Для связи в whatsapp +905441085890

Одиночество, как психологический феномен и экзистенциальная проблема

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Влияние патогенных факторов на изменение основных характеристик эмоциональной жизни
  2. Посттравматический стресс: психологические особенности реагирования
  3. Физиологические и психологические аспекты стресса
  4. Особенности протекания эмоциональных процессов в межличностных отношениях
  5. Влияние фрустрации на общее развитие ребенка
  6. Проблема агрессивности: биологические и социальные аспекты
  7. Ревность как психологический феномен
  8. Любовь, как психологический феномен
  9. Человеческая вражда в произведениях искусства и литературы
  10. Интуиция и её роль в психике человека

Введение

Одиночество — это социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида; также социальная болезнь, заключающаяся в массовом наличии индивидов, испытывающих подобные состояния.

Одиночество с научной точки зрения является одним из наименее разработанных социальных понятий. В демографической литературе имеются статистические данные об абсолютном числе и удельном весе одиноких людей. Так, в ряде развитых стран мира (Голландия, Бельгия и др.) одинокие люди составляют около 30% населения. В США, по данным на 1986 год, насчитывалось 21,2 млн. одиноких людей. По сравнению с 1960 годом эта цифра увеличилась в три раза. По прогнозам, к 2000 году к ним присоединится еще 7,4 миллиона человек.

В выборочных опросах были выделены следующие типы одиноких людей. Первый тип — «безнадежно одинокие», которые полностью неудовлетворены своими отношениями. У этих людей не было партнера в сексуальной жизни или супруга. Они редко устанавливали связь с кем-либо (например, с соседями). Для них характерно сильное чувство неудовлетворенности своими отношениями со сверстниками, пустоты, покинутости. Более других они склонны винить других людей в своем одиночестве. Большинство разведенных мужчин и женщин попали в эту группу.

Второй тип — «периодически и временно одинокие». Они достаточно общаются со своими друзьями, знакомыми, хотя им не хватает близкой привязанности или они не состоят в браке. Они чаще, чем другие, вступают в социальные контакты в различных местах. По сравнению с другими одинокими людьми, они наиболее социально активны. Эти люди считают свое одиночество преходящим, чувствуя себя покинутыми гораздо реже, чем другие одиночки. Большинство из них — мужчины и женщины, которые никогда не были женаты.

Третий тип — «пассивно и упорно одинокие». Хотя они испытывают недостаток интимного партнера и других связей, они не выражают такого недовольства по этому поводу, как респонденты первого и второго типов. Это люди, которые смирились со своим положением, приняв его как неизбежность. Большинство из них — овдовевшие люди.

Усиление брачно-семейной динамики (прежде всего нуклеаризация семей и увеличение числа разводов), обезличивание больших городов, усиление индивидуализма — все эти факторы в первую очередь ответственны за рост одиночества. Кроме того, социально-медицинскими факторами, положительно коррелирующими с ростом одиночества, являются рост психических заболеваний (шизофрения) и пограничных состояний, а также распространение аутизма, то есть болезненной неспособности к общению в результате врожденных дефектов («грубые руки врача») и воспитания.

Увеличение числа одиноких людей, утверждение одиночества как приемлемого образа жизни, вызывает формирование специфической индустрии услуг для этой категории населения. Установлено, что одинокие люди могут и хотят тратить больше денег на свои увлечения, туризм и отдых, они чаще приобретают дорогостоящие товары, прежде всего спортивные и туристические. За рубежом строятся специальные жилые комплексы для одиноких людей, любые их потребности могут быть удовлетворены на рынке услуг. Конечно, это относится только к тем людям, для которых одиночество — осознанный и комфортный выбор, и у которых нет потребности в семейных связях.

По данным переписи 1989 года в России насчитывалось 10 126 000 одиноких людей, в том числе 6 805 000 женщин. Одинокий человек в данном случае — это человек, который живет один и не поддерживает регулярных связей с родственниками.

Специфика одиночества в России преимущественно иная. В первую очередь это связано с высокой смертностью мужского населения (российские женщины живут значительно дольше мужчин) и смертностью от неестественных причин (по оценкам, примерно каждая третья мать способна пережить своих детей). Кроме того, общая социальная и семейная дезорганизация, отсутствие развитых технологий помощи одиноким людям или тем, кто рискует стать одиноким, превращают одиночество в его российском варианте в достаточно злокачественное социальное заболевание.

Одиночество — одна из основных социальных проблем, являющихся предметом социальной работы, а социальная работа — один из важнейших инструментов устранения или хотя бы смягчения этой социальной болезни.

Что такое одиночество?

Одной из самых серьезных проблем человечества является проблема одиночества, когда отношения по каким-то причинам не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными друг к другу.

О распространенности одиночества среди людей говорят следующие данные: не более 1 — 2% респондентов утверждают, что никогда в жизни не испытывали одиночества, а около 10 — 30% говорят, что хотя бы раз в жизни испытывали такое чувство.

Человек становится одиноким, когда осознает неполноценность своих отношений с личностно значимыми для него людьми, когда испытывает острый дефицит удовлетворения своей потребности в общении.

Одиночество — это тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и болезненными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми либо ограничены, либо полностью разорваны.

Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, которые субъективно воспринимаются как нежелательные, личностно неприемлемые из-за отсутствия общения и позитивных интимных отношений с другими людьми. Одиночество не всегда сопровождается социальной изоляцией человека. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и в то же время ощущать свою психологическую изоляцию от них, то есть одиночество (если, например, это незнакомые или чужие для человека люди).

Степень переживаемого одиночества также не связана с количеством лет, проведенных человеком вдали от контактов с людьми; люди, которые всю жизнь живут в одиночестве, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с другими людьми. Человека, который, мало общаясь с другими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества, нельзя назвать одиноким. Кроме того, люди могут не осознавать, что существуют расхождения между реальными и желаемыми отношениями с другими людьми.

Подлинные субъективные состояния одиночества обычно сопровождают симптомы психических расстройств, которые принимают форму аффектов с явно негативной эмоциональной окраской, причем аффективные реакции на одиночество различаются у разных людей. Некоторые одинокие люди жалуются, например, на чувство грусти и депрессии, другие говорят, что испытывают страх и тревогу, третьи сообщают о горечи и гневе.

На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, испытывающий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, в то время как он хотел бы общаться со многими; в то же время человек, не испытывающий такой потребности, может вообще не чувствовать себя одиноким даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми.

Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие люди чувствуют себя психологически изолированными от других людей, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению интимных межличностных отношений с другими людьми, таких как дружба или любовь. Одинокий человек — это подавленный, или депрессивный, человек, испытывающий, помимо прочего, недостаток навыков общения.

Одинокий человек чувствует себя не таким, как все, и считает себя непривлекательной личностью. Он утверждает, что его никто не любит и не уважает. Такие особенности отношения одинокого человека часто сопровождаются специфическими негативными аффектами, среди которых чувства гнева, печали, глубокого несчастья. Одинокий человек избегает социальных контактов, изолирует себя от других людей. Больше, чем другим людям, им свойственны так называемая паранормальность, импульсивность, чрезмерная раздражительность, страх, тревога, чувство разбитости и фрустрации.

Одинокие люди более пессимистичны, чем не одинокие, у них гипертрофированное чувство жалости к себе, они ждут от других людей только неприятностей и только худшего от будущего. Они также считают свою жизнь и жизнь других людей бессмысленной. Одинокие люди неразговорчивы, молчаливы, стараются быть незаметными и чаще всего выглядят грустными. У них часто усталый вид и склонность к сонливости.

Одиночество — отсутствие общения

Трудности общения можно рассматривать с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической и медицинской психологии индивидуальных различий.

В процессе общения его участники испытывают различные состояния, каждый из них проявляет те или иные психические свойства личности. Таким образом, стоя на позициях общей психологии, мы вправе не только изучать явления общения, характерные для всех нормальных людей, закономерности и механизмы его протекания, но и выявлять трудности общения, т.е. те особенности психических процессов, состояний и свойств личности, которые, объединяясь, имеют своим следствием взаимодействие людей, не отвечающих критериям психологически оптимального общения.

…А какое общение считается психологически оптимальным? На наш взгляд, психологически оптимальное общение имеет место тогда, когда цели участвующих в нем людей реализуются в соответствии с мотивами, определяющими эти цели, и с помощью таких приемов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворенности.

Было бы ошибкой считать, что психологически оптимальное общение — это обязательно своеобразный сплав ума, чувств, воли его участников. Психологически оптимальным может быть и такое общение, при котором партнерам удается сохранить желательную для каждого из них субъективную дистанцию.

Поскольку общение — это взаимодействие как минимум двух людей, то его трудности (субъективные) могут быть вызваны как одним участником, так и обоими сразу. И их следствием обычно является полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побудительного мотива или неполучение желаемого результата в той деятельности, которой служит общение.

Конкретными психологическими причинами этого могут быть: нереалистичность целей, неадекватная оценка партнера, его возможностей и интересов, неправильное представление о собственных возможностях и непонимание характера оценки и отношения партнера, использование неподходящих методов обращения с партнером.

И.П. Шкуратова обоснованно отмечает, что при изучении трудностей общения существует опасность свести их многообразие только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к трудностям, возникающим из-за слабого развития социально-перцептивных функций. В действительности эта проблема приобретает глобальный характер и охватывает практически все стороны общения.

По мнению И.П. Шкуратовой, роль системообразующего фактора для всех проявлений интересующих нас трудностей играют цели общения, поскольку эти трудности также являются препятствиями на пути к достижению поставленных личностью целей.

Среди личностных образований, определяющих целеполагание, она особо выделяет мотивацию общения, которая вызывает трудности в межличностном взаимодействии. Характер рассматриваемых нами трудностей во многом зависит от содержания или направленности мотивации; ее влияние проявляется в нарушении какой-либо из функций общения (перцептивной, коммуникативной и др.). Существует также особый тип трудностей, который заключается в невозможности реализации значимых для человека мотивов с людьми из его окружения. Эта категория трудностей осознается не всеми, так как требует достаточно развитой рефлексии, но переживается, выражаясь в жалобах на непонимание со стороны партнеров.

Однако Е.В. Улыбина вполне обоснованно утверждает, что структуру межличностного общения следует рассматривать со стороны внутренней (импульсы к действию) и внешней (средства, способы) коммуникации. В реальных актах общения эти стороны взаимосвязаны. Можно также обоснованно различать трудности, имеющие мотивационную детерминацию, и трудности, возникающие из-за несовершенства средств общения. Человек может вызывать у партнера отрицательную эмоциональную реакцию в силу различных личностных особенностей, общение с ним может мешать удовлетворению значимых для этого человека потребностей. В этом случае трудности будут носить внутренний характер, а инструментальные аспекты общения будут играть второстепенную, служебную роль и обеспечивать психологическую защиту.

Будучи тесно связанными, мотивационный и инструментальный аспекты общения относятся, однако, к разным уровням, что предполагает однонаправленную детерминацию низшего уровня высшим (инструментально-мотивационным).

Как жить в одиночестве?

Эмоциональные состояния одинокого человека — это отчаяние (паника, уязвимость, беспомощность, изоляция, жалость к себе), скука (нетерпение, желание все изменить, скованность, раздражительность), самоуничижение (ощущение собственной непривлекательности, глупости, никчемности, застенчивости). Одинокий человек как бы говорит: «Я беспомощен и несчастен, любите меня, ласкайте меня». На фоне сильного желания такого общения возникает феномен «психического моратория» (термин Э. Эриксона). (термин Э. Эриксона):

  • возврат к детскому уровню поведения и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса;
  • Смутное, но устойчивое состояние тревоги;
  • чувство изоляции и опустошенности;
  • постоянное состояние, что что-то произойдет, окажет эмоциональное воздействие и жизнь кардинально изменится;
  • страх перед близостью и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола
  • враждебность и презрение ко всем признанным социальным ролям, вплоть до мужских и женских;
  • презрение ко всему национальному и нереальная переоценка всего иностранного (хорошо там, где нас нет).

Чаще всего реакцию на одиночество можно определить как «печальную пассивность» (К. Рубинштейн и Ф. Шавер). Что это за реакция? Плакать, спать, ничего не делать, есть, смотреть телевизор, напиться или «отключиться», лежать на диване и думать, фантазировать. Конечно, такие способы только усугубляют одиночество.

Лучше — «активное одиночество». Начните что-то писать, займитесь любимым делом, сходите в кино или театр, читайте, играйте музыку, занимайтесь физическими упражнениями, слушайте музыку и танцуйте, сядьте за учебу или начните делать какую-то работу, сходите в магазин и потратьте сэкономленные деньги.

Не убегайте от одиночества, а подумайте, что вы можете сделать, чтобы преодолеть одиночество. Напомните себе, что на самом деле у вас есть хорошие отношения с другими людьми. Подумайте, какими хорошими качествами вы обладаете (душевность, глубина чувств, отзывчивость и т.д.). Скажите себе, что одиночество не длится вечно и что все наладится. Подумайте о том, в чем вы всегда преуспевали в жизни (спорт, учеба, ведение домашнего хозяйства, искусство и т.д.). Скажите себе, что большинство людей в то или иное время испытывают одиночество. Отвлекитесь от чувства одиночества, серьезно задумавшись о чем-то другом. Подумайте о возможных преимуществах пережитого одиночества (скажите себе, что вы научились быть самостоятельным, поняли цели своих новых отношений с обществом, друзьями, любимыми — теми, с кем у вас был разрыв).

Еще лучше, если вы попытаетесь изменить свою жизнь. Постарайтесь быть более дружелюбным с другими людьми (скажем, сделайте усилие, чтобы поговорить с родителями, одноклассниками). Сделайте что-нибудь полезное для кого-то (помогите однокласснику сделать домашнее задание, станьте добровольцем на общественных работах и т.д.). Постарайтесь найти новые способы познакомиться с людьми (вступите в клуб, секцию, сходите на дебаты, дискуссию, вечернее мероприятие и т.д.). Сделайте что-нибудь, что сделает вас более привлекательным для других (измените прическу, купите или сшейте новую одежду, сядьте на диету, займитесь спортом). Сделайте что-то, что улучшит ваши социальные навыки (научитесь танцевать, научитесь быть более уверенным в себе, освоите психорегуляцию, выполните все упражнения из книги и т.д.).

Используя эти методы, вы преодолеете одно из самых опасных качеств «психологического моратория» — поиск негативной идентичности («я хочу стать никем», склонность к суициду).

Преодоление одиночества с помощью тренинга

После рассмотрения трудностей общения естественно поставить вопрос о путях их предупреждения и средствах коррекции.

Стержневой проблемой в этом направлении является создание продуманной системы формирования и развития гуманистического по своим характеристикам коммуникативного ядра в личности на всех этапах ее онтогенеза. А это предполагает постоянное внимание к развитию у личности высокого уровня способностей к познанию другого человека и самопознанию, отношения к другому как к высшей ценности и умения творчески строить непосредственное общение с ним. Для того чтобы человек действительно не испытывал непреодолимых трудностей в общении, недостаточно просто успешно усвоить технологию общения, о которой пишет Д. Карнеги. Необходимо также, чтобы за этой технологией стояло действительно глубоко человеческое содержание того, кто ею активно пользуется.

Поэтому сейчас необходима коррекция гуманитаризации образования и воспитания, которая готовила бы учащихся как субъектов и объектов общения, не создавая им больших психологических трудностей.

Необходимо расширить, а там, где этого нет, организовать специальную службу для людей, испытывающих психологические трудности в общении на работе, в учебной группе, в общежитии и т.д.

Коррекция общения должна основываться на одновременной диагностике трудностей в его мотивации, так как, изменяя только внешнюю операциональную сторону общения и не выявляя глубинных причин трудностей и их устранения, невозможно гармонизировать человеческое взаимодействие.

Подготовка к общению должна разрабатываться на основе индивидуально-групповых тренинговых программ с учетом центральной проблемы общения не только для группы, но и для каждого ее участника. Программа подготовки должна носить мобильный характер, изменяться в соответствии с развитием человека как субъекта общения и возникновением новых трудностей.

Создание дифференцированных программ индивидуально-групповой работы предполагает решение ряда задач и, прежде всего, определение «поля» психологических трудностей общения участников тренинга. Наряду с названной задачей необходимо изучить особенности оценки трудностей общения как минимум в двух аспектах: оценка и определение трудностей, испытываемых самим испытуемым, и оценка трудностей, возникающих по вине партнера. Наконец, следует определить набор устойчиво повторяющихся трудностей в ситуации изменения статусно-ролевых характеристик партнера.

Коррекционная работа, направленная на оптимизацию общения, должна строиться с учетом возраста, типа работы, пола, индивидуальных особенностей и спецификации социализации. В школьном возрасте достаточно научиться внимательно слушать товарища или взрослого, адекватно понимать переживания и мотивы поступков людей, внимательно следить за их невербальным поведением. Что касается взрослых, то здесь необходимо использовать приемы изменения основных специальных установок или ценностных ориентаций их личности.

Работа должна быть направлена не столько на совершенствование необходимых навыков общения, тренировку экспрессивных и вербальных навыков, сколько на коррекцию своего отношения к другим людям и связанной с ним самооценки, преодоление внутренних конфликтов, активизацию самосознания. Наиболее эффективным для таких людей является обучение самоанализу как средству, способствующему саморазвитию, а также групповые социально-психологические тренинги, повышающие готовность к принятию себя и других в общении.

Специалистами систематизированы отдельные методики социально-психологического тренинга. В поведенческом тренинге имеет смысл в основном использовать ролевую игру, а в психокоррекционном — преимущественно групповую дискуссию.

Ролевая игра может:

  • осуществлять поиск эффективных форм взаимодействия в рамках сотрудничества, демонстрировать недостатки уже существующих стереотипов поведения;
  • закрепить модели поведения, ведущие к успеху, целью которых является психологически нормальный контакт с другими людьми;
  • экстериоризировать содержание проблем и противоречий межличностных и внутриличностных отношений конкретного человека (психои социодрама). То есть она может быть средством деинтеграции, средством интеграции, дополнением к другим методам.
  • Групповая дискуссия может:
  • экстериоризировать содержание проблемы и противоречий личностных отношений конкретного человека;
  • искать эффективные формы взаимодействия в рамках сотрудничества;
  • давать обратную связь относительно поведения в ролевой игре.

То есть она может быть средством дезинтеграции, средством интеграции, дополнением к другим методам.

Заключение

Все исследователи сходятся во мнении, что одиночество связано с переживанием отрезанности от общности людей, истории, семьи, природы, культуры. Причем современный человек наиболее остро ощущает одиночество в ситуациях интенсивного вынужденного общения («одинокая толпа», одинокие и далекие, как планеты во Вселенной, члены семьи, одноклассники, ежедневные подружки), когда человек испытывает тяжелый разлад с самим собой, страдание и кризис своего «Я», отчуждение и лишение смысла мира («порвалась связь времен» — помните Гамлета?). Принудительное общение, массовое производство одинаковых рубашек, брюк, клипс, причесок, мимики, фраз, вкусов, оценок, стилей поведения, привычек, чувств, мыслей, желаний уничтожают нашу уникальность и неповторимость, стирают представление о себе как о самоценности.

А общение приходит вместе с разнообразием. Два абсолютно одинаковых человека будут интересны друг другу, потому что общение создается как общность разнообразия. Один атом никогда не сольется в молекулу с аналогичным атомом. Чтобы появилась молекула, нужны валентности атомов, их разнообразие, тогда появится возможность для перехода электронов, для образования общих электронных полей. Так и общение людей возникает только при соответствующей уникальности людей. И это многообразие различий создает человеческое единство, сплоченность и слияние людей. А казарменное единообразие лишь маскирует полное безразличие людей друг к другу (как жуков в банке или песчинок в куче песка). Только принятие и культивирование своей уникальности и уникальности другого может противостоять росту одиночества в современном мире.

Необходимо различать одиночество как продукт «тотальной безысходности» городской жизни и одиночество как сосредоточенность человека на своих внутренних духовных проблемах, на защите своего «я» от этой «тотальной безысходности». Человек постоянно пытается выйти за пределы своего «я», разблокировать сковывающие его границы одиночества, создать общность с Другим. Создавая это общение, Другой извлекает из меня интимное, сокровенное и тем самым углубляет меня, заставляет мое «Я» идти глубже, оставляя в нашем общем «узле», «ансамбле» отношений то, что было моим интимным, скрытым от всех. Части моего «я» теряют свою уникальность и становятся нашей уникальностью, превращаясь в объект совместного владения. И «я» снова уходит в свои глубины и ищет новую уникальность. Это единство уникальности меня (и моего одиночества) и уникальности нас, создавших сообщество, отдавших друг другу свои уникальные части в общее владение (как атомы отдают друг другу свою валентность и становятся молекулой, так и люди становятся уникальным сообществом, потому что отдали друг другу свою уникальность). А «мы», уникальные, в свою очередь, отдаем другим «мы» свою уникальность в общее владение и становимся сообществом более высокого порядка… А затем наши уникальные «мы» отдают другим «мы»…

И так далее… До самого последнего «мы» — Человечество? Разум? Абсолютная Идея?

Одиночество — это особая форма переживания и осознания себя брошенным, отрезанным, забытым, обделенным, потерянным, нежеланным, бездомным. Это раскол в наших отношениях и связях с внешним миром. Наше океаническое «Я» может расколоться (возникнет космическое одиночество, потеря связей с Природой, Космосом, Богом, Абсолютной Идеей, нашим предназначением, великими целями и т.д.). «Рефлексивное» «Я» также может расколоться (возникнет одиночество из-за отсутствия принадлежности к определенной культуре, к определенной эпохе, к определенным принципам, связи с традиционными ценностями и нормами, на основе которых строилось «Я»). Наше «социальное», межличностное «Я» может разделиться (возникнет социальное одиночество, потеря связи с определенным социальным положением, с определенной группой людей или с определенными людьми, с которыми у нас были любовные, дружеские, супружеские, товарищеские отношения). Физическое «я» также может разделиться (возникнет физическое одиночество, потеря связи с определенными привычками, вещами, удобствами, физическими стимулами).

Список литературы

  1. А.А. Бодалев, Психология общения, Избранные психологические труды, Москва-Воронеж, 1996.
  2. М.И. Станкин, Психология общения, Курс лекций, Москва: МГСУ, 1996.
  3. Крижанская Ю., Третьяков В., Грамматика общения, 2-е издание, М., «Ссм», Академический проект, 1999.
  4. Л.К. Аверчнечко, Коммуникационный менеджмент, теория и практика для социального работника, Учебное пособие, Москва-Новосибирск, 1999.
  5. Словарь-справочник по социальной работе, под редакцией доктора исторических наук, профессора Е.И. Хлостовой, Москва: Юрист, 2000.
  6. М.В. Зюзько, 5 шагов к себе, книга для студентов, Москва: «Просвещение», 1992.
  7. Психология, словарь, 2-е издание, под ред. А.В. Петровского, М.: Издательство политической литературы, 1990.
  8. Д. Карнеги, Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, Под общей ред. доктора психологических наук Зинченко В.П., Москва: «Прогресс» — «Высшая школа», 1990.
  9. М.А.Государев, Треугольный человек, Москва: «Молодая гвардия», 1991.
  10. Ж. Годфруа, Что такое психология, в 2-х томах, том 2, под редакцией доктора психологических наук Г.Г. Аракелова, Москва: Мир, 1992.
  11. Р.С. Немов, Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, в 3-х книгах, 3-е издание, Москва: «Владос», 1999.