Для связи в whatsapp +905441085890

Обучение в древнем Риме — Гимназии

Образование в Древнем Риме играло важную роль в жизни римлян. Они верили в важность и необходимость образования. Как и многие другие элементы культуры, он был заимствован из Древней Греции, но позже адаптирован к образу жизни римлян. Здесь были некоторые различия: В Древней Греции больше внимания уделялось естественным наукам, и физическое воспитание играло важную роль, в то время как в Древнем Риме образование основывалось на гуманитарных науках и было направлено на целостное развитие личности. Тем не менее, римская система образования не утратила своей самобытности. Для него было характерно первоначальное домашнее воспитание, оно было более практически ориентировано: формирование волевых, дисциплинированных, религиозных граждан, активных членов общества, способных пожертвовать собой ради государства, готовых внести вклад в его развитие. Музыка и песни были исключены из образовательной программы, поскольку считалось, что они «больше вдохновляют мечтать, чем действовать».

В эллинистический период (затем во времена римской цивилизации) была разработана программа «семи свободных искусств» (лат. «szptem vrtes intelligelles»), которая делилась на тривиум (риторика, диалектика и грамматика) и квадривиум (арифметика, астрономия, геометрия, музыка). Ранее в этот список входили также медицина и архитектура, но позже они были исключены.

Домашнее воспитание играет важную роль в формировании личности. И мать, и отец вносили большой вклад в развитие ребенка, и семья всегда была ответственна за нравственное формирование молодого римлянина. Мальчики находились под присмотром отца, учились полевым работам, навыкам ведения домашнего хозяйства, искусству обращения с оружием. И они научились не только читать и писать, но и, в отличие от девочек, изучили законы Римской империи.

Девочки постоянно находились под присмотром матери и учились не только чтению и письму, но и тем навыкам, которыми должна обладать настоящая хранительница очага: Шитье, вязание, кулинария. На этом образование бедных семей прекращалось, поскольку у них не было средств, чтобы дать своим детям классическое образование. Знатные семьи могли позволить себе приглашать греческих рабов и учителей. Девочки также могли продолжать свое образование дома. Образованные девушки пользовались большим уважением в Древнем Риме и назывались «puella docta».

Наиболее полную информацию о домашнем обучении можно почерпнуть из биографии человека по имени Катон Старший, который уклонялся от обучения в школе и поэтому взял на себя обязанность обучать своего сына дома.

На ранних этапах развития образования рабы не имели права на образование, но в более поздний период развития им разрешили учиться в педогогах, школах для несвободного населения. Обычно они преподавали все те же предметы, что и свободное население, за исключением права. Рабы, получившие образование, ценились больше, чем обычные рабы, потому что у них была квалификация.

С появлением Римской империи окончательно сформировались три уровня образования: тривиальные школы для детей 7-12 лет,

Средние школы для юношей 12-16 лет и школы риторики для юношей 16-20 лет.

Процесс обучения в коллективных учреждениях-школах был достаточно строгим. Была строгая дисциплина. Занятия длились от рассвета до заката, с небольшим перерывом, чтобы дети могли поесть. За опоздания и другие проступки применялись телесные наказания розгами и тростями. Начало учебного года было в марте. В школе не было выходных, семь дней в неделю. Тем не менее, существует множество как религиозных, так и юридических праздников. В эти дни дети не учились, и эти дни назывались feriae. Не было школьных уроков и летом, когда поднимался Сириус, наступали caniculares — самые жаркие дни в году. Занятия проходили в доме учителя, в мастерской ремесленника, в комнате, отделенной занавеской, но чаще всего занятия проходили на улице (на более высоких уровнях обучения — на форумах). В школе не было парт, а учитель сидел на стуле с высокой спинкой — кафедре. Дети сидели на стульях вокруг него и писали у него на коленях.

Тривиальные (начальные) школы.

Самым низким уровнем образования были тривиальные школы (лат. scholae или ludus-play). Они обучали детей в возрасте 7-12 лет из более бедных и низших слоев свободнорожденного населения — более богатые нанимали рабов-учителей для обучения на дому. Обучение могли проходить как мальчики, так и девочки. Продолжительность обучения составляла всего 2 года. В школах преподавались основы чтения и письма на латыни (иногда на греческом), арифметика и чтение. Школы были частными и поэтому взимали плату, но она была не очень высокой. Дети обычно обучались в группах по 15-20 человек. Не было четкой программы обучения, и любой более или менее образованный человек мог открыть такую школу. Учебников не было, поэтому процесс обучения был очень примитивным: ученики повторяли все вслух за учителем, записи делали на глиняных табличках специальной палочкой. В начальных школах также преподавались некоторые знания по математике. Человек, который его преподавал, назывался калькулятором. Они считали маленькими камешками и руками: левая рука обозначала единицы и десятки, правая — сотни и тысячи.

Обучение в древнем Риме - Гимназии

Гимназии

Средний уровень образования в Древнем Риме был представлен средними школами. К сожалению, не все желающие могли принять участие, так как плата за обучение была довольно высокой, поэтому группы были гораздо меньше (8-10 человек). Обучение проходили дети в возрасте от 12 до 16 лет. Практиковался индивидуальный подход к каждому ученику. Были предприняты попытки создания прототипов классов. Для некоторых средних школ были созданы учебники. Девочек в этих школах также больше не учили. Комнаты были украшены бюстами писателей, барельефами, изображающими гомеровские сцены, и географическими картами, но чаще школа располагалась под открытым небом, на ступенях храма. Учителями были в основном вольноотпущенники. Учебная программа была расширена: к ней добавились основы римского права, философии, греческого языка (который стал обязательным предметом), основы астрономии и главный предмет — латинская литература. Дети читали и заучивали отрывки из известных произведений, таких как «Иллиада» и «Одиссея» Гомера. Особой популярностью пользовались басни Эзопа. Студенты не только читали произведения в оригинале, но и писали собственные стихи и рассказы.

Школы риторики.

Школа риторики для молодых людей в возрасте 16-20 лет соответствует современному университетскому образованию. Учебная программа была основана на ораторском искусстве и была очень интенсивной, с интенсивным изучением философии. Группы были очень маленькие, всего пять-шесть человек. Практиковался индивидуальный подход: Каждый студент получил ряд заданий по различным дисциплинам. Методы преподавания были основаны на практике, а не на теории. Будущие ораторы должны были чаще практиковать свои навыки красноречия. Плата за обучение была очень высокой, хотя школы частично финансировались государством. Учителя школ считались уважаемыми людьми, которых также обеспечивало государство. В риторские школы поступали не все, а только те, кто хотел быть связанным с государственной деятельностью (юноши из знатных семей). Школы служили для подготовки политиков, общественных деятелей и ораторов. Нередко провинциальное население отправляло молодых людей учиться в ораторские школы больших городов. Некоторые могли пойти на так называемую военную службу в легионы.

Образовательная мысль.

Забота о Древнем Риме.

Педагогическая мысль в Древнем Риме нашла свое выражение в мыслях многих выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие римской системы образования.

Луций Эней Сенека:

  • Оратор и философ
  • Философия — основной предмет
  • «семь гуманитарных искусств» не учитывали основные предметы
  • главный метод воспитания — самодвижение к божественному идеалу, главный метод — назидательные беседы
  • главная цель — моральное совершенствование человека

Марк Туллий Цицерон:

  • Оратор, политик, педагог, философ
  • Идеал образования — это совершенный оратор
  • Путь к зрелости — это систематическое, непрерывное самообразование
  • писал книги для школ

Марк Фабий Квинтилиан:

  • Спикер, преподаватель
  • открыл одну из самых известных школ риторики в Древнем Риме.
  • заимствовал и переработал греческие идеи образования
  • придерживался идей ненасильственной гуманистической педагогики
  • считал, что необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента
  • используются три метода обучения: Подражание, обучение, практика
  • Предпочитают школьное обучение домашнему

Уровни образования в Древнем Риме

Главную роль в формировании личности молодого римлянина играли домашнее образование и воспитание. В эпоху царей (VII-VI века до н.э.) уже сложились прочные традиции семейного очага как ядра общества и воспитания.

Здесь дети получали религиозное образование, а отец исполнял обязанности священника. Семья древних римлян находилась под покровительством многих богов: Юноне поклонялись как хранительнице брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома.

Отец был неограниченным правителем в семье, он даже имел право продавать своих детей в рабство. Мать имела меньше прав, чем отец, но играла почетную роль в воспитании. Девочки и молодые женщины до замужества находились под пристальным надзором своих матерей. Мальчики до 16 лет учились под присмотром отца хозяйственным и полевым работам и овладевали искусством владения оружием. Все это время они должны были носить длинные волосы.

Семейная атмосфера была совсем не идиллической. Нередко матери рассказывали дочерям о своих тайных увлечениях и прелюбодеяниях. На глазах у детей отцы совершали жестокие расправы над рабами, участвовали в непристойных пьянках.

На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло более или менее важную роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское воспитание молодых римлян. В период расцвета Римской империи семья явно уступила свои позиции государственной системе образования. Но в конце римской цивилизации домашнее образование вновь становится лидером в подготовке молодого поколения.

Коллективное воспитание появляется в Риме рано. В III веке до н.э. были созданы школы совместного обучения. Обучение началось в возрасте 7 лет. Дети состоятельных родителей получали начальное образование дома, девочки также обучались дома под руководством матери, что соответствовало традициям. У тех, кто посещал школу, был домашний репетитор (воспитатель и учитель). В источниках также упоминаются школы, которые содержались за государственный счет, но чаще всего это были частные школы. Владельцами были греки (вольноотпущенники, а иногда и рабы). Рабыни-няни ухаживали за детьми в возрасте 4-5 лет. Рабы-воспитатели учили мальчиков читать, писать и считать. Рабы-няньки и воспитатели содержались состоятельными гражданами. Профессия учителя считалась в римском обществе унизительной для свободных граждан.

Начиная со II века до н.э., на организацию школьного образования в Риме все большее влияние оказывали традиции эллинистических центров древнего мира.

Однако римская система образования никогда не теряла своей самобытности. При сохранении важной роли семейного воспитания и его присутствия наряду с частными государственными школами, оно имело более практическую направленность: подготовка волевых, дисциплинированных граждан. Изобразительные искусства — музыка, песни, поскольку, как считали многие римляне, они «призывают больше к мечтаниям, чем к действию» — были исключены из образовательной программы. Можно сказать, что девиз «польза» был смыслом римского воспитания и обучения, главной целью которого было обеспечение определенной карьеры, будь то военное или политическое ораторское искусство.

В первые века нашей эры в Римской империи был установлен стабильный и внешне единый канон содержания, форм и методов образования. В первом веке девять школьных предметов были основными: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К пятому веку из этого списка были исключены медицина и архитектура.

В пятом веке до нашей эры упоминается только существование двухуровневой школы. После этого сформировалась трехуровневая школа. Первой ступенью была начальная школа, «школа литераторов», второй — «школа грамматиков», третьей — «школа риторов».

На первом этапе главным учителем был литератор. Учителями в это время были в основном рабы или вольноотпущенники греческого происхождения. Чтение и письмо преподавались в примитивной форме. Сначала были выучены названия и расположение букв, затем их внешний вид. Этот процесс растянулся на несколько лет. Так, Квинтилиан свидетельствует, что такая процедура практиковалась в I веке до нашей эры. Основной метод обучения в начальной школе заключался в автоматическом запоминании на уроках. В дополнение к вышеперечисленному, начальная школа предлагала знания по математике, которая преподавалась с помощью калькулятора. В классе они использовали специальную счетную доску, абаку, и учились считать руками, затем в ход пошла галька. Они считали в уме, имели таблицы в голове. Учитель занимался с каждым учеником индивидуально. Школы находились в неприспособленных для обучения помещениях. Порка и бичевание были обычным делом, поощрение отличившихся было в моде. После завершения изучения литературы, которое длилось 3-4 года, начинался следующий этап обучения.

Частные гимназии были учреждениями более высокого типа. Как правило, здесь обучались молодые люди в возрасте от 12 до 16 лет. Школы располагались в более удобных помещениях и предлагали широкую программу. Здесь обязательными были такие предметы, как греческий язык, основы римского права (12 таблиц), латинская грамматика, риторика. Количество студентов было ограничено, и занятия были в основном индивидуальными. В более поздний период были попытки разделить учащихся на группы (классы). В некоторых частных школах в дополнение к этой программе для детей богатых меценатов проводились уроки физкультуры. В школе не преподавали ни музыку, ни танцы. Молодые люди проходили военную подготовку в военных формированиях — легионах.

В «Гимназии» учителями были в основном вольноотпущенники. Статус литераторов и грамматиков был довольно низким. Исключение составляли те, кто занимался грамматикой как наукой. Их гонорар был в два раза меньше, чем у ритора. В учебных целях использовались тексты Гомера и Менандра, из римской литературы — труды Ливия Андроника, Квинта Энния, а со времен Октавиана Августа — изучение исторических произведений, Горация и Вергилия. Есть упоминания об использовании учебников в учебных целях.

Третьим этапом стало обучение в школах риторики. Их посещали в возрасте 12-13 лет. Самые известные риторические школы существовали в Греции и Риме. Существование риторической школы в провинции было редкостью. Приоритет отдавался греческим школам. Учебная программа была обширной и включала в себя ораторское искусство, основы математики, астрономию, право и философию. Важное место занимали практические занятия и написание речей на заданную тему (на литературные темы, философские фрагменты, где практиковались диспуты в духе софистики, из истории, мифологии и написание речей, не лучшего качества). Они изучали греческий язык и комментировали произведения классической греческой и римской литературы.

На этом этапе гимнастика была умеренной. В возрасте 17-18 лет закончилось римское обучение. Риторические школы выполняли определенную социальную миссию — они готовили юристов для расширяющейся бюрократической государственной машины Римской империи.

Материалом для письма в римских школах служили деревянные таблички с нанесенным на них воском и ручки для письма — стилусы. Для транспортировки планшетов существовали специальные пеналы. В римской школе существовала система наказаний и поощрений. Есть яркие рассказы о наказании ученика. Например, Гораций называет своего учителя Орбелиуса «не щадящим кнута». Учителя использовали угощения в качестве поощрения, что особенно часто применялось в начальных школах. Для этого были испечены письма и переданы способным ученикам. Учебный год в Риме начинался в марте, и в дни праздников занятия не проводились. С имперских времен школы поддерживались городами, но школ не хватало.

Главная задача в воспитании девочек ложилась на плечи матерей. В состоятельных семьях девочки могли обучаться на дому, менее состоятельные, начиная со второй ступени, обучались вместе с мальчиками. Девочки посещали школы совместного обучения уже в пятом веке. Образование было необходимо женщине для того, чтобы в будущем дать его своим дочерям, а также для участия в общественной жизни. Плутарх считал, что женщины обязаны разбираться в математике и астрономии. В годы существования княжества образованных женщин называли «докта». В римской традиции много образованных женщин. Например, Корнелия, жена Помпея, считалась знатоком астрономии, философии и географии. Тацит также вспоминает о воспитании матери Нерона, Агриппины. Женщин также обучали ораторскому искусству, но они редко применяли эти знания на практике.

Школы для несвободного населения

В Риме существовали школы для несвободного населения. Образование раба полностью зависело от его хозяина. Рабы могли изучать музыку, стенографию и архитектуру. Единственной профессией, которая была недоступна для несвободных людей, было право.

В Риме было престижно иметь образованных рабов, поэтому они стремились получить образование. Некоторые из них обрели свободу в процессе обучения, как, например, Грамматик Палемон.

Школы для несвободного населения назывались редагогами, а их учителя — педагогами. Такие школы известны с I века до н.э. по III век н.э., а во II веке н.э. они процветали. — III век н.э., расцвет во II веке н.э. Часто в этих школах преподавали те же учителя, что и в школах свободных римлян. Обучение начиналось в возрасте от 12 до 18 лет. Рабы обучались чтению, письму и основам арифметики, важное место отводилось физическим упражнениям. Существовали также школы с практической направленностью, которые готовили рабов к определенным профессиям.

Одни из первых библиотек появились в Риме во II веке до н.э. Луций Аэмилий Паулюс перевез книги от царя Персея, а Суллой перевез несколько библиотек из Афин. Еще до нашей эры римляне возводили специальные здания для хранения книг и литературных коллекций. Статус граждан, которые не только собирали книги, но и пользовались ими, был высок.

Идея создания публичной библиотеки восходит к Цезарю. Асилиус Полеон основал первую публичную библиотеку в Храме Свободы. Во время правления Константина в Риме было 28 библиотек. Как правило, библиотеки создаются по инициативе горожан. В IV веке интерес к книгам ослабел. Библиотеки были популярным местом для проведения свободного времени, в банях также имелись библиотечные фонды.

В республиканском Риме росло рабство; накопление богатства привело к расслоению населения, что обусловило разделение школ по имущественному признаку и знатности происхождения на начальную и высшую ступени — гимнасии, а позднее — оратории. Начальные школы, частные и платные, обслуживали часть бедного и невежественного свободного населения (плебеев), обучали чтению, письму и арифметике, знакомили с законами страны. Богатые и знатные люди предпочитали давать своим сыновьям начальное образование дома. В грамматических школах, также частных и платных, сыновей привилегированных родителей обучали латыни, греческому языку и риторике. Развитие этих школ было вызвано необходимостью овладения ораторским искусством теми, кто стремился занять выборные должности во власти. В последние века республиканского Рима сформировались специальные школы риторов (ораторов).

После завоевания Греции (II век до н.э.) греческая культура распространилась в Риме, и греческий язык стал языком знати.

Когда христианство было объявлено господствующей религией, в качестве учителей стали привлекаться представители христианского духовенства, и вся работа школы приобрела ярко выраженный церковный характер. Христианство было враждебно по отношению к древнегреческой культуре, античной науке и школе.

Детство и юность сенатора или всадника

Рождение ребенка было праздником, о котором оповещали всех соседей, развешивая на дверях венки. Отец поднял младенца, который был положен перед ним на землю; это означало, что он признал его своим законным ребенком. Но он мог отвергнуть его, и тогда новорожденный был выброшен. Только во времена Александра Македонского выбрасывание детей было объявлено преступлением, равносильным убийству.

Право выбросить ребенка, продать его или даже убить принадлежало только отцу: — «Нет мужчин, которые имели бы такую власть над своими детьми, как мы.

Сын может дожить до глубокой старости, подняться на высшие ступени государственной карьеры, добиться почестей, и все же он не покидает отцовской власти, и она заканчивается только со смертью отца. Жизнь сумела обойти ряд законов: поставить раба, бесправное существо, «вещь», иногда выше всех свободных, дать женщине, которая должна всю жизнь находиться под опекой отца, брата или мужа, права, ставящие ее наравне с мужчиной; отцовская власть осталась незыблемой.

На восьмой день девочке и мальчику давали имя; на девятый день приносили жертву, чтобы очистить ребенка и мать. На восьмой день девочке и мальчику давали имя; в этот день устраивали семейный праздник: собирали родственников, приносили жертву для очищения ребенка и матери, устраивали угощение в соответствии с достатком родителей. Крошечное, беспомощное существо было особенно легкой и привлекательной добычей для таинственных злых сил, которые всегда были начеку: К спящему младенцу ночью прилетели стрижи — отвратительные существа с изогнутым клювом и крючками вместо когтей, которые зарылись в его внутренности и погрязли в его крови. Ничто не стоит того, чтобы околдовать ребенка: Сам человек часто не знает, что у него есть сглаз; есть, в конце концов, отцы, которых матери боятся показать собственным детям. Защитить и уберечь ребенка от сглаза помогает черный непрозрачный камень, который называется апирачез: его нужно носить новорожденному на шее. Защищайте его, как кораллы и янтарь, а если на ребенка навесить волчьи зубы, он легко пробьет себе дорогу, и на него не подействует испуг. Золото защищает от любого колдовства, и ребенку дают маленькие золотые вещицы, которые служат и игрушками, и амулетами. Их нанизывают на цепочку или ленту и вешают через плечо или на шею.

Обычай брать мокрую кормилицу для новорожденного ребенка, однако, стал очень распространенным к концу Республики; Цицерон, по крайней мере, пишет, что его современники «впитывали заблуждения с молоком мокрой кормилицы» (не матери). Влажные кормилицы упоминаются в ряде надписей; иногда влажная кормилица с гордостью рассказывает о том, кто были ее кормилицы.

Сиделка часто оставалась в доме, даже после того, как ее питомец вырос. Она развлекала его, болтала с ним, рассказывала ему истории, которые в образованных кругах презрительно высмеиваются — «сказки старых жен», но которые для современного этнографа были бы сокровищем. Эта рабыня или козленок, преданная, любящая и нежная с ребенком, который рос на ее руках, постепенно превращалась из служанки в самостоятельную личность, которая жила радостями и горестями семьи. Нередко няня переезжала в новую семью своего питомца, когда они женились. Осталась половина дома жены и детей, где она была помощницей, наперсницей и правой рукой своей молодой хозяйки, переживая вместе с ней радости и горести новой семейной жизни.

К мальчикам был приставлен «воспитатель» — старый, уважаемый раб или слуга, обычно грек. К мальчикам приставляли старого, уважаемого раба или слугу, обычно грека, чтобы они могли изучать греческий язык в раннем возрасте. Педагог» выполнял обязанности нашего «дядюшки» XVIII века, сопровождая своего ученика повсюду, обучая его хорошим манерам — «вот так ходить, вот так вести себя за едой», проводя его за уши, а иногда прибегая к более суровым мерам.

Когда дети подросли, они стали играть в игры. Братья и сестры росли вместе: они играли, ссорились, дрались, плакали и мирились по сто раз на дню. Они покупали игрушки, ценность которых, конечно, зависела от состояния родителей, но «истории», которые всегда были одинаковыми: животные и звери, нарисованные из глины, повозки, и особенно для девочек куклы, часто с подвижными конечностями. Одна такая кукла, вырезанная из дуба и прекрасно сохранившаяся, была найдена в Риме; на пальцах у нее были миниатюрные кольца. Как и сегодня, у кукол была своя «экономика»: одежда, сшитая заботливыми руками няни или матери, иногда неуклюжими пальчиками маленькой хозяйки, украшения, посуда. Дети часто сами находили себе игрушки: ракушки и разноцветные камешки занимали среди них первое место. Иногда они сами делали свои игрушки.

Они играли в те же игры, что и дети сегодня во всем мире: бегали, строили домики из песка, прятались друг от друга, играли в чет и нечет, бегали с обручем, устраивали гонки, били палкой, катались на длинной тростинке, качались на качелях. Особой мальчишеской игрой было бросать камешки в цель и «блином» сбрасывать их на воду; «Эта игра состоит в том, чтобы собирать на берегу моря камешки, отполированные и сглаженные волнами, брать такой камешек пальцами и, держа его плоско, параллельно земле, давать ему падать вниз под углом, чтобы он летел как можно дальше, кружась над водой, скользя над поверхностью моря, постепенно падая и одновременно подпрыгивая над крайними гребнями. побеждает тот, чей камешек летит дальше всех и чаще отскакивает от воды».(Мальчики играли в солдат, гладиаторов, цирковых возниц; подарок маленькой зеленой туники того же цвета, что и у настоящих возниц «Партии зеленых», естественно, приводил мальчика в восторг. Они также играли в «суд и судью». Перед «судьей» стояли ликторы со связками плетей и топоров, он садился на помост и проводил «суд».

Семилетний возраст стал поворотным моментом в жизни мальчика. Его сестры остались с матерью и няней, а он «вышел из детства»: начались годы учебы, и мальчик делал свои первые шаги под руководством отца.

Плутарх в своей биографии Катона Старшего оставил хорошие воспоминания об этом начальном обучении в древнеримских семьях: отец учил сына читать и писать (Катон изложил для мальчика крупными буквами домашнюю историю), скакать на лошади, метать стрелы, сражаться в полном военном снаряжении, бороться с водоворотами и стремительным течением реки. Уроки «бокса» не были забыты; отец закалял мальчика, приучал его к физическим нагрузкам, к боли, к переносу жары и холода: он был для него «и учителем, и законоучителем, и надзирателем в физических упражнениях». Несомненно, по мере взросления мальчика отец знакомил его с сельским хозяйством в различных его аспектах, от свойств почвы и севооборота до правил рационального земледелия.

Еще более важным, чем знания, полученные на этих уроках, была моральная атмосфера, в которой рос ребенок. Горячая любовь к своей стране, готовность пожертвовать всем ради нее, — «пусть благо государства будет главным законом», — убежденность в своем абсолютном превосходстве над всеми остальными, гордость за традиции предков, — маски предков, которые он мог видеть каждый день, и деяния тех людей. О том, чем гордилась семья, ему часто говорили старшие, сознание того, что он наследник их доблести и что его долг — не предать то, что было завещано ему последующими поколениями, — это был «духовный воздух», которым мальчик дышал с детства и в котором его воспитывали. Он не размышлял и не оценивал наследие своих предков; не мысли, а чувства действовали и предписывали ему определенный образ действий с того момента, как он, став взрослым, надел тогу, и до того часа, когда линия предков прощалась с погребальным костром достойного представителя своей расы.

Когда мальчик надевал свою взрослую тогу — обычно в возрасте 15 или 16 лет — отец поручал его заботам одного из великих государственных деятелей, и для юноши начиналась «начальная школа Форума». Отец Цицерона отвел его к Кв. Муцию Сцеволе, авгуру, большому знатоку закона, — «Я не отходил от него ни на шаг….. «Я старался лучше учиться у него. Молодой человек сопровождал своего лидера в сенате, присутствовал при обсуждении государственных дел, которые часто имели величайшее значение, слушал речи первых ораторов своего времени, наблюдал за борьбой партий, «был зрителем, прежде чем стать участником»; он изучал в действии механизм государственной машины; вместе со своим лидером он ходил в суд, посещал народные собрания, «учился сражаться на поле боя». После этого практического знакомства с политической жизнью начиналась военная служба, и юноша либо оставался в армии, либо возвращался в Рим и начинал свою политическую карьеру.

Такими были детство и юность человека из сенаторского или конного рода.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Условия формирования связной речи у дошкольников с ОНР
  2. Средства этнопедагогики
  3. Сущность и своеобразие основных дидактических концепций
  4. Здоровьесберегающие образовательные технологии
  5. Методы музыкального обучения
  6. Воспитание культуры поведения у дошкольников
  7. Основные задачи Тьюторского сопровождения
  8. Проблема школьной дезадаптации у первоклассников
  9. Классификация методов обучения по источнику знаний
  10. Система коррекционно-логопедической работы в школе