Для связи в whatsapp +905441085890

Ораторское искусство и культура речи руководителя — Античная и средневековая риторика, современные тенденции в ее развитии

Искусство — это высшая, возможно, даже наивысшая степень мастерства, мастерства в любой области человеческой деятельности: в литературе, музыке, живописи, танце, архитектуре, но искусство человеческого общения — это особенно сложная и очень ответственная область бытия. Слово имеет безграничную власть над человеком, над обществом. Только позже, во взрослой жизни, мы начинаем понимать, что за словом должно стоять действие, поступок… Но «в начале было слово…», а слово, речь может вдохновить, призвать к действию или убить. Вспомните убедительные слова Иисуса Христа о доброте, любви, терпимости, служении… Но вспомните речи вождей мирового пролетариата или борцов за чистоту арийской расы — сколько миллионов жизней было уничтожено и искалечено ими!

Многочисленные тесты, опросы, эксперименты доказали, что человека волнуют прежде всего два вопроса: его здоровье и вопрос о том, как понимать людей, как влиять на них, как руководить ими, их поступками? Интерес к их здоровью понятен, и именно этой слабостью человеческой души так успешно пользуются колдуны, шаманы, «народные целители» и экстрасенсы всех мастей. С другой стороны, не так-то просто понять людей, хотя все делают вид, что владеют этим искусством! Что в этом сложного? Мудро сказано, что каждый человек немного недоволен своим внешним видом, но умом он вполне доволен. А поскольку человек умен, оценивать другого человека, сплетничать о нем — популярное и увлекательное занятие для развития аналитических талантов, и этого достаточно для самоутверждения (cogito, ergo sum — я мыслю, следовательно, я существую). Но проблема, к сожалению, очень сложная, и не так просто понять человека, убедить его, повлиять на его действия.

Руководитель любого ранга, ежедневно и ежечасно общающийся с людьми, не имеет ничего, кроме слова и знания принципов и методов искусства управления. Но это великая сила, если вы мастер. Америка и весь мир были ошеломлены выводами Технологического института Карнеги: если специалист в области промышленного производства достиг больших успехов, то 15% своих достижений он обязан своим специальным знаниям, а остальные 85% — умению вести за собой людей, своему лидерскому таланту, знанию человеческой природы. Поэтому задача руководителя — создать такие условия, чтобы. команда работала с максимальной эффективностью. Казалось бы, самый простой и понятный путь — разумная система материального поощрения. Но оказывается, что реальные стимулы к работе, мотивация деятельности очень сложны, и порой их трудно определить. Важно понимать основные модели мотивации, то есть способы побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей (самомотивация) и целей организации (корпоративная мотивация).

Я не хочу сужать рамки искусства управления до его утилитарных функций — методы этого искусства одинаково применимы к любой жизненной ситуации: отношения в семье, речи на собрании или шуточные поздравления на дне рождения друга, умение вести спор (а может быть, умение его избежать?), умение убедить сотрудника и даже всю команду выкладываться на работе по полной или сказать девушке такие слова, что у нее дрогнет сердце.

«Поэтом рождаются, а оратором становятся» — эти слова Цицерона должны вдохновлять молодых менеджеров, которые с понятной завистью слушают гладкую, логичную, хорошо аргументированную речь своего старшего коллеги. Владение правилами устной речи, законами логики, умение говорить кратко и ясно абсолютно необходимо для менеджера. Даже самый опытный оратор всегда готовится к публичному выступлению, продумывает его начало («эффект первых предложений»), целевое содержание речи и ее окончание. Самые остроумные импровизированные речи и самые оригинальные идеи для выступлений обычно продумываются наедине. В основе ораторского искусства лежат принципы риторики: подбор аргументов, их распределение в ходе логических доказательств, стиль и структура построения речи. Искусство красноречия, как и работа менеджера, должно основываться на объективной и систематизированной информации; одним из критериев красноречия является информативность речи. Но только информативный аспект публичного выступления не дает желаемого эффекта; необходимо также эмоциональное содержание, объединяющее позиции говорящего и действующего лица.

Лидер, овладевший ораторским искусством, способен использовать не только активную (моторную) речь, которая в узкопрофессиональном понимании этого вида деятельности является основой работы оратора, но и пассивную (сенсорную) речь, то есть он способен воспринимать и оценивать аргументы оппонента. Оратор, оратор тоже чувствует реакцию аудитории, но его речь обычно представляет собой монолог, единое целое, редко прерываемое репликами. Ведущий обычно ведет диалог, то есть работает в интерактивном режиме, в постоянном общении с аудиторией. Речевой процесс в диалоге в психологическом плане представляет собой единое целое: когда человек говорит, он одновременно слышит, понимает и реагирует на высказывания и мимику собеседника.

Рекомендации Марка Туллия Цицерона, великого мастера античного слова, не устарели. Основываясь на его советах, вы можете построить следующий алгоритм выступления: Определите цель и список аргументов, ведущих к цели; продумайте способ представления своих аргументов (самые сильные в начале и конце выступления, более слабые в середине); с самого начала выступления привлеките аудиторию; кратко сформулируйте спорную проблему; подкрепите свою позицию четкими аргументами и опровергните мнение оппонента; эффектно завершите выступление, доказав абсурдность или слабость позиции оппонента.

Особое место в речевом общении занимает словотерапия, то есть способность снимать психологические барьеры, преодолевать ригидность, снижать агрессию, расслаблять собеседника. Суть этого метода основана на принципах гипноза, который был разработан английским хирургом Дж. Бредом и португальским аббатом Фариа (его трагическая судьба служит основой для одного из персонажей в фильме A. Роман Дюма «Граф Монте-Карло») были научно исследованы. Роман Дюма «Граф Монтекристо»). Метод был эффективно использован американским психиатром Милтоном Эриксоном и назван в его честь. Те, кто владеет терапией словом, имеют важное преимущество в установлении необходимого раппорта и влиянии на собеседника. Важным показателем красноречия является словарный запас, хранящийся в памяти человека — тезаурус личности. Тезаурус переводится с древнегреческого как «сокровищница», и это надежное хранилище памяти удивительным образом организовано с толком: Информационные файлы памяти мобилизуются по ассоциации, что облегчает и ускоряет поиск нужного слова.

Ораторское искусство и культура речи руководителя - Античная и средневековая риторика, современные тенденции в ее развитии

Античная и средневековая риторика, современные тенденции в ее развитии

Древняя Греция по праву считается родиной ораторского искусства. Древние греки называли риторику «царицей искусств», настолько сильным было ее влияние на решение государственных дел, на формирование общественного мнения. В III веке до н.э. в Греции и чуть позже в Риме начали формироваться риторские школы, где молодежь, готовясь к государственной службе и деятельности, изучала риторику, логику, юриспруденцию, философию, историю и литературу. Древние риторы не только владели искусством убеждения, но и умели доставить удовольствие своим слушателям оригинальными мыслями, призвать их к добру, справедливости, исполнению гражданского, патриотического долга.

Античная риторика была не только школой красноречия, высокого искусства слова, но и сложной системой, состоящей из основ философии, лингвистики, логики и поэтики. Этого совершенства в красноречии достигали софисты, профессиональные ораторы и преподаватели философии и риторики. Софисты блестяще овладели искусством логического доказательства, искусством аргументации, занимались философскими проблемами познания и стремились сблизить философию с риторикой. Вскоре, однако, софистика, в ущерб поиску истины, стала злоупотреблять словесной виртуозностью и сознательно нарушать законы логики. Софисты ловко использовали гибкость основных терминов, меняя один на другой, и начали развивать «искусство» введения в заблуждение, выдавая черное за белое.

Античная культура — одна из самых ярких, феноменальных и удивительных страниц мировой цивилизации. Сотни лет люди восхищались шедеврами античной архитектуры, в залах Лувра, Британского музея, Эрмитажа мы часами молча любуемся божественными произведениями скульптуры и живописи, и по сей день театр Эсхила, Софокла, Еврипида трогает наши сердца. Древнее ораторское искусство украшают бессмертные имена Демосфена, Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля, Цицерона, Тацита — какое уникальное созвездие блестящих умов!

Вступив в новую эпоху, человечество стало постепенно забывать традиции древней риторики, но в пятом и шестом веках появилась новая духовная и социальная сила — христианство, а спустя столетие распространилась еще одна мировая религия, ислам. Христианские и исламские проповедники придали новый импульс искусству красноречия и наполнили его новым содержанием. Монастыри, богословские семинарии и медресе (мусульманские высшие и средние школы) долгое время были практически единственными культурными центрами в Европе и Азии, хранителями древних рукописей, образовательными и воспитательными учреждениями. Религиозная и моральная риторика способствовала укреплению и соблюдению моральных норм и проповедовала с кафедр необходимость придерживаться основных догм церкви. Из проповеди церкви вышло много богословов, в том числе Иоанн Златоуст (ум. 407), лучший византийский оратор, и Фома Аквинский (1225-1274), доминиканский монах, канонизированный многими святыми, вошедший в историю западноевропейской философской мысли как оригинальный толкователь аристотелевской доктрины и проповедовавший гармонию разума и веры. В 1879 году философско-теологическая система Фомы Аквинского была официально провозглашена как единственно верная философия католицизма.

Мастера риторики в странах мусульманского Востока пользовались большим уважением. Восточное красноречие, которое должно было «смягчать сердца советами», в ходе своей тысячелетней истории становилось все более профессиональным и доминировало в сфере юридических, религиозных и государственных отношений. Настоящий оратор должен уметь держать себя в руках в словесных спорах по любому поводу — таков один из законов восточного красноречия. Таким оратором был, например, судья Кози Ушани из Ферганы (15-16 вв.), автор трактата «Ключ к словам», большой знаток человеческой психологии, умевший убедить свою аудиторию в любой ситуации и по любому спорному вопросу. Великие мыслители, такие как Ибн Сина Шерозий, великий поэт и ученый XV века, Алишер Навои, который в своих меджлисах исследовал и разрабатывал не только теологические, но и философские и нравственные проблемы, также были прекрасными ораторами.

Ренессанс подарил миру бессмертную драму Шекспира и Лопе де Вега, романы Рабле и Сервантеса, сатиру Эразма Роттердамского, поэзию Петрарки и Данте. Эти шедевры прозы и поэзии способствовали повышению культуры языка, развивали эстетический вкус и стимулировали развитие ораторского стиля.

Французская революция породила великих политических деятелей и выдающихся ораторов, глашатаев свободы, равенства и братства. Жан-Поль Марат — «друг народа» и юрист Максимилиан Робеспьер были прекрасными ораторами, признанными трибунами народа и весьма успешно призывали народ к беспощадному террору против врагов революции.

Ораторское искусство в России имеет блестящих представителей судебного красноречия: С.А. Адреевский, Н.П. Карабчевский, A.F. Кони, Ф.Н. Плевако, А.И. Урусов. На речь судебного оратора возлагается особая ответственность, ведь его слова зачастую решают судьбу человека; его задача — убедительно и достоверно доказать вину или невиновность подозреваемого.

Чему научили нас древние мыслители? Какие полезные рекомендации дали нам мастера риторики нового и новейшего времени? Какими качествами должно обладать слово оратора, воспитателя, учителя и лидера? Прежде всего, как мы уже говорили, речь должна быть информативной, просветительской и, попросту говоря, умной. Что может быть более оскорбительным для слуха, терпения и разума, чем гладкая, ловкая, сладкоречивая речь самовлюбленного глупца? О глупцах и их неуемной страсти к произнесению длинных речей с большой иронией говорил еще великий Эразм Роттердамский в «Похвале глупости». Кроме того, любая информация может быть полезной только в том случае, если она объективна и правдива. Нам, выросшим в советское время, понятна эта претензия к устному или печатному слову: на протяжении многих лет нам постоянно лгали, кормили искаженными фактами и ложной, однобокой их интерпретацией.

Точность голосового вывода

Ясность и точность языка играют решающую роль. Не так просто найти слова, которые адекватно, точно отражают мысль. У писателя, поэта есть время на эти «муки слова», у оратора — нет. Аморфное, ленивое мышление, банальная лексика, низкая общая культура засоряют язык лишними, двусмысленными словами и выражениями. Внимательно послушайте, как наши политические лидеры и лидеры культуры отвечают на вопрос телерепортера: «Видите ли…». Без обязательных «вы видите» или «вы знаете» большинство деятелей культуры или искусства, претендующих на интеллигентность, не могут вступить в разговор. Квинтилиан, древнеримский учитель красноречия, дал хороший совет современным «мастерам слова»: «Говори так, чтобы тебя не могли понять».

Речь должна быть короткой, ведь важно не только привлечь внимание аудитории, но и удержать его. Если речь интересна, она не покажется длинной, а значит, краткость — это умение убрать все лишнее, второстепенное. Как тут не вспомнить часовые речи об «историческом залпе «Авроры»» или «Великие фестивали речей» в Гаване! Говорить и писать кратко — великое искусство; французский ученый и философ Блез Паскаль отметил этот парадокс в своем «Письме провинциалу»: «Я написал длинное письмо, потому что у меня не было времени написать короткое.

Эмоциональная речь способна тронуть души и создать нужное настроение. Искусный оратор использует широкий спектр эмоциональных голосовых оттенков — от тонкости и мягкости до страстной пламенности. В «Правилах высшего красноречия» (1844) государственный деятель и выдающийся оратор М.М. Сперанский сказал: «Под страстным словом я понимаю те места, где сердце оратора говорит с сердцем слушателей, где фантазия воспламеняется фантазией, где восторг рождается восторгом….». Говорящий должен сам быть пропитан страстью, чтобы зародить ее в слушателе». Важно не только вдумываться в смысл каждого произнесенного предложения, но и чувствовать его, иногда переживать. В устной речи мысли и слова рождаются и звучат почти одновременно. Но преувеличенный пафос, переходящий в крик, который, согласно отзывам и кадрам фильма, характерен для «демонического лидера», свидетельствует о плохом вкусе и амбициях. Такой оратор, по словам Цицерона, показался бы своей аудитории «демоном среди здравомыслящих и вакханкой, безнадежной среди трезвых».

Да, красноречие — это высокое искусство, требующее таланта и много работы. Но не правы те, кто отвергает попытки овладеть искусством речи, не пытается работать над своим словом: «У меня нет способностей, и внешности нет, и дикция плохая…». Но вот известный эпизод из истории судебного красноречия в России, одна из его славных страниц. Священник, обвиненный в краже, был пойман на месте преступления и признал свою вину. В суде его защищал сын скромного таможенного чиновника и неграмотный казак киргизского происхождения. Современники вспоминали, что «его скуластое, угловатое лицо калмыцкого типа, с широко поставленными глазами, с непокорными прядями длинных темных волос, можно было бы назвать уродливым, если бы оно не было озарено внутренней красотой…». Его движения иногда были неловкими, адвокатский костюм плохо сидел, а шепот мог испортить впечатление от его речи». Адвокат медленно поднялся, бледный и взволнованный, и произнес всего несколько фраз, закончив свою речь так: «Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам грехи на исповеди. Теперь он ждет, когда вы скажете ему, отпустите ли вы ему грехи». Присяжные оправдали подсудимого, а защищал его великий адвокат Ф.Н. Плевако, о котором в 1908 году журнал «Закон» сказал, что если Пушкин — гений в поэзии, то Плевако — гений в публичной речи. Каждый должен верить в себя, работать над собой и знать, что и как говорить.

Проблемы и формы делового общения

Обмен информацией между людьми, установление коммуникационных связей — сложный и ответственный процесс. Это не только способ общения или форма коммуникации (транспортное сообщение, радио, телевидение, почта, телеграф, Интернет), но и общение — специфическая форма взаимодействия между людьми в процессе их трудовой и социальной деятельности. Общение определяется как процесс передачи и получения информации, эмоционального или интеллектуального содержания. Оптимизация форм социальной коммуникации направлена на достижение взаимопонимания между людьми, выявление общих интересов, обеспечение более полного обмена информацией. Человеческое общение определяет моральный климат коллектива, его психологическую устойчивость, динамику его сплоченности или разобщенности, взаимодействие между Я и Ты. Жизнь в большом городе способствует интенсивности контактов, но также и сокращению традиционных сфер общения. Только 9% контактов завязываются по соседству, по сравнению с более чем 38% для работы и учебы.

К вам подходит мужчина и говорит: «Здравствуйте». Вот и все. Достаточно. Ваш всепоглощающий внутренний компьютер, с его удивительной скоростью, педантичностью и безжалостностью по сотням параметров, сразу же оценил этого человека и подготовил вас к сложному и ответственному акту общения. Не только Шерлок Холмс, но и любой профессионал, специалист в тонком искусстве управления может рассказать много интересного о человеке, которого он только что видел, — о его культуре, профессии, образовании, привычках, достоинствах, слабостях и пороках. Конечно, эти оценки, являющиеся основополагающими для установления контакта с партнером, впоследствии уточняются, иногда весьма существенно, но общая стратегия общения уже выработана, и очень важно не ошибиться в оценках, чтобы обеспечить максимально полное интеллектуальное и эмоциональное взаимопонимание.

Логические методы, с помощью которых человек формирует свои выводы, можно разделить на индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному, к конкретному выводу). Используя один из этих методов, можно оценить изучаемое явление и принять необходимое решение с разной степенью точности и вероятности. Методы индукции позволяют обобщать информацию, сравнивать отдельные факты, отбрасывать нетипичные и определять сходство, общую тенденцию развития изучаемого процесса. Математическим аппаратом индукции являются многочисленные методы математической статистики (метод наименьших квадратов, корреляции и т.д.) и теория вероятностей — наука о массе случайных событий. Для исследователя важны не отдельные, а наиболее общие свойства, соответствующие друг другу. Аппарат современного математического моделирования опирается на методы индукции. Опрос общественного мнения является типичным примером использования индуктивных методов для определения общей тенденции изучаемого явления. Дедукция, метод нахождения решения от общего к частному, — это более простой и короткий способ сделать вывод. Логическая система дедукции, основанная на понятии силлогизма, была сформулирована Аристотелем и состоит из трех суждений: двух посылок и одного заключения. Строгость и последовательность силлогизма используются в методах математической логики. Метод дедукции можно проиллюстрировать на примере: «Государственная Дума России состоит из честных избирателей из народа. Иванов — нечестный человек. Следовательно, он не будет избран депутатом Государственной Думы». Что ж, давайте верить в непогрешимость этого силлогизма….

Пожалуй, нет ничего более сложного, чем искусство диалога. Оценка человека в обществе и объективная самооценка (что особенно трудно!) чаще всего зависит от того, где, как и что было сказано, хотя значение поступка, действия, поступка неизмеримо важнее. Помимо обмена информацией и эмоциями, диалог способствует социальной и психологической адаптации, формирует отношение к себе и обществу. В процессе общения человек развивает умение слушать, доказывать, разрешать конфликты и создавать доверительную и содержательную атмосферу во время беседы. Владение всеми возможностями и особенностями диалогической, коммуникативной техники является важным признаком профессионализма. Специалист в области науки и искусства управления должен:

  • уметь формулировать цели и задачи диалога;
  • Освоить все формы делового общения: беседа, спор, полемика, дискуссия, дебаты, спор, деловая встреча, круглый стол, командная игра, переговоры, торг;
  • обладать способностью доказывать и обосновывать, четко аргументировать и ненавязчиво убеждать, критиковать и опровергать, договариваться, идти на компромисс, корректировать поведение и оценки оппонента;
  • Знать и уметь применять языковой и офисный этикет.

Искусство управления сосредоточено на лингвистической (вербальной) коммуникации и умении организовать ее в различных формах, каждая из которых имеет свои особые приемы и процедуры.

Обсуждение

Пожалуй, разговор — одна из самых распространенных форм общения между людьми, и каждый случай имеет свою специфику, определенную методику и правила проведения. Разговор может происходить между партнерами, находящимися на одном социальном и интеллектуальном уровне, между начальником и подчиненным, мужчиной и женщиной, учителем и учеником, взрослым и ребенком. И каждый раз, в каждом отдельном случае, есть свой стиль, сценарий и драматургия, проверенные опытом человечества. Даже самый «пустой, обыденный» разговор должен иметь четкую цель — это общее правило для всех форм общения. Конечно, целью случайной, незапланированной беседы может быть просто приятный, необременительный диалог, в котором каждый из собеседников старается быть вежливым, учтивым собеседником, а предмет их случайного разговора должен быть интересен каждому из них. Особенно важно соблюдать это деликатное правило в разговоре с женщиной. Профессионализм, хорошее образование, высокий уровень интеллекта, знание правил этикета позволяют избежать вульгарности, стереотипов в выборе тем и манере разговора. Тягостное впечатление оставляет домашняя «ящерица», которая начинает разговор с меткого замечания: «Хорошая погода сегодня, не правда ли?».

Разговор между старшим и младшим требует особого искусства и такта, и мало кто из мэтров может удержаться от соблазна говорить снисходительным менторским тоном, читать лекции и наставлять, переходить на одностороннее «ты», повышать голос и, наслаждаясь беззащитностью другого, упражняться в остроумии и сарказме. Командный тон уместен только в экстремальных ситуациях; просьба или указание более эффективны, чем команда. Успех деловой беседы во многом зависит от знания психических и интеллектуальных особенностей собеседника, его проблем и желаний. Обычно собеседник эмоционально реагирует на слово — мимика, жесты, интонация, выражение лица позволяют определить его реакцию на сказанное и внести необходимые коррективы. Никогда не следует быть абсолютно уверенным в силе своих аргументов или, что еще опаснее, недооценивать интеллект и профессионализм оппонента. Навязчивость, излишний пафос, паннибализм, скрытые угрозы, шантаж обычно производят обратный эффект и вызывают явную или неявную ответную реакцию.

Деловой разговор. Чаще всего разговор между деловыми партнерами возникает как бы случайно, в ответ на какую-то ситуацию, иногда на спровоцированный инцидент. Цель деловой беседы — достичь соглашения на основе обмена информацией, установить позиции или получить дополнительную информацию о фактах. Но этому разговору всегда предшествует длительный период размышлений, изучения ситуации, позиции оппонента, и желание обсудить с ним проблему не возникает спонтанно. Специалист, ведущий деловые переговоры, всегда старается подготовить собеседника к общению, учитывая важность создания атмосферы доверия, симпатии (то, что психологи называют аттракцией), и начинает разговор с общих положений, которые не могут вызвать у собеседника негативной реакции. Важно повторить, что любое деловое общение должно иметь четкую цель, еще лучше, если эта цель сформулирована так, чтобы она была понятна обеим сторонам. Адекватность решения во многом зависит от объективного представления сильных и слабых сторон своей позиции, а также от мнений других участников беседы. Зная или выяснив расхождения в понимании цели (или путей, ведущих к ней) и подчеркнув уважительное отношение к праву оппонента на собственное мнение, рассматриваются различные способы достижения паритетного согласия. Если в разговоре, совещании участвуют несколько человек, полезнее сначала выслушать мнение того, кто занимает более низкое служебное положение, то есть предоставить слово в порядке, обратном служебному положению участников совещания.

Непоправимый ущерб деловому общению наносится, когда решение обсуждаемой проблемы зависит не от объективных критериев, а от симпатий или антипатий, от межличностных отношений с позиции личной выгоды и амбиций, когда на самом деле обсуждается не проблема, а ее носитель. Деловой разговор будет конструктивным только в том случае, если предметом беседы будет рассматриваемый прецедент, а не отношение к партнеру. Даже римское право, рассматривая аспекты объективности при решении проблем, спрашивало, кто является бенефициаром. Если решение все же принято, то оно носит характер соглашения, союза, а не делового общения. Диалог будет плодотворным, если есть обратная связь с другим человеком, его реакции будут находиться под постоянным доброжелательным и тактичным контролем. Дух обмена своими, наблюдениями, избегая категоричных оценок, выводов и окончательных заключений. Особый такт следует проявлять при даче советов, планировании совместных действий. Однако прагматичные мыслители считают, что разговор эффективен, когда он является средством получения информации, а не ее передачи.

Другая опасность угрожает участникам деловой беседы, когда один из них непоколебимо убежден в своей абсолютной правоте. Найти компромисс в такой ситуации крайне сложно, а ведение разговора оставляет неприятное впечатление. Очень неприятное впечатление производит низкая культура делового языка, который полон слов-паразитов: «так сказать», «значит», «просто так» (есть даже термин, придуманный шутниками для женщин, которым нравится «просто так» — «эти самки»). Иногда собеседник настолько увлекается своей речью, что не замечает полисемии своих суждений и может оказаться в неловкой ситуации. Вот шедевр ораторского искусства: «Другой наш фермер широко использует одиночный опорос. Он уже спарил 145 уникальных свиноматок, в результате чего родилось около 1200 поросят. В следующем году он надеется охватить еще больше».

Аргумент. «Истина рождается в раздорах» — правда ли это? Трудно вспомнить случай, когда полемика в ходе избирательной кампании, споры между футбольными фанатами, религиозными фанатиками или, наконец, семейные разногласия приводили именно к такой истине. Ведь полемика — это не поиск решения спорной проблемы, а утверждение и отстаивание собственного мнения, которое, несомненно, является единственно верным. Методы аргументации, установление каких-либо правил и процедур считаются спорящими абсолютно излишними, а логика спора приводит к конфликту, к бесчестной войне мнений, ведь известно, что человек верит в то, во что хочет верить.

Каждый новый аргумент в споре направлен на отрицание аргумента оппонента, иногда в пылу спора забывается сам спорный тезис, появляются новые и новые непримиримые позиции и нюансы. Спор характеризуется всеми видами опровержения, отрицания тезисов оппонента, конфликтами и противопоставлением мнений, но не поиском компромисса. И если один из спорщиков, лучше подготовленный или более громкий, в конце концов овладевает полем битвы спора, то уступающий, исчерпав все свои аргументы и задыхаясь в пылу борьбы, в конце концов остается при своем мнении, но приобретает упрямую неприязнь к своему противнику.

И все же, несмотря на неумолимый характер ссоры и важность отстаиваемого принципа, культурный, воспитанный и опытный человек должен стараться не выходить за рамки допустимого тона, не обижать партнера и не наживать в его лице врага. Благородный человек не будет безжалостно унижать и загонять в угол своего больного или травмированного противника, щадя его тщеславие. Кстати, такая тонкость часто приводит к сложному внутреннему конфликту: желанию эффектно победить, борьбе с резкими и сильными аргументами со страхом нанести непоправимый ущерб репутации оппонента и своим отношениям с ним. Но отказ от явной и быстрой победы в споре, жесткое отстаивание собственной, безусловно, победной позиции дает неизмеримо больше — сохранение чувства собственного достоинства.

Что касается этики аргументации, уместно вспомнить рекомендации Аристотеля («Топика»), который утверждал, что спорить следует только с теми, кто выслушивает аргументы оппонента, опираться на аргументы, а не на максимы, и избегать ссор, если оппонент настолько глуп, что вместо аргументов приходится выслушивать такую оскорбительную чушь, что в итоге становится стыдно за свое участие в препирательстве.

Позже, исследуя методы искусства управления, мы вернемся к проблеме спора и рассмотрим конкретные методы ведения споров (метод Сократа, метод трех раундов и т.д.) и поразмышляем о том, когда имеет смысл избегать спора, а когда, к сожалению, это сделать невозможно. А когда необходимо вести спор, со времен античной риторики сложились некоторые практические советы: активная позиция (желательно в корректной, лояльной форме), в которой оппонент должен оправдываться, давать пояснения и отвечать на вопросы; каждая фаза спора должна (как в шахматной партии) давать тактические преимущества, укреплять и завоевывать инициативу — резкая атака на слабый тезис или доведение этого тезиса до абсурда и т.д.; сделать заявление не активному участнику спора, а неформальному лидеру противоположной стороны, что может привести к микроконфликту в противоборствующем лагере; повышение тона спора до определенного предела, смещение акцента в оценке позиции оппонента, маневрирование, уход от слабой позиции ради другого, хорошо аргументированного элемента проблемы, и, наконец, в случае равных позиций, умение самому сделать первый шаг к соглашению (в шахматной терминологии — предложить ничью) и достойно выйти из спора.

Трудно сохранить объективность в споре, понять точку зрения оппонента. Причиной этого часто является вера в непогрешимость собственной позиции, в неоспоримое благородство собственных целей и намерений. Эта иллюзия подразумевает сомнительность моральных принципов оппонента, его эгоизм и нечистоплотность. А уверенность в собственном благородстве позволяет вести этот рыцарский турнир с чистой совестью и открытым сердцем, пока противник не будет полностью посрамлен. Тем более что недостатки, промахи оппонента настолько очевидны («соломинка в глазу другого»), что некоторая некорректность собственного поведения вполне оправдана.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Стратегия управления человеческими ресурсами организации
  2. Формирование инновационной стратегии организации
  3. Функции операционного менеджмента
  4. Визуальный менеджмент в бережливом производстве
  5. Источники мотивации
  6. Фредерик Уинслоу Тейлор, американский инженер и основоположник научной организации труда и менеджмента
  7. Управление командообразованием в инновационном проектировании
  8. Принятие управленческих решений на основе контроллинга в процессе консалтинга предприятия
  9. Проблемы подбора и отбора персонала в организации
  10. Международное корпоративное управление