Для связи в whatsapp +905441085890

Организация театрализованной деятельности детей дошкольного возраста — Существенная особенность театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Значение театральной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, ведь театральное искусство занимает особое положение среди других искусств по непосредственному эмоциональному воздействию на ребенка.

Многие виды искусства уже дают готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает самому участвовать в творческом процессе, быть «творцом» (К.С. Станиславский). В театре существует так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, которые являются координатами жизни, поэтому театр — это «живое искусство», понятное многим людям, в том числе детям, а может быть, особенно им.

По мнению исследователей развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н.Доронова, А.И.Буренина, Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович, М.Д. Маханева и другие), театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, прежде всего, языкового, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей, является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, имеет психотерапевтическую функцию.

В настоящее время театральная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют его в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку праздника, а в повседневной жизни он используется более случайно, эпизодически, часто для того, чтобы сделать жизнь детей в группе более увлекательной и разнообразной.

Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения ряда задач из различных педагогических направлений, связанных с языковым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной степени решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Почему можно говорить об одновременном решении нескольких задач в рамках театральной деятельности? Ведь традиционно театральная игра считалась видом творческой деятельности, в которой ребенок учится с помощью различных средств (жестов, мимики, движений и т.д.) передавать действия героя, его эмоциональное состояние. На это есть две причины:

  1. сегодня дошкольная педагогика ищет пути развития детей в чисто детских видах деятельности, в отличие от обучения «школьного» типа, а игра — это ведущий вид деятельности детей до семи лет, который должен использоваться в основном воспитателями.
  2. театральная деятельность, которая является разновидностью игры, имеет прежде всего синтетический характер: она состоит из литературного текста и звучащего слова, скульптуры и действий актера, его костюма и визуального пространства сцены. Детский театр позволяет педагогу решать не только проблемы исполнительского характера, но и когнитивные, социальные, эстетические, лингвистические.

Работы современных педагогов Л.В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т.Н. Дороновой «Мы играем в театр», М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассматриваются особенности театрализованной деятельности дошкольников, определяются содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделяются основные принципы театрализованной деятельности, дается методика работы, выявляются особенности театрализованных занятий, разрабатываются сценарии, пособия, эскизы занятий.

Организация театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

Существенная особенность театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В педагогической и психологической литературе существуют различные названия театрализованной деятельности: театрализованная игровая деятельность, театрализованное игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театрализованная самодеятельность, театрализованная деятельность и др.

Все виды игры — это, по сути, искусство ребенка, его творчество. Театрализованная игра — типичная основа художественного творчества. Поэтому театрализованную игру можно назвать творческой игрой.

Некоторые психологи придерживаются мнения, что театрализованные игры нельзя рассматривать как творческую деятельность, поскольку в них не создается ничего нового. Действительно, если подходить к игре с теми же стандартами, что и к взрослой деятельности, то термин «творчество» неуместен. Но это оправдано, если посмотреть на проблему с точки зрения развития ребенка. Нет оснований отрицать возможности творческого самовыражения детей в театральной игре, поскольку театральная деятельность содержит в себе творческое начало и сама по себе является художественной деятельностью.

По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники овладевают доступными средствами сценического искусства и, в зависимости от выбранной роли (актера, автора, оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и проведении различных видов театрализованных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Театральные игры называются так, видимо, из-за их близости к театральному представлению. Зрелище всегда вызывает удовольствие, а повествование истории усиливает привлекательность игры.

Под театрализованными играми ученые подразумевают «театрализованные игры», «сюжеты которых представляют собой знакомые сказки или театральные представления, основанные на готовых сценариях».

Театрализованная игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память.

Особенность театрализованных игр: Они имеют готовый сюжет, то есть деятельность ребенка предопределена текстом произведения. Педагогическая дошкольная художественная эстетика детей.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для детского творчества: Текст произведения — это просто холст, в который дети могут вплести новые сюжетные линии, ввести дополнительные роли, изменить концовку и т.д.

Было отмечено, что театрализованные игры отличаются от ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры — это игровые представления, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения и разыгрываются детьми лично. В них, как и в настоящем театральном искусстве, конкретные образы создаются с помощью таких средств выразительности, как интонация, мимика, жесты, поза и походка.

Педагогической основой организации процесса театрализованной деятельности в ДОУ является специфика восприятия дошкольниками театрального искусства. Для того чтобы это восприятие было полноценным, необходимо знакомить детей с различными видами театральной деятельности. Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: Режиссерские игры и игры-драматизации.

К первой группе — режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или взрослый не является актером, он или она создает сцену, играет роль игрушечного персонажа — объемного или плоского. Он или она действует за него или нее, изображает его или ее с помощью мимики, интонации, жестов. Пантомима ребенка ограничена. Он или она действует с неподвижной или сидящей фигуркой, игрушкой. Акцент здесь делается на языке, его тематике, интонации, выразительности, дикции.

Психолого-педагогические условия развития театральной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы организации и методики театральной деятельности широко представлены в трудах отечественных педагогов, ученых — Н. Карпинской, Л. Фурминой и др.

Благодаря специальным педагогическим исследованиям Н. Карпинской, Л. Фурминой и других было установлено, что.

1) Дети старшего дошкольного возраста также не играют самостоятельно в театрализованные игры. Наибольший интерес у них вызывают игры-драматизации по предложению учителя и под его руководством (Л.Фурмина). Но если с первой группы детского сада дети с помощью воспитателя разыгрывают народные песенки, детские стишки, небольшие сценки, а во второй группе продолжают это делать с помощью игрушек и фигурок плоскостного театра, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

2) Дети пятого года в процессе театральной деятельности активно пытаются внести личное, индивидуальное, своеобразное в исполнение ролей. А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей формам художественного и образного выражения (Кофман).

3) В этом же возрасте становится возможным включать в систему обучения детей рассказыванию фрагменты театрализованной деятельности с использованием различных видов театра, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театральных игр.

Н. Карпинская разработала методику работы с детьми по театрализованной деятельности на занятиях:

  • в первом случае дети вместе разыгрывают текст сказки;
  • на втором — ребенку предлагается прочитать за всех героев сказки;
  • на третьем этапе детей просят выполнить ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.д.);
  • на четвертом этапе чтение сказки осуществляется в соответствии с ролями и т.д.

Эффективность театральной деятельности во многом зависит от ее интеграции с обучением детей изобразительному искусству. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность думать, мечтать, что также положительно сказывается на выразительности создаваемых образов.

Также интересными для практиков являются методические рекомендации по театрально-игровой деятельности дошкольников, разработанные Л.П. Бочкаревой, в которых автор описывает виды театрализованных сюжетных игр и дает подробную характеристику каждой.

Анализ методической литературы и опыта работы показывает, что в период развития театрально-игровой деятельности ученые и практики уделяли большое внимание развитию детского творчества. В результате были найдены интересные методологические приемы:

  • самостоятельно придумать сюжет для двух воображаемых игрушек и обыграть его; прочитать известную сказку и предложить детям придумать новую, но с теми же героями;
  • предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для различных контекстуальных ролей — Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петух
  • предоставлять возможность играть противоположные роли — старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и т.д.

Влияние театральной игры на развитие общих способностей ребенка

Игра в дошкольный период является основным видом деятельности детей и оказывает большое влияние на их психическое развитие (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Л.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др. ) Термин «игра» обобщает разнообразные проявления детской деятельности, которые различаются, прежде всего, по характеру действий и их направленности, — это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, музыкальные и другие. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

Ценность и особенность театрального искусства и его произведений заключается в одномоментном сопереживании, когнитивном, эмоциональном, коммуникативном, ярком воздействии художественного образа на личность (А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович). Поэтому роль театра в эстетическом развитии дошкольников неоценима, о чем свидетельствуют исследования А.М. Виноградовой, С.И. Мерзляковой. В процессе восприятия произведений искусства у детей возникает особый тип познания в виде эмоциональных образов (Л.И. Божович, А.В. Запорожец). С одной стороны, они отражают внешний образ окружающего мира, с другой стороны, внутренний компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу стимулирующий, активизирующий характер отражения окружающей действительности.

На определенном этапе психического развития в результате воспитания в дошкольном возрасте, как отмечает А.В. Запорожец, открывается та сторона эстетического восприятия, которая дает толчок к развитию его познавательной реальности. Это происходит благодаря тому, что произведение искусства (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит ребенка с новыми явлениями и расширяет диапазон его восприятия, но и позволяет ему понять свой художественный образ. В воображаемых отношениях сказки, на основе которых обычно формируются привычки детей и характер деятельности, стремления и идеалы, жизнь животных и мир природы.

Эстетическое восприятие детей, в том числе и восприятие театра, не сводится к пассивному наблюдению за известными аспектами действительности. Ребенку дошкольного возраста доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.). Старшие дошкольники также способны понять внутренний мир героев и их противоречивый характер. Это позволяет использовать драму в нравственном воспитании детей, когда для ребенка становятся значимыми различные нормы, соотносящиеся не только с положительным, но и с отрицательным, непривлекательным характером (Л.Г. Лысюк, С.Г. Якобсон). Благодаря ему формируются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, которые значимы не только лично для ребенка, но и для окружающих.

Драма — чрезвычайно эмоциональная деятельность, что делает ее привлекательной для детей. Это приносит ребенку огромную радость и удивление. В нем заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не осознавая этого. Театрализованная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка и соответствует особенностям развития его психических процессов: Холизм и одновременность восприятия, легкость воображения и вера в превращения, эмоциональная восприимчивость, не только образное, но и логическое мышление, двигательная активность и т.д. (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.). Это говорит о широком потенциале развития драматической пьесы.

Развитие эмпирического обобщения у детей

Основные пути развития эмпирического обобщения у детей, по мнению Н.Н. Поддьяков наблюдение и эксперимент. Взрослый помогает проанализировать и обобщить этот опыт, установить объективные зависимости, определить его значение, а затем зафиксировать результаты в виде условных знаков. Другим способом развития обобщения у ребенка является «переживание» различных ситуаций, когда взрослый предлагает ребенку выразить свои впечатления от музыки на языке движения. Театрализованная игра предстает как такая форма «пребывания», хотя в процессе игры есть возможность соблюдать объективные законы реальности, заданные автором в сценарии, и экспериментировать с реальностью, описанной в сценарии, вместе с автором.

Некоторые исследователи (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.) выделяют две группы навыков, важных для развития детей: Моделирование и символизация. В центре развития познавательных способностей дошкольников находятся действия наглядного моделирования. Первый тип таких действий включает в себя действия по замещению. Использование предметов в игре — замещение является важнейшей особенностью ролевой игры, а значит и театрализованной игры. По мнению Л.С.Выготского, в основе игры лежит создание воображаемых, мнимых ситуаций, т.е. расхождение видимого и смыслового полей. Ключевая функция воображения — способность мыслить образами и строить картину мира (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия). Особенность игры в том, что она использует воображение в наглядно-действенной форме: Ребенок использует предмет в качестве заменителя реальных объектов и осуществляет символизацию. Это приводит к дифференциации означающего и означаемого и к появлению символа.

В младшем возрасте заменитель сохраняет сходство с моделируемым объектом по внешним признакам; в возрасте 5-6 лет заменители становятся более условными, более символическими. В заданиях на замещение формируется умение применять «овеществленный» образ, то есть ребенок находится на этапе построения общего представления о создании воображаемого продукта, которое строится в возрасте 6-7 лет путем «включения» в ситуацию, например, сочинения сказок (О.С. Ушакова и др.). При использовании визуальной модели можно сформировать второй компонент имагинативного процесса — план реализации идеи.

Ссылаясь на идеи P.Y. Гальперин о закономерностях функционального развития деятельности, Д.Б. Эльконин рассматривал игру как естественную и спонтанную практику постепенного развития психической деятельности в дошкольный период на основе полифункциональности игровой деятельности от развития и выполнения с реальными игрушками и предметами-заместителями до речевой деятельности, а затем — умственной. Формирование внутреннего плана происходит в процессе перехода ребенка от внешних действий с предметами к действиям в семантическом поле, к действиям со значениями предметов.

Вербальные знаки, о двойственности которых пишут многие исследователи (А.Н. Леонтьев и др.), являются наиболее изученными. Невербальные знаки — мимика, эмоциональные движения, жесты, графические знаки — менее изучены. По мнению А.В. Запорожца, переход от языка жестов к языку рисунка является внутренним законом развития языка в онтогенезе. Примитивные формы схематического рисования генетически связаны с мимической выразительностью, пантомимой и жестом, что важно для формирования театрализованной игры, подтверждения ее синтетичности и соответствия синкретическому развитию детей (А.В. Запорожец, А.Р. Лурия).

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проектирование программ дополнительного образования для дошкольников
  2. Компьютерные игры дошкольников
  3. Мировоззренческо-методологическая парадигма образования xxi века
  4. Особенности познавательного развития детей старшего возраста дидактическими играми
  5. Основные категории педагогики
  6. В чём проявляется внутренняя активность личности в педагогическом процессе
  7. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников
  8. Методы и формы экологического воспитания
  9. Методика формирования у школьников межкультурной компетенции на основе интернет-ресурсов
  10. Особенности речевого развития дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата