Для связи в whatsapp +905441085890

Огюст Конт и его философия — Огюст Конт: Позитивная социология и позитивистская методология

Социология как самостоятельная отрасль научного знания заявила о своем появлении в первой половине XIX века. Первым, кто дал название новой науке об обществе, определив ее место в системе наук, специфику предмета и методологии, был французский философ Огюст Конт.

С 1817 по 1824 год А. Комт работал личным секретарем философа и теоретика утопического социализма графа А. де Сен-Симона. В своем «Плане научных работ, необходимых для реорганизации общества» (1822) он выдвинул идею создания специальной науки об обществе, основанной на объективных наблюдениях, как это было принято в естественных науках. Первоначально А. Сен-Симон предложил назвать ее «социальной физиологией», а О. Комт предложил назвать ее «социальной физикой». Позже, помимо термина «социальная физика», он также использовал такие термины, как «социальная философия», «социальная наука» и «социальная физиология», относя их, как и все естественные науки, к позитивным наукам.

Термин «позитивный» использовался О. Комтом в нескольких смыслах:

  • реальные в отличие от химерических;
  • полезные, а не бесполезные;
  • достоверный в отличие от сомнительного;
  • точные, а не расплывчатые;
  • организующий против разрушительного.

В первых трех томах своего шеститомного magnum opus «Курс позитивной философии» (1830-1842) О. Конт использовал термин «социальная физика» в основном для обозначения «истинной науки об обществе». Однако в 1835 году появился двухтомный труд бельгийского астронома и статистика Адольфа Коэтле «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики», который свел изучение социальной жизни к эмпирическим исследованиям с использованием статистических методов. О. С другой стороны, Конт считал, что наука об обществе должна быть не описательной, а теоретической. Поэтому в четвертом томе «Курса позитивной философии», опубликованном в 1839 году, в лекции 47 он использует новый термин «социология» вместо «социальной физики».

O. Комте придумал термин «социология», соединив латинское слово «socium» — общий, коммунальный, общественный с греческим словом «logos» — слово, понятие, учение. Позже термин «социология» стал использоваться для описания науки об обществе.

Основатель социологии не только придумал название новой науки, но и определил ее место в системе позитивных наук. Предложенная им система наук была построена по принципам: восхождение от абстрактного к конкретному и от простого к сложному в содержании предмета науки. В структурном отношении система наук, предложенная О. Контом, представляла собой реорганизацию системы наук. Структурно система наук, предложенная Контом, представляла собой перевернутую усеченную пирамиду, в основании которой находилась самая абстрактная наука, математика; далее следовали астрономия, физика, химия, биология, а завершала систему позитивных наук социология.

Огюст Конт и его философия

Огюст Конт: Позитивная социология и позитивистская методология

Огюст Конт (1798-1857) обладал мрачным характером, был эгоцентричен и обвинялся в неблагодарности.

Огюст Конт (1798-1857) впервые использовал слово «социология» в 1839 году в своей 47-й лекции «Курс позитивной философии» (том IV). Прежде чем сосредоточиться на ней, он использовал другие термины, а именно: «социальная философия», «социальная наука», «социальная физиология» и «социальная физика». Ни одна из них не подходила для обозначения новой дисциплины, которой суждено стать «царицей наук» и произвести революционный переворот в обществе. Комт изложил свою философию науки в «Курсе позитивной философии» (1830-1842), а его работа «Общий взгляд на позитивизм» (1865) была специально посвящена социологии.

Историческая справка. Термин «социология» был впервые предложен французским эссеистом Эммануэлем Жозефом Сийесом1 путем соединения латинского слова socius — товарищ и суффикса -ologie — исследование, от греческого logos — знание. Позже этот термин был заново открыт Огюстом Комтом, который изменил значение слова социология и дал ему определение, которое сохраняется до сих пор.

Получив образование в области математики и естественных наук, Комт предложил построить новую науку по их подобию. Однако не все прошло для него гладко. Он справедливо полагал, что наука об обществе должна стать не умозрительным, а точным знанием, использующим методы физики, биологии и математики и отвергающим смутные догадки и предположения. Он делает свои открытия четырьмя методами: Наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический анализ. И они должны применяться объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. И это тоже правда.

С тех пор этот подход называют позитивизмом. Сам Комт понимал термин «позитивный» в пяти значениях: реальный в противоположность химерическому, полезный в противоположность неэффективному, надежный в противоположность сомнительному, точный в противоположность неопределенному и организующий в противоположность разрушительному.

Призывая к замене абсолютного относительным, ссылаясь на здравый смысл, Конт в то же время утверждал, что общество развивается по неким универсальным, раз и навсегда установленным законам. По мнению Комта, социология — единственная наука, призванная открыть универсальные законы развития и функционирования общества, которые неотделимы от законов природы. В природе существуют неизменные законы, такие как всеобщее тяготение. Но кто сказал, что они существуют в обществе? Это должно быть доказано, а не просто постулировано. Ибо закон — это сущность, движущий фактор, который ненаблюдаем или очень трудно наблюдаем.

Позитивистская социология О. Конта

Комте уделял большое внимание разработке методов социологического исследования. Он выделил четыре основных метода: Наблюдение, эксперимент, сравнение и метод исторического анализа. При этом наблюдение оценивалось как основной метод, который требует использования математических методов и измерения изменений в состоянии социальных объектов. Комте выделил проблему надежности и точности наблюдения, разработки процедур этого метода, но не решил ее из-за отсутствия опыта эмпирических социальных исследований.

Комт разделил социологию в целом на две части: социальную статику и социальную динамику. Первая направлена на изучение структуры общества, его структурных элементов, вторая — законов общественного развития.

В рамках социальной статики Комте выделял три основных социальных института: семью, государство и религию. Семья образует простейшую ячейку, которая является основой общества. Его важнейшая функция — воспитание подрастающего поколения в духе альтруизма, преодоление эгоистических наклонностей человека. Государство выступает в роли хранителя общественного порядка и балансирует интересы различных социальных групп. Религия выражает духовно-нравственное единство общества. Это основа социального порядка: когда разрушается вера, разрушаются и социальные связи. Последнее особенно очевидно в революциях с их «анархией умов».

Социальная динамика — это позитивная теория социального развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Вторичные факторы включали климат, расу, продолжительность жизни людей, рост населения и общественное разделение труда.

Комт считал, что социальные изменения носят регулярный характер. Он выделял три стадии в развитии общества: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологический этап охватывает древний мир и раннее средневековье вплоть до XIII века. Для него характерно доминирование религиозного мировоззрения и распространение военных авторитарных режимов. Метафизический этап охватывает период с XIV по XVIII века, в котором доминируют философские и метафизические взгляды. Хотя эти взгляды сыграли положительную роль в разрушении теологии, они привели к другой крайности — революции, «анархической республике» и социальной дезорганизации. Согласно Комту, высшая, позитивная стадия начинается в 19 веке и связана с утверждением научного, позитивного сознания. На этом этапе устанавливается социальная гармония, быстро развивается промышленность и наука, процветает культура, альтруизм торжествует над эгоизмом, а дух войны и милитаризм полностью исчезают. Ученые-позитивисты занимают центральное место в интеллектуальной жизни, а на смену аристократии приходит социократия, основанная на промышленниках и специалистах по управлению.

В своем учении о социальной динамике Комте охарактеризовал развитие общества как прогрессивное. Он подчеркнул, что в процессе развития цивилизации человечество постоянно совершенствуется физически, морально, духовно и политически. Комте указывал на огромную роль общественного разделения труда и, в частности, политической деятельности, которой он посвятил свою работу «Система позитивной политики».

Следует отметить, что Конт был убежденным эволюционистом и считал, что изменения в обществе должны быть постепенными, мягкими и мирными. Он также признавал необходимость частной собственности и считал, что не имеет значения, кому принадлежит капитал, если он используется на благо всего общества. Идеалом социального порядка Комте считал солидарность всех социальных классов и групп.

Идея конденсации образования в философии Огюста Конта

Одним из первых, кто понял необходимость реформирования системы образования, чтобы придать ей импульс, сделать ее динамичной и отвечающей потребностям социального и научного прогресса, был Огюст Конт.

Огюст Конт (1798-1857) был важным французским философом и основателем позитивизма. Окончив лицей в 1814 году, он поступил в Политехническую школу в Париже. С этого времени вся его жизнь была связана с этим учебным и научно-исследовательским учреждением. Там он преподавал математику. Его самым известным учеником был Дж. С. Милль, а самой важной работой — шеститомный «Курс позитивной философии». В этой работе он изложил свои идеи по реформе образования в 1842 году.

Как известно, содержанием философии О. Конга является в основном закон трех стадий исторического развития, согласно которому теологические и метафизические стадии сменяются позитивными. В связи с этим он доказывает, что мы имеем интерпретацию природных сущностей в опыте, но не в каких-либо причинах, лежащих вне или за пределами опыта (например, в каких-либо трансцендентальных или спекулятивных построениях). Во-вторых, Комт дает классификацию наук, которая является краеугольным камнем его философии. (Конечно, такая классификация встречается уже у Дидро, но на ее основе он также разрабатывает методологию отдельных наук).

Все это во многом определило и обосновало круг выдвигаемых им идей педагогической реформы. Комте считал, что необходимо придать образованию универсальный и систематический характер. В связи с этим он предложил разделить весь процесс обучения людей на два периода.

Первый период — это то, что он называет спонтанным, или стихийным образованием детей от рождения до 14 лет. В этот период все время жизни ребенка должно быть сосредоточено на воспитании культуры его сердца (чувства).

Второй период — это уже систематическое образование, как он называет этот период, который длится с 14-го по 21-й год жизни, и здесь все время и усилия должны быть направлены на воспитание культуры ума. В первый период, особенно в раннем детстве, ребенок должен получить под руководством матери зачатки гуманитарного образования, связанные с зарождением эстетических и литературных идей. В этот период, по мнению Комте, необходимо развивать моральные качества, чтобы привить альтруистические чувства и инстинкты. (О. Конт даже составил рекомендательный список всего стоящего в мировой литературе, который должен знать каждый образованный человек).

Во втором периоде, после 14 лет, литературно-эстетическое образование продолжается, но во главе здесь уже стоит систематическое прохождение курса положительных наук в строго определенном порядке, соответствующем его классификации. В течение этих 7 лет до 21 года необходимо последовательно пройти весь курс позитивных наук: Математика, механика, астрономия, физика, химия, биология и, наконец, в конце — изучение науки социологии (название которой, как известно, предложил сам Комте).

Согласно предложению Комта, студенты должны были изучать только одну конкретную науку каждый год. (На первом курсе изучалась только математика, на втором — только механика и т.д.) При этом никакие другие интересы студентов не удовлетворялись, кроме предмета, который входил в круг изучения. Естественно, прохождение такого курса, как его задумал Конт, должно сопровождаться чтением классических эссе по соответствующим областям знаний.

Как видим, в данном случае очевидно стремление Конта к философско-логической концентрации знаний. Комту хватило дальновидности, чтобы понять, что интеллектуальный процесс развития человечества состоит не только в накоплении знаний, но и в их конденсации. Он показал, насколько непродуктивна узкая специализация в науке и как важно «спасти» интеллектуальные силы человечества путем конденсации высших и фундаментальных определений науки. (В конце концов, согласно Комту, позитивный курс — это «высшие основы» научного мировоззрения, которыми должны овладеть все студенты). Правда, она полностью абстрагируется от психологических особенностей человека — разнообразия его интересов.

Основатель позитивизма О. Конт и его социологическая концепция

Предыдущий этап развития мировой философской и социологической мысли во многом теоретически и методологически подготовил новое научное направление, которое сосредоточилось на сущности взаимодействий человека и общества, то есть на социальных отношениях. Необходимость такой научной ориентации актуальна и для социологической практики. Работы Огюста Конта послужили ответом на эти социальные запросы.

Огюст Комте (1798-1857) родился в Монпелье в семье государственных служащих, окончил Политехническую школу в Париже и несколько лет служил секретарем Сен-Симона. Социальные и политические потрясения, вызванные Французской революцией, оказали огромное влияние на сознание Конта. Он начал активно выступать против метафизических взглядов эпохи Просвещения, господствовавших во Франции до революции. Главную цель преодоления метафизики он видел в развитии рационального, научного взгляда на общество. Наблюдение и эксперимент должны были служить этой цели.

О. Конт обозначил важную веху в интеллектуальном и философском развитии социальной мысли. В четвертом томе своего труда «Курс позитивной философии», написанного в 1830-1842 годах, Конт создал собственную классификацию наук, в которой социология занимает шестое, самое высокое место. Она идет после биологии, а на первом месте — математика. У О. Конта социология занимает доминирующее положение в его вертикальной классификации наук.

Его социологические взгляды на природу и структуру общества лучше всего обобщены в уже упоминавшемся шеститомном курсе позитивной философии.

Во-первых, О. Конт излагает суть так называемого «закона трех стадий» развития интеллектуального сознания человечества, исторически и логически объединяя теологию, метафизику и позитивизм, подчеркивая тем самым преемственность социального познания общества и человека.

Закон трех стадий:

I этап — теологический, т.е. вымышленный, его параметры — античность и раннее средневековье до 1300 года.

Он разделен на три периода:

  1. фетишизм — люди приписывали жизнь окружающим их предметам и считали их богами;
  2. период политеизма — оживали вымышленные существа, вмешательство которых объясняло все явления;
  3. период монотеизма — христианство.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Аристотель о душе, о человеке, о разуме
  2. Формы и уровни познания в гносеологии
  3. Период философии деятельности и период философии абсолюта в творчестве Фихте — Теория науки Фихте как основа его системы
  4. Теория «идеального государства» Платона: современный взгляд — «Государство» Платона
  5. Философская антропология в системе знаний, ее предметное поле и методы
  6. Постиндустриальное общество. Теории постиндустриализма и информационизма
  7. Принцип работы индийского схоласта
  8. А. Козлов
  9. Системно-структурный подход, его возможности и ограниченности в понимании мира
  10. Обобщение сведений о металлургии в трудах Агриколы и Бирингуччо