Для связи в whatsapp +905441085890

Основные элементы философии Гегеля и ее историческое значение. Совпадение логического и исторического — Философия религии Г. В. Ф. Гегеля. Значение учения Гегеля для развития истории религии как науки

Георг Вильгельм Фридрих Гегельм (1770-1831) посвятил свою жизнь, по его собственным словам, научному познанию истины. Первый шаг в этом направлении был связан с его религиозными исследованиями, которые молодой мыслитель проводил, разделяя позицию Канта. Результаты этой работы Гегель изложил в рукописях «Жизнь Иисуса» (1795) и «Дух христианства и его судьба» (1800)1.

В своих зрелых произведениях немецкий философ уже делает субъектом саму истину или абсолютную идею в логических определениях, которые он дает себе, и во всех реальных формах своего бытия и познания. Поскольку Гегель рассматривал религию как одну из высших форм познания истины, его философия религии не может быть понята без «Феноменологии духа» (1807), которая вводит его систему, «Логической науки» (1816), являющейся ее логическим фундаментом, и «Энциклопедии философских наук» (1830), в которой Гегель очерчивает свою систему в виде очерка, состоящего из трех основных частей: науки логики, философии природы и философии духа.

В заключительных разделах «Феноменологии духа» и «Энциклопедии философских наук» Гегель подводит итог обсуждению проблемы связи между верой и знанием, инициированной Кантом, а также собственным размышлениям на эту тему. Согласно Гегелю, задача абсолютного духа, венчающего единый процесс развития природы и духа, состоит в том, чтобы раскрыть истинную форму самопознания духа, ибо дух должен быть не только сам по себе, но и знать себя за то, что он есть.

Поскольку сущность духа или гейстигкейта заключается в том, что он сам по себе, то субстанция духа (то, во что верит дух, еще не познавший себя) и духа как субъекта (то, что он, еще не познавший себя, знает о себе), таким образом, постепенно соединяются в процессе своего самопознания. Поскольку отправной точкой этого процесса является различие между веществом и субъектом, Гегель считает возможным называть религию всей сферой абсолютности духа, в которой дух достигает конкретной идентичности вещества и субъекта в научном познании и поднимается к нему через этапы искусства, религии-расклада и философии: «Религию — как эту высшую сферу можно охарактеризовать в самом общем смысле — следует рассматривать как исходящую из субъекта и находящуюся в нем, точно так же, как она объективно исходит из абсолютного духа, то есть как дух в своем сообществе». «Эта характеристика дополняется кратким определением веры как знания, которое философ дает в примечании к вышеупомянутому абзацу: «Здесь и вообще вера не противопоставляется знанию, но, более того, вера — это определенное знание, и только определенная форма знания» Таким образом, вера является первой формой познания.

Искусство — это первый способ самопознания духа, который достигает субъективного единства вещества и субъекта. Дух художника и вечная сущность духа, действующего во времени, выявляются в процессе художественного творчества, продуктом которого является красота, особый, а значит, созерцательный образ абсолютной идеи или истины. Как созерцательное сознание истины, искусство несет в себе абсолютное содержание, но форма его сознания, созерцание, которое является непосредственным познанием, сохраняет в искусстве разницу между сознанием и его объектом, при которой это познание есть вера в полностью неопределенный Абсолют, который можно представить себе как что угодно. Сознание автора и воплощенное им в материале произведения универсальное остаются, таким образом, чуждыми друг другу; сознание зрителя стоит в одном и том же отношении к истине. Поскольку вера, присущая искусству сама по себе, еще не является развитой верой, а лишь формально свободной, т.е. произвольной, началом познания абсолютного содержания, то религия искусства отличается от религии откровения, которая возникает из искусства благодаря преодолению отдельности самосознания от всеобщего бытия, присущего искусству.

Основные элементы философии Гегеля и ее историческое значение. Совпадение логического и исторического

Философия религии Г. В. Ф. Гегеля. Значение учения Гегеля для развития истории религии как науки

В христианском представлении о воплощении Бога вещество перестает быть трансцендентным, т.е. чуждым субъекту, и становится имманентной, присущей объективной реальностью как существующее самосознание. Благодаря этому откровению, то есть благодаря той духовной субстанции, которая познаёт саму себя, дух впервые знает Бога как самого себя.

В отличие от сиюминутной, созерцательной веры искусства, религиозная вера — это представляющая вера, посредничающая сама по себе. Таким образом, это знание, т.е. тождество с самим собой, только в своей форме, а его содержание — это знание Бога, которое обязательно включает в себя мышление. А мысль, как мысль в религии, разделяет отражение знания на себя, а отражение на настоящий материальный объект знания, так что вера, развитая мыслью, становится формой противостояния вещества и субъекта.

В той мере, в какой христианстве содержится знание истины, Бог в христианстве — не фантастическая абстракция воображения, а реальное, вполне определенное существо — существо абсолютного Духа. Именно эту сущность христианства отличает от сущности других исторических форм религии, которую Гегель называет истинной, абсолютной религией, или религией откровения. Но хотя истина в религии откровения — в духе и для духа, эта открытость, бытие истины — для него тоже ее скрытость, ибо объективное единство вещества и субъекта в представляющем собой самосознание истины теперь лишено субъективности, т.е. сознания того, что это единство есть для него самого.

Познание, присущее развитой вере, является в ней лишь моментом познания, который относится к абсолютному содержанию и не имеет для последнего адекватной формы — формы тотальности или концепции. Поэтому гегелевская мысль, для полного потребления самопознания дух должен достичь единства содержания и формы, посредничества и непосредственности, веры как знания и познания как веры — единства самосознания и сознания в рациональной мысли, культивируемой философией на ее пути к научному познанию истины.

В отличие от религиозного знания, научное знание — это знание абсолютного содержания в своей форме — в форме познания, а не только в форме знания. Поэтому философия не является ни системой догматической доктрины, которая является специфическим пауком религии (богословия), ни, тем более, элементом или дополнением к этой науке. В конце своего исторического развития философия становится системой самой истины, то есть системой науки как таковой, объектом и методом которой является в науке логики понятие концепции, то есть саморазвитие абсолютной идеи, а в философии природы и в философии разума — процесс развития абсолютной идеи в ее реальных (естественных и духовных) формах.

Г. В. Ф. Гегель о мировой культуре как формах самоопределения духа

В XIX веке немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегельм написал, пожалуй, первое реальное произведение о культуре «Феноменология духа», в котором он представил типологию культур в виде конкретных-исторических проявлений прогрессивного развития абсолютного духа. Философ различает типы культуры в зависимости от того, как тот или иной тип освоил «свободу духа»: восточный тип (свободный — монарх), греческий тип (свободные некоторые — граждане полиса), немецкий тип (свободные все — демократия).

Согласно Гегелю, мировая история — это прогресс в последовательных стадиях формирования духа, каждая стадия занимает в нем существенное и уникальное место. Гегелевская концепция развития культуры представлена концепцией мировой культуры как прогрессивных форм развития духа, пробужденного саморазвитием абсолютной Идеи. Система Гегеля содержит в концептуально переработанном виде весь мир культурных ценностей, главное из которых — мысль, ставшая для него субъектом. Феноменальность культуры функционирует как моменты развития сознания и самосознания, которые становятся содержанием мысли.

Абсолютный идеализм гегелевской системы лежит в основе грандиозного синтеза культуры-философии, который достигается мыслью. Культура является частью истории духа, которая представляет собой множество уникальных образований, каждое из которых уникально и может быть задумано только как момент всеобщего. Для Гегеля вселенское духовное содержание несет в себе каждый особый облик. Жизнеспособность духовного заключается в постоянном изменении форм сознания, плавность которых скрывает устойчивость духовной субстанции — мысли. Для гегелевской концепции культуры каждое появление мира идеала — это нечто внутренне целостное через участие мирового духа. Идея постоянного прогресса в развитии сознания (а значит, и культуры) базируется на принципе совмещения этапов развития индивидуального сознания и маршевых этапов мирового духа. В истории этого процесса реализуется его суть, которая в понимании Гегеля — это свобода. Свобода — величайшая проблема всей истории человеческой культуры, и ее решение мыслителем не ограничивается известным тезисом о признанной необходимости, как в Канте. В Гегеле свобода — это творческий дух негатива, который отрицает стабильность того, что было достигнуто, критика и самоанализ, который движет всем миром идеала. В конечном счете, свобода — это реализация абсолютного духа, его полное воплощение и реализация в виде гармонично спроектированного мира.

Понятие Гегеля «культура» связано с понятием «образование». Этот термин включает в себя не только образование как процесс и его результат — формирование, но и способ, которым появляются новые формы духа, формирование формы самого духовного. В этой интерпретации она в какой-то мере приближается к понятию «культура»; она рассматривается как трансцендентность непосредственного естественного бытия человека, как отражение, которое привносит универсальность в материал его многообразия движений. Гегель видит абсолютную ценность культуры в определении этой универсальности.

Гегель о природе эстетического и исторических судьбах искусства

Великое эстетическое наследие Гегеля включало в себя буквально все теоретические вопросы, которые обсуждались в науке до него. Он является автором концепции всемирно-исторической эволюции искусства, в которой философ различает три этапа: символический (искусство Востока), классический (искусство античности) и романтический (с конца Средневековья до начала XIX века). Главный импульс эволюции — взаимодействие материального и духовного принципа в художественном творчестве, взаимосвязь которого в конечном итоге приводит к преобладанию духовного (максимальному развитию рефлексии) и затуханию материала. С этим связана и теория Гегеля о ведущих видах искусства, показывающая апофеоз музыки и лирической поэзии в романтический период. Несмотря на кажущуюся схематичность концепции исторического развития искусства, Гегелю удалось выявить ряд реальных источников, определяющих реальное существование и миграцию искусств в истории.

Все, что существует, а также последовательные формы интеллектуальной деятельности являются результатом саморазвития абсолютной Идеи, которая по-своему раскрывается в искусстве, религии и философии. «Все, что существует, истинно только в той мере, в какой это существование абсолютной Идеи.» Это предпосылка гегелевской философии. Красота — это та же абсолютная идея, но проявляется в соответствующем чувственном проявлении.

Одно из важнейших свойств прекрасного заключается в том, что как универсальное понятие в чувственном образе («абсолютная идея во внешней непохожести») оно отменяет односторонность теоретико-практического отношения: прекрасное явление превращает «несвободную конечность» в «свободную бесконечность».

Гегель стремится понять особое назначение искусства в жизни человека и рассматривает наиболее широко распространенные взгляды на эту тему. По его мнению, имеющиеся ответы абсолютизируют индивидуальные возможности и стороны искусства, теряя из виду его содержательную сущность. Например, существуют взгляды, согласно которым ценность искусства заключается в его способности пробуждать чувства, заражать нас «возбуждением души», а также в предположении, что искусство может служить средством нравственного действия.

С первой точки зрения, Гегель отмечает, что искусство, вызывая эмоции, может как усиливать наши высокие мотивы, так и стимулировать эгоистические и эгоистические намерения с равным успехом, так что эта способность проявляется как формальная. Более того, аффективная сторона искусства не раскрывает его особенности в сравнении с аналогичным влиянием красноречия, религиозных культов.

Что касается способности к нравственному совершенству, то искусство на самом деле преуспели в закаливании страстей, в придании им культурного характера. Изображая безудержную силу страсти, она приносит домой человеку все свои развратные последствия и тем самым «нежной рукой освобождает его от естественной зависимости и возвышает над ним»

Но если нравственное совершенство рассматривается не как имплицитное (присущее природе художественного языка), а как универсальная цель искусства, то мы опять впадаем в заблуждение. В этом случае чувственно-образная форма искусства предстает в виде ненужного придатка, пустой оболочки, а связанные с ней моменты восхищения, удовольствия и радости вынимаются из скобки и объявляются второстепенными.

Главный обман таких теорий заключается в том, что они ищут конец искусству вне самого искусства, то есть они ищут концепцию искусства в чем-то другом, для чего искусство является средством. Но вопрос о конце искусства — это не то же самое, что вопрос о его полезности. Искусство можно понять только изнутри себя. Ей не нужен ни внешний критерий, ни стандарт, по которому можно было бы измерить ее значение. Высшая материальная цель искусства, заключает Гегель, заключается в том, что искусство раскрывает истину в чувственной форме.

Произведение является произведением искусства только в той мере, в какой оно создано человеческим разумом. Важнейшая характеристика искусства, по мнению Гегеля, заключается в способности человека, как духовного существа, удвоить себя в создаваемых им образах внешнего мира. Воплощая себя во внешнем мире, человек подчиняет себя естественному миру, созерцает себя и обретает возможность наслаждаться реальностью себя во внешней форме. Более того, только воплощение внутреннего содержания во внешнем (искусстве) дает человеку возможность сохранить себя как целостность.

Г. Гегель: философия как всеобщая наука

Общая наука или философия, в соответствии с мыслью Гегеля, включает в себя основные принципы, на которых основывается научное знание и которые были разработаны предшествующей философией. Эти принципы включают, например, принцип объективности (вывод предмета за скобки объекта), существование научного метода, идентификацию законов исследуемого объекта и построение логически последовательной теории. Однако эти принципы должны быть скорректированы в свете критики Канта и в свете обобщения всего исторического пути развития знания. Кроме того, общая наука должна содержать ряд новых принципов, которые не сформулированы предшествующей философией, но могут быть получены путем обобщения исторического опыта знания. Эти принципы Гегель называет диалектической или диалектической логикой.

Диалектика Гегеля представляет собой диалектическое развитие концепции, образ самоощущения концепции в движении и в противоречии. Диалектика Гегеля наиболее полно раскрыта в первой части его системы, Логике. Следует помнить, что Гегель написал две работы, посвященные конкретно логике. Первый, более подробный — Science of Logic (обычно называется Большой логикой) и второй, более короткий, который стал первой частью его фундаментального труда «Энциклопедия философских наук». Гегель применяет диалектические идеи, разработанные в «Науке логики», ко всем своим работам. Они служат ему методом исследования самых разных областей реальности, природы, общества и человека.

Важнейшим принципом гегелевской диалектики является принцип идентичности субъекта и объекта. Это означает, что понимание процесса познания как противопоставления между субъектом и объектом, разработанное предшествующей философией Новой Европы, имеет ограниченный и условный смысл. В действительности, предмет и объект совпадают по своей глубине, они идентичны. Их идентичность основана на глубокой логике или разумности вселенной. Это причина, которая лежит в основе мира. Поэтому познание человека — это своеобразная встреча двух умов — субъективного ума человека и объективного ума, скрытого в познаваемом объекте.

Дух присутствует в познаваемом объекте в виде внутренних законов, которые должны быть открыты человеком в процессе познания. Но в то время как законы не признаются, не обнаруживаются, объект представляется субъекту как чужой, как резко отделенный от него, различный по своей природе. В этом и заключается происхождение идеи, зафиксированной в до-гегелевской философии, что субъект противопоставляет себя объекту и наоборот. Но, по мнению Гегеля, это характерно только для начальной стадии познания; сам процесс познания состоит во взаимном взаимопроникновении субъекта и объекта, в преодолении их отчуждения, и, наконец, в восприятии идентичности, которое поначалу существовало только в бессознательной форме. В процессе восприятия субъект должен мысленно «жить жизнью исследуемого объекта», то есть, мысленно ставя себя на место объекта и следуя вместе с ним по пути его возникновения и развития, переживая в своем сознании этапы и перипетии этого пути. Только в этом случае достигается полное познание объекта или идентичность субъекта и объекта в познании.

Гегель считает, что его современная наука останавливается на первом, начальном этапе, разделения предмета и объекта. По этой причине она не проникает в суть того, что подлежит исследованию, а ограничивается знанием своих внешних свойств. Объект остается чуждым субъекту. Для познания, которое не способно жить жизнью предмета, его сущность естественным образом остается непознанной. Поэтому, по мнению Гегеля, Кант относительно прав в утверждении неосведомленности о сущности вещей для науки, учитывая ту ограниченную форму познания, которая сложилась в науке того времени. Но в абсолютном смысле он ошибается, ибо может и должна существовать более совершенная форма научного знания, которую Гегель развивает на основе принципа тождественности субъекта и объекта.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия диалога М.М. Бахтина
  2. Владимир Ильич Ленин, российский революционер, марксист, идеолог
  3. Семья как историческая общность людей
  4. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия
  5. Особенности науки нового времени
  6. Определение оснований бытия
  7. Происхождение религии: гипотезы, догадки, факты
  8. Идея богочеловечества как политическая утопия
  9. Личность в социальной философии
  10. Философия техники: основные проблемы — Инженеры-философы и первые философы техники