Для связи в whatsapp +905441085890

Ощущение и восприятие — Понятие, свойства и виды ощущений

Изучением внутреннего мира человека и общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром занимается специальная наука — психология.

С точки зрения задач и методов исследования психология находится на стыке между социальными и естественными науками.

Психология устанавливает связь между индивидуальным и социальным, между ограниченными и общественными явлениями, между естественной и исторической стороной бытия человека.

Цель данной работы — рассмотреть психические процессы как можно глубже.

Задача данной работы — изучить ментальные процессы: Ощущение, восприятие, память, внимание и воображение и их свойства.

Психика начинается с ощущений.

Восприятие — это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. На этом уровне нет целостного представления о явлении, вызвавшем ощущения. Поскольку ощущение можно считать первичным, элементарным психическим опытом, ученые сначала хотели понять, как физический стимул преобразуется в ощущение.

Ощущение — это простейший психический процесс, который заключается в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Чувствование возникает как реакция нервной системы на определенный раздражитель и носит рефлекторный характер. Физиологической основой ощущений является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Структура получения информации включает следующие этапы:

P->OCH->NIH->GM->HOV->CV->(EP)->OP>(M)->OS = VN.

Стимул (слуховой, зрительный) P действует на органы чувств (SE), в результате чего возникают нервные импульсы (NI), которые по нервным проводящим путям поступают в мозг (GM), где обрабатываются и формируют отдельные ощущения (AS), целостный перцептивный образ (IP) объекта, который сравнивается с эталонами памяти (ЭС), в результате чего происходит идентификация (АО) объекта, а затем, при мысленном сравнении текущей информации и предыдущего опыта, с помощью мыслительной деятельности (М) приходит к осмыслению (СА), к пониманию информации. Внимание (AO) должно быть направлено на получение и понимание информации.

Что каждый психический процесс имеет более крупный объект отражения и единую специфику, регулирующую отражение. Психические процессы делятся на когнитивные, волевые и эмоциональные.

Психические процессы — это конкретные или актуальные когнитивные процессы, а именно ощущение, восприятие и мышление.

Результатом этих процессов являются знания субъекта о мире и о себе, полученные либо с помощью органов чувств, либо рационально:

  • Ощущение — это выделение свойств предмета, сенсорика, чувственность;
  • Восприятие — это восприятие объекта в целом, а восприятие — это также восприятие образов, объектов;

Универсальные ментальные процессы являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему.

Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект способен сохранять единство своей самости во времени.

Ощущение и восприятие

Понятие, свойства и виды ощущений

Таким образом, процесс познания — это приобретение, запоминание и сохранение знаний о мире. Чувства являются одним из компонентов когнитивного процесса.

Ощущения определяются как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном действии на рецепторы. Физиологической основой ощущений является нервный процесс, происходящий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

К этому можно лишь добавить, что ощущения также отражают состояние самого организма субъекта посредством рецепторов, расположенных в его теле. Ощущения являются первоисточником познания, важной предпосылкой формирования психики и ее нормального функционирования.

Потребность в постоянном получении сенсорных впечатлений хорошо развита при отсутствии внешних раздражителей (в условиях сенсорной изоляции). Как показали эксперименты, в этом случае психика перестает нормально функционировать. Возникают галлюцинации, нарушается мышление, отмечается патология восприятия тела и т.д.

Специфические проблемы психологического характера возникают при сенсорной деривации, то есть при ограничении притока внешних воздействий, что хорошо известно на примере развития психики слепоглухонемых людей, а также тех, кто плохо видит и слышит.

Чем бы ни было ощущение, оно может быть описано в терминах некоторых характеристик, свойств, присущих ему.

Модальность — это качественная характеристика, в которой специфика ощущения проявляется как простейший психический сигнал по сравнению с нервным сигналом. Прежде всего, выделяют такие виды ощущений, как зрительные, слуховые, обонятельные и т.д. Однако каждый тип ощущений также имеет свои собственные модальные свойства. Локализация — это пространственное свойство ощущений, то есть информация о локализации стимула в пространстве.

Интенсивность — это классическая количественная характеристика. Проблема измерения интенсивности ощущений является одной из основных проблем психофизики.

После удаления стимула его след остается на некоторое время в виде последующего образа, который может быть как положительным (соответствующим по свойствам стимулу), так и отрицательным (имеющим противоположные свойства, например, дополнительный цвет). Обычно мы не воспринимаем позитивные последовательные образы, потому что они недолговечны.

Появление последовательных изображений можно объяснить явлением усталости сетчатки.
Слуховые ощущения, как и зрительные, также могут сопровождаться последовательными образами. Наиболее сопоставимым явлением в данном случае является «тиннитус», то есть неприятное ощущение, часто связанное с воздействием оглушающих звуков.

Кинестетические и вестибулярные органы чувств позволяют человеку осознавать свои движения и положение в пространстве.

Кинестетические ощущения — это совокупность сенсорной информации, которая поступает от мышц, сухожилий и связок.

Вестибулярные ощущения — это совокупность информации, поступающей от аркад внутреннего уха. Одна из основных функций вестибулярных ощущений — обеспечение стабильной основы для зрительного наблюдения.

Благодаря этой функции мы имеем достаточно стабильную картину мира перед нами, в то время как сами находимся в движении.
Чувствительность кожи дает людям информацию о том, что находится в контакте с их телом. Наиболее чувствительны ладони, кончики пальцев, губы и язык.

Современные исследователи различают четыре типа чувствительности кожи: тепло, холод, давление и боль. Болевая чувствительность, например, имеет очень важное биологическое значение: болевые ощущения сигнализируют о возможной физической опасности. Человеку, не обладающему такой чувствительностью, что бывает довольно редко, постоянно угрожает опасность.

Восприятие

Восприятие — это отражение целостных предметов и явлений в их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — это упорядочивание и объединение отдельных сенсорных впечатлений в целостную картину вещей. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства стимула, восприятие отражает объект в целом, во всей совокупности его свойств.

Выделяются основные особенности восприятия:

Целостность и структура — восприятие отражает целостную картину объекта, которая, в свою очередь, формируется на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах объекта. Восприятие способно улавливать не только отдельные части ощущений (отдельные ноты), но и обобщенную структуру, сотканную из этих ощущений (вся мелодия);

Постоянство — сохранение определенных свойств образа объекта, которые кажутся нам постоянными. Таким образом, знакомый нам объект (например, рука), находящийся на расстоянии от нас, кажется нам точно такого же размера, как и тот же объект, который мы видим вблизи. Это свойство постоянства: свойства изображения приблизительно соответствуют истинным свойствам этого объекта. Наша перспективная система исправляет неизбежные ошибки, вызванные бесконечным разнообразием окружающей среды, и создает адекватные образы восприятия.

Когда человек надевает искажающие очки и входит в незнакомую комнату, он постепенно привыкает корректировать искажения, вызванные очками, и в конце концов перестает воспринимать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза. Таким образом, постоянство восприятия, которое формируется в процессе предметной деятельности, является необходимым условием для ориентации человека в изменяющемся мире;

Объективность восприятия — это акт объективизации, то есть отнесения информации, полученной из внешнего мира, к этому миру. Существует определенная система действий, которая позволяет субъекту открыть объективность мира, и осязание и движение играют в этом большую роль.

Субъективность также играет важную роль в регулировании поведения. Благодаря этому свойству мы можем отличить, например, кирпич от взрывного блока, хотя внешне они одинаковы;

Значение. Хотя восприятие возникает в результате прямого воздействия стимула на рецепторы, перспективные изображения всегда имеют определенное значение. Таким образом, восприятие связано с мышлением и речью. Мы воспринимаем мир через призму смысла. Воспринимать объект сознательно — значит мысленно называть его и относить воспринимаемый объект к определенной группе, классу объектов, обобщать его словом. Например, когда мы смотрим на часы, мы видим не что-то круглое, блестящее и т.д., а определенный объект — часы.

Это свойство восприятия называется категоризацией, то есть отнесением того, что мы воспринимаем, к определенному классу объектов или явлений. Эта связь между восприятием и мышлением особенно очевидна в сложных условиях восприятия, когда гипотезы о принадлежности объекта к тому или иному классу неоднократно выдвигаются и проверяются. В других случаях, по словам Г. Гельмгольца, бессознательные умозаключения «работают».

Деятельность. В процессе восприятия задействованы моторные компоненты анализаторов (движения рук при тактильном восприятии, движения глаз при зрительном восприятии и т.д.). Кроме того, требуется способность активно двигать телом во время восприятия;

Таким образом, восприятие зависит не только от раздражения, но и от воспринимающего объекта — конкретного человека. На восприятие всегда влияют личностные особенности воспринимающего, его отношение к тому, что воспринимается, его потребности, стремления, эмоции в момент восприятия и т.д. Таким образом, восприятие тесно связано с содержанием психической жизни человека.

Восприятие пространства и движения

Одной из основных проблем восприятия является проблема локализации — определения местоположения объектов. Выделяются следующие перцептивные особенности: Восприятие глубины и расстояния до объектов, восприятие движения и восприятие формы. Давайте рассмотрим их подробнее.

Восприятие глубины и расстояния до объектов. Один из главных вопросов восприятия глубины и расстояния — почему и с помощью чего мы видим мир в трех измерениях, когда на сетчатке глаза у нас только двухмерное (плоское) изображение. Желание ответить на этот вопрос привело к поиску признаков глубины и расстояния — атрибутов стимульной ситуации, которые позволяют наблюдателям определить, насколько далеко объект находится от них самих и от других объектов.

Признаки, относящиеся к корреляции между изображениями или проекциями объекта на сетчатках разных глаз, называются бинокулярными признаками глубины и расстояния. Они существуют благодаря тому, что люди склонны видеть и смотреть двумя глазами.

Из-за того, что наши глаза находятся на определенном расстоянии друг от друга, каждый глаз смотрит на объект с немного разных позиций. Следовательно, каждый глаз видит один и тот же объект под разным углом. Эта разница в направлении или угле между зрительными осями двух глаз называется бинокулярным параллаксом. Сенсорная система «отслеживает» этот угол, его значение служит своего рода подсказкой, признаком удаленности объекта: большой угол — объект близко, маленький угол — объект далеко. В этом случае изображения на сетчатках разных глаз не совпадают, каждый глаз получает свое собственное изображение объекта. Это явление называется бинокулярной диспаратностью.
Обнаружено, что с изображением, полученным одним глазом, связаны некоторые признаки расстояния и глубины. Среди таких признаков обычно упоминаются линейная перспектива, наложение, относительный размер объектов и градиент текстуры.

Линейная перспектива как признак расстояния отражает тот факт, что прямые линии (например, рельсы) кажутся сходящимися по мере удаления от нас. Мы часто наблюдаем объект, вписанный в координаты параллельных прямых. И если, скажем, один объект расположен там, где параллельные линии «сходятся» больше, чем там, где расположен другой объект, то нам ясно, что первый из них находится на большем расстоянии от нас.
Мы находим этот признак расстояния и глубины, называемый «градиентом текстуры», когда наблюдаем за поверхностью, например, морским берегом, покрытым галькой. Мы можем судить о глубине пространства по близости и размеру однородных объектов на поверхности: Чем дальше от нас находится конкретная точка пространства, тем плотнее «упакованы» ее элементы.

Восприятие движения. Феномен восприятия движения заключается в том, что объект может восприниматься как движущийся, даже если его изображение не перемещается по сетчатке.

Например, две лампочки находятся на определенном расстоянии друг от друга. Первый загорается на короткое время и затем гаснет, затем загорается второй и также гаснет, и так далее. Если интервал времени между загоранием лампочек составляет от 30 до 200 миллисекунд, будет создаваться впечатление, что световая полоса перемещается из одной точки в другую. Это явление называется стробоскопическим эффектом и уже давно используется в анимации и световой рекламе.

Влияние индуцированного движения

Примером иллюзорного движения является эффект индуцированного движения. Все видели, как луна движется на фоне облаков; однако мы понимаем, что движется не луна, а облака, гонимые ветром. Луна практически не движется на сетчатке, но воспринимается как движущаяся; облака, с другой стороны, движутся относительно нас, но воспринимаются как неподвижные. Оказывается, движение вдоль сетчатки не только не является необходимым атрибутом восприятия движения, но и не является достаточным. Обычно человеку свойственно приписывать движение одному из двух объектов, воспринимаемых фигурой на фоне другого. Фон — это то, что окружает, заключает в себе, является большим по отношению к другому объекту, каждый из которых воспринимается как фигура.

Восприятие формы. Форма имеет решающее значение для идентификации объекта. Перцептивные образы характеризуются целостностью. Это означает, что они представляют собой целостный образ, представление объекта или события.

Мы не воспринимаем дерево перед окном как ряд овальных зеленых объектов на фоне черных толстых вертикальных линий и тонких черных линий, большинство из которых находятся под определенным наклоном. Мы видим дерево: ствол, ветви и листья.

Эту особенность восприятия особенно подчеркивали представители гештальтпсихологической школы, основной тезис которой заключался в том, что психические образы, и особенно перцептивные образы, представляют собой нечто большее, чем простую сумму элементов.

Перцептивный образ — это организация стимулов. Такое объединение разрозненных объектов в единый целостный образ возникает благодаря специфическим механизмам восприятия.
Один из таких принципов — близость: Чем ближе друг к другу находятся два элемента, тем больше мы склонны объединять их в восприятии. Элементы, образующие плавный, непрерывный контур, воспринимаются как единая фигура — сгруппированные вместе. Этот принцип называется продолжением или непрерывностью. Когда контур фигуры имеет разрывы, мы склонны заполнять их, так сказать, достраивать фигуру до целостного образа. Этот принцип называется закрытием.

Человек может легко распознать даже сильно измененные изображения. Например, мы воспринимаем форму книги как прямоугольную, хотя при определенном угле зрения отражение на сетчатке глаза имеет форму трапеции. Мы узнаем знакомую мелодию, даже если она исполняется на другом инструменте. Это особенности восприятия. Феномены такого рода служат гештальтпсихологии одним из главных аргументов в пользу того, что образ восприятия несводим к сумме его частей.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Педагогическое общение в вузе
  2. Вклад К. Штайнера в теорию трансактного анализа
  3. Внутренний конфликт и его влияние на реализацию управленческой деятельности — Понятие и природа конфликта
  4. Пороги чувствительности в психологии
  5. Шкала сознания
  6. Образ девиантолога и его деятельность в представлении педагогических работников — Теории личности и проблемы, которые они поднимают
  7. Возрастно-психологическое консультирование
  8. Невербальная коммуникация — что это такое — Общее понимание средств невербальной коммуникации
  9. Психологические основы систем развивающего обучения
  10. Роже Кузине, французский педагог, теоретик нового воспитания