Для связи в whatsapp +905441085890

Основные этапы развития русской философской мысли

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Специфика философского осмысления проблемы человека в философии
  2. Русская философия XIX века
  3. Западничество и славянофильство и выбор пути развития русской культуры
  4. Философия человека Н. Бердяева
  5. Основные течения философской мысли в России XIX-XX веков
  6. Истоки и смысл русского коммунизма
  7. Философские взгляды Чокана Валиханова
  8. Философско-правовые учения в СССР
  9. Постклассическая философия XIX–начала XX веков
  10. Философский смысл проблемы бытия

Введение

Характеризуя особенности развития философской мысли в России, необходимо, прежде всего, учитывать условия ее существования, которые были крайне неблагоприятными по сравнению с западноевропейскими. В то время как в университетах Германии излагались философские системы Канта, Шеллинга, Гегеля и других мыслителей, преподавание философии в России находилось под строжайшим государственным контролем, который по чисто политическим причинам не допускал философского свободомыслия. Отношение государственных властей к философии ярко выражено в знаменитом высказывании попечителя учебных заведений князя Ширинского-Шихматова: «Польза философии не доказана, а вред возможен».

С одной стороны, формирование русской философии происходило в процессе поиска и ответа на те вопросы, которые ставила сама русская действительность, так что в истории русской философии трудно найти мыслителя, который занимался бы чистым теоретизированием и не отвечал на животрепещущие проблемы.

С другой стороны, эти же условия привели к такому ненормальному состоянию самой философии, когда в восприятии философских доктрин доминируют политические установки, а сами доктрины оцениваются прежде всего с точки зрения их «прогрессивности» или «отзывчивости», «полезности» или «бесполезности» в решении социальных проблем. Поэтому те доктрины, которые не отличались философской глубиной, но отвечали накалу дня, имели большую популярность.

Характеризуя особенности русской философии, мы должны также учитывать культурно-исторический фон, в котором она формировалась. В ходе русской истории смешались два разных типа культуры и, соответственно, два разных типа философствования: рационалистический западноевропейский тип и восточный, византийский, который вошел в русское самосознание через православие. Это сочетание двух различных типов мышления проходит через всю историю русской философии.

В содержательном плане русская философия также имеет свои особенности. Главной темой, определившей своеобразие русской философии, была тема России, понимание смысла ее существования в истории. Другой ведущей темой была тема самого человека, его судьбы и смысла жизни.

Ниже мы более подробно расскажем об основных этапах развития философской мысли.

Этапы развития русской философии

Русская философия прошла долгий путь в своем развитии, в котором можно выделить следующие этапы:

  1. Одиннадцатый век. — Первая половина XVIII. Век. — Постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, особенно религиозного и эстетического (Иларион, Андрей Рублев, Феофан Грек и др.);
  2. Вторая половина восемнадцатого века. — Первая четверть девятнадцатого века. — Распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, которое не обходится без некоторого подражания западноевропейским тенденциям философской мысли;
  3. Вторая четверть девятнадцатого века. — Вторая четверть девятнадцатого века и начало двадцатого века. — Формирование и развитие характерной русской философии;
  4. После 1922 года — философия русских за рубежом.

Итак, давайте проанализируем каждый из этапов более подробно.

Философская мысль на Руси начинает зарождаться в XI веке под влиянием христианизации. В это время киевский митрополит Иларион создает знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором развивает богословско-историческую концепцию, устанавливающую включенность «Русской земли» во вселенский процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие русской философской мысли сопровождалось выработкой нравственно-практических принципов и обоснованием особого предназначения православия в России для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным в этом смысле является в правление Василия III игуменство Елиазаровского монастыря, созданного Филофеем на тему «Москва как третий Рим».

Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на протяжении шестнадцатого и восемнадцатого веков. Этот поиск проходил в атмосфере противостояния двух тенденций.

Основные направления философской мысли в русской философии

В целом, формирование самобытной русской философии началось с объяснения и обсуждения вопроса об исторической судьбе России. В напряженной дискуссии конца 30-х годов XIX века о месте России в мировой истории славянофильство и западничество сформировались как противоборствующие течения русской философской мысли.

Основная проблема, вокруг которой развернулась дискуссия, заключалась в следующем: Был ли исторический путь России таким же, как у Западной Европы, и была ли Россия особенной только потому, что она была отсталой, или у России был особый путь и ее культура принадлежала к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос возникли альтернативные концепции российской истории.

Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала русской национальной жизни, подчеркивали самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и считали неизбежным для России тот же исторический путь, который прошла Западная Европа.

Лидерами были Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860) и Юрий Федорович Самарин (1819-1876).

Славянофилы изучали историю в поисках стабильных факторов, влияющих на исторический процесс. Такими факторами, по мнению славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а только сам человек как «единственный и неизменный творец истории». Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким фактором — верой, которая определяет историческую деятельность народов. Люди и вера взаимосвязаны, так что не только вера создает людей, но и люди создают веру. Православие, в воображении славянофилов, выступало как духовная основа всей русской жизни: «…пронизывая все духовные и нравственные убеждения народа, оно незримо вело государство к осуществлению высших христианских начал и никогда не мешало ему развиваться. В истории России произошло слияние духовных ценностей православия с жизнью народа.

Самая большая заслуга славянофилов в том, что они стали рассматривать нацию как духовное явление.

Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. В новых исторических условиях в пореформенной России возникло прямое продолжение славянофильства — поповство.

Как идеологическое течение «общественной» мысли, западничество не было единым и однородным. Среди западников, включая Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856), Александра Ивановича Герцена (1812-1870), Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848) и других, были мыслители всех направлений, включая либералов, радикалов и консерваторов.

Материализм в русской философии середины девятнадцатого века

В 1940-е годы материалистическое направление в русской философии было представлено, прежде всего, трудами Герцена. Как и большинство русских революционных демократов, Герцен прошел сложный путь исканий в своем интеллектуальном развитии — от глубокого увлечения философией Гегеля до материализма Фейербаха.

В 1960-е годы эти же идеи получили свое дальнейшее обоснование в работах Д. Писарева. Также в это время на арену общественной жизни начинают выходить новые силы, наиболее активной из которых была смешанная интеллигенция. Их признанным лидером был Николай Александрович Добролюбов (1836-1861). Их взгляды и идеалы носили ярко выраженный революционный и демократический характер. Они резко выступали против правительства, боролись за освобождение личности против власти общества, опирались на материализм и науку.

Русское Пощенство

Прямым продолжением славянофильства в 1960-1980-е годы, как уже упоминалось выше, стало почвенничество, представленное работами Аполлона Александровича Григорьева (1822-1864), Николая Николаевича Страхова (1828-1896), Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885) и Федора Михайловича Достоевского (1821-1881).

Суверенитет, по определению Григорьева, характеризовался «восстановлением новой, вернее, обновленной веры в почву, в «народ». Вера в народ, в развитие на собственной почве, сочеталась с представлением об истории как о спонтанном органическом процессе, принципиально не поддающемся рационализации.

В середине XIX века идеи об уникальности каждого общества и его культуры, их несводимости к единой модели буквально витали в воздухе, о чем свидетельствует развитие этих идей в западноевропейской и русской социально-философской мысли. Вообще, идея о том, что Западная Европа и Россия принадлежат к разным типам культуры, впервые была высказана М.П. Погодиным. Он считал Европу наследницей культуры Западной Римской империи, а Россию — наследницей культуры Восточной Римской империи — Византии.

Русский консерватизм

Прежде чем рассматривать конкретно российский консерватизм, следует определить, что подразумевается под консерватизмом. Под консерватизмом здесь понимается социально-философская концепция, обосновывающая необходимость сохранения и поддержки исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее нравственных, правовых, религиозных и семейных основ.

Идеология русского консерватизма наиболее лаконично выражена в формуле графа С.Г. Уварова «Православие». Автократия. Народность», на публицистическом уровне основанная Михаилом Катковым (1818-1887), на философском — Константином Леонтьевым (1831-1891), дала развернутое теоретическое обоснование самодержавия как единственно возможной и высшей формы государственной власти в России. По их мнению, только самодержавная власть обеспечивает целостность и стабильность России.

Русский космизм

Одним из наиболее оригинальных течений в русской философской мысли конца XIX — начала XX века является так называемая космическая философия, или, как ее часто называют, русский космизм.

Попробуем в нескольких предложениях сформулировать суть этого течения. Русский космизм — это учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях освоения пространства. Такие мыслители, как Н. Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А. Наумов, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, Л. Чижевский активно изучали проблемы русского космизма. Все они — выдающиеся ученые, гордость нашего отечества.

Учение русских космистов оказало плодотворное влияние на последующее развитие философии и естественных наук, это учение имеет своих приверженцев и в наши дни. Так, в последние годы проводятся «Федоровские чтения». Есть «Прометей» и «Федерация общего дела», хотя они немногочисленны. И если идеи живут и имеют своих верных последователей, значит, они не просто достояние истории философской мысли.

Философия Владимира Соловьева

Владимир Соловьев (1853-1900) создал собственную религиозно-идеалистическую систему. О широте и разносторонности интересов Соловьева можно судить по его многочисленным работам.

Основные положения своей философии он изложил в своих первых работах: в диссертации «Кризис западной философии» и в докторской диссертации «Критика абстрактных элементов». Соловьев излагает онтологию и гносеологию универсализма прежде всего в «Философских началах цельного знания» и в «Первых началах творческой философии».

Философия и наука (по Соловьеву) имеют свою ценность в единстве, с религиозной верой: знание о реальном мире дает наука, об идеальном мире — философия, о Боге — только вера. Целостное знание Соловьева — это синтез науки, философии и веры. Соловьев ставил веру выше разума, он видел только в религиозной вере: высший, объединяющий вид знания.

У Соловьева были разносторонние интересы — христианская философия, буддизм, неоплатонизм. Его интересовали философские построения Канта, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, философские идеи Чаадаева, славянофилов и т.д. Он был в курсе научных открытий.

Сочетая многообразие жизни с философией единства, он своеобразно интерпретировал теорию эволюции Дарвина. У него мир в своем развитии проходит две стадии: первая (до человека) — эволюция природы, вторая (деятельность человека) — история.

Основа мира, подчеркивал Лосский, — это принцип, который находится вне мира, по ту сторону его. Этот принцип не сопоставим с мировым. Это не разум, поскольку он находится за пределами разума; это не личность, поскольку она находится за пределами личности. Даже термин «абсолют» не выражает природу этого принципа, ибо абсолют соответствует относительному, космическому бытию. Другими словами, рассматриваемый принцип полностью свободен от мира. Мир не может существовать без рассматриваемого принципа, но принцип существует независимо от мира. В религиозном опыте Бог открывается не только как абсолютная полнота бытия, но и как высшая, абсолютно совершенная ценность, как благо или, точнее, как высшее благо, а именно красота, любовь, добро, истина.

Ценности жизни нивелируются, когда человек проявляет эгоизм. Некоторые люди на пути к совершенству стремятся к абсолютной полноте бытия, более того, к благу всего мира, пытаясь достичь своей цели и возвыситься над другими существами и даже над Господом Богом, думая, что они могут упорядочить мир лучше, чем это сделал Творец. Стремясь к недостижимой цели, они терпят поражение на каждом шагу, что приводит их к гневу и ненависти к Богу. Эгоизм, гордость отдаляет нас от Бога, обесценивает нас как личность и человека. Творческие силы человека постепенно иссякают, когда он противится Богу, когда все его действия не согласуются с волей и устоями Бога, выраженными в нравственных заповедях Библии.

Философия Лосского стала кульминацией русской философии в диаспоре. Уступая авторитету Бердяева и Шестова, она творчески углубила и расширила все те непростые проблемы, которые поднимались в западноевропейском интуитивизме и персонализме, подтвердив тем самым высокий уровень русской философской мысли в мировом философском процессе.

Русская философская мысль является органичной частью мировой философии и культуры. Русская философия имеет дело с теми же проблемами, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их понимания носили глубоко рациональный характер. Выдающийся историк русской философской мысли Зеньковский отмечал, что русская философия нашла свой собственный путь, «не отчуждаясь от Запада, даже постоянно и прилежно учась у него, но живя своими собственными вдохновениями, своими собственными проблемами…». В девятнадцатом веке Россия пошла по пути независимой философской мысли. Далее он отмечает, что русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильна религиозная составляющая) и не космоцентрична (хотя натурфилософские искания ей чужды), а антропоцентрична, историософична и привержена социальным проблемам: «Ее главным образом волнует проблема человека, его судьбы, путей, смысла и концов истории». Эти же особенности русской философской мысли отмечали и такие исследователи русской философии, как Введенский, Бердяев и другие.

Заключение

Несмотря на то, что русская философская мысль представлена многообразием направлений и школ, в ней преобладали творческая активность в решении философских проблем, ярко выраженная нравственная установка, постоянное обращение к исторической судьбе России, месту русского народа в семье европейских народов. Поэтому без освоения отечественного духовного наследия невозможно понять историю и душу русского народа, осознать место и роль России в мировой цивилизации.

Список литературы

  1. Радугин, А.А. Философия: курс лекций. — Москва, Центр, 1997.
  2. Спиркин Ф.Г. Философия. Учебник для аспирантуры. — М, 1998.
  3. Алексеев П.В. История философии: — учебник. — М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2005 — 240 с.
  4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. — 3-е издание, пересмотренное издание. М.: Торговая компания «Вэлби», Издательство «Проспект», 2004 г. — 608 с.
  5. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004 — 640 с.
  6. Крапивенский С.Е. Социальная философия: Учебник для студентов гуманитарных и социальных наук высших учебных заведений. — 4-е изд. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г. — 416 с.