Для связи в whatsapp +905441085890

Организация процесса воспитания в системе А.С.Макаренко

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Нравственно – эстетическое развитие воспитанниц женских учебно- воспитательных заведений закрытого типа в России до начала 20 века
  2. М.В.Ломоносов и его вклад в развитие просвещения России
  3. Педагогические взгляды и просветительская деятельность декабристов
  4. Идея народности – основа педагогической системы К.Д.Ушинский
  5. А.С.Макаренко воспитании детей в семье
  6. Гуманистическая основа педагогической концепции В.А.Сухомлинского
  7. Становление и развитие негосударственного высшего образования в России 19- начала 20 вв.
  8. Экспериментальная педагогика Марии Монтессори
  9. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
  10. Педагог и его роль в развитии и воспитании ребенка как историко-педагогическая проблема

Введение

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания молодого поколения на основе марксистско-ленинского учения, его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, который, по словам А.М. Горького, мировой величиной, повсеместно за 16 лет деятельности в качестве начальника Горьковской колонии и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны, написал многочисленные произведения Макаренко, в частности, «Педагогическую поэму» и «Флаги башен», переведенные на многие языки. Макаренко большое количество последователей из числа прогрессивных педагогов по всему миру.

Жизнь и творчество Макаренко

А. С. Макаренко родился 13 марта 1888 года в Белополье Харьковской губернии в семье железнодорожного рабочего. В 1905 году он с отличием окончил среднюю начальную школу с годичным педагогическим образованием. Бурные события периода первой русской революции 1905 года сильно увлекли способного и деятельного юношу, который рано осознал свое призвание учителя и страстно воспринял гуманные идеи русской классической литературы. Большое влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М. Горький, который в то время владел умами передовых людей России. В эти годы Макаренко познакомился с марксистской литературой, к восприятию которой его подготовила вся окружавшая его жизнь.

После окончания школы Макаренко работал учителем русского языка, рисования и живописи в двухклассном железнодорожном училище в селе Крюково Полтавской губернии. В своей работе он старался реализовать прогрессивные педагогические идеи: установил тесные отношения с родителями учеников, пропагандировал идею гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести в школе трудовую деятельность. Конечно, его прихоть и старания встретили неодобрение со стороны консервативного школьного начальства, которое добивалось перевода Макаренко из Крюкова в школу захолустной станции Долинская Южной железной дороги. С 1914 по 1917 г. Макаренко учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью. Затем он возглавил высшее начальное училище в Крюкове, где прошли его детство и юность, и где сегодня открыт музей его имени.

А. Макаренко с энтузиазмом приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Во время гражданской войны и иностранной интервенции в южных городах Украины скопилось огромное количество беспризорной молодежи, советские власти начали создавать для них специальные учреждения, и Макаренко был вовлечен в эту сложную работу. В 1920 году его попросили организовать колонию для малолетних преступников.

За восемь лет напряженного педагогического труда и смелого новаторского поиска методов коммунистического воспитания Макаренко одержал полную победу, создал замечательное учебное заведение, прославил советскую педагогику, утвердил действенный и гуманный характер марксистско-ленинского учения о воспитании.

В 1928 году М.Горький посетил колонию, которая была названа в его честь в 1926 году. Он писал об этом: «Кто мог так неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, которых так жестоко и издевательски била жизнь? Организатором и руководителем колонии является Макаренко. Это, несомненно, талантливый педагог. Колонисты очень любят его и говорят о нем таким гордым тоном, как будто сами его создали.

Героическая история основания и процветания колонии хорошо описана Александром. С. Макаренко в «Педагогической поэме». Он начал писать ее в 1925 году. Вся работа была опубликована по частям в 1933-1935 годах.

В 1928-1935 годах Макаренко руководил организованной работой «Педагогическая поэма» и публиковал ее по частям. Макаренко возглавил коммуну имени Ф.Э. Дзержинского, организованную чекистами в Харькове. Работая там, он смог убедиться в жизнеспособности и эффективности сформулированных им принципов и методов коммунистического воспитания. Жизнь в коммуне отражена Макаренко в его книге. С. Макаренко в своей работе «Флаги на башнях».

В 1935 году Макаренко был переведен в Киев для руководства воспитательной частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1936 году он переехал в Москву, где занялся теоретической педагогической деятельностью. Он часто выступал среди педагогов и перед широкой аудиторией читателей его работ.

В 1937 году он опубликовал крупное художественно-педагогическое произведение Макаренко «Книга для родителей». Его ранняя смерть прервала работу автора, который намеревался написать 4 тома этой книги. В 30-е годы в газетах «Известия», «Правда», «Литературная газета» появилось большое количество статей Макаренко литературного, публицистического и педагогического характера. Эти статьи вызвали большой интерес у его читателей. Макаренко часто выступал с лекциями и презентациями на педагогические темы и давал много советов учителям и родителям. Он выступил по радио. Серия его лекций для родителей неоднократно публиковалась под названием «Лекции о воспитании детей». Макаренко умер 1 апреля 1939 года.

Основные принципы педагогической теории и практики Макаренко

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — непременное условие успешной педагогической деятельности. Что касается советского общества, то образование, подчеркивал он, должно быть активным участником социалистического строительства, человеком, преданным идеям коммунизма. Макаренко доказал, что достижение этой цели вполне возможно. «… Воспитание нового человека — счастливая и выполнимая задача для педагогики», — сказал он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Уважение к личности ребенка, доброжелательное отношение к его потенциальной способности распознавать добро, становиться лучше, проявлять активное отношение к окружающему миру всегда было основой новаторской педагогической деятельности Макаренко. Своим студентам он адресовал горьковский призыв «как можно больше уважения к личности и как можно больше требований к ней». Чтобы быть обычным в 20-е годы призывом к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свое: любовь и уважение к детям должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна «требовательная любовь», сказал он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и во всей воспитательной системе Макаренко, является одним из его основополагающих принципов. Макаренко глубоко верил в творческую силу человека, его способности. Он старался «проецировать лучшее в человеке».

Сторонники «свободного образования» выступали против любого наказания детей на том основании, что «наказание воспитывает раба». Макаренко справедливо выступал против этого, говоря, что «безнаказанность манит тирана», и считал, что разумно выбранное, умело и редко применяемое наказание, кроме, конечно, телесных, вполне допустимо.

А. С. Макаренко решительно боролся против педологии. Он был одним из первых, кто выступил против «закона фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и неизменной средой». Он доказал, что любой советский ребенок, которого обижают или портят ненормальные условия жизни, может исправиться, если создать благоприятные условия и использовать правильные методы воспитания.

В любом советском учебном заведении студентов должны были ориентировать на будущее, а не на прошлое, чтобы позвать их вперед и дать им радостную реалистическую перспективу. По мнению Макаренко, ориентация на будущее представляет собой важнейший закон социалистического строительства; оно полностью ориентировано на будущее и соответствует жизненным устремлениям каждого человека. «Воспитать человека — значит воспитать его, — говорил Макаренко, — найти пути перспективы, в которых заложена радость завтрашнего дня». Вы можете написать целую методику для этой важной работы. Эта работа должна быть организована через «систему перспективных линий».

Забота в обществе и через общество

Центральная проблема педагогической практики и теории А.С. Макаренко — организация и формирование детского коллектива, как говорила Н.К. Крупская.

Октябрьская революция поставила актуальную задачу коммунистического воспитания коллективистов, и, конечно, идея воспитания в коллективе занимала умы советских педагогов 20-х годов.

Большой заслугой Макаренко было то, что он разработал целостную теорию организации и воспитания детей и личности в коллективе и коллективом. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. «Марксизм, — писал он, — учит нас, что мы не можем рассматривать человека вне общества, вне коллектива. Важнейшее качество советского человека — умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, работать и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

А. Макаренко настойчиво искал такие формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности. «Нам нужны, — писал он, — новые формы жизни в обществе детей, способные дать позитивные ценности, искомые в сфере образования». Только большие усилия педагогической мысли, только тщательный и гармоничный анализ, только изобретение и эксперимент могут привести нас к этим формам. Коллективные формы воспитания отличают советскую педагогику от буржуазной. «Может быть, — писал Макаренко, — главное отличие нашей воспитательной системы от буржуазной и заключается в том, что у нас коллектив детей обязательно должен расти и обогащаться, раньше должен видеть лучшее будущее и стремиться сделать его в радостном общем напряжении, в упорной радостной мечте». Возможно, в этом кроется настоящая педагогическая диалектика. Необходимо, считал Макаренко, создать совершенную систему больших и малых коллективных единиц, разработать систему отношений и взаимозависимости, систему влияния на каждого воспитанника, а также создать коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения. Основным «механизмом», педагогическим инструментом является «параллельный эффект», то есть одновременное воздействие учителя на коллектив и через него на каждого ученика.

Разъясняя педагогическую сущность коллектива, Макаренко А.С. подчеркнул, что коллектив должен иметь общую цель, чтобы заниматься разнообразной деятельностью, это должны быть органы, направляющие жизнь и труд.

Главным условием сплоченности и развития команды он считал наличие у ее членов осознания перспективы движения вперед. Когда цель достигнута, необходимо ставить другую, еще более радостную и перспективную, но обязательно в сфере общих перспективных целей, стоящих перед советским обществом, а именно — построение социализма.

А. Макаренко первым сформулировал и научно обосновал требования к педагогическому коллективу учебного заведения и правила его взаимоотношений с коллективом учащихся.

По мнению Макаренко, искусство руководства коллективом заключается в том, чтобы увлечь его определенной целью, что требует совместных усилий, работы, напряжения. В этом случае достижение цели приносит огромное удовлетворение. Для детского коллектива необходимо создать веселую, радостную, замечательную атмосферу.

Для обучения работе.

А. С. Макаренко сказал, что правильное коммунистическое воспитание не может быть нетрудовым. Наше государство — это государство трудящихся. В нашей Конституции написано: «Кто не работает, тот не ест». И педагоги должны научить детей работать творчески. Этого можно достичь, только приучив их к мысли о труде как долге советского человека. Те, кто не имеет привычки работать, не знает, что такое трудовые усилия, боится «трудового пота», тот не может увидеть в работе источник творчества. Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов физической культуры и способствует умственному и духовному развитию человека.

А. С. Макаренко хотел воспитать у своих воспитанников желание выполнять любую работу, нравится она вам или нет, приятна она или неприятна. Из неинтересной обязанности, которой является работа для начинающих, она постепенно превращается в источник творчества, гордости и радости, как это описано, например, в «Педагогической поэме «Праздник первого снопа». В учреждениях, руководимых Макаренко, была разработана своя система трудового воспитания, стало общим местом: самую сложную работу поручать лучшему коллективу.

Говоря об организации трудового воспитания в школе и семье, А.С. Макаренко считал, что в процессе выполнения детьми трудовых заданий необходимо упражнять их в приобретении организаторских навыков, развивать умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затраченному времени, продукту труда.

«Участие в коллективном труде, — говорил Макаренко, — позволяет людям выработать правильное нравственное отношение к другим людям — любовь и дружбу по отношению к любому труженику, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, человеку, который уклоняется от работы».

Важность игры в образовании

А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такую же ценность, как для взрослого «деятельность, работа, служение». Будущий актер, по его словам, воспитывается прежде всего в игре: «Вся история личности как персонажа и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе от нее к работе. Отмечая огромное влияние игры на ребенка-дошкольника, Макаренко в лекциях по воспитанию детей раскрыл ряд важных проблем, связанных с этой темой. Он рассказал о методике игры, о взаимосвязи игры и труда, о формах руководства игрой детей со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.

Он указал, что не спешит «отвлекать ребенка от игры и переводить его на трудовые усилия и трудовые заботы». Но в то же время, по его словам, нельзя пройти мимо того факта, что есть люди, которые переносят «из детства в серьезную жизнь игровые установки». Поэтому необходимо организовать игру так, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались «качества будущего рабочего и гражданина».

О методике проведения игры А.С. Макаренко считал, что в игре дети должны быть активными, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, серьезно относиться к правилам игры. Родители и учителя должны интересоваться игрой детей. Мы не должны заставлять детей просто повторять то, что взрослые делают с игрушками, бросая им разнообразные игрушки: «Дети … В лучшем случае они становятся коллекционерами игрушек, в худшем — переходят от игрушки к игрушке в основном без интереса, играют без энтузиазма, повреждают и ломают игрушки и нуждаются в новых. Макаренко отличает игры для дошкольников от игр для малышей. Он также рассказал о специфике игр для старшего школьного возраста.

Говоря об управлении детскими играми, Макаренко отметил, что вначале важно соединить индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют в большей группе, игру следует организовывать при участии квалифицированных педагогов. Затем она должна принять более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и дисциплины.

Классифицируя игрушки, А. С. Макаренко выделяет следующие виды:

  1. Готовые или механические игрушки: куклы, лошадки, машинки и т.д. Хорошо знакомить со сложными идеями и вещами, развивать воображение. Необходимо, чтобы ребенок держал эти игрушки не для того, чтобы красоваться с ними, а чтобы действительно играть, организовывать какое-то движение, изображение той или иной жизненной ситуации.
  2. Полуфабрикаты игрушек, такие как: Картинки с вопросами, коробки, конструкторы, кубики и т.д. Они хороши тем, что дают ребенку определенные задачи, решение которых требует умственной работы. Но у них есть и недостатки: они однообразны и поэтому могут наскучить детям.
  3. Самым плодотворным элементом игры являются различные материалы. Они наиболее близки к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны, и в то же время они дают простор для большого творческого воображения.

В игровой деятельности дошкольников эти три вида игрушек должны сочетаться, считает Макаренко. Он также подробно проанализировал содержание игр младших и старших школьников и. дал несколько советов по их организации.

О семейном воспитании.

А. С. Макаренко уделял большое внимание семейному воспитанию. Он считал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первое образование и который вместе с учреждениями общественного воспитания влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в тонусе семьи дети получат должное воспитание, которое осознается как часть советского общества, где деятельность родителей?! считается необходимой для общества.

Указывая на то, что советская семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркнул, что это «свободный советский коллектив», который не может быть подчинен произволу отца, как это было в старой семье. Родители обладают силой и властью, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец — ответственный член коллектива, он должен быть примером для детей как гражданин. Родители должны всегда помнить, что ребенок — это не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они несут ответственность перед советским обществом.

В семье, по мнению Макаренко, должно быть несколько детей. Это препятствует развитию эгоистических наклонностей ребенка, позволяет организовать взаимопомощь между детьми разного возраста, помогает развить в каждом ребенке черты и качества командного игрока, умение уступать другому и вообще подчинять свои интересы.

Родители, как уже говорилось, должны проявлять требовательную любовь к детям, не поддаваться их прихотям и капризам, иметь заслуженный авторитет в глазах детей. А.С. Макаренко отметил, что родители часто подменяют реальный авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первый он называет властью, угнетением, когда в семье царит ужас отца, который превращает мать в бессловесную рабыню и запугивает детей. Из-за постоянного страха перед такими отцами дети становятся угнетенными, слабовольными существами, которые вырастают бесполезными людьми или самодержцами. Второй тип ложного авторитета — это авторитет расстояния. В его основе лежит желание родителей оградить детей от самих себя, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Как неуместен авторитет на расстоянии, так недопустим паннибализм в семье. Одним из самых опасных ложных авторитетов Макаренко считал авторитет любви. Он резко осуждал родителей, которые балуют женоподобных детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не могут предъявить никаких требований и ни в чем им не отказывают. Именно такому родительскому поведению Макаренко противопоставляет свое учение о требовании любви к человеку. Он говорил о таких видах ложного авторитета, как авторитет воображения, резонанса, подкупа. Последнее он считал самым аморальным и резко осуждал родителей, которые требуют от своих детей хорошего поведения только с помощью поощрений. А С. Макаренко отметил, что такое отношение к детям со стороны родителей приводит к моральному разложению детей.

А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что подлинный авторитет родителей, основанный на разумной требовательности к детям, на нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный образ жизни в семье — важнейшие условия хорошо организованного семейного воспитания. Он советовал родителям, как приучить детей к труду, как правильно организовать семейные отношения детей разного возраста, как помочь детям учиться, направить их игры, укрепить их дружбу с товарищами.

Заключение

А. Макаренко сыграл большую роль в развитии советской педагогической науки. Опираясь на учение основоположников марксизма-ленинизма и огромный опыт массового перевоспитания народа в условиях строительства социализма, он разработал многие конкретные вопросы теории советского воспитания. Он создал замечательные произведения социалистического реализма, в которых художественно изображены обобщенные образы типичных черт нашей действительности, раскрыт путь становления нового советского человека.

Творческий опыт Макаренко, как и его педагогические труды, являются большим убедительным доказательством превосходства советской педагогики над буржуазной воспитательной теорией.

Список ссылок

  1. М.Г. Бушканец, Б.Д. Леухин, «Читатель в педагогике», издано З.И. Равкиным, Москва, Просвещение.
  2. А.С. Макаренко, Собрание сочинений в четырех томах, Москва, Правда
  3. М.П.Павлова, Педагогическая система А.С.Макаренко, Москва, Высшая школа.
  4. А.А.Фролов, «Организация воспитательного процесса в практике А.С.Макаренко», под редакцией В.А.Сластенина и Н.Е.Фере, Горький, М.Горьковский государственный педагогический университет.