. Возможно, этот ритуал был отголоском более ранних культов, практиковавших человеческие жертвоприношения. Любое проявление боли во время казни считалось позорным, поэтому мальчики терпеливо переносили жесточайшие побои. По рассказам древних авторов, они иногда даже умирали от побоев, но не испытывали чувства боли.

За гимнастическими упражнениями следовало обучение игре на четырехструнной цифаре (форманга), которая служила аккомпанементом для пения, хоровых танцев и арахиса.

По мнению спартанцев, обучение наукам не было необходимым для получения полного образования. Оно оставлялось на усмотрение человека и было весьма ограниченным (за некоторыми исключениями), поскольку давало лишь самые практические навыки. Поэтому спартанцы всегда оставались необразованными в глазах прогрессивных афинян. С другой стороны, спартанцы придавали большое значение опыту, поэтому молодым разрешалось выступать по военным и общественным вопросам на сисситиях и в других случаях. Таким образом, каждый спартанец был наставником молодежи. Так родилось знаменитое уважение спартанской молодежи к старшим, их почтительное и скромное поведение.

В то время как молодые афиняне становились полноправными гражданами в 18 лет, молодые спартанцы находились под непосредственным надзором и руководством государства до 30 лет. В возрасте от 18 до 20 лет их использовали в секретных наблюдательных операциях по всей стране. В возрасте 20 лет они поступили в армию в качестве новобранцев. Когда не было войны, они оставались дома и вместе занимались гимнастикой в двух возрастных группах. Это продолжалось до 30 лет, после чего каждый спартанец, имевший возможность, должен был завести собственное хозяйство.

Спартанское образование девочек значительно отличалось от афинского. Ксенофонт свидетельствует, что «Ликург ввел гимнастические, атлетические и силовые состязания в равной степени для мужчин и женщин. Из этого видно, что девочки были равны мальчикам в этом отношении, хотя об образовании девочек известно очень мало. По некоторым данным, их обучали пению и танцам, что было важно для религиозных церемоний. Не только мужество мужчин, но и здоровье и сила женщин должны были обеспечить здоровое потомство, в котором остро нуждалась маленькая, но воинственная община спартанцев.

Остальные греки недоброжелательно относились к такому методу обучения женщин. Свобода и простота, отличавшие молодых спартанок от их робких и скромных афинских сверстниц, воспринимались ими как распущенность и дерзость. Научная подготовка, которой спартанцы не придавали особого значения в воспитании мальчиков, совершенно не рассматривалась в отношении девочек.

Образование и обучение в Риме

В древние времена дети получали умственное и физическое воспитание в доме отца. Как правило, именно мать особенно тщательно подходила к выбору нянь и сиделок. Государство, предоставившее отцу неограниченную власть над детьми, не вмешивалось непосредственно в их воспитание. Только в исключительных случаях пагубного влияния семейной среды на ребенка государство в лице цензора могло остановить неправильное направление в воспитании.

В семейном кругу ребенок с ранних лет усваивал традиционные римские добродетели — почитание богов и законов, скромность в словах и делах, послушание, честность, воздержанность и трудолюбие. «Разве хозяин дома утром в атриуме, сидя в кресле, принимает клиентов и выслушивает их нужды; на пирах и похоронах он открывает шкафы с восковыми изображениями славных предков; говорит о великих делах прошлого; поет ли застольную песню о славе героев и могучих деятелей римской истории, — всегда присутствуют дети, сыновья, и вот их впечатлительный ум снабжается здоровыми задачами на всю жизнь», — свидетельствует современник. Дети присутствовали на ужине, сидя за отдельными столами или прислуживая родителям. Дочери пряли, ткали и вязали вместе с матерью, сыновья пахали, сеяли и жали вместе с отцом. Они также научились у него ездить верхом, плавать, обращаться с оружием, а также основам чтения, письма и счета.

Поскольку отец не всегда мог обучить своих детей основам образования, ему приходилось пользоваться услугами учителей. В богатых домах учителем часто был образованный раб. Многие родители отправляли своих детей в школу. Первое письменное упоминание о школе относится к 449 году до н.э. Квинтилиан писал, что римские школы располагались в полуоткрытых прихожих здания или в помещении, специально устроенном для обучения. Иногда занятия проводились на улице. Вольноотпущенник обучал детей чтению, письму и арифметике. Такие школы были частными учреждениями и не зависели от государства. Они содержались в течение восьми месяцев, а плату за обучение вносили родители учеников. С июля по октябрь были каникулы, во время которых сельские школы и начальные школы в Риме были закрыты. Детей учили читать по методу алфавита, разработанному греками. Чтобы облегчить изучение алфавита, детям иногда давали большие буквы из слоновой кости.

Обучение письму проводилось на доске, при этом учитель направлял руку ученика. Квинтилиан советовал, чтобы приобрести твердую руку, ученик должен проводить пером по углублениям букв, вырезанных на доске, тем самым развивая свою руку.

Арифметике, как и греки, обучались с помощью пальцев и специальных досок с камешками. Там была счетная доска, обычно называемая Пифагоровой. На вершине было восемь небольших впадин. В каждом из них находился подвижный камешек. На дне находилось еще восемь более длинных желобов, семь из которых содержали четыре камешка, а один — шесть. Было три небольших ямы, две из которых содержали по одному камешку, а одна — два камешка. Цифра I между нижними ямками означала единицы, X — десятки, C — сотни и т.д., вплоть до миллионов. Один камешек из верхней полости умножает каждый камешек из нижней полости на пять. Он отмечался на доске путем выталкивания вверх того количества камешков из самого нижнего углубления, сколько их было для умножения. Каждый камешек в яме «О» означал 1/12 единицы (или асса), а камешки в боковых ямах означали 1/2, 1/3, 1/4 унции.

Кроме того, учащиеся заучивали (возможно, еще во время письменной работы) законы таблиц XII и Примечаний под диктовку учителя.

Занятия в римских школах, как и в греческих, начинались рано утром. В короткие дни занятия начинались при свете ламп. Мальчики и девочки учились вместе. Дети приходили в школу с письменными планшетами и сумкой под левой рукой. Сыновей богатых родителей в школу сопровождал раб, девочек — няня. Заботливые матери заранее присылали угощения и печенье, которыми учителя завлекали детей в школу. Для взрослых учеников угощения заменялись березой. Учителя прибегали к этому очень часто. Было много голосов против его использования (особенно Квинтилиан), но он продолжал преобладать в школах.

Свидетельства конца Республики показывают, что обучение в древнем мире ограничивалось чтением, письмом и арифметикой. Позже, когда римляне завоевали южную Италию, они познакомились с греческой культурой. Это значительно расширило их кругозор. Постепенно римляне начали ощущать неадекватность существующего способа образования. Сначала в некоторых семьях, а затем, по примеру Аэмилия Паулуса, и в остальных, обучение перешло к греческим учителям. Она состояла не только из практического изучения греческого языка, как раньше, но и из чтения и комментирования греческих поэтов (особенно Гомера) и прозаиков. К этому добавилось изучение молодой римской литературы, которая включала Одиссею в переводе Ливия Андроника (ок. 240 г. до н.э.), поэмы и драмы Невия (Bellum Punicum) и Энния (Annales), а позднее — произведения Цицерона, Вергилия, Горация и других поэтов. Студентам преподавали мифологию, историю, географию, метрику и риторику.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проектирование педагогического объекта
  2. Теория созревания
  3. Концепция и технология интерактивного обучения
  4. Воспитание в трудовой колонии им. А. М. Горького
  5. Методика обучения в вузе
  6. Специфические принципы обучения
  7. Основные аспекты целостности педагогического процесса
  8. Требования к личности учителя в педагогической литературе
  9. Воспитательная работа на уроках русского языка в коррекционной образовательной школе viii вида
  10. Современные средства оценивания в обучении школьников