Для связи в whatsapp +905441085890

Ощущение как познавательный психический процесс — Связь между рецепторами и выполняемыми ими функциями

Психические процессы — это ощущение, восприятие, мышление, память, воображение. В зависимости от того, на решение какой задачи направлена деятельность, она принимает форму того или иного процесса. Все психические процессы имеют личностно-мотивационный компонент. Современная психология склонна относить ощущения и восприятие к сенсорно-перцептивному, а память, мышление, язык и сознание — к высшему — когнитивному — уровню психики. В то же время, разделение ощущений и восприятия как относительно независимых психических процессов все еще довольно широко распространено.

Критерием различия между сенсорными и перцептивными процессами является целостность и объективность образа. Восприятия, отражающие отдельные стороны воспринимаемой реальности, не относятся к конкретному объекту, имеющему субъективное значение. Результатом процесса ощущения является частичный образ мира, поскольку отдельные свойства или атрибуты объектов отражаются в ощущениях. Ощущение как отражение целостного объекта или явления включает в себя его субъективное значение.

Выделение ощущения как базового, первого уровня когнитивной сферы соответствует учению В. Вундта, который выделял следующие типы организации познавательных процессов: ощущение, восприятие, память, мышление, язык, сознание. В качестве критерия для этой классификации он использовал принцип возрастающей сложности и качественной специфичности ощущений. Он предложил разделить рецепторы, специализирующиеся на приеме механической, химической или световой энергии.

Сенсация — это первый процесс познания. В процессе ощущения происходит непосредственный контакт с раздражителями, при котором у человека формируется сознательное знание качеств или свойств предметов или явлений. И тогда человек учится различать соленое, сладкое, горячее, холодное, тяжелое, гнетущее, грубое и другие качества.

В процессе зондирования энергия физического мира улавливается и кодируется. Затем полученная информация с помощью органов чувств и нервной системы обрабатывается, интегрируется, трансформируется и преобразуется в сенсорный опыт, который дает представление о видимом, слышимом, тактильном, обонятельном и так далее. Но процессы ощущения и восприятия не происходят сами по себе. Они требуют сенсорной и перцептивной активности со стороны субъекта познания, благодаря которой он может адаптироваться к тем воздействиям, которые непосредственно и реально воздействуют на его органы чувств.

Физиологической основой ощущений является сложная деятельность органов чувств, так называемая деятельность анализа. Анализаторы — это ряд взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма. Весь организм человека можно рассматривать как единый и сложно дифференцированный анализатор влияния окружающей среды на человека.

Дифференциация анализаторов относится к их специализации в отображении различных типов воздействий. Периферическая часть анализаторов состоит из рецепторов, которые осуществляют первичное преобразование внешних воздействий во внутреннее состояние человека.

Сигналы потенциальной энергии являются: Свет, давление, тепло, химические вещества и т.д. Органы чувств получают эту информацию и преобразуют ее в биоэлектрические нервные сигналы, которые передаются в мозг. Рецепторы реагируют на тот или иной сигнал, то есть на тот или иной вид энергии.

Ощущение как познавательный психический процесс

Связь между рецепторами и выполняемыми ими функциями

Нет четкой взаимосвязи между рецепторами и выполняемыми ими функциями. Совокупность иерархических механизмов, решающих перцептивные задачи различной сложности, называется перцептивной системой.

Существует пять основных систем восприятия: зрительная, слуховая, кожно-мышечная, обонятельно-тактильная и вестибулярная. Зрительная система реализует сложную эпикритическую форму чувствительности. Он участвует в регуляции локомоции и предметных действий. Зрительная система позволяет оценивать свойства поверхности объектов и высшие формы восприятия объектов.

Разнообразие рецепторного аппарата и воздействий, по отношению к которым эти рецепторы оказываются чувствительными, обусловливает существование различных ощущений как первичных форм психического отражения. Классификация рецепторов может быть проведена в соответствии с характером их взаимодействия со стимулом: Дистанционные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (температурные, вкусовые, кинестетические, внутриорганические) рецепторы. Рецепторы также различают в зависимости от типа входа, к которому они чувствительны: физические (зрительные, слуховые), механические (осязание), химические (вкус, запах).

Рецепторы имеют различную структуру и выполняют различные функции. В то же время они обладают рядом общих свойств:

  • Они преобразуют энергию стимула в потенциалы действия, которые распространяются по сенсорным нервам в центральную нервную систему. Эти ритмические разряды содержат информацию о параметрах стимулов и называются сенсорным кодом;
  • рецепторы реагируют на изменение стимула, все рецепторы подлежат контролю со стороны центральных отделов мозга;
  • Третьим общим свойством рецепторов является их рефлекторный контроль.

Основными свойствами (атрибутами) ощущений являются: Качество (модальность или субмодальность); Интенсивность; Продолжительность; Пространственная и временная структура (Э. Титченер).

Отдельные свойства ощущений можно выделить, если они изменяются независимо или остаются неизменными при изменении других свойств.

Качество одного ощущения отличается от других и варьируется в пределах конкретного типа ощущений. Так, слуховые ощущения — это ощущения высоты звука, его громкости, тембра, а зрительные делятся по оттенку, его насыщенности и т.д.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит не только от силы действующего раздражителя, но и от функционального состояния рецепторов.

В психологических исследованиях ощущений существуют отдельные направления, изучающие субъективное отражение различных признаков объекта в рамках основных свойств ощущения:

  • для зрения — цвет, яркость, размер, глубина, форма,
    движение, скорость и т.д;
  • для слуха — громкость, высота, тембр звуков;
  • чувствительность кожи — прикосновение, давление, температура, боль;
  • для всех модальностей и для различной интенсивности ощущений — их пространственные и временные свойства.

Изучение ощущений различных модальностей позволило выявить их взаимосвязь с движениями. Взаимосвязь ощущений и движений особенно ярко проявляется во всех двигательных навыках: Спорт, танцы, вождение автомобиля и т.д. Показана связь между слуховыми ощущениями звуков речи и речевыми движениями, связь между ощущениями музыкальных звуков и движениями речевого аппарата. Движения органов чувств позволяют лучше распознавать объекты и их характеристики. Глаза человека совершают бесчисленное множество движений, которые способствуют их адекватной и интенсивной работе. Для получения наиболее полных и точных тактильных ощущений мы прикасаемся к предмету, то есть совершаем серию привыкающих движений.

Рассматривая ощущение как один из сенсорных процессов, нельзя не поставить вопрос о связи между ощущениями и эмоциями. Его экспериментальное и психологическое изучение было начато еще В. Вундтом.

Сущность, функции и виды речи

Интерес к изучению языка и речи проявляется на всех этапах существования человеческой истории, начиная с работ Платона и Аристотеля и до наших дней. Например, Платон в одном из своих диалогов писал, что «слово — это инструмент познания и распределения сущностей, подобно тому, как челнок — это инструмент распределения нитей на прялке. Ибо каждой вещи от природы назначен инструмент. Когда человек сам создает инструмент, он должен придать ему не любую форму, а именно ту, которая предусмотрена природой».

Он считал, что работа по наименованию вещей, по созданию языка, выполняется лучшими умами среди людей, «законодателями». Они умеют облечь в звуки то самое имя, которое в каждом конкретном случае дано природой. Платон подробно рассматривает вопрос о «естественности» придуманных слов и показывает, что в словах, имитируя звук или другие смысловые характеристики, обозначаемый объект передается тем или иным образом. Поскольку не все слова языка поддаются такому «объяснению», Платон ввел идею об их «испорченности» в результате скитаний среди людей или заимствования слов из других языков. Для Платона форма слова не была случайной, а была связана с его функцией и содержанием.

Аристотель, в отличие от Платона, был не натуралистом, а конвенционалистом, то есть он считал, что язык — это продукт соглашения между людьми. Поскольку Аристотель придавал большое значение языку и речи, он счел необходимым дать подробное описание основных элементов языка (звуков, слогов, союзов, имен, склонений и предложений). Он также анализировал простые и сложные слова, общеупотребительные (глоссы, метафоры, украшения речи), «расширенные» слова, аббревиатуры и модификации. Слова разговорной речи и ораторской речи анализировались отдельно.

В последующие века проводились интенсивные исследования языка, особенно интенсивные в конце 19-го и начале 20-го веков. Среди наиболее известных исследований зарубежных и отечественных ученых: В. Вундта, Ф. де Соссюра, И.П. Павлова, А.Г. Смоленского, Н.И. Красногорского и др.

Многочисленные исследования языка и речи позволили понять, что слово — это не только когнитивный инструмент, но и средство регуляции высших психических процессов. На примере восприятия и волевых действий была продемонстрирована регулятивная функция языка в ходе психических процессов. Однако прагматические и регулятивные функции языка долгое время игнорировались.

Их одними из первых начал изучать выдающийся американский психолог Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990), основатель бихевиоризма. Известно, что он начал интенсивно изучать язык с 1938 года и зафиксировал результаты своих исследований в книге «Вербальное поведение», которая вышла в 1957 году.

Источником развития регулятивной функции языка является способность ребенка подчиняться речи взрослого, что вносит существенные изменения в организацию психической деятельности ребенка. Это убедительно показали Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Они собрали большое количество наблюдений, которые позволяют проследить формирование у ребенка нового типа действий, организованных на социальной основе.

Однако полученные материалы убедили их в том, что это лишь предыстория регулятивной функции языка, поскольку реальное зарождение регулятивной функции языка происходит гораздо позже. Впоследствии Е.Д. Хомская провела исследование механизмов, с помощью которых может осуществляться регулятивная функция речи. Она раскрыла механизмы формирования регулирующего влияния собственной речи ребенка. Она показала, что вовлечение собственных речевых реакций ребенка приводит к тому, что латентные периоды моторных реакций укорачиваются в соответствии с короткими латентными периодами речевых реакций.

Виды речи и их развитие

По степени добровольности, наличию волевого усилия различают добровольный и недобровольный язык.

В соответствии с экстериоризацией и интериоризацией различают внешний и внутренний язык.

По роли планирования (программирования) язык бывает активным (всегда запрограммирован), реактивным (требует структурной организации, но в меньшей степени) и вспомогательным (при чтении, воспроизведении не требует строгой организации).

В зависимости от сложности психофизиологического механизма, речь может быть хоровой, эхолалической (повторение), назывной и коммуникативной.

Внешняя речь включает в себя несколько определенных типов речи — устную и письменную. Устная или коммуникативная речь может быть монологической и диалогической.

Коммуникативно-активная речь (монологическая) — это развернутый способ речи, включающий последовательные высказывания. Монологическая речь — это длительное, связное, последовательное изложение системы идей одним человеком. Она может быть представлена в виде отчета, рассказа, речи. Монологическая речь развивается на основе диалогической речи.

Монологическая речь должна быть последовательной и контекстуальной, излагать идеи последовательно и логично. Он, как правило, несколько более структурирован и часто требует предварительной подготовки.

Коммуникативно-реактивная (диалогическая) речь более ситуативна и обусловлена предшествующим высказыванием (контекстуальна). Диалог — это обмен репликами в процессе непосредственного общения между одним или несколькими людьми. Это самая простая форма речи, речь, которая поддерживается, переплетается.

Диалог ведется при эмоциональном и экспрессивном контакте между говорящими в связи с их восприятием друг друга. Диалог характеризуется ситуативностью, то есть каждая реплика является реакцией на предыдущую.

Диалогическая речь плохо организована, в ней могут быть грамматические ошибки и использование клише (привычных сочетаний слов).

Диалогическая природа речевого общения, понимания и сознания наиболее глубоко изучена и раскрыта в работах известного русского литературоведа и психолингвиста М.М. Бахтина. Он рассматривал высказывание как реальную единицу языковой коммуникации, которая принципиально отличается от предложения как единицы языка. Граница конкретного высказывания (длина речи) определяется сменой говорящих субъектов, т.е. собеседников. Высказывание понималось им как максимально широкий акт: в диапазоне от моносиллабической реплики бытового разговора до романа или научного трактата. Высказывание заканчивается передачей слова другому. Между высказываниями существуют определенные отношения: Вопрос-ответ, утверждение-возражение, утверждение-согласие, команда-исполнение и т.д.

Он показал, что высказывание отличается от предложения, которое всегда содержит относительно законченную мысль, непосредственно связанную с другими мыслями того же говорящего. В конце предложения говорящий делает паузу, а затем переходит к следующей мысли, которая продолжает первую.

М.М. Бахтин выделил основные признаки высказываний. Первое — это чередование субъектов речи. Второй специфической чертой высказывания является его полнота или целостность. Он установил, что она определяется тремя факторами: Тема — смысловая исчерпанность высказывания, речевое намерение или речевая воля говорящего и типичные композиционно-жанровые формы концовок (домашний рассказ, письмо, военная команда).

По большому счету, согласно М.М. Бахтину, каждое высказывание — это живое триединство, включающее в себя отношения, во-первых, с самим говорящим (автором), во-вторых, с другими участниками речевого общения и их высказываниями, в-третьих, с предметом, о котором идет речь.

Закономерности и продуктивные методы обучения

Главным условием для школ всех уровней и непременным условием научно-технического и социального прогресса является формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что их систематическая реализация в человеке формирует такие качества, как быстрая ориентация в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т.д., т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящее время и, несомненно, будет возрастать в будущем.

Необходимым условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. Мы используем слово «проблема» по крайней мере в трех смыслах. Бытовая проблема — это бытовая трудность, преодоление которой очень актуально для человека, но которая не может быть решена в спешке с помощью средств, доступных человеку в данный момент (приближающийся дедлайн создал проблему костюма). Научная проблема — это актуальная научная проблема. Наконец, учебная проблема — это обычно проблема, которая уже была решена наукой, но является новой, неизвестной проблемой для обучающегося. Учебная проблема — это исследовательская проблема, для решения которой учащемуся нужны новые знания, и при ее решении эти знания должны быть усвоены.

Решение учебной задачи можно разделить на четыре основные фазы (этапа):

1) Создание проблемной ситуации;
2) Анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и ее представление в виде одной или нескольких проблемных задач;
3) Решение проблемных задач (задание) путем выдвижения гипотез и их последовательной проверки;
4) Проверка решения проблемы.

Проблемная ситуация — это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой — невозможностью сделать это с помощью имеющегося объема знаний или с помощью привычных способов действия, что создает необходимость приобретения новых знаний или поиска новых способов действия.

Для того чтобы создать проблемную ситуацию, необходимо выполнить ряд условий (предпосылок):

1) существование проблемы;
2) оптимальная сложность проблемы;
3) важность результата решения проблемы для студентов;
4) наличие у студентов познавательных потребностей и познавательной активности.

Проблемные ситуации классифицируются по различным аспектам. Например, по направленности на поиск недостающего компонента (новое знание, новые возможности действия, новая область применения и т.д.); по области, из которой исходит проблема (физическая, химическая, историческая и т.д.); по уровню проблемы (противоречия слабо, остро, очень остро выражены). Однако наиболее часто используемой в педагогической практике является классификация по типу и содержанию противоречия в учебной задаче:

1) Несоответствие между существующими знаниями учащихся и новой информацией;
2) разнообразие выбора единственно правильного или оптимального решения.
3) Новые практические условия для применения студентом имеющихся знаний.
4) противоречие между теоретически возможным решением проблемы и его практической невозможностью или целесообразностью.
5) Отсутствие теоретического обоснования практически полученного результата.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Развитие способностей
  2. Николай Иванович Жинкин, российский психолог — Исследование проблемы «язык-мышление»
  3. Уровень значимости статистического критерия
  4. Психодинамика и психоанализ депрессий
  5. Характер. Акцентуация характера
  6. Психология интуиции: как правильно оказаться «в нужное время в нужном месте»
  7. История развития организационной психологии
  8. Диагностика творческого мышления
  9. Психология творчества
  10. Эстетические потребности в психологии