Для связи в whatsapp +905441085890

Операционная подсистема деятельности — Наука как инновационная деятельность

Характеристика науки как особого вида человеческой деятельности имеет главной целью адекватное понимание науки не с точки зрения особенностей ее результата (научного знания), необходимые характеристики которого были рассмотрены выше, а с точки зрения процесса его достижения, характера этого процесса, его основных факторов, механизма и методов.

В этом случае обычно говорят об особенностях науки как познавательной деятельности, хотя понятие «научная деятельность» гораздо шире понятия «научно-познавательная деятельность» и не должно сводиться к последнему. Научная деятельность включает в себя и другие виды деятельности, помимо чисто познавательной. Это осуществление инновационной деятельности, инженерное обеспечение научных исследований, создание приборной и экспериментальной базы науки, организация и управление наукой, разработка научной и научно-технической политики, создание эффективной коммуникационной сети, обмен научной информацией внутри научного сообщества и между наукой и обществом в целом.

Далее мы сосредоточим наше внимание на рассмотрении характеристик исключительно когнитивной деятельности в науке. Против этого направлена ориентированная на действие интерпретация научного знания:

  1. упрощенное толкование научного знания как полностью и однозначно определяемого только объектом познания;
  2. жесткий методологический нормативизм, согласно которому научное знание строго регулируется набором методов, не говоря уже о «едином и универсальном научном методе»;
  3. чисто имманентистское понимание процесса научного познания как якобы происходящего только в сознании субъекта;
  4. «робинзоновская» трактовка предмета научного знания как в его трансценденталистском варианте в виде идеального субъекта (Аристотель, Декарт, Лейбниц, Кант, Гуссерль), так и в его эмпирико-психологическом варианте (Дж. Локк, Д. Юм, Дж. Беркли, О. Конт, В. Вундт, представители современной эволюционной эпистемологии — Г. Фольмер и др.) Эмпирико-психологическая версия теории).
Операционная подсистема деятельности

Наука как инновационная деятельность

Инновационная деятельность — деятельность, направленная на создание различных инноваций, особенно новых потребительских ценностей (новых товаров и услуг).

Научно-инновационная деятельность — это создание новых знаний, полезных моделей, образцов новых наукоемких товаров и услуг, новых видов оборудования, технологий, материалов, приборов, компьютерных программ и т.д. Фундаментальные исследования (ФИ) — это деятельность, направленная на получение новых научных знаний о различных объектах природы, общества, их свойствах, отношениях, законах изменения.

Прикладные исследования (ПИ) — деятельность, направленная на создание полезных моделей и научно обоснованных расчетов новых наукоемких товаров и услуг.

Опытно-конструкторские разработки (ОКР) — это создание материальных прототипов (образцов) новых потребительских ценностей (новых видов товаров, приборов, технологий, материалов, научных приборов, инженерных и строительных конструкций и т.д.). Аксиология науки — отрасль философии науки, предметом которой являются ценностные основания науки, ее структура, динамика, закономерности измененияАксиология — философское учение об универсальных ценностях культуры (истина, добро, красота, благо, любовь, свобода, справедливость и т.д.).

Идеалы и нормы научного исследования — представления науки определенного исторического этапа и отдельных наук о стандартах и нормах эпистемологической деятельности (образцы научного доказательства, идеальная теория, природа научных законов, роль количественных и математических методов в представлении и описании научных данных, способы верификации научного знания и т.д.).

Этика науки — представления ученых об этических нормах, регулирующих их отношения в рамках научной деятельности и между наукой и обществом.

Прагматика науки — представления ученых о пользе и целях науки для людей и общества, сила практической направленности научных исследований, степень независимости науки и ученых от социальных влияний.

Идеология науки — представления науки о ее целях и возможностях, ценности науки, ее предназначении, правах и обязанностях ученых, отношении науки к обществу, государству, политике.

Философское понимание науки

Рассмотрение науки как специфического вида познавательной деятельности является доминирующим для философии науки и особенно — для методологии науки.

Интуитивно кажется очевидным, что наука отличается от других форм человеческой познавательной деятельности. Однако четкая характеристика особенностей науки оказывается довольно сложной задачей. Это отражается в разнообразии определений науки, а также в дискуссиях по проблеме демаркации между наукой и другими формами познания.

Научное познание, как и другие формы ментального производства, в конечном итоге необходимо для регулирования человеческой деятельности, для обеспечения воспроизводства основных систем человеческих отношений. Различные типы познания выполняют эту роль по-разному, и анализ этого различия служит первым и необходимым условием для выявления характеристик научного познания.

Как форма познания, наука возникает из практической деятельности людей и является прямым продолжением повседневного, спонтанно-эмпирического познания. В и с помощью этого познания люди поняли свойства и отношения вещей, которые необходимы им в практической жизни. Основой для этих знаний является так называемый здравый смысл. В самых простых случаях здравый смысл оказывается достаточным для обычного распознавания предметов и явлений, с которыми человек сталкивается в своей повседневной практической деятельности, для ориентации человека в окружающем мире.

Здравый смысл, однако, оказывается несостоятельным в тех случаях, когда он должен выйти за рамки повседневной жизни и практики. Ф. Энгельс (1820-1895) метко заметил в этой связи, что «здравый смысл, весьма уважаемый спутник человека в стенах его домашней жизни, переживает самые удивительные приключения, как только он отваживается выйти на широкое поле исследования».

Хотя здравый смысл сосредоточен на объективно реальном существовании окружающего человека мира, хотя он обычно отвергает существование сверхъестественных сил в окружающем его мире, такие представления основаны скорее на вере, чем на доказательном знании. Действительно, обыденное знание — это случайный набор простейших индуктивных обобщений, полученных из обыденных наблюдений и практических результатов.

В отличие от здравого смысла, наука, возникшая из практики, в процессе своего развития опережает ее в освоении новых объектов реального мира.

Науке удается достичь таких результатов, потому что она начинает строить теоретические модели реальных объектов с помощью абстрактных и идеальных моделей. Такие модели относительно правильно отражают реальные свойства и отношения изучаемых объектов. Правильность научных моделей проверяется не столько с помощью непосредственной практики, сколько с помощью специально созданного для этого экспериментального метода. Логические следствия, вытекающие из идеальной модели, проверяются непосредственно с помощью результатов экспериментов.

Наука как познавательная деятельность

Научная деятельность — это деятельность по получению научных знаний, или научно-познавательная деятельность. Эта деятельность связана с приобретением не любых знаний (например, как перейти улицу, кто президент США и т.д.), а знаний, выражающих существенные, закономерные, объективные связи и отношения природного и социального мира.

Познание является неотъемлемым аспектом любой изменяющей объект деятельности человека. Но если целью деятельности является именно приобретение знаний, то уже можно говорить об особом виде человеческой деятельности — познавательной. Познание может существовать в разных видах: бытовое, художественное, религиозное, философское, научное. Научное познание направлено на получение объективного и истинного знания.

Как и любая человеческая деятельность, познание характеризуется следующими моментами: Объект и субъект познания, цель, результат, методы и средства познания, а также социальные формы, в рамках которых оно осуществляется.

Под объектом познания понимаются предметы и явления объективного мира, весь природный и социальный мир и все аспекты его существования, направленные на познание.

В качестве объекта познания берутся и отдельные люди, и научное сообщество, и человечество в целом, во всем его историческом развитии, то есть те, кто совершает активную познавательную деятельность.

Целью научной познавательной деятельности является получение истинного знания, а ее результатом — система истинного знания.

Методы и средства познания зависят от природы, уровня и типа познания. Основными формами сенсорного познания (познания с помощью органов чувств) являются ощущения, восприятия, представления. К основным элементам рационального познания (познания с помощью разума) относятся понятия, суждения, умозаключения.

Метод — это совокупность приемов, используемых в той или иной сфере деятельности. В науке метод как система правил, алгоритмов действий всегда разрабатывается на основе определенной теории; метод — это теория в действии. Среди методов науки можно выделить философский уровень, общенаучные методы, частные методы, методы междисциплинарных исследований.

Философия как аналитическая деятельность

Философия, как особая наука, в принципе невозможна. Любые попытки построить систему корректных философских утверждений о реальности или процессе ее познания, в какой бы форме они ни были реализованы, обречены на провал.

Действительно ли это конец истории философии?

Нет, это не конец, говорят неопозитивисты. Скорее, уместно говорить о его начале. Ибо только сейчас существует реальная возможность создания подлинной научной философии. Мы являемся свидетелями подлинной революции в философии, которая, как и любое радикальное преобразование, не только разрушает старые пути, но и утверждает новые.

Да, философия как наука невозможна. Но это не означает, что философия невозможна и не нужна.

Но что он представляет собой в данном случае?

«Хотя это и не наука, — писал М. Шлик, — но это нечто настолько значительное и великое, что отныне ее, как и прежде, можно считать царицей наук; не лучше ли написать, что царица наук сама должна быть наукой». Теперь мы признаем в ней — и таким образом мы положительно отметили великую революцию современности — систему действия вместо системы знания; это та самая деятельность, посредством которой создается или открывается смысл предложений».

Новый взгляд на природу философии был разработан Б. Расселом, а затем Л. Витгенштейном. В «Логико-философском трактате», опубликованном в 1921 году, Витгенштейн сформулировал все основные положения будущей доктрины логического позитивизма.

  • «Вся философия — это «критика языка».
  • «Цель философии — логическое прояснение мысли».
  • «Философия — это не теория, а деятельность».
  • «Философская работа состоит в основном из разъяснений».
  • «Результатом философии является не какое-то количество «философских предложений», а прояснение предложений».
  • «Философия должна прояснить и строго очертить мысль, которая без нее столь же темна и туманна».

Наиболее важной особенностью интерпретации природы философии логическими позитивистами является их акцент на ее научном характере.

Философия обязательно должна быть научной. Но как это возможно, если это не может быть наукой?

Оказывается, в этом утверждении нет ничего противоречивого. Научность философии определяется тем, что она имеет в качестве объекта своей аналитической деятельности утверждения науки, и, более того, сама эта деятельность осуществляется вполне научными средствами — методами современной математической логики.

«Первая отличительная черта, — пишет он, — состоит в том, что это философствование осуществляется в тесной связи с эмпирической наукой, более того, только в ней, так что философия больше не признается как особая область знания наряду с эмпирической наукой или над ней. Второе различие указывает, в чем состоит философская работа в эмпирической науке: в прояснении ее предложений путем логического анализа; в частности, в разложении предложений на части (понятия), постепенном сведении понятий к основным понятиям и постепенном сведении предложений к основным утверждениям. Из этой задачи вытекает важность логики для философской работы; она больше не является просто философской дисциплиной среди других, но мы можем прямо сказать: логика — это метод философствования».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теория социокультурной динамики П.А. Сорокина
  2. Основные сферы жизнедеятельности общества
  3. В. Розанов и его философия
  4. Рационализм и эмпиризм в философии нового времени
  5. Социокультурные предпосылки формирования науки Нового времени — Возникновение философии Нового времени
  6. Возникновение философии как проблемы. Основные направления философии: имена и школы
  7. Проблема истины в философии и науке. Критерии истины
  8. Японский вариант «протестантизма» в философии зарубежного Востока XX века
  9. Радикальный эмпиризм У. Джеймса
  10. Понятие свободы в немецкой философии xviii-xix вв.