Для связи в whatsapp +905441085890

Основные черты философии экзистенциализма

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Научное и гуманистическое измерение философии К.Маркса
  2. Значение немецкой классической философии для развития европейской мысли
  3. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии
  4. Практически-нравственная ориентация русской философии
  5. Философия русского космизма
  6. Проблема человека и смысл жизни в европейской философии ХХ века
  7. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение
  8. Понятие материи. Основные формы и свойства материи
  9. Философское и естественнонаучное представление о материи
  10. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени

Введение

Экзистенциализм (лат. exsistentia — существование) или экзистенциальная философия — наиболее влиятельное иррационалистическое течение в западной философии ХХ века.

В своей ранней форме она возникает накануне Первой мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и во время Второй мировой войны во Франции (Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все вышеперечисленные мыслители сегодня считаются классиками философии 20-го века.

Они рассматривали таких своих предшественников, как Киркегор, Достоевский, Ницше и Гуссерль. Экзистенциалисты сосредоточились на вопросах индивидуальной жизни (вина и ответственность за решение и выбор, отношение человека к своему призванию и к смерти). Их интересовали в основном проблемы науки, морали, религии в связи с этими вопросами и в гораздо меньшей степени.

Они отвергли рационалистическое, теоретически разработанное знание и обнаружили желание слушать, проникать в изменяющийся исторический опыт человека, индивида, существующего здесь и сейчас.

Экзистенциализм, как попытка понять социальные потрясения, поразившие европейскую цивилизацию в первой половине XX века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Бытие представлено как некая непосредственная неразделенная целостность субъекта и объекта, человека и мира. Как подлинное бытие, изначальное бытие выделяет сам опыт, а именно опыт бытия человека в мире.

Существование понимается как непосредственное человеческое бытие, которое не может быть постигнуто ни научно, ни рационалистически-философскими средствами.

Dasein направлено на другого, а не на себя. Только в моменты глубочайшего потрясения, в «пограничных ситуациях». Перед лицом смерти человек может прозреть и осознать существование как суть своего бытия.

Существование конечное, то есть это само время, точкой отсчета которого является смерть. Идея смерти как непреодолимого предела всякой человеческой деятельности занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как и в религии (кстати, различают религиозный экзистенциализм — Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов — и атеистический — Сартр, Камю, Мерло-Понти). Человек не должен уклоняться от сознания своей смертности, своей конечности, но, напротив, должен ценить все, что напоминает ему о суетности мира.

Эпистемология экзистенциализма есть не что иное, как восстание против крайностей рационалистического познания. Наука, утверждают они, не способна решать мирские и гуманитарные проблемы. Истина, по их мнению, является не эпистемологической, а моральной и социальной категорией. Самым надежным свидетелем истины является индивидуальная субъективность сознания, которая проявляется в установках, переживаниях и эмоциях человека. Они всегда содержат нечто общее для всех людей и выражают суть положения человека в мире.

История возникновения экзистенциализма

Говоря о философском учении, не менее важно упомянуть историю его возникновения и развития, назвать причины, которые дали людям того времени основание воспринимать мир и человека именно так, а не иначе.

Философия экзистенциализма появилась после Первой мировой войны. Для людей того времени было особенно важно понять, кто они и почему они живы. Многие постоянно испытывали страх, не было уверенности в завтрашнем дне. На основе всех этих переживаний и настроений родилась теория экзистенциализма, которая не призывала бороться с тревогой и стрессом, а восхваляла их и освещала с новой, совершенно невероятной стороны.

Более того, впервые в философском учении экзистенциалисты поставили новую проблему о существовании и судьбе человека. Они дали ясный и внятный ответ на вопрос, как мы должны воспринимать жизнь, что мы должны делать, как мы должны познавать мир, от которого мы все зависим. Ни одна философская школа до этого не освещала так широко вопрос о судьбе человека.

В настоящее время считается, что С. Кьеркегор заложил основы этого учения. Этот философ утверждал, что невозможно постичь бытие с помощью рационального познания.

Прежде всего, Кьеркегор был против гегелевской системы как законченной, завершенной, замкнутой конструкции и справедливо полагал, что «система бытия невозможна….. Система и полнота соответствуют друг другу; бытие противоположно этому». Гегель, как и вся немецкая классическая философия, хотел создать философскую науку, идеалом которой была бы объективность. Все субъективное, личное считалось неправдой. Кьеркегор, напротив, ставит в центр философского интереса личность (субъективное), которая имеет реальное, истинное существование. Эта личность — конкретный, духовный индивид — «единичное», как называет его философ — только она обладает «существованием».

Существование, Dasein понимается как человеческое существование и является центральной категорией доктрины, созданной датским мыслителем. Она фиксирует существование внутреннего и уникального опыта индивида. Существовать, согласно Кьеркегору, значит реализовывать свое бытие, свободно выбирая одну из альтернатив. Через этот выбор человек утверждает свою уникальность, свою индивидуальность.

Не все идеи Кьеркегора были подхвачены экзистенциалистами, но многие из них легли в основу учения, были пересмотрены и обрели новую форму.

Экзистенциальная идея о рабстве, зависимости и несовершенстве человека, например, во многом заимствована из мыслей Кьеркегора об отчаянии. Отходя от христианской догмы о первородном грехе, этот философ в принципе определяет человеческую жизнь как отчаяние. В то же время, по его мнению, отчаяние является средством приближения человека к Богу. Человек, который свободно выбирает уединение и приближается к Богу, является истинно верующим.

Наряду с идеей отчаяния, Кьеркегор рассматривал страх как особую категорию, которая имеет значение для каждого из нас. Он считал, что страх проистекает из осознания человеком краткости собственной жизни и неизбежности смерти. Человек ничего не может сделать для увеличения собственной жизни, что порождает в нем чувство страха, в том числе страха перед неизвестностью.

Кьеркегор разработал философию экзистенциализма и противопоставил ее немецкому классическому идеализму. Он считал, вопреки распространенному в то время мнению, что мир и природу человека следует познавать прежде всего через органы чувств, поскольку весь смысл существования иррационален.

В целом Кьеркегор принадлежал к религиозной ветви экзистенциализма, однако некоторые его идеи дали почву для развития атеистической ветви учения. Философы-экзистенциалисты считают Кьеркегора своим предтечей, поскольку он первым выдвинул идею об иррациональности человеческого существования.

Общие черты экзистенциализма

Экзистенциальная философия или экзистенциализм (от позднелатинского exixtentia — существование) была разработана в XX веке. Эта философия оказывается антропологической по своей направленности. Ее центральной философской проблемой является проблема человека и его существования в мире. В одной из самых распространенных и влиятельных социальных концепций. Процесс его возникновения и становления длился несколько десятилетий. Это было в 20-50-е годы двадцатого века.

Теоретические истоки экзистенциализма очень обширны и восходят к XIX веку: религиозно-мистическое учение датского философа С. Кьеркегора (1813-1855), иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше (1844-1900), интуитивизм французского идеалиста А. Бергсона (1859-1941), феноменологические концепции.

Позиции выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955) также были близки к экзистенциализму. В самом экзистенциализме выделяют две ветви: религиозную, представленную за рубежом К. Ясперсом, Г. Марселем, М. Бубером (в России Н. Бердяевым, Л. Шестовым), и атеистическую — М. Хайдеггером. Ж.-П. Сартр и А. Камю. Эти две ветви различаются по ряду позиций. В то же время экзистенциализм как современное западное философское течение имеет ряд фундаментальных сходств.

Философия экзистенциализма в своей основной концепции имеет дело с существованием или человеческим существованием. Основными характеристиками или способами такого существования являются тревога, совесть, беспокойство, отчаяние, одиночество и т.д. Человек осознает свое бытие не в обычной, повседневной ситуации, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозрев, он чувствует свою ответственность за все, что происходит в окружающем его мире.
Согласно экзистенциализму, задача философии состоит не столько в том, чтобы заниматься науками в их классическом рационалистическом проявлении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого существования. Человек против своей воли брошен в этот мир, в свою судьбу, и живет в чужом для него мире.

Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые продолжают волновать людей: «Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков его или ее жизненный путь? Согласно экзистенциализму, задача философии состоит не столько в том, чтобы заниматься науками в их классической рационалистической форме, сколько вопросами индивидуально-человеческого существования.
Экзистенциализм появляется в 20 веке, в период всеобщих волнений и войн (в Германии — во время Первой мировой войны, во Франции — во время Второй мировой войны), и отражает ощущение человека, стоящего между жизнью и смертью, существованием и небытием.
Если говорить об истории возникновения экзистенциализма, о философских идеях и размышлениях, которые лежат в основе экзистенциализма, то можно сказать, что Сократа можно считать первым представителем этого течения и философской антропологии. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность и внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание перешло от философского сомнения «я знаю, что ничего не знаю» к рождению истины через самопознание. Сократ возвел знаменитое изречение дельфийского оракула «Познай самого себя!» в философский принцип.
Философы-экзистенциалисты часто прибегали к изложению своих идей в соответствующей литературной форме (романы, эссе, пьесы), хотя им не чужда определенная философская методология — например, все они в той или иной степени опираются на феноменологию Э. Гуссерля.

Человек и самопознание

Поскольку характер человека может быть настоящим и ненастоящим, существуют некоторые правила и установки, которые помогают человеку приблизиться к правильному образу жизни и понять свое существование.

Однако, прежде всего, стоит упомянуть о препятствиях, которые встречаются человеку на этом пути. Одним из факторов, предопределяющих судьбу и жизнь человека, экзистенциалисты считают отсутствие у него самодостаточности. Человек всегда от чего-то зависит. Иногда на другого человека (начальника, кормильца или любовника), иногда на группу людей или государство.

Религиозная ветвь экзистенциализма подчеркивает зависимость человека от Бога и религии, от этих моральных и этических принципов. Многие философы приписывали Богу способность неограниченно контролировать человеческую жизнь и судьбу и распоряжаться ею по своему высшему усмотрению. Некоторые считали, что хотя человек зависит от Бога, может самостоятельно принимать некоторые жизненные решения и принимает некоторые решения в рамках дозволенного, в основном он все же зависит от Бога и высших сил.

Атеистическая ветвь, с другой стороны, приписывает человеку жажду власти, желание подавить свободу другого человека или уменьшить подавление своей собственной свободы. Философы этого направления считали, что каждый из нас, движимый страхом за свою жизнь и желанием защитить себя, стремится занять наиболее выгодное положение в обществе. Обычно такая должность наделена определенной властью. Человек, наделенный властью, пользуется большими привилегиями и защитой по сравнению с другими. Это делает его жизнь более безопасной и комфортной. Для достижения этой цели каждый человек стремится подняться выше по социальной лестнице. В этом стремлении к социальному прогрессу философы-экзистенциалисты атеистического направления видят главную причину рабства человека в мире.

У экзистенциалистов особый взгляд на существование животных. По их мнению, животные неотделимы от своего существования, потому что им не нужно его познавать, оно уже известно им. Это происходит потому, что животные не обладают рациональным мышлением, оно не «мешает» им и не отделяет их от их чувственно воспринимаемого бытия. Животным не нужно обострять свои чувства, пытаться сделать их более тонкими и чувствительными, они и так чувствуют мир таким, какой он есть на самом деле, и осознают всю его уникальную сложность и красоту.

Тем не менее, экзистенциалисты считали, что существуют способы, позволяющие человеку понять и приблизиться к своему существованию.

Экзистенциалисты считали чувства самым важным способом познания себя, и поэтому можно сказать, что интуиция является самым важным «оружием» для познания своего существования. Каждый из нас должен развивать его и стремиться к полному овладению им. Именно интуиция как «дыхание чувственного познания в рациональном познании» может помочь нам понять всю суть нашего бытия, разгадать все его тайны и загадки и, слившись в единстве со своим существованием, ощутить всю захватывающе сложную красоту мира, в котором мы живем.

Страх в экзистенциализме

Тревога, как часть сенсорного восприятия, занимает особое место в экзистенциализме.

На первый взгляд, тревога не имеет глубокого философского смысла, но именно экзистенциалисты подробно изучили ее и пришли к выводу, что тревога — это нечто гораздо более глубокое, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями.

Прежде всего, философы этой школы различают тревогу и страх. Страх — это эмоция, которая имеет конкретную причину. Человек всегда знает, чего он боится, и поэтому может найти методы борьбы с этим страхом и избавиться от него.

Страх, с другой стороны, рассматривается философами как чувство, которое не имеет определенного объекта-пускового механизма. Человек никогда не может сказать, чего он боится, причина скрыта где-то глубоко в его подсознании, она существует только на уровне чувств и не управляет человеком. Страх — категория иррационального познания, приближает нас к нашему экзистенциальному бытию и безошибочно убеждает в принципиальном существовании бытия.

Экзистенциалисты считают, что страх оказывает положительное влияние на человека. По их словам, чувство страха помогает нам выйти за рамки привычного, взглянуть на себя и мир под другим углом, заметить то, что раньше было неизвестно. Страх — это часть свободы, метод ее реализации и достижения, потому что он отделяет нас от привычного взгляда на мир.

Нужно не бороться со страхом, а ценить это чувство. Это один из путеводителей человека в его жизненном мире, поскольку это чувство, вызванное и неотделимое от нашего подсознательного и чувственного восприятия окружающего мира.

Кьеркегор говорит: «Страх — это головокружение от свободы».

Во время этого чувства все несущественное отступает на задний план, оставляя позади само существование. Когда человек поднимается над бездумной жизнью, он понимает, что большинство его ценностей, взглядов и ориентаций являются ложными. Раньше он был уверен в них, но теперь он оторвался от них, стал независимым, и только в этом может заключаться истинная свобода.

Заключение

В 60-70-х годах прошлого века экзистенциализм стал одним из самых популярных направлений западной философии, обретя множество последователей и сторонников по всему миру. Особенно восприимчивыми к его идеям были художественная интеллигенция и студенты. Важными для человечества конца двадцатого века были предостережения экзистенциализма против безрассудной веры в науку и технику и против нечестности сознания, подчиняющегося экономическим и социальным реалиям (т.е. конформизма). Экзистенциализм поставил и решил проблему человеческой свободы, выбора жизненного пути, по-новому и очень продуктивно. Одиночество, индивидуализм, потеря чувства сопричастности к происходящему и отчаяние — вот основные черты менталитета этой эпохи. Это было время осмысления пережитых потерь и разочарований, время предчувствия новых, еще более страшных потрясений, время радикальной переоценки старых идеалов и формирования новых. Если атмосфера начала ХХ века, хотя и оставляла место для утонченных чувств, была пронизана светлой печалью, за которой скрывалась надежда на лучшее, то военные годы 1914-1918 показали человечеству реальность конца цивилизации. Как из глубин первобытного сознания выходят самые темные стороны человеческой натуры: жестокость, стремление к превосходству, разрушение. Христианские ценности, взращиваемые на протяжении многих тысячелетий, были отброшены. В Германии, Италии и Испании зародились и быстро пришли к власти самые иррациональные и пессимистические философские течения, отражавшие, словно в зеркале, общее мировоззрение людей той эпохи.

Экзистенциализм противостоит наиболее типичным формам радикального разочарования в истории, которые ведут к интерпретации современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса человечества. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, она протестует против капитуляции личности перед этим кризисом.

Экзистенциалисты считали, что катастрофические события недавней истории показали неустойчивость, хрупкость не только отдельного человека, но и всего человеческого существования. Для того чтобы существовать в этом мире, человек должен сначала разобраться со своим внутренним миром и оценить свои способности и возможности.

Центральной концепцией учения является экзистенциализм — человеческое существование как нераздельное единство объекта и субъекта. Осознав себя как бытие, человек обретает свободу, которая является выбором самого себя, своего собственного бытия. Выбор свободы делает человека ответственным за все, что происходит в мире.

Основным объектом философской рефлексии в экзистенциализме является индивидуальное существование, смысл, знание, ценности, которые составляют «жизненный мир» индивида.

Жизненный мир — это не фрагмент материального мира, а мир духовности, субъективности. Одной из основных установок экзистенциализма является противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальное разделение этих двух сфер человеческого существования. Человек не определяется ни одним существом: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью. Важно только его существование. Основной подход экзистенциализма заключается в том, что существование предшествует бытию, то есть человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем и только потом определяется как личность. Согласно экзистенциализму, человек — это временное и конечное существо, которому суждено умереть. Концепция смерти как самоочевидного, абсолютного предела всех человеческих усилий занимает в экзистенциализме такое же место, как и религия, хотя большинство сторонников этой философии не предлагают человеку потустороннюю перспективу.

Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, и поэтому ценят все, что напоминает человеку о тщетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о «пограничных ситуациях» — экстремальных жизненных обстоятельствах, в которых постоянно оказывается человеческая личность. Наиболее важной «пограничной ситуацией» является ситуация перед лицом смерти, «небытия», «быть или не быть» — в секулярном варианте экзистенциализма, или перед лицом мира трансцендентности — Бога — в религиозном варианте экзистенциализма.

Список использованной литературы

  1. Бердяев Н.А. Смысл истории: новое средневековье, М-20022. Бессонов Б.Н.
  2. История философии: учебник для студентов-нефилософов, Юрайт, М-20113. Исаев А.А.
  3. Философская мысль и историко-философские концепции: поиск единства в экзистенциально ориентированной философии 20 века, М-20054.
  4. Кьеркегор С. Философские крохи или крупицы мудрости, Институт философии, теологии и истории св. Фомы, М-20095.
  5. Рузавин Г.И., Ляшенко В.П., Митрошенков О.А. Философия. Учебник для студентов нефилософских специальностей, Перспектива, М-20076.
  6. А.Г. Спиркин, Философия, Гардарики, М-2004.