Для связи в whatsapp +905441085890

Основные характеристики русской философии — Общая характеристика и периоды развития русской философии

Развитие философской мысли в России тесно переплетено с великими достижениями науки, литературы, искусства и многих других областей знаний. Имена таких представителей русского народа, как М.Ю. Лермонтов, А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев, С.А. Лебедев, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, И.П. Кузнецов, В.В. Павлов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, П.И. Чайковский, М.И. Глинка, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов и др.

Россия пришла во второй половине девятнадцатого века не только с уникальными духовными ценностями, но и с революционными традициями, получившими свое философское обобщение. В этой связи большой интерес представляют взгляды лучших представителей смешанной интеллигенции в лице Герцена, Белинского, Писарева, Добролюбова, Чернышевского. Они стояли на высоком уровне развития науки и философии того времени, были в курсе истории философской мысли на Западе, но создавали свои произведения с учетом особенностей российской действительности. Поэтому попытки некоторых западноевропейских (да и некоторых российских) историков философии утвердить твердую мысль о том, что у каждого русского философа есть своя модель на Западе, что, дескать, в России нет и не было самостоятельной философской мысли, разлетаются, как битое стекло, во все стороны и показывают свою абсурдность.

Нет необходимости спорить о причинах экономической и технической отсталости России по сравнению с передовыми европейскими странами. Не вызывает споров и тот факт, что царский режим отрезал Россию от Запада, что не могло остаться без негативных последствий, как для экономического развития России, так и, в некоторой степени, для ее духовного развития. Тем не менее, Россия всегда отличалась спецификой своего интеллектуального развития и историей своей философской мысли. Философия революционных демократов не является исключением. В формировании своего мировоззрения они опирались на исконно русскую философию, история которой начинается в пятнадцатом веке.

Из-за барьеров, искусственно возведенных царизмом между Россией и Европой, важные научные открытия оставались незамеченными европейскими учеными. Более того, российские учебные заведения были переполнены иностранными (особенно немецкими) учеными, кафедры в них возглавляли иностранцы, типографии для русских ученых были закрыты.

Несомненно, все это давало право утверждать тезис о том, что самостоятельной русской философской мысли не существует, что русские мыслители механически переносили философские концепции Запада на русскую почву. Усиленная пропаганда того, что якобы русский народ по своей природе склонен к рутине, отсталости, мистицизму. Эти аргументы широко использовались, особенно немецкими учеными (профессорами Леем и Розенбергом, а позже фашистскими идеологами). Под влиянием этих ложных идей находились и некоторые русские историки философии (Радлов, Шпет, Яковенко), которые в то же время пытались утвердить тезис, что подлинными выразителями русской общественной и философской мысли, русского общественного сознания были архимандрит Гаврила и его ближайшее окружение (проф. Юркевич, Лопатин, Мережковский и др.).

Они тщательно скрывали от народа великие творения Ломоносова, революционные идеи Радищева, Герцена, Белинского, Писарева, Добролюбова и Чернышевского. Они не нашли ничего философского во взглядах Сеченова (основателя материалистической физиологии), Менделеева, Тимирязева. Для каждого русского мыслителя они находили модели на Западе и искусственно вписывали их в систему взглядов западных философов. Это было сознательное извращение истории русской философской, научной и общественной мысли. Они забыли подвиги своего народа, величие своей родины. Белинский не без оснований называл их непатриотичными.

Основные характеристики русской философии

Общая характеристика и периоды развития русской философии

Активное культурно-историческое развитие различных народов, населяющих просторы России, началось гораздо позже индийцев, египтян, китайцев, греков, римлян и арабов. Становление русской мысли принято считать с X-XI века, когда Русь приняла христианство. Однако, в отличие от Индии, Китая и Греции, первая протофилософская мысль в России основывается исключительно на мифологии и теологии. Отдельной рациональной культуры, тем более серьезных зачатков науки, в то время практически не существовало. Это сильно повлияло как на русское православие, так и на философию.

Первоначально русская философия формировалась под влиянием национальной мифологии и греко-византийской религиозно-философской традиции. Позднее, начиная с XVIII. века западная философия с ее ориентацией на светскую культуру и науку начала оказывать большое влияние. Россия открыла для себя восточную (индийскую и китайскую) философию довольно поздно, в XIX и XX веках.

Подлинная русская философия, достаточно самостоятельная и оригинальная как в формальном плане (отделение от богословия), так и в идеологическом (выдвижение и развитие новых идей), зародилась только в XVIII веке. До этого времени можно говорить лишь о культурной предыстории русской философии, то есть о ее зарождении, идеологическом становлении и теоретическом формировании.

Условно можно выделить пять основных периодов в развитии русской философии, которые тесно связаны с культурными, историческими и политическими фазами развития российского общества.

  1. древняя и средневековая русская философия (XI-XVII вв.).
  2. философия русского Просвещения (XVIII — первая четверть XIX века).
  3. русский интеллектуальный ренессанс, или так называемый Серебряный век русской философии (вторая четверть XIX — 1917).
  4. философия советского этапа (1917-1991).
  5. постсоветский (демократический) период (начинается в 1991 году и длится до настоящего времени).

Русская философия Серебряный век (1901–1917)

Начало 20-го века характеризуется быстрым и свободным развитием русской культуры и философии. Философия «всеведения» В.С. Соловьева нашла непосредственное развитие в работах братьев С.Н. и Е. Н. Трубецкой. Н. Трубецкого, но и оказал значительное влияние на многих других русских философов (Бердяев, Флоренский, Булгаков, Франк и др.) и философских писателей (Мережковский, Розанов, Белого и др.).

Одно из центральных мест в философии этого периода и по сей день занимает проблема судьбы России, которая в то время велась преимущественно в форме дискуссий о «русской идее». Это понятие, введенное Соловьевым в 1887-1888 годах, стало предметом самой широкой дискуссии среди русской интеллигенции. В обсуждении этого вопроса принимали участие Трубецкой, Розанов, Франк, Ильин, Вяч. Иванов, Карсавин и многие другие. (Обсуждение этой проблемы вышло далеко за временные рамки Серебряного века и оставалось актуальным для русской зарубежной культуры вплоть до середины XX века).

Его тревога за судьбу своей страны, недовольство режимами, существовавшими в царской России, и юношеский максимализм привели к тому, что многие русские философы в молодости заинтересовались марксизмом (Бердяев, Булгаков, Франк). Но уже первая русская революция (1905-1907) отвернула их от социальной революции и материалистических идей и переключила их интересы на религиозно-идеалистические поиски. П.Б.Струве[1], который сам в 1890-х годах увлекся марксизмом и позитивизмом, сыграл важную роль в изменении взглядов многих представителей русской интеллигенции того времени.

Недовольство консерватизмом Русской православной церкви и ее высших иерархов привело к возникновению течения «нового религиозного сознания», связанного с деятельностью Религиозно-философских собраний (Мережковский, Розанов, Бердяев и др.), которое началось в Петербурге в 1901 году.

Работы Бердяева и Шестова заложили основу экзистенциализма (или предэкзистенциализма). Франк разработал концепцию «живого знания» — «философии жизни», обращенной к человеку; его идеи получили дальнейшее развитие в учении Н.И. Лосского. Христианский неоплатонизм получил дальнейшее развитие в работах В. Ф. Херна. Г. Г. Шпетц развивал феноменологию. В начале 20 века в России возникло такое интересное и своеобразное течение, как «философия имени» (Флоренский, Булгаков,

Лосев, Эрн). В этот же период продолжалось развитие «русского космизма» (Циолковский, Вернадский).

В период Серебряного века мистицизм распространился в виде теософии Блаватской, а также учения «четвертого пути» Гурджиева и его ученика Успенского.

Особого внимания в этот период заслуживает развитие русского марксизма (учитывая его значение для последующих событий), реализованное в работах Плеханова, Богданова (Малиновского),[2] Луначарского и Ленина.

Второй – советский – период (1917–1991)

Этот период делится на два параллельных течения: русская философия в эмиграции (ок. 1917-1950 гг.) и собственно «советская философия» в России.

Русская философия в изгнании. После Октябрьской революции 1917 года ситуация для развития философии в России значительно ухудшилась. Значительное число выдающихся философов находилось в эмиграции (те, кто уехал по собственной воле, а также те, кто был изгнан насильно — см. таблицу 123). Каждый из них пережил личную трагедию, потерял дом, друзей и родственников, привычный образ жизни и т.д. Соответственно, центральной темой философии «Русского зарубежья» стала трагедия России как мировая трагедия, или трагический урок, который Россия преподала миру. С этим было связано дальнейшее обсуждение «русской идеи», особое развитие эта проблема получила в работах Ильина и Бердяева. С этим связано и появление концепции «евразийства», основоположниками которой можно считать Н. С. Трубецкого и Флоровского; она также получила развитие в работах Карсавина. В евразийстве катастрофа, произошедшая в России (Октябрьская революция 1917 года), рассматривалась как результат того, что Россия пошла по «западному» или европейскому пути, который совершенно не подходил для России. Евразийцы считали, что Россия, будучи «точкой встречи» Востока и Запада, создавшей своеобразный синтез как западной, так и восточной культуры, имеет свой особый путь развития в мире. В то же время русская культура была основана на культуре двух предыдущих евразийских культур — эллинистической и византийской.

Подавляющее большинство русских философов-эмигрантов принадлежали к различным школам религиозной философии, и практически все они в этот период развивали идеи, основы которых сформировались у них в период «серебряного века». Поэтому тема «судьбы России» имела разное преломление, но всегда в рамках религиозного (православного) мировоззрения. Не любя советскую власть и ее деяния, тем не менее, во время Второй мировой войны многие из них заняли патриотическую позицию.

Именно среди эмигрировавших философов впервые началась работа по систематическому изучению истории русской философии (Зеньковский, Лосский, Бердяев).

Советская философия в России.

Судьба оставшихся в России философов Серебряного века сложилась по-разному, некоторые из них (Флоренский, Шпет, Лосевский, Чижевский и другие) подверглись репрессиям (табл. 124). В любом случае, примерно с конца 1920-х годов они уже не могли публиковать свои философские работы «немарксистского» содержания. Например, Флоренский в этот период публиковал только работы по технике и истории искусства, Шпетц — по лингвистике и филологии, а Лосев во второй половине XX века — только по эстетике.

К 1930-м годам сложилась ситуация, когда философия марксизма в форме марксизма-ленинизма и марксизма-ленинизма-сталинизма была провозглашена единственно верной и научной философией. В процессе марксизм стал почти религией, а коммунизм выглядел как атеистическое «Царство Божье на Земле», о котором люди мечтали веками. Тезис об уникальной исторической судьбе России получил новую интерпретацию: Россия — это страна, которая прокладывает путь к лучшему будущему для всего человечества. Построение «светлого будущего» на научной (марксистской) основе, на основе «открытых» законов общественного развития, породило социальный оптимизм и привлекло многих людей, искренне поверивших в эти идеи. Именно они составили «костяк» советских философов. Основной работой философской мысли в этот период был «пересмотр» всей истории философии с точки зрения марксизма. По масштабам и характеру эта работа (проводимая в течение нескольких десятилетий) сравнима с пересмотром античного наследия в христианской и мусульманской философии (который продолжается уже несколько столетий). Однако, к сожалению, их нельзя сопоставить даже по результатам (создание оригинальных философских концепций).

Но даже в таких условиях многим талантливым людям удалось добиться значительных успехов. В 1930-е и 1960-е годы продолжалось развитие русского космизма (Вернадский, Чижевский). Наиболее значительным мистическим произведением этого периода (граничащим в некотором смысле с русским космизмом) стала «Роза мира» Д.Л. Андреева, написанная в тюрьме (1947-1957), но опубликованная только в 1991 году. М. Бахтин посвятил себя философии культуры, философии языка и герменевтике.

В 1960-1980-е годы, благодаря хрущевской оттепели, философская мысль получила некоторые (хотя и небольшие) свободы. Именно в этот период возникли и развились оригинальные философские идеи М. К. Мамардашвили. Е. В. Ильенков развил свое понимание гегелевской диалектики. Ю. М. Лотман и возглавляемая им тартуско-московская школа активно занимаются развитием семиотики и философии культуры. В эти же годы разворачивается активная работа в области общей теории систем, философской антропологии, логики и др. В целом, можно сказать, что философская деятельность была особенно активна в «нишах», где идеологическое давление было наименьшим

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Просветительская философия в Европе в XVIII веке
  2. Философия периода кризиса античного общества (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм)
  3. Владимир Сергеевич Соловьев, российский философ, поэт, публицист
  4. Будда (просветленный), основатель буддизма
  5. Учение Платона о человеке и космосе
  6. Доказательства бытия бога Фомы Аквинского
  7. Познание, его возможности и границы
  8. Анри Бергсон, французский философ
  9. Основные школы натурфилософского периода: ионийская, элейская, пифагорейская
  10. Гносеология философии возрождения и ее специфика