Для связи в whatsapp +905441085890

Онтология — Предпосылки для введения понятия «бытие»

Онтология — это философская доктрина о мире, о сущности, свойствах и законах бытия. Основной функцией онтологических доктрин является создание системы основных принципов мироздания и наиболее общих концепций существования.

Термин «онтология» был впервые введен Рудольфом Гоклениусом в его Философском словаре в 1613 г., и параллельно использовался Иоганнесом Клаубергом под названием «онтософия» как эквивалент термина «метафизика» («Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», 1656 г.). Понятие «онтология» было еще более консолидировано и существенно расширено в философских трудах Кристиана фон Вульфа («Первая метафизика или онтология», 1730 г. и др. ) еще более закрепилось и существенно расширилось учение онтологии как самостоятельной части метафизики, наряду с «рациональным богословием» (доказательство существования и всемогущества Бога и бессмертия души), «космологией» (учение о пространстве и времени, о шансе и необходимости, о свободе человека), «рациональной психологией» (рассмотрение «метафизической природы» души). Распространению термина «онтология» способствовало широкое распространение учения летописца Вольфа в континентальной Европе XVIII века.

Содержание любой онтологической доктрины раскрывается взаимосвязанными категориями существования, собственности, отношения, реальности, бытия, сущности, материи, мысли, объективности и субъективности и некоторыми другими.

Причины возникновения обособленной онтологии:

1) Неразвитость теоретической естественной науки в сочетании с недостатком социологических знаний, которые подпитывали спекулятивное строительство в духе естественной философии;

2) слабость эпистемологического и логического исследования, еще не освобожденная от научной интерпретации «метафизической природы души».

Онтология - Предпосылки для введения понятия "бытие"

Предпосылки для введения понятия «бытие»

Необходимость преодоления ситуации социального кризиса в Греции, когда рухнул привычный мир и ничто не казалось стабильным.

Изначальные первоначальные свойства мира находят выражение в категории бытия, в которой задумано существование всего, что есть в мире. Быть — это совокупность всех форм и способов существования объектов, процессов, вещей, а также совокупность общих свойств, характеризующих их существование.

Все возможные формы бытия и соответствующие им способы существования определяются базовой структурой мира. В нем сначала проводится различие между материальным существованием (например, Солнечная система, галактика, мегалактика) и идеальным существованием (идея о происхождении Солнечной системы, астрофизические теории, космологические модели), которые являются наиболее общими режимами существования. Тогда следует различать объективное существование, отличительной чертой которого является существование вне и независимое от сознания субъекта, человека, и субъективное существование, т.е. такое существование, которое существует благодаря сознанию субъекта, человека].

Все виды ковриков. Быть обладает объективным существованием. Существование материала разделено на типы:

  • Естественно неорганические (звезды, планеты, горы).
  • Естественно органический (биологические виды)
  • Социальные формы бытия (социальное бытие, индивидуальное человеческое существо и т.д.)
  • Искусственно созданная среда (технические средства, инженерные сооружения, искусственные материалы).

Набор идеальных разновидностей существования разделен на 2 подмножества

  • Объективно-идеальное (законы мысли).
  • Субъективный идеал (мечта о счастье определенного человека, концепция справедливости определенной социальной группы).

В древности древнегреческие философы разрабатывали различные варианты описания бытия: материалистическое, объективно-идеалистическое и субъективно-идеалистическое. Суть материалистической концепции заключается в том, что бытие понимается как объективная реальность, способная повлиять на наши чувства. Эта реальность существует вне нашего сознания и независима от него, и ее суть заключается в его способности влиять на все, в том числе и на человеческое сознание. С точки зрения современного материализма, все, что проявляется в активном взаимодействии, обладает существом: оно меняется под влиянием другого, но в то же время меняет и это другое. Таким образом, в материалистической философии бытие рассматривается как совокупность различных форм материи, находящихся в движении.

Духовное бытие

Идеальное (духовное) бытие относится к явлениям духовной жизни человека и общества, которые существуют в сфере их сознания — чувства, настроения, мысли, идеи, теории — и формируют содержание субъективной реальности

Согласно объективно-идеалистическому пониманию, бытие задумано как объективно существующая идея (согласно Гегелю, бытие — понятие чрезвычайно простое и поэтому не имеет абсолютно никакого содержания). Это приводит к выводу: бытие равно небытию, поскольку оба не имеют свойств). Нахождение в объективном идеализме служит отправной точкой для развертывания целой системы понятий, лежащих в основе форм бытия во всей их сложности и конкретности.

В субъективной идеалистической концепции бытия ее содержание связано с чувствами и восприятиями субъекта. Быть или существовать — значит быть воспринятым. Согласно этой концепции, бытие связано только с нашими ощущениями, восприятиями. Это основано на предположении, что либо все является результатом прямого действия Бога, либо мы даже не знаем, откуда все приходит. До тех пор, пока объект воспринимается субъектом, он существует, то есть обладает существованием. Как только субъект перестает воспринимать объект, он теряет свою сущность и перестает существовать.

В онтологии, помимо категории бытия, существует также категория неблагополучия. С идеалистической точки зрения небытие можно рассматривать как отрицание материального существования (у Платона существование — это мир идей, а материальный мир, мир разумных вещей — это небытие). С позиции материализма небытие — это возможность появления или уничтожения чего-то, интервал перехода от одной формы бытия к другой. Небытие — это процесс возникновения одних форм бытия, разрушения и исчезновения других. Все, что лишено формы, но имеет некое существование, характеризуется определенным набором признаков, понимается как небытие.

Развитие онтологии

В процессе развития философии бытие рассматривалось с разных точек зрения, что позволяет проследить развитие представлений о бытии.

Формулировка проблемы бытия впервые встречается в деятельности Элеанской школы, в частности, в Пармениде (стихотворение «О природе»), который различает чувственное и «истинное» бытие. «Бытие, согласно Пармениду, есть то, что является причиной всего и ни от чего не зависит; оно не возникает и не исчезает; оно не красноречиво, оно всегда цело — или есть, или нет; поэтому оно не может быть меньше или больше, оно есть здесь и сейчас, оно не может быть завтра или вчера; оно закончено» (Бытие-существенное, несущественное).

Платон разработал специальное учение о сверхчувствительных основах бытия, основанное на разграничении «истинного» (идеального) и «неверного» (мира материальных вещей) бытия, утверждая мир сверхчувствительных сущностей — идей как первоисточника и прототипа материального бытия.

Хотя Аристотель отвергает остроту платоновского разделения двух миров и выступает за философию как доктрину бытия, которая ищет сущности в самом материальном существе, он, тем не менее, оставляет место доктрине «конечного» основания бытия, сверхчувствительной «формы форм», божественного энтелексиса. Эта теоретическая возможность позднее была широко использована в схоластической философии.

Характерно, что онтология как особое учение о сверхчувствительных принципах бытия возникает только с появлением гносеологии и только во взаимосвязи с ней.

Схоластическая онтология

В средневековом схоластике развитие проблем онтологии происходило в противоречивой форме. С одной стороны, в этой философии каждая доктрина бытия должна была принимать богословскую форму внутри или снаружи. С другой стороны, схоластическая онтология уже имела характер абстрактного мышления о «чистых» формах бытия.

Томас Аквинский отделяет сущность от существования (экзистенции), отделение которой является одной из ключевых идей католицизма;

  • подразумевает под собой, как сущность, «чистую идею» вещи или явления, совокупность атрибутов, свойств, намерений, существующих в разуме Божьем (божественный замысел);
  • Подразумевает под существованием (экзистенцией) сам факт существования вещи;
  • Утверждает, что каждая вещь, каждое явление — это сущность, возникшая по воле Божьей (т.е. «чистая мысль», получившая материальную форму в результате действия божественной воли);
  • Он доказывает, что бытие и добро обратимы, т.е. Бог, давший существование сущности, может исключить существование из этой сущности, и поэтому окружающий его мир преходящий и непостоянный;

Направленная против схоластики, философия современной эпохи освобождает доктрину бытия от ее богословской формы в начале своего развития. Вопрос онтологии во всей ее широте возникает в XVII веке, когда естествознание фактически начинает отделяться от философии, а внутри самой философии происходит дифференциация на разные ветви.

Декартова доктрина

Декарт попытался объединить доктрину бытия и доктрину знания, предложив рассматривать бытие через призму теории знания. Однако это усилие противоречило другим его идеям: его дуализму двух веществ, его противопоставлению «атрибутов мысли» атрибутам протяженности. Декарт считал, что придать человечеству «полный набор философии» означает не только рассмотреть «начало человеческих знаний», но и включить в него «самое обыденное в физике». Другими словами, Декарт видит одну из главных задач философии в том, чтобы построить некую универсальную «картину мира» в целом. Понятно, что такая попытка всегда исторически ограничивается и основывается на достигнутом состоянии знаний. Поэтому те или иные высказывания, взятые либо из конкретных наук, либо из философии, которые являются элементами такой картины, неизбежно утрачивают свою обобщенность с развитием знаний и либо остаются собственностью соответствующих специальных наук, либо вообще теряют свою научную ценность. Это, однако, не умаляет важности обращения Декарта к изучению знания для решения основных проблем доктрины бытия. Его формула cogito ergo sum, провозглашающая сомнение, отражение как исходный принцип философии, была объективно направлена против онтологии как стоящей над доктриной знания. Фактически, эта формула открыла возможность сделать саму онтологию неотъемлемой частью эпистемологии. Онтологию Декарта во многом можно рассматривать как начало поистине философского «постижения природной реальности», начало построения «образа мира» специфическими философскими средствами, т.е. в опоре на процесс познания. Только в таком контексте онтология раскрывает свою истинную функцию в развитии научного знания: функцию специально сконструированного средства, с помощью которого исследователь «видит» мир как особую фрагментированную целостность, данную ему в определенной системе философских категорий. Попытка Декарта, однако, отразила то ограничение, которое Маркс назвал «некритическим позитивизмом» — прямое возведение эмпирического содержания научного и бытового знания в ранг философских принципов, а значит, и замещение последнего.

Декартовая традиция нашла свое отражение в более поздних концепциях онтологии. Лейбниц, сохраняя задачу построения универсальной метафизики, включающей онтологию, в то же время готовит объединение онтологии, космологии и рациональной психологии, ибо все они предстают через свои перцептивные способности как частные иллюстрации монадского принципа. Это еще не отрицает необходимости независимой онтологии, но уже подрывает ее изнутри.

Задачи онтологии

Критика Канта в адрес прежней метафизики была, прежде всего, решающей критикой его онтологического утверждения. По ее мнению, успех естествознания в новую эпоху обязан признанию деятельности осознанного разума (интеллекта), который «…должен заставлять природу отвечать на ее вопросы, а не тянуть с собой, как бы на поводке…». Более того, принципы природы, по Канту, появляются только как принципы разума. С точки зрения Канта, нет и не может быть никакой онтологической доктрины, независимой от доктрины принципов разума. Мы познаем законы объективного бытия, только исследуя законы разума и, соответственно, зная последние. Онтология и гносеология в этом смысле сходятся, но пока — за полное устранение онтологической задачи и онтологического значения гносеологии и гносеологической логики.

Это ложное устранение было устранено Гегелем, который понимал логику как доктрину бытия, совпадающую с доктриной знания, как «гносеологическую онтологию» или «онтологическую гносеологию». По его мнению, мысль — это исторически разворачивающаяся деятельность, подчиняющаяся объективным законам, не зависящим от отдельных законов. Высшими принципами такой деятельности могут быть только те высшие законы бытия, которые ранее были предметом онтологии. Старая онтология, по мнению Гегеля, ошибается не в стремлении понять фундаментальные определения вещей, а в неспособности исследовать природу разума и почвы; но только такое исследование способно обеспечить понимание единства универсальных форм и универсальных форм бытия.

Критикуя идеализм Гегеля, Фейербах видит свою ошибку в том, чтобы навязывать непосредственно быть формами, открытыми в разуме, наделенными независимостью и оторванными от своего настоящего носителя, человека. Но если подумать. отделен от человека, оказывается вне всякой связи и близости с миром» (избранный Фило???). Фейербах видит выход из идеалистического тупика в антропологической «расшифровке» понятия бытия: «Быть как субъект бытия…, чувственное, ощутимое, приятное бытие….. Быть — это тайна созерцания, восприятия, любви…». Эта антропология и психологизм скрыли совершенно новую проблему реального человеческого, социального бытия. Онтологические концепции, однако, оказались неадекватной формой этой проблемы, которая лишь скрывала неразвитость теоретической социологии.

Создатель наиболее развитой онтологической системы современной буржуазной философии, N. Хартманн, который видел в принципе неполноты наук возможность и необходимость метафизики, свел метафизику к онтологии и противопоставил как религиозную, так и традиционную философскую онтологию, потому что видел истинного Дайсейна в сфере абстрактных и идеальных сущностей, отделенных от мира. Задача онтологии, по словам Хартманна, состоит в том, чтобы исследовать реальность бытия. Существование, как единственное, противостоящее человеческому существованию, немыслимо. Хартманн настаивает на тотальной вовлеченности мысли, а значит и всего познания, в бытие; онтология исходит из идеи онтологической дуальной природы принципов, которые являются одновременно принципами бытия и принципами познания. По отношению к Бытию познание является подчиненной сферой: за познавательным отношением, согласно Хартманну, возникает глубокое, далеко идущее и всеобъемлющее отношение Бытия.

Яшперс также стремится преодолеть как открыто богословские, так и ранее философские онтологии, поскольку они предполагают «расщепление» бытия на предмет и предмет. По Ясперсу, онтология может сохранить свой смысл при пересмотре самого понятия бытия; это неразрывное единство субъекта и объекта, которое проявляется только на поверхности как их разделение. Это существо Яшперс называет Умгрейфенде, подчеркивая его всеобъемлющий характер и универсальность.

Гуссерль сознательно фокусируется на изучении законченного знания как специального предмета, отказывается от генезиса знания и рассматривает феноменологию, которая описывает структуры законченного знания и способы его «присвоения», как подлинную онтологию.

По мнению Хайдеггера, который в этом отношении следует намерениям позднего гуссерлианства, «фундаментальная онтология» как объяснение «смысла бытия» заключается в расшифровке уникальности сферы Дайсейна, настоящего человека. В форме «экзистенциального анализа бытия» он изображает положение индивида в условиях отчуждения и пассивной и тревожной адаптации к априори, инопланетному, обезличенному миру. В этом отношении в Хайдеггере «тревога», «беспокойство», «отказ» и т.д. становятся онтологическими категориями. Можно видеть трансформацию прежней онтологии в социологию, особенно в социологию познания, но без сознания своего объекта и поэтому проявляющуюся в абстрактно общей форме. В сфере бытия, т.е., по Хайдеггеру, в сфере истинного бытия мы строим так называемую «чистую субъективность», несовместимую с реальной человеческой деятельностью и наделенную первой творческой, конститутивной властью.

Философия религии

Значительная часть онтологических концепций в 20 веке развивается в потоке философии религии — неотомизме и неофоластике. Представителями такой онтологии являются Жан-Марешал. Маречал, Дж. Гейзер, Дж. Маритайн, Э. Гилсон, Сертианж, Х. Мансер, И. Маусбах, М. Трабман. Их онтологизм связан с ориентацией на тенденцию, характерную для неопсивизма, исключить из философии традиционные проблемы «метафизики». Религиозная философия не способна обойтись без онтологии, потому что не может признать, что суть бытия оценивается позитивными науками и философией, основанной на них. Отсюда и попытки сохранить «философию природы» и т.д. Все разделения религиозной онтологии (быть как актуальным, возможным и потенциальным, быть как единство и различие бытия — сочность и существование — сочность) направлены на то, чтобы доказать, что в бытие Божие, высшее бытие (существо), эти моменты неразделимы. Бог как полное и совершенное Существо отличается от неполного и несовершенного Существа мира, в котором есть становление, бытие-в-другом (в отличие от несуществующего божественного, существенного Существа). Именно О. остается единственным средством для философии религии иметь хоть какое-то подобие философского анализа.
За онтологическими идеями Н. Хартмана, Гуссера, Яспера, Хайдеггера и т. д. стоит реальная проблема, которая решается только марксизмом — проблема конкретной идентичности, взаимопроникновения субъективного и объективного в социальном существе, которое формируется человеческой деятельностью и в свете которого может быть понято и естественное бытие.
Онтологические концепции современной буржуазной философии, однако, отвергают такую постановку проблемы; поэтому доктрина бытия сохраняет ограниченную форму онтологии и часто не свободна от мистических, религиозных коннотаций.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Направления в гносеологии
  2. Под углом зрения абсолюта: адвайта-веданта и другие
  3. Ансельм Кентерберийский и его доказательство бытия бога
  4. Соотношение методологии и теории познания
  5. Становление советской философии
  6. Структура научного знания
  7. Субъект-субъектные связи в структуре общества
  8. Происхождение философии — Вопрос о происхождении мира и человека
  9. Гносеология религии
  10. Формирования взаимосвязей между инженерией и экспериментальным естествознанием (XVIII – первая половина ХIХ вв.)