Для связи в whatsapp +905441085890

Основные формы движения материи и проблема классификации наук — Проблема единства мира: история и современность

В современной философии проблема бытия продолжает оставаться предметом острых дискуссий, а противоречивые программы понимания бытия указывают как на многослойность и противоречивость самого бытия, так и на актуальность идеологической значимости онтологии в условиях техногенной цивилизации. В то же время основные подходы в дискурсе бытия неотделимы от историко-философской традиции и свидетельствуют о преемственности и новаторстве в понимании и объяснении фундаментальных философских проблем. Поиск метафизических оснований бытия в различных философских системах порождает несколько программ объяснения мира — материализм, идеализм, дуализм, плюрализм. Определение форм, типов и видов бытия, осознание своего места в нем М. Хайдеггер называл поиском человеком своего дома, преодолением своей бездомности и сиротства.

Античная философия заложила основу для теоретического осмысления проблем бытия. Если натурфилософия искала конечное основание всего сущего в материальной первооснове, «акме», то уже школа элеатов рассматривала бытие как обобщенную философскую проблему, имеющую огромное значение для человека античности. Парменид характеризует бытие следующим образом: Бытие — это то, что существует за пределами мира чувственных вещей, и оно есть мысль. Бытие едино и неизменно, абсолютно, не имеет в себе деления на субъект и объект, оно есть все возможные полноты совершенства, среди которых истина, благость, добро, свет занимают первое место. Аналогия бытия, согласно Пармениду, — это сфера, не имеющая пространственных границ. Сравнивая бытие с шаром, философ прибегает к сложившемуся в древности убеждению, что шар — самая совершенная и прекрасная форма среди других геометрических фигур. В этом случае бытие тождественно не человеческой мысли, а логосу.

В рамках античного космоцентризма Гераклит предложил иное понимание бытия. Мир Гераклита — это процесс постоянного изменения, становления, задуманный в границах материального космоса, и представляет собой прежде всего круговорот материальных элементов — огня, воздуха, воды и земли. Софисты сместили фокус философского анализа с природы природы на самого человека как место открытия бытия. По их мнению, «человек есть мера всех вещей… существующих, чтобы они существовали, и не существующих, чтобы они не существовали»; именно человек, согласно Протагору, определяет статус существования чего-либо. Софисты впервые раскрывают противоречивый характер самого бытия, а также проблему соотношения объективного и субъективного бытия. В сократовской философии бытие представляется как одна из категорий человеческого разума, которая имеет всеобщий смысл и значение, достижимые благодаря деятельности разума и логической аргументации. Идеи Сократа получили развитие в философской системе Платона, учение которого сосредоточено на анализе бытия как одного из «эйдосов», бытие, понимаемое таким образом, характеризуется совершенством и идеальностью. «Истинное бытие есть некоторые умственные и нематериальные идеи».

В учении Платона «мир чувственных вещей» противопоставляется «миру истинного бытия». В центре философской системы Платона находится учение о трех основных онтологических субстанциях (триада): «Единое», «Дух» и «Душа». Основой всего бытия является «Единое», которое само по себе беззначно, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не занимает никакого пространства, не может двигаться, потому что для движения необходимо изменение, то есть множественность. Признаки тождества, различия, сходства и т.д. не применимы к бытию. О ней вообще ничего нельзя сказать; она — прежде всего бытие, чувствование, мышление. В этом источнике сокрыты не только «идеи» или «эйдосы» вещей, то есть их содержательные ментальные архетипы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность, но и сами вещи, их становление.

Основные формы движения материи и проблема классификации наук - Проблема единства мира: история и современность

Проблема единства мира: история и современность

Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулировал основной вопрос философии следующим образом: «Великий и фундаментальный вопрос всей, особенно современной философии, — это вопрос об отношении мысли к бытию». Ф. Энгельс, по его определению, ухватил только один аспект основного вопроса философии. Он обратил внимание на различия в понимании истоков, предпосылок единства материи и духа: либо мир един в своей материальности, либо основа единства мира предстает как идеальное начало, которое в определенный момент «отпускает» природу. Однако Энгельс не обратил внимания на ценностный аспект основного вопроса философии, на выраженную в нем необходимость преодоления разделения мира на материю и дух. В философии 20 века этот аспект ценности выходит на первый план, выражая безусловную важность (ценность) возможности слияния материального и идеального в человеческой жизни. «Полнота жизни» (синтез материи и духа) — источник человеческой свободы, творчества, общения.

Связь между идеальным и материальным можно рассматривать как генетическую связь, связь по происхождению. В этом случае мы можем говорить об онтологии, учении о бытии, о материи как проекции Абсолюта, или о сознании как универсальном свойстве высокоорганизованной материи, или о тождестве мышления и бытия. Взаимную связь материи и разума можно рассматривать как взаимосвязь уже сформировавшихся противоположных начал. Затем у нас есть гносеология — учение о познании, или праксиология, когда речь идет о практическом аспекте взаимодействия материального и идеального.

Анализ отношений между материальным и духовным работает с рядом терминов: Дух, сознание, мысль, ментал, ощущение, идеал и т.д. — с одной стороны; бытие, мир, природа, физический, материя (материальный) и т.д. — с другой стороны. Специфической категорией здесь является понятие «отношение материального и психического», которое, с точки зрения основного вопроса философии материализма, принимает форму отношения сознания к материи (мысли к бытию, разума к природе или сознания к бытию). В этом случае анализ этих понятий может стать первым шагом познания.

Из изложения и разработки основного вопроса философии Ф. Энгельсом и его последующего анализа В.И. Лениным (в работе «Материализм и эмпириокритицизм») можно сделать вывод, что в данном случае речь идет о соотношении противоположностей. Здесь важны эти два момента: что материя и сознание (с помощью которых вводится основной вопрос) даны в отношении друг к другу, и что это отношение есть отношение противоположностей. Таким образом, диалектика этого отношения по своей сути оказывается диалектикой противоречия в ее конкретной форме.

Следующий вопрос заключается в правильном значении этих отношений с точки зрения сторон, которые их формируют. Опуская различные рассуждения, которые могли бы иметь место в этом случае, будем считать, что отношение, вводимое (постулируемое) главным вопросом, — это отношение материальной и духовной форм. То есть, что бы терминологически ни понималось под его одной стороной, определяемой как дух (духовное), сознание, мысль, ментал, образ и т.д., все это одинаково означает форму, противоположную (противостоящую) материи (материальному бытию). Точно так же, независимо от того, как терминологически определяется другая сторона этого отношения — как бытие, тело, объект (субъект), реальность, природа, мир и т.д. — все это снова означает одно и то же, а именно противоположность духовной формы (духовного).

Из этого можно сделать сразу два вывода. В терминологической характеристике отношения материи и сознания (в функции основного вопроса философии) допустимо использование различных (в заданных пределах) понятийных форм, но при условии, что все они выражают смысл основного вопроса философии. В этом случае все эти понятия сами по себе означают нечто «одно и то же». Поэтому можно сделать еще один шаг и рассмотреть отношение материи и сознания с учетом конкретного смысла включенной сюда формы (например, рассмотреть это отношение как познавательное, художественное и т.д.).

Варианты решения проблемы единства мира

Субстанция (лат. substantia — сущность) — это то, что лежит в основе. Различные философские доктрины по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, кто исходил из приоритета определенной субстанции и основывал на ней всю остальную картину мира во всем многообразии его вещей и явлений, получили название «философский монизм». Когда в качестве отправной точки берутся две субстанции, такая философская позиция называется дуализмом. Наконец, если более двух — плюрализм (от лат. pluralis — множественный). Существует и такое течение, как деизм (от лат. dues — Бог), представители которого (Дж. Толанд, Вольтер) признавали внеземное происхождение Бога, но сводили его роль в мире к минимуму.

В учениях, предшествующих философии, можно найти представления о различных субстанциях: Земля, Вода, Воздух и Огонь. Среди античных философов субстанцией обычно считалась какая-либо субстанция (вода, воздух, земля, металл, дерево, огонь), а разнообразие вещей — это различные состояния этой субстанции. Если субстанций было несколько, они считались неизменными и не сливались друг с другом. Разные вещи в этом случае были результатом различных комбинаций веществ.

В средние века появилась идея о существовании двух противоположных субстанций — физической и психической. Иначе невозможно было объяснить существование бессмертной души под смертным телом. Сразу же возникла проблема взаимосвязи этих двух веществ. Мы уже видели, как эта проблема была решена в истории философии. Декарт вынужден был признать независимое существование обеих субстанций — протяженной субстанции (из которой состоят все вещи) и мыслящей субстанции (из которой состоят все явления сознания). Этот подход был назван дуализмом. Но при таком подходе возникала проблема объяснения синхронности действия двух веществ. Появилось объяснение с помощью «теории двух часов». При сотворении мира Бог «поднял» обе субстанции одновременно, и теперь они действуют синхронно.

Затем Спиноза избавился от дуализма, заявив, что протяжение и мышление — это не субстанции, а атрибуты (неотъемлемые свойства) общей для них субстанции — телесной природы (материи).

Признание того, что в основе мира лежит только одна субстанция, называется монизмом. Следовательно, Декарт — дуалист, а Спиноза — монист.

Утверждение немецкого философа Лейбница о том, что субстанция не может быть расширена, приводит к идее бесконечно малых монад, из которых состоят все вещи. Лейбниц объяснил одновременность их действий предопределенной гармонией.

Таким образом, монизм может быть двух видов — материалистический, когда субстанция материальна (физическая), и идеалистический, когда субстанция мыслима. Идеалистический монизм, в свою очередь, также может быть двух видов. Если основой мира является мысль (сознание, ощущение) самого человека, то это субъективный идеализм (Беркли, Фихте), а если субстанцией является мысль сверхчеловека (Бога, мирового духа и т.д.), то это объективный идеализм (Платон, Гегель). (1)

Монизм должен объяснять все существующие вещи единой субстанцией. Если идеализм должен объяснить существование физических (материальных) вещей, то материализм должен объяснить существование мыслей. Как же решаются эти проблемы?

Для субъективного идеализма материальные вещи — это мысль о них, комплекс человеческих ощущений, то есть материи как таковой не существует. Последовательное следование этой идее приводит к выводу, что в мире нет ничего, кроме собственного сознания. В философии такой подход называется солипсизмом. Но сами философы не хотят считать себя солипсистами. И Беркли, и Фихте, чья философия привела к солипсизму, утверждали, что другие люди тоже существуют.

Материя как субстрат: субстратная основа единства мира

Характерной чертой античной эпохи познания является изначальная озабоченность качественными и количественными определениями бытия. Не случайно основными структурными элементами в мышлении древних философов были понятия качества и количества. На первом этапе развития научного знания иначе и быть не могло. В.И. Ленин отмечал: «Сначала вспыхивают впечатления, потом что-то выделяется, потом вырабатываются понятия качества (определения вещи или явления) и количества».

Как основное свойство вещей, качество стало отправной точкой и одновременно определяющей логической формой, используемой античными философами при рассмотрении действительности. Изучение качества как устойчиво данного свойства определенного бытия и стремление объяснить многообразие качества привело мыслителей к поиску его причины, которая скрыта за внешним обликом вещей и является основой их существования.

Некоторые инициалы (вода, воздух, огонь, земля и т.д.) считались такой причиной и основой; они, по мнению древних, являлись источником порождения качественно различных вещей. Примечательно, что первоисточниками древних натурфилософов также были некоторые вещи. Процедура объяснения многообразия качества в конечном итоге свелась к мысленному сведению многих вещей к одной в одной и той же универсальной форме качественной детерминации. Вещи объяснялись вещами.

Такие первоосновы, как вода, воздух, огонь, земля, выдвинутые мыслителями древности, имеют такое же своеобразное существование по отношению ко всем другим объектам природы. Их существование не отличается от существования всего остального в природе. Этот факт лучше всего свидетельствует о том, что сущность мира, материя, была задумана натурфилософами в терминах вещи.

В поисках изначальной сущности древних мыслителей выразилась не только первая форма субстанциальности в понимании материи (т.е. понимание материи как наглядно данной вещи), перенятая ими из повседневного опыта, но и попытка найти единство именно в многообразии вещей. Последнее требовало способности, которая в определенной степени позволяет отстраниться от всего непосредственно существующего, противопоставить содержание чувственных восприятий сущности задуманного и выразить себя в нем тем или иным образом.

Соотношение мышления и объективной реальности рассматривалось в античной философии в смысле выявления различия между рациональным и чувственным. Другого анализа основного вопроса философии в то время быть не могло, поскольку философы направляли свое внимание на создание целостных образов мира, а отношение человека к нему изучалось только как отношение созерцания. Мир, касающийся человека, был взят из мифологии в виде тождества объекта с субъектом познания. Древние, говоря о разумных вещах, не сомневались в достоверности и реальности восприятий и ощущений, поэтому рассматривали их не как образы, а как явления внешней реальности.

Понимание материи как вещи — ведущего способа постижения реальной действительности — в античную эпоху разными философами имело свои нюансы и особенности. Таким образом, концепция материи атомистов существенно отличалась от концепции милетцев. Это различие проявляется двояко: в понимании качественной детерминации первоначала и в степени противопоставления разумного и рационального в понимании этого первоначала.

Атомы Лейциппа и Демокрита не обладали даже тем качеством, которым обладала вода Фалеса как качественный доброкачественный субстрат. Это своеобразные качественные единицы бытия, отличающиеся друг от друга формой, порядком и положением («структура», «контакт», «поворот»), что является источником разнообразия материального мира.

Формы движения материи

Определенным материальным носителям могут быть присвоены различные конкретные виды движений. Существует возможность построения различных классификаций форм движения материи. Форма движения материи связана с определенным материальным носителем и имеет определенное поле движения и свои определенные законы.

Ф. Энгельс установил существование 5 основных форм движения материи.

  • Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.
  • Физическое (по сути, тепловое) движение, например, движение молекул.
  • Химическое движение, движение атомов внутри молекул.
  • Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковых форм жизни.
  • Социальное движение (все изменения в обществе).

В настоящее время эта классификация устарела. В частности, теперь нецелесообразно сводить физическое движение только к тепловому движению. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:

  • пространственное движение;
  • электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;
  • гравитационная форма движения;
  • сильное (ядерное) взаимодействие;
  • слабое взаимодействие (поглощение и испускание нейтронов);
  • химическая форма движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);
  • геологическая форма движения материи (связана с изменениями в геосистемах — континентах, слоях земной коры и т.д.):
  • биологическая форма движения (метаболизм, процессы на клеточном уровне, наследственность и т.д.); * социальная форма движения (процессы на клеточном уровне, наследственность и т.д.);
  • социальная форма движения (процессы, происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и в дальнейшем будет вносить постоянные коррективы в эту классификацию форм движения материи. Однако представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться на основе принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

Прежде всего, принцип развития, применительно к анализу форм движения материи, не потеряет своего значения. Это позволяет систематизировать их в соответствии с реальным процессом эволюции материальных систем в направлениях от простого к сложному, от низшего к высшему, от простейших процессов механического движения до процессов, происходящих в человеческом обществе.

Принцип связи каждой формы движения с конкретным материальным носителем или набором конкретных материальных носителей продолжает играть важную роль.

Принцип генетической и структурной обусловленности высших форм движения материи низшими остается в силе. Это связано с тем, что каждая высшая форма движения возникает на основе низших и включает их в полосатую форму. По сути, это означает, что структуры, характерные для высших форм движения, могут быть открыты только на основе анализа структур низших форм.

И наоборот, сущность формы движения низшего порядка может быть познана только на основе знания содержания формы движения материи высшего порядка.

С принципом генетической зависимости тесно связан принцип несводимости высших форм движения к низшим и принцип ложного переноса (экстраполяции) свойств высших форм движения материи на низшие. В этом заключается принцип качественной специфики всех форм движения. В высшей форме движения его низшие формы представлены не в «чистом» виде, а в синтезированном («снятом») виде. «Механические» движения человеческой руки — это результат сложения сложных процессов как механических, так и биологических, химических и т.д. Поэтому любая попытка создать чисто механический аналог человеческой руки абсурдна.

Перенос животного мира в общество также абсурден, даже если на первый взгляд кажется, что он подчиняется «закону джунглей». Конечно, человеческая жестокость может быть несравненно больше, чем жестокость хищников. И все же такие человеческие чувства, как любовь, сочувствие и сострадание, неизвестны хищникам.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Фридрих Ницше, немецкий философ, представитель философии жизни
  2. Томас Гоббс, английский философ-материалист
  3. Неоконфуцианство и чжу си
  4. Подсистемы общества – сферы общественной жизни
  5. Культура в условиях глобализации
  6. Философская сущность государства
  7. Сёрен Обю Кьеркегор, датский теолог, философ, писатель
  8. Гносеология
  9. Создание универсального теплового двигателя (Джеймс Уатт, 1784) и становление машинного производства
  10. Объективность знания и творческая деятельность