Для связи в whatsapp +905441085890

Ономатология (философия имени) как наука (по работам А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского)

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Антропологический материализм Л.Фейербаха: «Человек человеку – Бог»
  2. Марксизм как идея и как реальность
  3. Мистицизм философии В.С. Соловьева
  4. Проблема смысла жизни человека
  5. Осмысление добра в философии Л. Шестова
  6. «Русская идея» в эсхатологической перспективе
  7. Свобода и рабство в осмыслении современных философов (Н.А. Бердяев, Ф.А. Хайек и др.)
  8. Проблема целостного осмысления мира: абсолютный оптимизм Г.В.Лейбница и абсолютный пессимизм А.Шопенгауэра
  9. Проблема абсурдного человека (по работам А.Камю)
  10. Философия любви А.Шопегауэра и В.С.Соловьева (сравнительный анализ философских взглядов мыслителей)

Введение

В истории русской философии начала XX века Павел Александрович Флоренский (1882-1937) — одна из самых замечательных страниц. Он представляется одновременно уникальной и закономерной фигурой в развитии общественной мысли в России. П.А. Флоренский принадлежит к эпохе религиозно-философского ренессанса, расцвета религиозной мысли в России. Как религиозный мыслитель и разносторонний естествоиспытатель, он воплотил в своих трудах идеал цельного знания, к которому стремилась русская философская мысль на протяжении всего XIX века.

Утверждение прочной опоры за потоком в вечности, «онтология духовного мира» и «определение путей к будущему целостному мировоззрению» характеризуют учение П.А. Флоренского как метафизику всеединства. Убежденность в цельности и единстве, глубокой взаимосвязи и гармонии бытия роднит его с философскими устремлениями В. Соловьева, Н. Федорова, С. Булгакова, Н. Бердяева, В. Вернадского.

Биография П.А. Флоренского

П.А. Флоренский родился 9 января 1882 года. В городе Евлах Елизаветинской губернии (ныне Азербайджан). Его отец был инженером, строителем Закавказской железной дороги. По материнской линии его корни восходят к древнему армянскому роду Сапаровых. Поскольку его отец и мать принадлежали к разным религиям, они старались сделать семью особым миром, воспитать в своих детях культ происхождения семьи. Этот культ глубоко укоренен в душе будущего философа, но его дополняет культ семьи, память предков, обращение души к предыдущим поколениям. А глубокая вера в Бога, в Церковь преодолевает разделения и объединяет поколения.

Впечатления от богатой природы Кавказа и детство, проведенное в постоянных переездах семьи (из-за службы отца), во многом сыграли решающую роль в формировании личности и мировоззрения позднего философа. Его искреннее отношение к природе переросло в увлечение естественными науками.

После окончания тбилисской гимназии П. Флоренский поступает на физико-математический факультет Московского университета. В университете круг его интересов необычайно широк: философия, математика, религия, искусство, фольклор. В эти годы он принимает участие в движении символистов, знакомится с А. Белый и работает в журналах «Новый путь» и «Весы», где пытается ввести математические понятия в философию.

После окончания университета в 1904 году он поступает в Московскую духовную академию. В 1911 году он защищает магистерскую диссертацию «О духовной истине» и рукополагается в священники.

В 1914 году он опубликовал книгу Флоренского «Столп и утверждение истины». Опыт православной теодицеи», которая принесла ему признание и известность, хотя и не исчерпывает интересующих его проблем. Главная задача книги — понять и выразить тот путь, который привел автора в мир христианства и православия.

Несмотря на притеснения со стороны Церкви, о. Флоренский продолжает активную деятельность и проявляет себя как чрезвычайно разносторонняя, уникальная личность. Помимо философии, он профессионально работает в нескольких областях: Наука, лингвистика, теория искусства, математика, инженерия и т.д. Эта работа объединена одной целью. И эта работа объединена одной целью — создать глобальный синтез, единый образ бытия, что и отражено в новой работе «У водоразделов мысли». Характеристики конкретной метафизики». Однако она так и не была опубликована.

N.O. Лосский в «Истории русской философии» приводит отрывок о философе из статьи в псковской городской газете, который лучше всего характеризует о. А. Лосского. Флоренский: «Всех удивляла работоспособность этого человека: Флоренский был профессором Московской духовной академии, автором нашумевшей книги «Столп и утверждение истины», серии религиозно-философских статей, поэтом-символистом, чьи произведения появились в «Весах» и в отдельной книге, талантливым астрономом, сторонником геоцентрического мировоззрения; Замечательный математик, автор книги «Множество в геометрии» и нескольких монографий по математике, и авторитет в области физики, автор образцовой работы «Диэлектрики и их техническое применение». Общие свойства диэлектриков», историк искусства и автор нескольких монографий по искусству и особенно по резьбе по дереву; выдающийся инженер-электрик, занимавший одну из главных должностей в Комиссии по электрификации….. Он был профессором перспективной живописи (во Вхутемасе); великим музыкантом, тонким ценителем Баха, полифонической музыки Бетховена и его современников, прекрасно знавшим их произведения. Флоренский был полиглотом, свободно владел латынью, древнегреческим и большинством современных европейских языков, а также языками Кавказа, Ирана и Индии…».

Философская основа ономастики.

Издавна в сознании разных народов закрепилось, что имя влияет на судьбу его носителя, так как является своеобразным ключом к внутреннему «Я» человека, его истинной сущности. Само название стало ассоциироваться с магией и окружено ореолом запретов и условностей. Оно возникло благодаря способности человека различать и называть различные предметы: «Господь Бог образовал землю со всеми зверями полевыми и со всеми птицами небесными, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их; и как он нарек имя каждому живому существу, так и оно получило имя. И нарек человек имена всем скотам, и птицам небесным, и всем зверям полевым» (Бытие 2). Таким образом, проблема наименования напрямую связана с культурно-исторической миссией человека: познать природу явлений и предметов и дать им соответствующие имена. В этой связи отмечает, что «в контексте библейской космологии имя приобретает значение священного кода, в котором в символической форме свернута вся информация о прошлом, настоящем и будущем носящего его существа» [Балакина, 6-7].

В древности имена формулировались в соответствии с этимологическим значением лежащего в их основе корня. После принятия христианства появилась традиция наречения по святцам: вместе с именем ребенок получал «святого» покровителя, небесного заступника и помощника в своей земной деятельности. Для первобытного человека имя было обозначением существа или предмета. Она выражала и воплощала связь человека с его тотемной группой, с предком, чьей реинкарнацией он является, с личным тотемом или ангелом-хранителем, с невидимыми силами. Сегодня эта традиция трансформировалась в форму отчества и фамилии, которая также выражает охранительную связь с предками и ответственность человека перед ними, перед наследственным опытом семьи.

Культурный аспект имени связан с тем, что в любую эпоху отношение к имени собственному является отражением общечеловеческих процессов и тенденций в культуре.

Любое имя собственное — это слово, но слово, получившее совершенно особые свойства, новую окраску. Эти качества заставляют даже современных людей, свободных от всех суеверий, невольно чувствовать, что с самим человеком, его носителем, существует более тесная связь, чем это может быть на самом деле.

Имя — это материализованная идея. Его не всегда можно расшифровать буквально и прочитать семантически точно, но внутренний смысл — это безусловное, неотъемлемое качество имени. В частности, С.Н. Булгаков отмечал: «Имя есть сила, семя, энергия, оно формирует, определяет своего носителя изнутри; оно не носит имени, которым обозначается, но в известном смысле носит его как внутренняя целеустремленная причина, силой которой желудь становится дубом, а зерно — колосом пшеницы…». [5, p.17]. Именно имя задает первоначальный творческий смысл в существовании человека, который затем реализуется во всей его деятельности, поэтому имя — одна из древнейших тайн и загадок человечества.

А.Ф. Лосев в своей «Философии имени» писал: «Знать имя вещи — значит уметь мысленно приближаться к ней или удаляться от нее. Знать название вещи — значит уметь использовать эту вещь в определенном смысле. Знать имя вещи — значит уметь общаться с ней и заставлять других общаться с ней» [11, с. 185]. Другими словами, номинация — это один из способов познания окружающего нас мира. В имени «мышление достигает своего высшего напряжения и смысла», — говорит философ [11, с. 32].

В свою очередь, П. Павел Флоренский, внесший значительный вклад в развитие ономатологии, утверждал, что «имя выражает тип личности, ее онтологическую форму, которая в дальнейшем определяет ее психическую и духовную структуру»

Ономастика как наука

Ономастика или ономатология (от греч. Onomastics или onomatology — изучение имен собственных всех типов и их происхождения, отрасль лингвистики, занимающаяся именами собственными, историей их происхождения и их трансформацией в результате длительного использования в исходном языке или в связи с заимствованиями из других лингвострановедческих языков.

В более узком смысле ономастика — это изучение имен собственных различных типов.

Ономастические исследования помогают выявить миграции и более ранние поселения различных народов, языковые и культурные контакты, древний статус языков и взаимоотношения их диалектов. Изучение имен собственных имеет большое значение в связи с особенностями их передачи и сохранения. В соответствии со своей социальной функцией — служить простым идентификационным названием для конкретного объекта — имя собственное может сохранять свое основное значение даже тогда, когда его этимологическое значение полностью утрачено, то есть когда оно не может быть соотнесено ни с одним другим словом того же языка.

Это приводит к огромной стабильности имен собственных, которые сохраняются не только при революционных сдвигах в истории того или иного языка, но даже при полной смене одной языковой системы другой. Таким образом, этимологическое уточнение имен создает возможность определить тип языка, в котором впервые возникло имя.

Хотя имена собственные были объектом внимания ученых и философов с древнейших времен и как на Востоке, так и на Западе, ономастика приобрела научный статус в 30-х годах XX века. 20 в.

По инициативе А. Дозе во Франции был созван 1-й Международный конгресс ономастики (1930) (до 1985 года было проведено 15 конгрессов). В 1949 году в Бельгии был основан Международный комитет по ономастике при ЮНЕСКО, который издает журнал «Онома», в котором публикуется библиография по ономастике.

Ономастические тенденции

Ономастика традиционно делится в соответствии с категориями объектов собственных имен:
Топонимика — собственные названия географических объектов.
Антропонимика — собственные имена лиц
Этнонимика — названия народов и племен
Космонимика — названия космических зон
Астронимика — названия космических объектов или определенных космических тел
Зоонимика — собственные названия животных или их клички
Кремонимические существительные — собственные имена предметов материальной культуры
Теономия — собственные имена богов и божеств любого пантеона
Karabinimika — собственные названия кораблей, водных судов и лодок
Ergonimika — названия деловых объединений лиц. Он снова разделен на разделы.
Прагматонимика — названия товаров и других результатов практической деятельности людей.

В зависимости от языковых особенностей имен собственных ономастика делится на литературную (сфера литературного языка) и диалектную; реальную и поэтическую (то есть ономастику художественных текстов), современную и историческую, теоретическую и прикладную.

Философ Алексей Федорович Лосев

А. A. F. Лосев (23.09.1893 — 24.05.1988) родился в Новочеркасске (столице Области Всевеликого войска Донского) в скромной семье учителя математики, страстного любителя музыки, скрипача-виртуоза Ф.П. Лосева и Н.А. Лосевой, дочери настоятеля собора Архангела Михаила протоиерея Алексея Полякова. Однако его отец покинул семью, когда сыну было всего три месяца, и воспитанием мальчика занялась его мать. От своего отца унаследовал А. F. страсть к музыке и, как он сам признавался, «размах и широта идей», «вечный поиск и наслаждение свободой мысли». От матери — строгие православные и нравственные устои жизни. Мать и сын жили в собственном доме, который пришлось продать в 1911 году, когда Алексей окончил классическую школу с золотой медалью — нужны были деньги на обучение в Московском императорском университете (доходов от казачьего имения, арендованного матерью, не хватало).

Алексей Лосев окончил университет в 1915 году по двум историко-филологическим факультетам — философии и классической филологии, получил профессиональное музыкальное образование (школа итальянского скрипача Ф. Стаджи) и серьезную подготовку по психологии.

Со студенческих лет он был сотрудником Психологического института, основанного и руководимого профессором Г. И. Челпановым. Их двоих, учителя и ученика, связывало глубокое взаимопонимание. Г.И. Челпанов рекомендовал студенту Лосеву стать членом Религиозно-философского общества памяти В.С. Соловьева, где он непосредственно общался с В. Ивановым, С.Н. Булгаковым, И.А. Ильиным, С.Л. Франком, Е.Н. Трубецким, П. Ковальским, Фр. П. Флоренского. Готовясь к профессорскому званию в университете, Алексей Лосев одновременно преподавал древние языки и русскую литературу в московских гимназиях, а в трудные революционные годы перешел читать лекции в только что открывшийся Нижегородский университет, где был избран профессором (1919); в 1923 году Лосев был утвержден в звании профессора Государственным ученым советом в Москве.

Он так и не вернулся на родину, где во время революции не жил никто из его близких родственников.

В 1922 году он вступил в брак (венчался в Сергиевом Посаде у о. П. Флоренского) с Валентиной Михайловной Соколовой, математиком и астрономом, которой мы обязаны изданием его книг в 1920-е годы.

В течение всех этих лет A. F. Лосев действительный член Государственной академии художеств, профессор Государственного института музыкознания (ГИМН), где он работал в области эстетики, профессор Московской консерватории.

С 1916 года он публиковал книги («Эрос у Платона», «Два мировоззрения», «О музыкальном чувстве любви и природы»).

В 1919 году важная статья Лосева «Русская философия» была опубликована на немецком языке в сборнике «Россия» в Швейцарии. В 1918 году молодой Лосев вместе с С.Н. Булгаковым и Вяч. Иванов по согласованию с издателем М.В. Сабашниковым подготовил серию книг. Эта серия была опубликована под редакцией А. Ф. Кузнецова. Лосев назвал «Духовной Россией». В нем, помимо упомянутых выше, участвовали Е.Н. Трубецкой, С.Н. Дурылин, Г.И. Чулков, С.А. Сидоров. Однако эта публикация не увидела свет, что неудивительно для революционных лет.

Однако в эти годы началась подготовка так называемых «восьми книг», которые А. Ф. Лосева, опубликованные между 1927 и 1930 годами. Это «Античный космос и современная наука» (1927), «Философия имени» (1927), «Диалектика художественной формы» (1927), «Музыка как предмет логики» (1927), «Диалектика числа у Плотина» (1928), «Критика платонизма у Аристотеля» (1929), «Очерки по античному символизму и мифологии» (1930) и «Диалектика мифа» (1930).

Уже в конце 1920-х годов автор этих книг подвергался преследованиям и пристальному изучению со стороны прессы. На 16-м партийном съезде ВКП(б) Л. М. Каганович осудил его (особенно за «Диалектику мифа») как классового врага. В ночь на Страстную пятницу, 18 апреля 1930 года, А. Ф. Лосев был арестован и приговорен к 10 годам лагерей (его жена — к 5 годам) по обвинению в антисоветской деятельности и участии в церковно-монархической организации. Уже проведя 18 месяцев во внутренней тюрьме на Лубянке (4 месяца в одиночной камере) и побывав в лагере на строительстве Беломорско-Балтийского канала, М. Горький напал на Лосева в статье «О борьбе с природой».

Заключение

Ключевой фигурой в апологетике мифа, несомненно, является Алексей Федорович Лосев. По всем тематическим вопросам, перечисленным в настоящем обзоре, он имеет фундаментальные разработки, которые можно кратко представить. Начнем с того, что в своих работах А. Лосев последовательно придерживается принципа единства исторического и теоретического. Его историко-философские труды и теоретические трактаты дополняют друг друга и перекликаются. Термин «теоретический» включает в себя не только «логические», но и внелогические компоненты — эйдетику и поэтику, то есть сам миф как устойчивую форму продуктивного воображения.

Подобно тому, как возможна онтология мифа — его сущностное понимание и обоснование, сам миф онтологии теоретически возможен и исторически достоверен. А.Лосев, пожалуй, как никто другой, заметил, выразил и, более того, сумел интегрировать миф в философский дискурс, не утратив семантического характера последнего. Миф находится не вне онтологии, а в ней самой, необходимо достичь уровня онтологического развития только тогда, когда миф имманентно проявляется в ней и в то же время проявляет ее саму. А. Лосев кардинально онтологизирует миф, одновременно мифологизируя онтологию, и только благодаря этому совместному решению ему удается достичь невозможного: увидеть в имманентном образе, как создается бытие, вызванное из ничего именем, звучащим в дающем откровение трансцендентном Абсолюте. Миф — это высшее развитие образа, выражающего бытие.

Лосев является создателем философии мифа, которая тесно связана с его учением об Имени. Ведь «миф» по-гречески — это «максимально обобщающее слово». Автор понимает миф не как воображение и фантазию, не как перенос метафорической поэзии, аллегорию или условность пересказа сказок, а как «живо воспринимаемую и создаваемую материальную реальность и телесность». Миф — это «энергичное самоутверждение личности», «образ личности», «лицо личности», это «данная история личности в словах». В мире, где царит миф, живая личность и живое слово как выраженное сознание личности, все полно чудес, воспринимаемых как реальный факт, тогда миф есть не что иное, как «развернутое магическое имя», обладающее к тому же магической силой.

Миф как жизненная реальность характерен не только для глубокой древности. В современном мире очень часто происходит мифологизация, даже обожествление идей, выдвигаемых в политических целях, что было особенно характерно для страны, строящей светлое будущее с обществом без слов.

Например, было создано обожествление идеи материи (вне материализма нет философии), идея построения социализма в стране во враждебном окружении, идея обострения классовой борьбы и многие другие. Идея, воплощенная в слове, обретает жизнь, действует как живое существо, то есть становится мифом и начинает двигать массами и, по сути, заставляет целое общество жить (само того не зная) по законам мифотворчества. Мифологизация бытия приводит к извращению нормального восприятия личного и общественного сознания, экономики, науки, философии, искусства, всех сфер жизни.

Список литературы

  1. бибихин В. В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. № 7.
  2. Бультман Р. Новый Завет и мифология // Вопросы философии. 1992. № 11.
  3. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.
  4. Лосев А. Ф. Смелость ума. М., 1988.
  5. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1981. 10.
  6. Лосева И. Н. Миф и религия // Вопросы философии. 1992. № 7.
  7. Никифоров А.А. Философия как личный опыт // Озадаченный разум? М., 1990.
  8. Рубинштейн М. М. Понимание жизни — центральная проблема философии // Философия и мировоззрение. М., 1990.
  9. Сантаяна Дж. Прогресс в философии // Вопросы философии. 1992. №
  10. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
  11. Франк С. Л. Философия и религия // Философия и мировоззрение. М., 1990.
  12. Юшкевич П.С. О сущности философии // Философия и мировоззрение. М., 1990.
  13. Ясперс К. Философская вера // Смысл и цель истории. М., 1991.